МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» г. Сасово
«Тип Хордовые. Надкласс Рыбы»
Учитель: Пупочкина Е.С.
Конспект урока
Тема: "Тип Хордовые. Надкласс Рыбы"
Цели педагога:
Образовательные:
создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по пройденному материалу, особенностях их внешнего и внутреннего строения, черты их приспособления к жизни в условиях водной среды,
выявить уровень ЗУН учащихся по теме;
активизировать познавательный интерес к изучению природы, показать преемственность знаний по биологии в разных классах
Развивающие:
развивать любознательность и стремление к знаниям.
развивать умения доказывать свою точку зрения.
продолжить развитие логического мышления посредством решения проблемных вопросов.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к живой природе, формировать представление о роли рыб в природе и в жизни человека.
воспитывать чувство коллективизма, совершенствовать навыки работы в группе.
Задачи педагога:
организовать осмысление целей, задач урока и мотивации учащихся;
организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по биологии рыб, наблюдение и описание процессов происходящих в жизни рыб
закрепить умения:
выделять общие признаки типа Хордовые и кл. Рыбы,
анализировать тексты на слух;
способствовать развитию речевой деятельности, интереса к миру природы,
развитию творческих способностей,
организовать рефлексивную оценку деятельности уч-ся
Цели для учащихся:
углубить знания об особенностях внешнего и внутреннего строения рыб, черты их приспособления к жизни в условиях водной среды
продолжить знакомство с миром рыб
Задачи для учащихся:
научиться называть основные черты строения рыб и особенности жизнедеятельности, распознавать их, делать выводы.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока |
На уроке закрепляются знания о рыбах, их существенных отличительных признаках; приспособлениях к жизни в воде. Реализуется работа в парах , когда ученики могут посовещаться с соседом по парте при выполнении задания. В ходе урока решается проблема «Почему при большом разнообразии рыб в природе часть их попала в Красную книгу?», ребята делают выводы и доказывают свою точку зрения. Узнают много нового о морских жителях. |
Методы обучения:
Оборудование:
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
1.Организационно - мотивационный
Формулирование задач урока подведение к цели урока
Создание мотивационной установки
|
Здравствуйте ребята! Кто хочет улучшить свои знания? Надеюсь, вы будете активными. Жду от вас правильных ответов. Определение темы урока Обобщающий урок по теме "Тип Хордовые. Надкласс Рыбы"
-Тип Хордовые объединяет много классов. Изучение животных типа мы начали с класса Рыбы чему было посвящено несколько уроков, поэтому основной целью сегодняшнего урока является… обобщение и систематизация знаний, которые вы получили при изучении предыдущих тем . о типе Хордовые и о рыбах, поделиться своими знаниями с учащимися 5 классов, заинтересовать их наукой и возможностью расширения своего кругозора на уроках биологии
Давайте начнем наш урок с восстановления знаний о Типе Хордовые
Анализ работ класса и уч-ся у доски, |
Пробные действия по формулировке целей
Работают в группах по восстановлению знаний о Типе Хордовые По предложению вносят в карточку или записывают в тетради признаки Хордовых. (см. Приложение1)
|
2.Процессуально - содержательный этап урока
А.Выявление соответствия внешнего строения к жизни в воде |
Рыбы всегда привлекали человека. Нас восхищает их способность обитать в воде. И не зря " как рыба в воде", говорится о человеке который достиг каких-то результатов в жизни А что же позволило рыбам стать полноправными хозяевами водоемов, покорить и освоить водное пространство планеты Земля? Постановка проблемы «В чём проявляется приспособленность к жизни в воде во внешнем строении?»
|
Выполняют задания «Выбери правильные утверждения», мотивируй ответ. Приложение 2 звучит тихая музыка В ходе обсуждения ответов выясняют черты приспособленности к воде. |
В.Обобщение знаний об особенностях внутреннего строения |
Организует работу в парах, контролирует выполнение
Какой внутренний орган свойственный только костным рыбам и является приспособлением к жизни в воде? |
Выполняют задания «Заполни пропуски в тексте»
Приложение3 |
Физкультминутка (музыкальная) |
|
|
Г. Обобщение знаний о систематике рыб
Постановка проблемного вопроса «Почему при большом разнообразии рыб в природе часть их попала в Красную книгу?» |
Организует работу в парах, контролирует выполнение. Всё многообразие рыб делится на два класса, какие? А какие виды рыб знаете вы? |
По картинкам рыб на слайде название вида и класс рыб. Приложение 4
Обсуждение проблемы охраны рыб (сообщение). |
Д. Задания на развитие мышления и внимания |
Организует работу в команде (приглашаются к доске 3 команды). Проверка правильности заполнения карточек с заданиями, обсуждение Прокомментируйте следующие данные: рыба-луна вымётывает 300 млн икринок, колюшка – 1300 икринок,. В качестве вспомогательных этой группе можно предложить следующие вопросы: Всё ли потомство выживет? Как это зависит от сложности строения, заботы о потомстве? Какова закономерность?
|
Конкурс «Кто быстрее?» Написать названия отделов мозга, названия плавников;
названия любых частей рыб (по 5 терминов)
Выдвигают свои гипотезы, аргументируют ответы
|
3.Этап закрепления Подведение итогов
Выводы по уроку |
Вы любите путешествовать? Сейчас все вместе мы отправимся в увлекательное путешествие и увидим, как живут водные обитатели.
Рыбы приспособлены к жизни в водной среде благодаря особенностям внешнего и внутреннего строения
|
Смотрят фрагмент «Из жизни рыб.
Делают выводы по уроку |
|
|
|
4.Рефлексивный этап урока
|
Оцените себя, как вы работали на уроке? Если считаете, что в полную силу и многого достигли, то поднимите обе руки. Если недовольны собой, были не очень активны - одну. |
Принимают участие в оценке |
5. Объяснение домашнего задания
|
Подготовить сообщение об интересных фактах из жизни рыб |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 1
Задание: указать соответствие класса и типа
А.Тип Членистоногие
|
Класс Хрящевые рыбы
|
|
Класс Костные рыбы
|
В.Тип Хордовые |
Класс Насекомые
|
|
Класс Земноводные
|
|
Класс Ракообразные
|
|
Класс Птицы
|
|
Класс Млекопитающие
|
|
Класс Паукообразные
|
|
Класс Пресмыкающиеся
|
Приложение 2
1. Тело рыбы обтекаемой формы (да);
2. Тело рыб делится на отделы: головогрудь и брюшко (нет);
3. Тело акулы покрыто чешуей (нет )
4. Тело рыбы несёт конечности - непарные и парные плавники(да);
5. Хвостовой плавник – главный моторный орган (да);
6. Покровы тела рыб сухие(нет);
7. Органы боковой линии отсутствуют у рыб (нет);
8. Жаберные крышки прикрывают органы дыхания-лёгкие (нет);
9. Органы чувств позволяют ориентироваться в воде(да).
10. Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема. (да);
Приложение 3
-Закончи предложение (для 7 кл.)
Пищеварительная система начинается …. Она образована следующими органами…. Дыхательная система состоит из… ...,внутри которых проходят … сосуды. Кровеносная система рыб… Сердце рыб состоит из … и … Кровь в сердце….Головной мозг имеет 5 отделов:………Органы выделения ….
-Обозначь части внешнего строения (для 5 класса)
Приложение 4
По картинкам рыб на слайде 5 классы записывают название видов, а 7- название вида рыб и класс.
1) атлантический осетр, 2) акула, 3) морской конек, 4) окунь, 5) треска, 6) скат – хвостокол.
1
Литература
1.Биология. 5 класс / И.Н Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.:Вентана-Граф, 2012
2. Биология. Животные. 7 класс/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко – М. Вентана-Граф, 2008
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.