Тезисы к творческому проекту "Дымковская игрушка история и современность"

  • docx
  • 06.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала тезисы к проекту.docx

Слайд 1 (актуальность проекта)

Наше национальное, декоративно - прикладное искусство России исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Выполняя творческий проект, мы ответим на этот вопрос и узнаем много полезного и интересного.

Слайд 2

Мы представляем вашему вниманию творческий проект « Дымковская игрушка» «Игрушка, в которую никто не играет...» Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ?.  И какое отношение она может иметь к декоративно-прикладному искусству. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки.

Слайд 3

      мы поставили перед собой цель : Изучить историю возникновения народной дымковской игрушки,

Задачи проекта:

познакомиться  видами игрушек , особенностями ее формы, символики и цвета,;

создать свою дымковскую игрушку по – собственному замыслу, руководствуясь народными традициями.

Слайд 4

Предмет исследования: особенности технологии создания дымковской игрушки, материалы и инструменты, необходимые для ее изготовления; лепка и роспись игрушки с учетом ее разновидностей.

Гипотеза: если изучить тему и освоить технологию лепки, последовательность и особенности ее росписи, нарисовать эскиз задуманного образа, то каждый ребенок сможет вылепить глиняную дымковскую игрушку по – своему замыслу и затем расписать ее, руководствуясь народными традициями.

Слайд 5

Где же родилась Дымковская игрушка? Нас очень заинтересовал этот вопрос. И мы узнали, что действительно, в Дымковской слободе, что недалеко от Вятки, и родилась Дымковская игрушка. Слободе Дымково почти 500 лет.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!

Слайд 6

Эту игрушку называют “Дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров, видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали её – «Дымково». Отсюда и название игрушки.

Слайд 7

Нам предстояло слепить Дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и – мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. При остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

Слайд 8

Практическая часть работы состояла из 3х этапов.
На первом этапе анкетирование, в котором мы отвечали на вопросы о том, что мы знаем о Дымковских игрушках и приходилось ли нам выполнять творческо – исследовательский проект (см. приложение №1). Стало понятно, что нам многое нужно познать и научиться. В результате анкетирования ребят было зафиксировано, что   обучающихся нашего класса 50% ребят мало знают о Дымковской игрушке.

Например,

·      слышали о Дымковской игрушке – все;

·      узнать её среди других смогли 2 человека;

·      особенности не  перечислили.

·      Итоговый результат определен:
Высокий уровень – 0%
Средний уровень – 50%
Низкий уровень – 50 %.

Анализируя результаты, полученные в процессе проведения анкетирования, сделан вывод, что нам не хватает знаний и умений по данной теме.

Слайд 9

Второй этап –изготовление игрушки

·      прежде чем начать изготовление игрушки из глины, мы сделали эскиз на альбомном листе, сначала нарисовав его простым карандашом, и затем в цвете;

·      работали гуашевыми красками, так как она хорошо ложится на бумагу и на глиняную поверхность. Каждый руководствовался традициями народных дымковских мастеров. Главная особенность «Дымки» заключается в том, что она добрая и нарядная, поэтому ее основные цвета: красный, синий, оранжевый, коричневый и белый.

·      Лепка игрушки:

·      подготовка глины для лепки – важный этап, т.к. глину необходимо хорошо размять, придав ей пластичное состояние (в виде теста);

·      лепка основы – тела игрушки;

·      лепка деталей (детализация образа игрушки), элементов украшения.

Слайд 10

Игрушки мы слепили. Но передо нами встал новый вопрос: а как ее раскрасить. Ведь, наверное, у Дымковской игрушки есть свой наряд? Мы стала изучать и этот вопрос. Тайна элементов узоров дымковской игрушки увела нас в далекое прошлое, к древним образам, очень важным для человека нашей старины, которые он изображал с помощью символов древних образов которые используются в росписи  современных народных игрушек.

Слайд 11

На следующем этапе мы проделали следующие шаги:

Сушка изделия;
Беление поверхности игрушки;

Роспись игрушки:

·      выделение цветом крупных фоновых элементов росписи (полос, квадратов, кругов и т.д.);

·      роспись мелких элементов декора игрушки;

·      соблюдение правил последовательности нанесения элементов декора игрущки с учетом используемых цветов;

подчеркивание - выделение черным цветом, тонким контуром, точкой, волной, завитком отдельных деталей росписи игрушки

Слайд 12

Результат нашей проектной работы на лицо

Главными достижениями проделанной работы  мы считаем следующее:

1.  Мы получили огромное удовольствие от творчества, порадовались нашим успехам, открытиям и получили удовлетворение от прикосновения с этой красотой. Наши игрушки стали отзывом на подарки мастериц из прошлого, которые оставили для нас дымковские мастера. Наш интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства возрос, захотелось сделать еще больше сюрпризов для наших близких в виде дымковских игрушек, чтобы можно было каждый день ими любоваться.

2.  Наши представления, знания и умения о дымковских игрушках стали более полными, яркими, практически освоенными. Каждый, после создания своей игрушки, мог легко рассказать о ее особенностях, отличить Дымку от других видов народной глиняной игрушки.

3.  Слайд13

На основе проведенного исследования установлено, что работа над изготовлением дымковской игрушки может:

·      Развивать творческие способности человека, значит мы становимся более талантливыми, мастеровитыми.

·      Благотворно влиять на нервную систему – успокаивать нас, снимать напряжение, восстанавливать наше настроение, если оно у нас испортится;

·      Развивать наши пальчики, а именно мелкую моторику, как говорит наш педагог.