Слайд 1 (актуальность проекта)
Наше национальное, декоративно - прикладное искусство России исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Выполняя творческий проект, мы ответим на этот вопрос и узнаем много полезного и интересного.
Слайд 2
Мы представляем вашему вниманию творческий проект « Дымковская игрушка» «Игрушка, в которую никто не играет...» Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ?. И какое отношение она может иметь к декоративно-прикладному искусству. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки.
Слайд 3
мы поставили перед собой цель : Изучить историю возникновения народной дымковской игрушки,
Задачи проекта:
познакомиться видами игрушек , особенностями ее формы, символики и цвета,;
создать свою дымковскую игрушку по – собственному замыслу, руководствуясь народными традициями.
Слайд 4
Предмет исследования: особенности технологии создания дымковской игрушки, материалы и инструменты, необходимые для ее изготовления; лепка и роспись игрушки с учетом ее разновидностей.
Гипотеза: если изучить тему и освоить технологию лепки, последовательность и особенности ее росписи, нарисовать эскиз задуманного образа, то каждый ребенок сможет вылепить глиняную дымковскую игрушку по – своему замыслу и затем расписать ее, руководствуясь народными традициями.
Слайд 5
Где же родилась Дымковская игрушка? Нас очень заинтересовал этот вопрос. И мы узнали, что действительно, в Дымковской слободе, что недалеко от Вятки, и родилась Дымковская игрушка. Слободе Дымково почти 500 лет.
Чем
знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Слайд 6
Эту игрушку называют “Дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров, видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали её – «Дымково». Отсюда и название игрушки.
Слайд 7
Нам предстояло слепить Дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и – мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. При остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.
Слайд 8
Практическая часть работы состояла из 3х этапов.
На первом этапе анкетирование, в котором мы отвечали на вопросы о том, что мы
знаем о Дымковских игрушках и приходилось ли нам выполнять творческо –
исследовательский проект (см. приложение №1). Стало понятно, что нам многое
нужно познать и научиться. В результате анкетирования ребят было зафиксировано,
что обучающихся нашего класса 50% ребят мало знают о Дымковской игрушке.
Например,
· слышали о Дымковской игрушке – все;
· узнать её среди других смогли 2 человека;
· особенности не перечислили.
· Итоговый
результат определен:
Высокий уровень – 0%
Средний уровень – 50%
Низкий уровень – 50 %.
Анализируя результаты, полученные в процессе проведения анкетирования, сделан вывод, что нам не хватает знаний и умений по данной теме.
Слайд 9
Второй этап –изготовление игрушки
· прежде чем начать изготовление игрушки из глины, мы сделали эскиз на альбомном листе, сначала нарисовав его простым карандашом, и затем в цвете;
· работали гуашевыми красками, так как она хорошо ложится на бумагу и на глиняную поверхность. Каждый руководствовался традициями народных дымковских мастеров. Главная особенность «Дымки» заключается в том, что она добрая и нарядная, поэтому ее основные цвета: красный, синий, оранжевый, коричневый и белый.
· Лепка игрушки:
· подготовка глины для лепки – важный этап, т.к. глину необходимо хорошо размять, придав ей пластичное состояние (в виде теста);
· лепка основы – тела игрушки;
· лепка деталей (детализация образа игрушки), элементов украшения.
Слайд 10
Игрушки мы слепили. Но передо нами встал новый вопрос: а как ее раскрасить. Ведь, наверное, у Дымковской игрушки есть свой наряд? Мы стала изучать и этот вопрос. Тайна элементов узоров дымковской игрушки увела нас в далекое прошлое, к древним образам, очень важным для человека нашей старины, которые он изображал с помощью символов древних образов которые используются в росписи современных народных игрушек.
Слайд 11
На следующем этапе мы проделали следующие шаги:
Сушка изделия;
Беление поверхности игрушки;
Роспись игрушки:
· выделение цветом крупных фоновых элементов росписи (полос, квадратов, кругов и т.д.);
· роспись мелких элементов декора игрушки;
· соблюдение правил последовательности нанесения элементов декора игрущки с учетом используемых цветов;
подчеркивание - выделение черным цветом, тонким контуром, точкой, волной, завитком отдельных деталей росписи игрушки
Слайд 12
Результат нашей проектной работы на лицо
Главными достижениями проделанной работы мы считаем следующее:
1. Мы получили огромное удовольствие от творчества, порадовались нашим успехам, открытиям и получили удовлетворение от прикосновения с этой красотой. Наши игрушки стали отзывом на подарки мастериц из прошлого, которые оставили для нас дымковские мастера. Наш интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства возрос, захотелось сделать еще больше сюрпризов для наших близких в виде дымковских игрушек, чтобы можно было каждый день ими любоваться.
2. Наши представления, знания и умения о дымковских игрушках стали более полными, яркими, практически освоенными. Каждый, после создания своей игрушки, мог легко рассказать о ее особенностях, отличить Дымку от других видов народной глиняной игрушки.
3. Слайд13
На основе проведенного исследования установлено, что работа над изготовлением дымковской игрушки может:
· Развивать творческие способности человека, значит мы становимся более талантливыми, мастеровитыми.
· Благотворно влиять на нервную систему – успокаивать нас, снимать напряжение, восстанавливать наше настроение, если оно у нас испортится;
· Развивать наши пальчики, а именно мелкую моторику, как говорит наш педагог.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.