Тезнологическая карта урока Химический состав клетки 5 класс
Оценка 4.6

Тезнологическая карта урока Химический состав клетки 5 класс

Оценка 4.6
Документация
doc
биология
10.11.2020
Тезнологическая карта урока Химический состав клетки 5 класс
Химический состав клетки. Урок биологии разработан для учащихся 5 класса по УМК Пономаревой И.Н. - образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки. - развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли. - воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Технологическая карта урока биологии Химический состав клетки 5 кл.doc

 

 

Технологическая карта

Тема урока

Химический состав клетки.

 Урок биологии разработан для учащихся 5 класса по УМК Пономаревой И.Н.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знать  химический состав клетки;

- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

- уметь отличать  органические вещества от неорганических.

 

- регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать  с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

 

Решаемые учебные проблемы

- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

- развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли.  Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры. 

 

Вид используемых на уроке средств ИКТ

 

Индивидуальная, фронтальная, групповая форма работы.

Частично-поисковый метод.

Демонстрация опытов.

Показ  фильма.

Образовательные интернет-ресурсы

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь,  таблица «Строение клетки», семена льна,  лист капусты, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, йод, вода.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

     «Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал.  Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира – мира  живых организмов?».

      «Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущем уроке».

Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Вы дома изготовили модель клетки. Давайте вспомним и проверим наши знания.

 

1. Один ученик работает у доски  с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.

 

х

Л

о

р

о

п

л

а

с

т

ы

1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?

г

у

К

2.Ученый открывший клетку.

м

и

К

р

о

с

к

о

п

1.       С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?

ф

о

т

о

с

и

н

т

Е

з

2.       Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.

в

А

к

у

о

л

ь

3.       Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.

м

и

Т

о

х

о

н

д

р

и

я

6.Органоид, который является источником энергии в клетке.

 

2. Несколько человек работают с моделями клеток, изготовленными дома: рассказывают строение и отвечают на вопросы:

1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

а) рибосома;  б)  митохондрия;  в) хлоропласт;  г) лизосома

2. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной;  б) бактериальной;  в) животной

3. Органоид, который является источником энергии:

а) митохондрия;  б) аппарат Гольджи;  в) вакуоль;  г) ядро

4. Какой клетки характерен процесс фагоцитоза:

а) вирусы;  б) животной;  в) растительной;  г) бактерии

5. Как называется среда клетки, внутри которой происходят обменные процессы:

а) ядро;  б) цитоплазма;  в) вода;  г) ЭПС  

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку  химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно. Теперь ответьте еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.

Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

Тема урока «Химический состав клетки».

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, проговаривают и осознают.

3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

   Изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.

 

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1.             Продолжить формирование умения работать  с учебником.

2.             Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки. 

3.             Продолжить формирование  навыков  использовать, символы, схемы для структурирования информации.            

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД                 

1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.

1.         Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

2.       Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.

3.       Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

4.       Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

5.       Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

1.       Создание условий  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

2.       Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

3.        Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

4.       Оценивать собственный вклад в работу группы.

 

4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.             Предоставляет  ознакомиться с текстом своих учебников  и  самостоятельно  составить схему «Вещества клетки».

 

2.             Просмотр фильма.

Составление схемы «Вещества клетки» (на доске. Затем в рабочей тетради)

                                       Вещества клетки

 


неорганические вещества                       органические вещества

 


вода       минеральные соли               белки         жиры     углеводы

 

Обобщение результатов.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное  строение, и что их клетки  имеют  сходное  строение.

Оказывается кроме сходства в строении,  для всех клеток характерен и сходный  химический  состав.

Вещества, из которых состоят клетки,   разнообразны. Из  109,  имеющихся  в природе химических  элементов  в  составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в  виде химических веществ.

Из  чего  состоят  химические  вещества? (Из атомов).

Все вещества клетки  можно  разделить  на органические  и  неорганические?

Неорганические  вещества – это  вода  и  минеральные  соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из  воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.

Опыты, доказывающие наличие воды и солей в клетка (рис.20, 21).        Роль воды в клетке:

1.       Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.

2.       Входит в состав цитоплазмы.

3.       Составляет основу клеточного сока.

Минеральные  соли составляют  около 1% массы  клетки, но их значение  очень велико. Чаще  всего в растительных  клетках встречаются  соединения азота, фосфора, натрия, калия и других  элементов. Некоторые  растения способны накапливать разные минеральные  вещества:- водоросли – йод, поэтому людям испытывающим  недостаток этого  элемента  рекомендуют  есть  морскую  капусту;- лютики – накапливают  литий и по  их месту  произрастания  можно  судить о  химическом  составе почвы;- хвощ – растет,  там,  где  кислые почвы.

                    Роль минеральных солей в клетке:

1.       Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой;

2.       Входят в состав межклеточного вещества.

Вода и минеральные соли  входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить?   (между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство)

Органические вещества -  вещества,  состоящие  из  углерода,  водорода,  кислорода и азота. Эти вещества содержатся  или  производятся живыми организмами. К этим  веществам  относят  белки,  жиры,  углеводы. Их  насчитывается около 10 миллионов.

Как вы думаете,  каких веществ  в клетках  больше  органических или  неорганических? 

Если сжечь лист капусты, то  после горения останется зола. Зола  состоит из  минеральных  веществ, которые содержались в клетках листьев капусты. При  горении сгорели  только  органические вещества.  Масса золы приблизительно 15% от массы листа. Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал,  что  органических  веществ,  в клетках больше, чем неорганических.

А сейчас  мы    проделаем  ряд  исследований. 

Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.

Определение крахмала:

А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?

Проделаем еще один опыт

Б) Для  этого возьмите стаканчик, налейте  в  него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек  теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике.

Что вы наблюдаете? (Помутнение  воды)

Отлейте  немного  воды  в  стаканчик и накапайте  туда  раствор  йода.

Что наблюдаете? (Раствор посинел)

Какой вывод мы можем  сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода)

В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?

Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы)

А что такое  тростник и свекла? (Растения)

Какой вывод мы можем  сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар)     

                             Роль углеводов в клетке:

Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения.

Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.

Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка)

Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений)

Отставьте  стаканчик в сторону,  не вынимая теста.

Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.

Возьмите  салфетку  между листочками  положите несколько семян льна. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена.

Что  наблюдаете? (Появляется жирное  пятно на бумаге)

Какой можно  сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир)

Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.

Какие масличные растения вам известны?

Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир?

Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира?

Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.

Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.

Аккуратно выньте  комочек  теста и  осмотрите его развернув  марлю. Потрогайте  его пальцем.

Что чувствуете? (скользкое, клейкое)

Когда  сомкнете пальцы что  чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста  белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из  муки получать тесто и печь хлеб и пироги.

Проявление познавательной инициативы.

Проведение исследований.

Обсуждение в группах варианты решения.

Оценка правильности выводов, решений.

6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы:

1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала (йод)

2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса (сахар)

3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (углерод)

4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля (крахмал)

5.Общее название солей, содержащихся в клетке (минеральные)

6.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии (жиры)

7.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли (неорганические)

8.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки (белки)

9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)

10.Растительный белок, оставшийся после промывания теста (клейковина)

11.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода  (синий)

12.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал (клубень)

 

Закрепление.

Самостоятельная работа в малых группах. 

Выполняют задания в рабочей тетради.

 

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока  вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Подведение итогов с помощью таблицы.

 

8 ЭТАП Домашнее задание.      Параграф   §6, вопросы после параграфа.     

На выбор выполнить одно задание: 1)Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами.  2)Проведите  исследование с яблоком и сделайте вывод о том, содержится ли в его клетках крахмал?

 


Технологическая карта

Технологическая карта

Деятельность учителя Деятельность обучающихся «Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал

Деятельность учителя Деятельность обучающихся «Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал

Тема урока « Химический состав клетки»

Тема урока « Химический состав клетки»

ЭТАП планирования. Деятельность учителя

ЭТАП планирования. Деятельность учителя

Роль минеральных солей в клетке: 1

Роль минеральных солей в клетке: 1

В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?

В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?

Потрогайте его пальцем. Что чувствуете? (скользкое, клейкое)

Потрогайте его пальцем. Что чувствуете? (скользкое, клейкое)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2020