ФАЙЛ. ФАЙЛОВАЯ СТРУКТУРА
Цель:
- сформировать понятие файл, папка, полное имя файла, путь к файлу, файловая система, расширение файла.
Задачи:
Þ образовательные
- формирование умения составлять дерево файловой системы, отслеживать путь по файловой системе;
Þ развивающие
- развитие познавательных интересов, самоконтроля;
Þ воспитательные
- воспитать информационную культуру обучающихся по теме «Файл и файловая система».
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
- компьютер
- проектор
- интерактивная доска
- MS PowerPoint
- буклет с основными понятиями
- рабочий лист
План урока
I. Организационный момент (1 мин.).
II. Актуализация знаний (5 мин.).
III. Постановка целей урока (1 мин.).
IV. Изучение нового материала (14 мин.).
V. Закрепление изученного (15 мин.).
VI. Подведение итогов урока (3 мин.).
VII. Домашнее задание (1мин.).
Ход урока
I. Организационный момент. (слайд 1)
Приветствие учащихся. Знакомство.
- У каждого из вас на столах лежат Рабочий лист и буклет со словарём урока. В рабочих листах вы будете выполнять упражнения. А словарь вам пригодится при подготовке домашнего задания.
II. Актуализация знаний. (слайд 2)
Вопросы для учащихся:
1. Что изучает информатика? (информацию)
2. С помощью чего информатика изучает информацию? (компьютер)
3. Что такое информация? (новые сведения об окружающем мире)
4. Где хранится информация в компьютере? (на внешних устройствах памяти)
5. В каком виде хранится информация в памяти компьютера? (в двоичном виде)
6. Что такое файл с вашей точки зрения? (ответы обучающихся)
III. Постановка целей урока. (слайд 3)
- Тема нашего урока «Файл. Файловая структура»
- Сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями файл, папка, путь к файлу, полное имя файла, файловая структура, расширение файла. (слайд 4)
IV. Изучение нового материала.
1. Файл.
- Информация на внешних носителях хранится в виде файлов.
- Определение: (слайд 5) Файл – именованная область внешней памяти.
- Что мы можем делать с файлами? (ответы обучающихся)
2. Имя файла.
- Как мы различаем файлы? (по имени)
- Какие имена файлов вы можете предложить? (ответы обучающихся)
- Определение: (слайд 6) имя файла – последовательность символов, позволяющая пользователю ориентироваться в файловой системе и идентифицировать файлы.
- Какова длина имени файла? (255 символов)
- А для ОС важно ещё различать, что хранится внутри файла. Человек визуально различает в книге тексты и рисунки, графики и таблицы, инструкции и правила. На диске все виды информации представлены совершенно одинаково, а именно в виде последовательности нулей и единиц, т.е. в двоичном коде, как мы уже отметили раннее.
- (слайд 7) Что может означать последовательность:
01000110 01001111 01010010 01001101 01000001 01010100?
(слово FORMAT, закодированное по стандарту ASCII).
- Для того чтобы ОС различала, что хранится внутри файла, и не пыталась рисовать текст на экране или печатать мелодию, помимо имени у каждого файла должен быть специальным образом присваивающийся формат, указывающий на тип хранимой информации. На содержимое файла указывает (слайд 8) расширение, записываемое после имени файла и отделяемое от него точкой. Тип расширения зависит от программы, которая будет работать с этим файлом.
- Определение: (слайд 8) тип файла – последовательность символов, позволяющая компьютеру сопоставлять ПО содержимому файла.
- Сейчас мы с вами выполним задание №1 в ваших рабочих листах. (слайд 9)
Тип |
Значение |
Примеры приложений |
doc, docx, txt |
текстовая информация |
MS Word, WordPad |
bmp, jpg, gif |
графическая информация |
Pait |
avi |
видеоинформация |
WinAmp, Windows Медиа Проигрыватель |
wav |
звуковая информация |
WinAmp, Windows Медиа Проигрыватель |
bak |
файл-копия |
открывается программой, в которой был создан оригинал |
html, htm |
web-страница |
Internet Explorer, Mozilla Firefox |
rar, zip |
архив |
WinRar, WinZip |
exe, com |
исполняемый файл |
открывает саму программу |
- Имя файла состоит из названия файла и его расширения (типа файла), отделяемого точкой.
3. Папки (каталоги)
- Выполняем задание №2 (слайд 10). Распределите предметы по трем ящикам (ручка, карандаш, кисть, тетрадь, Физика, Русский язык, Алгебра).
- Почему вы так поступили? (ответы обучающихся)
- Выполняем задание №3 (слайд 11). Распределите файлы по трем папкам (музыка. doc, музыка.bmp, музыка.jpg, музыка.gif, музыка.wav, кино.wav, музыка.txt)
- Почему вы так поступили? (ответы обучающихся)
- Определение: (слайд 12) Папка (каталог) – совокупность файлов по одной тематике.
4. Файловая структура.
- Для чего нужны папки? (для упорядочивания хранения файлов)
- Можем ли мы объединять папки в папки? (да)
- Таким образом, формируется структура (слайд 13), которая позволяет быстро находить нужную информацию.
- Определение: (слайд 13) файловая структура - упорядоченная структура файлов и каталогов.
- Современные ОС поддерживают многоуровневую организацию файловой структуры – иерархическую файловую структуру.
5. Логические диски.
- Вначале урока мы говорили о том, что информация хранится на внешних устройствах памяти. Назовите основное устройство внешней памяти. (жесткий диск) (слайд 14)
- Как вы понимаете термины: физический и логический диск? (ответы обучающихся)
- Физический диск делят на разделы, именуемые логическими дисками. На одном физическом диске может находиться несколько логических дисков.
6. Путь к файлу. Полное имя файла.
- Как найти нужный файл на компьютере? (ответы обучающихся)
- Для нахождения нужного файла на компьютере нужно знать имя логического диска, на котором находится файл, и путь к файлу.
- Определение: (слайд 15) путь к файлу – это последовательность, состоящая из имён каталогов, начиная от корневого и заканчивая тем, в котором непосредственно хранится файл. (слайд 16)
- Пример: \корневой каталог\IVANOV\PROGS\ (задание №4)
- Определение: полное имя файла – последовательно записанные имя логического диска, путь к файлу и имя файла.
- Пример: \корневой каталог\IVANOV\PROGS\prog2.com (задание №4)
7. Просмотр файловой структуры.
- ОС предоставляет пользователю возможность просматривать файловую структуру диска с помощью Проводника (слайд 17).
8. Физкультминутка (слайд 18).
V. Закрепление изученного.
№ 5. (слайд 19) Предложите и запишите варианты имён и типов для файлов содержащих следующую информацию:
а) Фотография моего класса.
б) Рецепт фруктового пирога.
в) Семейный фотоальбом.
г) Реферат по физике.
д) Репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза».
е) Запись концерта рок-группы.
№ 6. (слайд 20) Укажите полное имя следующих файлов:
ж) Masha.txt
з) Ivanov.doc
и) Pasha.doc
Þ (слайд 21) Найдите ошибки в файловой структуре (устно)
№ 7. (слайд 22) В некотором каталоге хранился файл Задача5. После того, как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог файл Задача5, полное имя файла стало Е:\Класс9\Физика\Задачник\Задача5. Каково было полное имя этого файла до перемещения?
1) Е:\Физика\Задачник\Задача5
2) Е:\Физика\Задача5
3) Е:\Класс9\Задачник\Задача5
4) Е:\Класс9\Физика\Задача5
VI. Подведение итогов урока.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомились с понятиями файл и файловая структура. Узнали про имя файла, путь к файлу, логические диски и иерархическую структуру. Эти знания в дальнейшем позволят вам правильно использовать ресурсы и возможности компьютера.
- Сегодня на уроке активно поработали (перечисление обучающихся) и за свою работу они получают отметки.
VII. Домашнее задание (слайд 23).
- §11, задание 8(рабочий лист)
- Спасибо за урок. Все свободны.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.