Тип Кишечнополостные

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 36.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

Тип Кишечнополостные

Цели урока:

  • раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных на примере пресноводной гидры в связи со средой обитания,
  • показать особенности строения, внутреннего слоя клеток тела гидры и их функциональное значение,
  • познакомить с представителями классов Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые;
  • дать понятие о чередовании поколений и явлении регенерации

дать понятие о роли кишечнополостных в экосистемах

Задачи:

Образовательные:

  • изучить с общую характеристику Типа Кишечнополостные;
  • познакомить с представителями классов Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые;
  • дать понятие о чередовании поколений и явлении регенерации.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей;
  • развитие системного мышления;
  • развитие умений сравнивать и делать выводы.

Воспитательные:

  • закрепление навыков работы в паре;
  • воспитание культуры общения, коммуникативных умений, толерантности.

 

. Планируемые результаты обучения:

  • учащиеся должны уметь узнавать животных, имеющих лучевую симметрию,
  • знать строение Кишечнополостных.
  • знать особенности строения клеток эктодермы и энтодермы,
  • усвоить понятие регенерации,
  • знать процессы бесполого и полового размножения кишечнополостных.

Тип урока: изучение новых знаний.

Используемые образовательные технологии:

  • коллективные способы деятельности;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология актуализации собственного опыта;
  • поисковая деятельность.

Форма проведения: сочетание различных форм: беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность.

Оборудование: таблицы: «Тип Кишечнополостные», «Тип Простейшие», ИКТ презентация урока «Тип Кишечнополостные. Гидра». коралл.

План урока.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Проверка дом.задания
  3. Общая характеристика кишечнополостных.
  4. 3.Строение гидры.

·          

    • Строение эктодермы.
    • Стрекательные клетки
    • Строение энтодермы.
    • 4.Размножение гидры.
  1. Закрепление по строению гидры.
  2. Разнообразие кишечнополостных,знакомство с классамиГидроидные,Сцифоидны,.Коралловые полипы.
  3. Роль Кишечнополостных в экосистемах.
  4. Задание на дом.

Ход урока:

1.Орг момент

Приветствие ,проверка отсутствующих,запись темы в журнал.

2.Проверка д.з

1)У доски на интерактивном рисунке указать органоиды простейших(амебы и эвглены зеленой) и назвать их функции 2 ученика. «3»

2)Немой рисунок нфузории-туфельки,2 ученика у доски. Один показывает органоид,другой ученик его называет + функцию. «4»

3)Назвать признаки животных.

КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК

 

III. Новая тема записана на доске + эпиграф ( сл 1)

1. Актуализация опорных знаний

Долгое время кишечнополостных относили к растениям. – Учитель демонстрирует веточку коралла и открытки с изображением “зарослей” кораллов.Сегодня мы попытаемся доказать, что кишечнополостные – это животные, изучив их строение и образ жизни.

2. Общая характеристика кишечнополостных. (Слайд №3) - запись в тетрадь.

Среда обитания.

– Где обитают эти животные? Чтобы ответить на этот вопрос нам надо обратиться к учебнику стр 74.

Среда обитания водная (немногие обитают в пресных водоемах, остальные в морях и океанах).

Особенности строения.

Внимательно прочитайте материал учебника стр. 74 и выпишите в тетрадь особенности строения. Через 5 минут мы проверим, как вы выполнили задание: вы будете озвучивать особенности строения кишечнополостных, а я показывать и подписывать их на таблице “Пресноводный полип гидра”.

  • Имеют лучевую симметрию тела.
  • Тело состоит из двух слоев клеток:
    А) наружный – эктодерма Б) внутренний – энтодерма.
  • Имеют кишечную полость.
  • Имеют рот, который окружен венчиком щупалец.
  • Способны к регенерации, это было доказано в XVIII веке Абраамом Трамбле. Он разрезал гидру поперек и несколько раз в день рассматривал обе части под увеличительным стеклом. Скоро из каждой половинки вырастала целая гидра.

В типе Кишечнополостные выделяют три класса (Слайд №4): класс Гидроидные, класс Сцифоидные, класс Коралловые полипызапись в тетрадь.

«Тип Кишечнополостные»

Кишечнополостные — самые древние и примитивные животные из многоклеточных. Они произошли от примитивных первичных многоклеточных организмов. Все кишечнополостные — водные животные, большинство которых обитает в морях и океанах. Они заселяют моря от поверхности до предельных глубин, от тропических вод до полярных областей. Небольшое число видов обитает в пресных водах. Сейчас известны около 9000 видов кишечнополостных животных. Есть среди них одиночные и колониальные животные.

кишечнополостные описание

Общие черты данного типа:

1. Тело мешковидное, образованное двумя слоями клеток: наружным — эктодермой, и внутренним — энтодермой, между которыми находится бесструктурное вещество — мезоглея.
2. Радиальная, или лучевая, симметрия тела, сформировавшаяся в связи с прикрепленным или малоподвижным образом жизни.
3. Характерны две жизненные формы: сидячий мешковидный полип и свободноплавающая дисковидная медуза. Обе формы могут чередоваться в жизненном цикле одного и того же вида.

Тип Кишечнополостные
4. Отсутствие тканей у большинства видов (кроме коралловых полипов). В состав наружного и внутреннего слоев тела входят несколько видов клеток, различных по строению и выполняемым функциям. Многие процессы жизнедеятельности у кишечнополостных протекают на клеточном уровне.
5. Пищеварительная система примитивна и состоит из слепо замкнутой кишечной полости и ротового отверстия. Переваривание пищи начинается в кишечной полости под действием ферментов, а заканчивается в специализированных клетках энтодермы, т. е. процесс пищеварения смешанный. Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.
6. Впервые появившаяся нервная система диффузного типа состоит из равномерно размещенных в теле нервных клеток, соединенных между собой отростками и образующих нервную сеть.
7. Размножение происходит как бесполым, так и половым способом. Незавершенное до конца бесполое размножение — почкование — приводит у ряда видов к образованию колоний. Многие кишечнополостные раздельнополые животные, но встречаются и гермафродиты. Оплодотворение осуществляется в воде, т. е. наружное. У подавляющего большинства видов развитие со свободноплавающей личинкой, имеющей реснички.

Тип Кишечнополостные


Классификация Кишечнополостных

Это низшие, преимущественно морские, многоклеточные животные, прикрепленные к субстрату либо плавающие в толще воды. Тип Кишечнополостные объединяет три класса: Гидроидные, Сцифоидные и Коралловые полипы.

Тип Кишечнополостные

Класс Гидроидные

  • Обитают в пресных водоёмах, придонной части морей.
  • Кишечная полость лишена перегородок.
  • Образ жизни — прикреплённый; передвигаются медленно.
  • Представители: гидра обыкновенная, гидра бурая, гидра зелёная

 Класс Сцифоидные

  • Обитают в толще морской воды.
  • Кишечная полость разделена на камеры.
  • Образ жизни — плавающий.
  • Представители: медуза аурелия, медуза цианея, медуза корнерот

 Класс Коралловые

  • Обитают на дне моря.
  • Кишечная полость разделена на камеры.
  • Образ жизни — прикреплённый; имеют наружный скелет
  • Представители: актиния, красный коралл, чёрный коралл

Значение кишечнополостных

Значение кишечнополостных:

  • важное звено в экологических цепях питания
  • биологическая очистка морской воды
  • участие в круговороте кальция и в образовании осадочных пород
  • сырьё для изготовления украшений и предметов искусства
  • сырьё для получения биологически активных веществ
  • опасность для человека (некоторые виды медуз)

Таблица «Кишечнополостные» (кратко)

кишечнополостные таблица


 

Домашнее задание:

П.     – учить, пересказывать,


 

Скачано с www.znanio.ru