Тип Хордовые. Надкласс Рыбы
Оценка 4.8

Тип Хордовые. Надкласс Рыбы

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология
7 кл
06.09.2020
Тип Хордовые. Надкласс Рыбы
Образовательные: создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по пройденному материалу, особенностях их внешнего и внутреннего строения, черты их приспособления к жизни в условиях водной среды, выявить уровень ЗУН учащихся по теме; активизировать познавательный интерес к изучению природы, показать преемственность знаний по биологии в разных классах Развивающие: развивать любознательность и стремление к знаниям. развивать умения доказывать свою точку зрения. продолжить развитие логического мышления посредством решения проблемных вопросов. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе, формировать представление о роли рыб в природе и в жизни человека. воспитывать чувство коллективизма, совершенствовать навыки работы в группе. Задачи педагога: организовать осмысление целей, задач урока и мотивации учащихся; организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по биологии рыб, наблюдение и описание процессов происходящих в жизни рыб закрепить умения: выделять общие признаки типа Хордовые и кл. Рыбы, анализировать тексты на слух; способствовать развитию речевой деятельности, интереса к миру природы, развитию творческих способностей, организовать рефлексивную оценку деятельности уч-ся
урок по биологии.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» г. Сасово

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Тип Хордовые. Надкласс Рыбы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Учитель: Пупочкина Е.С.

 

 

 

Конспект урока

 

Тема: "Тип Хордовые. Надкласс Рыбы"

 

Цели педагога:

Образовательные:

создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по пройденному материалу, особенностях их внешнего и внутреннего строения, черты их приспособления к жизни в условиях водной среды,

 выявить уровень ЗУН учащихся по теме;

активизировать познавательный интерес к изучению природы, показать преемственность знаний по биологии в разных классах

Развивающие:

            развивать любознательность и стремление к знаниям.

развивать умения доказывать свою точку зрения.

продолжить развитие логического мышления посредством решения проблемных вопросов.

Воспитательные:

 воспитывать бережное отношение к живой природе, формировать представление о роли рыб в природе и в жизни человека.

воспитывать чувство коллективизма, совершенствовать навыки работы в группе.

 

Задачи педагога:

            организовать осмысление целей, задач урока и мотивации учащихся;

организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по биологии рыб, наблюдение и описание процессов происходящих в жизни рыб

             закрепить умения:

 выделять общие признаки типа Хордовые и кл. Рыбы,

анализировать тексты на слух;

способствовать развитию речевой деятельности, интереса к миру природы,

развитию творческих способностей,

организовать рефлексивную оценку деятельности уч-ся

Цели для учащихся:

углубить знания об  особенностях  внешнего и внутреннего строения рыб, черты их приспособления к жизни в условиях водной среды

продолжить знакомство с миром рыб

Задачи для учащихся:

научиться называть основные черты строения рыб и особенности жизнедеятельности, распознавать их, делать выводы.

 

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

На уроке закрепляются знания о рыбах, их существенных отличительных признаках; приспособлениях к жизни в воде.

Реализуется работа в парах , когда ученики могут посовещаться с соседом по парте при выполнении задания. В ходе урока решается проблема «Почему при большом разнообразии рыб в природе часть их попала в Красную книгу?», ребята делают выводы и доказывают свою точку зрения. Узнают много нового о морских жителях.

 

Методы обучения:

  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Практический;
  • Поисковый;

Оборудование:

  • Таблица “Тип Хордовые. Класс Рыбы”;
  • Мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация;
  • Рисунки обучающихся,  доклады;
  • Видеофильм «Встреча двух подруг»

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

1.Организационно - мотивационный

 

Формулирование задач урока

подведение к цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание мотивационной установки

 

Здравствуйте ребята! Кто хочет улучшить свои знания? Надеюсь, вы будете активными. Жду от вас правильных ответов.

Определение темы урока

Обобщающий урок по теме "Тип Хордовые. Надкласс Рыбы"

 

-Тип Хордовые объединяет много классов. Изучение животных типа мы начали с класса Рыбы чему было посвящено несколько уроков, поэтому основной целью сегодняшнего урока является… обобщение и систематизация знаний, которые вы получили при изучении предыдущих тем .

 о типе Хордовые и о рыбах, поделиться своими знаниями с учащимися 5 классов, заинтересовать их наукой и возможностью расширения своего кругозора на уроках биологии

 

Давайте начнем наш урок с восстановления знаний

о Типе Хордовые

 

Анализ работ класса и уч-ся у доски,

 

 

 

 

 

 

 

 

Пробные действия по формулировке целей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах по восстановлению знаний о Типе Хордовые

По предложению вносят в карточку или записывают в тетради  признаки Хордовых.

 (см. Приложение1)

 

2.Процессуально - содержательный этап урока

 

 

 

 

 

 

А.Выявление соответствия внешнего строения к жизни в воде

Рыбы всегда привлекали человека. Нас восхищает их способность обитать в воде. И не зря  " как рыба в воде", говорится о человеке который достиг каких-то результатов в жизни

А что же позволило рыбам стать полноправными хозяевами водоемов, покорить и освоить водное пространство планеты Земля? Постановка проблемы «В чём проявляется приспособленность к жизни в воде во внешнем строении?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания «Выбери правильные утверждения», мотивируй ответ.

Приложение 2

звучит тихая музыка

В ходе обсуждения ответов выясняют черты приспособленности к воде.

В.Обобщение знаний об особенностях внутреннего строения

Организует работу в  парах, контролирует выполнение

 

 

 

Какой внутренний орган свойственный только костным рыбам и является приспособлением к жизни в воде?

Выполняют задания

«Заполни пропуски в тексте»

 

Приложение3

Физкультминутка (музыкальная)

 

 

Г. Обобщение знаний о систематике рыб

 

 

 

 

Постановка проблемного вопроса «Почему при большом разнообразии рыб в природе часть их попала в Красную книгу?»

Организует работу в парах, контролирует выполнение. Всё многообразие рыб делится на два класса, какие? А какие виды рыб знаете вы?

По картинкам рыб на слайде название вида и класс рыб. Приложение 4

 

 

Обсуждение проблемы охраны рыб (сообщение).

Д. Задания на развитие мышления и внимания

Организует работу в команде (приглашаются к доске 3 команды).

Проверка правильности заполнения карточек с заданиями, обсуждение

Прокомментируйте следующие данные: рыба-луна вымётывает 300 млн икринок, колюшка – 1300 икринок,. В качестве вспомогательных этой группе можно предложить следующие вопросы:

Всё ли потомство выживет? Как это зависит от сложности строения, заботы о потомстве? Какова закономерность?

 

Конкурс «Кто быстрее?»

Написать названия отделов мозга, названия плавников;

 

названия любых частей рыб (по 5 терминов)

 

 

Выдвигают свои гипотезы, аргументируют ответы

 

3.Этап закрепления

Подведение итогов

 

 

 

Выводы по уроку

Вы любите путешествовать? Сейчас все вместе мы отправимся в увлекательное путешествие и увидим, как живут водные обитатели.

 

Рыбы приспособлены к жизни в водной среде благодаря особенностям внешнего и внутреннего строения

 

Смотрят фрагмент «Из жизни рыб.

 

 

 

Делают выводы по уроку

 

 

 

 

4.Рефлексивный этап урока

 

Оцените себя, как вы работали на уроке? Если считаете, что в полную силу и многого достигли, то поднимите обе руки. Если недовольны собой, были не очень активны - одну.

Принимают участие в оценке

5. Объяснение домашнего задания

 

Подготовить сообщение об интересных фактах из жизни рыб

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Задание: указать соответствие класса и типа

А.Тип Членистоногие

 

Класс Хрящевые рыбы

 

 

Класс Костные рыбы

 

В.Тип Хордовые

Класс Насекомые

 

 

Класс Земноводные

 

 

Класс Ракообразные

 

 

Класс Птицы

 

 

Класс Млекопитающие

 

 

Класс Паукообразные

 

 

Класс Пресмыкающиеся

 

 

Приложение 2

1.       Тело рыбы обтекаемой формы (да);

2.      Тело рыб делится на отделы: головогрудь и брюшко (нет);

3.      Тело акулы покрыто чешуей (нет )

4.      Тело рыбы несёт конечности - непарные и парные плавники(да);

5.      Хвостовой плавник – главный моторный орган (да);

6.      Покровы тела рыб сухие(нет);

7.       Органы боковой линии отсутствуют у рыб (нет);

8.      Жаберные крышки прикрывают органы дыхания-лёгкие (нет);

9.      Органы чувств позволяют ориентироваться в воде(да).

10.          Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема. (да);

Приложение 3

-Закончи предложение (для 7 кл.)

Пищеварительная система начинается …. Она образована следующими органами…. Дыхательная система состоит из… ...,внутри которых проходят … сосуды. Кровеносная система рыб… Сердце рыб состоит из … и … Кровь в сердце….Головной мозг имеет 5 отделов:………Органы выделения ….

    -Обозначь части внешнего строения (для 5 класса)

 

 

Приложение 4

По картинкам рыб на слайде 5 классы записывают название видов, а 7- название вида рыб и класс.

1)   атлантический осетр, 2) акула, 3) морской конек, 4) окунь, 5) треска, 6) скат – хвостокол.

1

 

Литература

1.Биология. 5 класс / И.Н Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.:Вентана-Граф, 2012

2. Биология. Животные. 7 класс/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко – М. Вентана-Граф, 2008

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Конспект урока Тема: "Тип Хордовые

Конспект урока Тема: "Тип Хордовые

Задачи для учащихся: научиться называть основные черты строения рыб и особенности жизнедеятельности, распознавать их, делать выводы

Задачи для учащихся: научиться называть основные черты строения рыб и особенности жизнедеятельности, распознавать их, делать выводы

Создание мотивационной установки

Создание мотивационной установки

Физкультминутка (музыкальная)

Физкультминутка (музыкальная)

Рефлексивный этап урока

Рефлексивный этап урока

Приложение 1 Задание: указать соответствие класса и типа

Приложение 1 Задание: указать соответствие класса и типа

Приложение 4 По картинкам рыб на слайде 5 классы записывают название видов, а 7- название вида рыб и класс

Приложение 4 По картинкам рыб на слайде 5 классы записывают название видов, а 7- название вида рыб и класс
Скачать файл