Из опыта своей многоголетней работы учителем физики хотелось бы поделиться мыслями с коллегами об эффективности внедрения в учебный процесс информационно-коммуникативных технологий и разработки электронно-образовательных ресурсов, где главными активными участниками являются сами учащиеся. Под руководством учителя и с применением достижений ИКТ даже самый скучный урок станет событием.
конференция.docx
Тезисы для выступления на педагогической конференции
В рамках пилотного проекта наша школа шестой год участвует во внедрении
ФГОС нового поколения. Все это время в нашем педагогическом коллективе
проходят различные семинары и мастерклассы по использованию ЭОР в
образовательном процессе. В методической копилке сайта школы накоплено
много методических разработок с эффективным применением современных
образовательных ресурсов. Однако требования ФГОС и концепции
модернизации образования ставят перед нашими учителями новые методические
задачи, решить которые можно только используя современный интерактивный и
мультимедийный материал.
Мультимедиа технологии занимают особое место в педагогической
деятельности современного учителя. Преподавание физики, в силу особенностей
самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения
современных информационных технологий. Школьный предмет физика дает
необходимое количество знаний по наглядному представлению окружающего
мира.
На сегодняшний день у меня имеется достаточно большой объем электронных
образовательных ресурсов, включающий ресурсы учебного кабинета, медиатеки
и личный архив по физике(презентации учащихся, личные презентации, oms
модули из интернета). Тем не менее, ни одна образовательная технология не
является универсальной и применимой в любых ситуациях. Иногда применение
ИКТ в обучении физике нецелесообразно. Можно привести примеры
нежелательных учебных ситуаций:
в течение всего урока (сообщение нового материала) учитель
демонстрирует мультимедийный курс при объяснении, пользуясь
рисунками, анимациями, а учащиеся читают текст, повторяющий текст
учебника, на экране;
реальный физический эксперимент, самостоятельные наблюдения
учащихся заменяются демонстрацией компьютерных экспериментов в тех
ситуациях, когда возможно и целесообразно проводить именно реальные
наблюдения (колебания математического маятника, движение тела по
наклонной плоскости и т.п.);
живая речь, определяющий фактор коммуникативного поведения
педагога, заменяется дикторским текстом, озвучивающим модели,
анимации и определения в ЭОР. Чтобы избежать подобных негативных моментов я предпочитаю три модели
урока, где организационная схема базируется на основе ЭОР нового поколения
согласно требованиям ФГОС:
урок введение в новый материал с ведущей ролью учителя (приложение
1);
уроквведение в новый материал с ведущей ролью учащихся (приложение
2);
уроквиртуальная лабораторная работа (приложение 3).
При организации первых двух моделей общая схема проведения урока
практически одинакова с той разницей, что для самостоятельной ведущей роли
учащихся необходима подготовка под руководством учителя.
Можно сразу определить учащихся со стремлением к проектной
деятельности, которые получают статус "консультанта" для рабочей группы. И,
как правило, это учащиеся с хорошим знанием электронной техники и
возможностей электронных ресурсов. Учащиеся, которых я обучаю третий
четвертый год, чаще используют аудивизуальные и мультимедийные ресурсы,
так как представление информации текстографически интересно только в
начале изучения физики. В то же время процесс составления ярких презентаций
с анимацией, слайд фильмов способствует расширению кругозора учащихся, их
представления о возможностях окружающего мира, что обогащает процесс
обучения и воспитания, позволяют сделать его более эффективным, вовлекая в
процесс восприятия учебной информации большинство чувственных
компонентов обучаемого. Мультимедийные технологии превратили учебную
наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность
отслеживать изучаемые процессы во времени. В этом случае работа учителя
заключается в том, чтобы:
определить тему урока ;
сформулировать для учащихся цель: на этапе подготовки и в процессе
проведения урока;
определить учебный материал (ЭОР И и Птипа), на основе которого будет
проходить урок, рекомендовать дополнительные источники информации;
координировать работу учащихся как в процессе подготовки к
уроку, так и в процессе его проведения.
проведение виртуального эксперимента,
Урок — лабораторная работа, целью которой является изучение реальных
объектов,
самостоятельной
формулировке выводов и проверке их справедливости. Схема урока близка
логике, применяемой при изучении нового материала. Однако специфика
состоит в том, что при изучении нового материала в традиционной форме акцент
на знаниевую компоненту и в значительной мере на репродуктивную
деятельность учащегося при выполнении заданий. В то время как при
проведении лабораторной работы важно, устанавливая соотношение изучаемого
материала с содержанием урока, конкретизировать, иллюстрировать, углублять
понимание темы и, главное, содействовать становлению у учащегося умений
анализа, обобщения, внутреннего рассуждения, постановки проблемы.
Можно достичь эффективности лабораторного занятия выстроенной
системой вопросов и заданий, нацеленных на выполнение действий учащимися,
осмысления получаемых результатов. Все это реализуется с помощью ЭОР
нового поколения по логической схеме урока.
Значимость такого рода занятий определяется также возможностью
способствовать становлению умений осмысленной работы, углубленного анализа
подвергающихся изучению материалов, развитию навыков исследования.
Использование ЭОР на уроке физики позволяет ученику:
получать более точное представление сложных для понимания явлений
или процессов,
закреплять полученные знания,
проводить исследования,
решать задачи и выполнять упражнения,
работать в индивидуальном темпе,
формировать навыки самоконтроля,
осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при
наглядных
написании мультимедиарефератов, создании проектов,
пособий.
Внедрение в образование ЭОР повышает общий уровень учебного процесса,
усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. Таким
образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными
информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса по внедрению ФГОС, решить стоящие перед
образовательным учреждением задачи воспитания и обучения.
Приложение 1
Деятельность
учащихся
Воспринимают
информацию,
сообщаемую
учителем
Задают вопросы
учителю
Деятельность учителя
Объясняет новый
материал, используя
материалы ЭОР как
основу для презентации
Отвечает на вопросы
учащихся
Вопросы учителя
Отвечают на
вопросы учителя
Задает вопросы
учащимся
№
п/п Этап урока
1
Введение нового
материала
Содержание
ЭОР Итипа
Формулирование
вопросов
учащимися
Ответы
учащихся на
вопросы учителя
Формулировка
учителем
заданий для
выполнения
учащимися
Выполнение
заданий
учащимися
Вопросы
учеников
Задания учителя
или ЭОР Птипа
Задания учителя
или ЭОР Птипа
Знакомятся с
заданием и задают
вопросы по его
условию
Выполняют задание
и размещают
результаты его
выполнения на
форуме
Знакомятся с
заданием
Определяет ЭОР П
типа, при наличии
вариативных ЭОР П
типа определяет их
индивидуально для
каждого учащегося
Анализирует результаты
выполнения учащимися
заданий
Определяет ЭОР К
типа, при наличии
вариативных ЭОР К
типа определяет их
индивидуально для
каждого учащегося
Анализирует ответы
учащихся, оценивает их
деятельность
Формулирует выводы
Формулирование
контрольного
вопроса или
задания
Контрольное
задание
(ЭОР Ктипа)
Выполнение
учащимися
контрольного
задания
Контрольное
задание
(ЭОР Ктипа)
Формулирование
выводов урока
Выводы по уроку
Выполняют задание,
размещают
результаты его
выполнения на
форуме
Фиксируют выводы
2
3
4
5
6
7
8 Приложение 2
№
п/п
1
2
3
4
5
Этап урока
Содержание
Изучение
нового
материала
ЭОР Итипа
Деятельность
учащихся
Знакомятся с
содержанием
Формулировани
е вопросов
учащимися
учителю по
прочитанному
(изученному)
Ответы
учащихся на
вопросы
учителя
Формулировка
учителем
заданий для
выполнения
учащимися
Выполнение
заданий
учащимися
Вопросы
учеников
Задают вопросы
учителю
Вопросы учителя Отвечают на
вопросы учителя
Задания учителя
или ЭОР Птипа
Знакомятся с
заданием и задают
вопросы по его
условию
Задания учителя
или ЭОР Птипа
Выполняют
задание и
размещают
результаты его
выполнения на
форуме
Деятельность учителя
Определяет ЭОР, при
наличии вариативных
ЭОР определяет их
индивидуально для
каждого учащегося
Отвечает на вопросы
учащихся
Задает вопросы
учащимся по
изученному материалу
Определяет ЭОР П
типа, при наличии
вариативных ЭОР П
типа определяет их
индивидуально для
каждого учащегося
Анализирует
результаты выполнения
учащимися заданий 6
7
8
Формулировани
е контрольного
вопроса или
задания
Контрольное
задание (ЭОР К
типа)
Знакомятся с
заданием
Выполнение
учащимися
контрольного
задания
Контрольное
задание (ЭОР К
типа)
Выполняют
задание,
размещают
результаты его
выполнения на
форуме
Определяет ЭОР К
типа, при наличии
вариативных ЭОР К
типа определяет их
индивидуально для
каждого учащегося
Анализирует ответы
учащихся, оценивает их
деятельность
Формулировани
е выводов
урока
Выводы по уроку Фиксируют
выводы
Формулирует выводы
я Научные
факты
и
н
е
л
в
Я
Гипотеза
Идеальный
объект
Величины
Законы
Применение
Приложение 3
Тезисы для педагогической конференции
Тезисы для педагогической конференции
Тезисы для педагогической конференции
Тезисы для педагогической конференции
Тезисы для педагогической конференции
Тезисы для педагогической конференции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.