Тезисы на тему: "Траектория взаимодействия музыкального руководителя и учителя логопеда в коррекционно - образовательной работе"
Оценка 5

Тезисы на тему: "Траектория взаимодействия музыкального руководителя и учителя логопеда в коррекционно - образовательной работе"

Оценка 5
Семинары
docx
музыка
Детсад
29.09.2019
Тезисы на  тему: "Траектория  взаимодействия музыкального  руководителя  и учителя  логопеда в коррекционно - образовательной  работе"
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям: коррекционно - развивающее, информационно-консультативное.
Тезисы на тему Траектория взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда.docx
«ТРАЕКТОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕЗИСЫ  НА  ТЕМУ: РУКОВОДИТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ ­ ЛОГОПЕДА  В  КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЕ»                   Клепикова Галина Борисовна , музыкальный  руководитель, высш. кв. категория,  Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение  «Детский Сад № 85 «Малиновка» комбинированного вида Архангельской  области г.Северодвинск «Если говорить вам сложно – Музыка всегда поможет!» В  коррекционной  работе  с  детьми, страдающими различными  дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя­ логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение  системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме  коррекционных целей, достигается повышение эффективности в развитии  неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации  детей. Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется  по двум направлениям: коррекционно­развивающее, информационно­ консультативное.  Выстраивая свою работу, и логопед, и музыкальный руководитель должны  учитывать структуру речевого дефекта; осуществлять индивидуальный подход  на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки,  приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность  ребенка. И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые  требования к проведению совместных занятий с детьми.  Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и  музыкальным руководителем при проведении коррекционно­образовательной  работы: оздоровительные, образовательные (познавательные),  воспитательные и коррекционные.                               Оздоровительные: укрепление костно­мышечного аппарата; развитие  дыхания; развитие координации движений и моторных функций; развитие  ловкости, силы, выносливости, воспитание правильной осанки, походки.  Образовательные: формирование двигательных умений и навыков;  развитие пространственных представлений, ловкости, силы, переключаемости,  координации движений; освоение знаний о метроритмике.  Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности  ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия  музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умения перевоплощаться, проявлять свои  художественно­творческие способности, личностные качества, чувства  коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений и  организаторских способностей.   аппарата, фонематического  восприятия, грамматического строя  и связной  речи; формирование  и  развитие слухового  и  зрительного внимания, памяти,  воспитание  просодических компонентов  речи.  Коррекционные: развитие речевого дыхания, артикуляционного  При этом, каждый из субъектов коррекционно­развивающей работы  осуществляет развитие следующих направлений:  Учитель ­ логопед:  ­  постановка  диафрагмально ­ речевого дыхания;  ­ укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами   логопедического массажа; ­  формирование артикуляторной базы для исправления неправильно  произносимых звуков;   ­ коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;  ­ развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза речи; ­  обучение умению связно выражать свои мысли;  ­ развитие психологической базы речи; ­  совершенствование мелкой моторики;  ­  логопедизация занятий  и  режимных моментов.  Музыкальный руководитель: ­   осуществляет работу по развитию и формированию слухового внимания и  слуховой памяти; ­  пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника;  ­ координации движений;  ­ умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;  ­  темпа и ритма дыхания и речи; просодики; фонематического слуха.  В начале учебного года  Мониторинг  музыкального  развития  вновь  поступивших детей показал, что многие из них не поют, а говорят. Некоторые  дети не справляются с  пропеванием  данного звука, плохо запоминают тексты  песен, названия музыкальных произведений для слушания, недостаточно  согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче  ритмического рисунка.  Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения  музыкальных занятий.  Поэтому помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, мы используем  такой эффективный метод  преодоления  речевых нарушений, как Логопедическая ритмика. Сочетание  речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути  исправления речевых и двигательных недостатков детей.  Логоритмика ­ одно из важнейших методических средств. Хорошо подготовленный музыкальный руководитель, знакомый с  основами логопедии  и  заинтересованный  в  работе  с  детьми, имеющими  речевые нарушения, может оказать очень большую помощь в коррекционной  работе каждому ребёнку, так как  Музыка выступает в качестве ведущего  фактора развития и оздоровления ребенка.  Логоритмические занятия составлены  с опорой на лексические темы.  Построение занятий занятий может быть очень разнообразным: сказочный  сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники,  сюжетные и дидактические игры. Разнообразное построение логоритмических  занятий создаёт  доброжелательную, эмоционально ­ насыщенную атмосферу совместного  творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное  участие в учебном процессе. Предложенная  тематическая направленность и организационная  вариативность занятий способствуют формированию у детей  устойчивого  интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное  эмоциональное отношение к  логоритмическим  упражнениям, а значит,  помогают достигнуть лучшей результативности в обучении.   Сюжетно ­ тематическая организация занятий наиболее соответствует  детским психо­физическим данным, так как в игре максимально реализуются  возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше  усваиваются.           Логоритмические  занятия  включают  в  себя  следующие  элементы:  ­ движения под музыку, логопедическую  гимнастику,  комплекс упражнений   для укрепления мышц  органов  артикуляционного аппарата, рекомендованные  Т.В.Будённой;  ­  чистоговорки  для  автоматизации и дифференциации звуков; ­  пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук,  упражнения на развитие общей моторики;  ­ фонопедические упражнения  по методу В.В.Емельянова для укрепления  гортани  и привития навыков речевого дыхания; ­ вокально ­  артикуляционные упражнения для развития певческих данных  и   дыхания; ­ песни и стихи, сопровождаемые движениями  рук, для развития плавности и  выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного  тренинга;   ­ музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению  ориентироваться в пространстве;  ­  мело ­ и ритмодекламации  для координации слуха, речи, движения;  ­ упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы,  воображения и ассоциативно­образного мышления; ­ коммуникативные, подвижные игры и  танцы для развития динамической  стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных  средств общения, позитивного самоощущения;  ­ упражнения на релаксацию  для снятия эмоционального  и  физического  напряжения.  Таким образом, в результате проведения логоритмических занятий, мы  пришли к выводу, что Логоритмические занятия направлены на развитие всех  компонентов  речи, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики,  памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей,  воспитывают нравственно ­ эстетические чувства. В качестве вспомогательных средств  в  своей работе мы широко  используем диски Екатерины и Сергея Железновых: «Аэробика для малышей»,  игровой массаж, пальчиковые игры «Десять мышек», развивалочки «Пять  веселых поросят».   Забавные тексты песенок­упражнений являются подсказкой для  предлагаемых движений, а веселая и красивая музыка создает нужное  настроение, помогает ритмичному и выразительному исполнению. Игры  способствуют развитию мелкой моторики, внимания, памяти и мышления  малышей, предполагают тактильное взаимодействие, формируют и укрепляют  тёплые взаимоотношения.  Такие игры особенно важны для коррекционной работы. Реализация  принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и  речевого развития детей и предусматривает совместную работу специалистов. В логопедической группе коррекционное направление работы является  ведущим, а образовательное – подчиненным. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все  специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой,  участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.  Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости,  полученной ребёнком на занятии. Необходимо, чтобы дети с желанием  занимались и  с нетерпением ждали следующего занятия. Таким образом, эффективность коррекционной работы с детьми  логопедических групп определяется  четкой организацией их пребывания в  детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и  преемственностью в работе логопеда, музыкального руководителя и других  специалистов ДОУ.  Работа педагога – это искусство. Свое выступление  я хочу закончить  словами  Уолтера  Пейтера: «Любое  искусство стремится к тому, чтобы  стать музыкой».                                                                  Список   использованных источников:   1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным  сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. – СПб:  «ДЕТСТВО ПРЕСС»,1999.  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.  4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое  пособие.  Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2­6 лет (3 книги) –  М.:ТЦ Сфера, 2007. 5. Лазарев М.Л. Здравствуй! Учебно­методическое пособие для педагогов Дошк. Образоват. Учреждений. – М.: Мнемозина, 2004.  6. Нищева Н.Н.  Программа коррекционно­развивающей работы в  логопедической  группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2006.

Тезисы на тему: "Траектория взаимодействия музыкального руководителя и учителя логопеда в коррекционно - образовательной работе"

Тезисы на  тему: "Траектория  взаимодействия музыкального  руководителя  и учителя  логопеда в коррекционно - образовательной  работе"

Тезисы на тему: "Траектория взаимодействия музыкального руководителя и учителя логопеда в коррекционно - образовательной работе"

Тезисы на  тему: "Траектория  взаимодействия музыкального  руководителя  и учителя  логопеда в коррекционно - образовательной  работе"

Тезисы на тему: "Траектория взаимодействия музыкального руководителя и учителя логопеда в коррекционно - образовательной работе"

Тезисы на  тему: "Траектория  взаимодействия музыкального  руководителя  и учителя  логопеда в коррекционно - образовательной  работе"

Тезисы на тему: "Траектория взаимодействия музыкального руководителя и учителя логопеда в коррекционно - образовательной работе"

Тезисы на  тему: "Траектория  взаимодействия музыкального  руководителя  и учителя  логопеда в коррекционно - образовательной  работе"

Тезисы на тему: "Траектория взаимодействия музыкального руководителя и учителя логопеда в коррекционно - образовательной работе"

Тезисы на  тему: "Траектория  взаимодействия музыкального  руководителя  и учителя  логопеда в коррекционно - образовательной  работе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2019