"Тип Губки"
Оценка 4.7

"Тип Губки"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
02.07.2017
"Тип Губки"
Публикация является частью публикации:
Тип губки.docx
Тип губки Цель урока: знакомство учащихся с основными особенностями организации  представителей типа Губки. Задачи  Образовательные:  рассмотреть представителей типа Губки, отметить примитивные черты их строения и жизнедеятельности; показать их роль в природе и жизни человека.  Развивающие:  создать   условия   для   осознания   и   осмысления   блока новой  учебной  информации, применения  знаний   и умений  в учебных ситуациях.  Воспитательные: формировать у школьников познавательный интерес к   процессу   изучения   различных   типов   животных;   содействовать воспитанию   бережного   отношения   к   природе   и   доброжелательных межличностных отношений. Вид урока: с применением средств мультимедиа. Методы урока: объяснительно­иллюстративный. Тип урока: усвоение новых знаний. Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, иллюстрации с изображением губок, презентация, инструкционная карта, рабочие листы 1. Организационный момент.  Приветствие  Подготовка класса к работе  Наличие учащихся Проверка домашнего задания: Письменный опрос 1. Простейшие – это… А) животные Б) растения В) грибы Г) все верно 2. Простейшие – это ______  организмы А) одноклеточные Б) колониальные В) одноклеточные и  колониальные 6. Органоиды движения корненожек А) жгутики Б) реснички В) псевдоподии Г) все верно 7. Растительные жгутиконосцы  получили свое название из­за А) способности к фотосинтезу Б) паразитического образа жизни В) способности прикрепляться к  субстрату 8. Анаэробное дыхание характерно  для А) эвглены зеленой 3. Органоиды движения инфузории­ туфельки А) жгутики Б) реснички В) псевдоподии Г) все перечисленное 4. Какие простейшие имеют в  клетке два ядра? А) корненожки Б) жгутиконосцы В) инфузории 5. Вольвокс обычно состоит из А) одной клетки Б) двух клеток В) нескольких клеток Выберите три правильных ответа. У инфузории туфельки обыкновенной: а) гетеротрофами; б) миксотрофами; в) автотрофами; г) все верно. 10. Передвижение амёбы  обеспечивается: Б) амебы обыкновенной В) малярийного плазмодия Г) никого из перечисленных 9. По характеру питания  представители одноклеточных  могут быть: а) работой ресничек; б) работой единственного  жгутика; в) работой двух и более  жгутиков; г) ложноножками, или  псевдоподиями. а) есть органеллы защиты и нападения; б) органеллами движения являются реснички; в) органеллами движения являются жгутики; г) в клетке два ядра; д) питание миксотрофное. 2. Постановка целей и задач. От прибрежных мелководий до мрачных морских глубин встречаются странные создания природы – губки. Их вид и строение так необычны, что долгое время ученые не могли решить: растения они или животные. Латинское название губок переводится как “пористые животные”. Когда в повседневной жизни мы говорим слово «губки»? (Ассоциации учащихся со словом «губки»: губки для мыться посуды, губки  для чистки обуви, губки для мытья тела…) Какова будет тема урока? Какие цели и задачи мы поставим перед собой? (Слайд 1,2) 3. Изучение нового материала. Сегодня   на   уроке   мы   познакомимся   с   удивительным   миром   губок, узнаем   особенности   их   внешнего   и   внутреннего   строения,   рассмотрим   их многообразие и роль в природе и жизни человека (Презентация.Слайд 3). Животные   губки   (стр.   22   учебника)   –   это   морские   и   пресноводные обитатели  различных глубин, в основном  теплых  вод, но  есть  те, которые освоили   и   холодные.   Они   неподвижные,   прикрепленные   ко   дну   или подводным   предметам;   колониальные,   реже   одиночные.   Губок   называют примитивными   животными,   у   них   нет   тканей   и   органов,   все   процессы выполняются отдельными клетками. Тип насчитывает более 3000 видов (запись в тетради). Зоологи считают, что   губки   произошли   от   колониальных   жгутиковых,   а   дальше   начала   они никому не дали, они – тупиковая ветвь эволюции.  В   царстве   Растения,   о   каких   организмах   мы   говорили,   что   они   – тупиковая ветвь эволюции?  (Учащиеся: Это были моховидные). Форма тела губок чрезвычайно разнообразна (слайд 4) Посмотрите, на что они похожи? Какая у них окраска?  (учебник, рис. 13,14,  слайды) (Учащиеся: на шарики, кустики, бокалы, вазы, чаши, комки, мешки… жёлтые, оранжевые, красные, зелёные, коричневатые, голубоватые, бурые...) Часто они имеют вид корковых, подушковидных, или комкообразных обрастаний и наростов на камнях, раковинах моллюсков или на каком­нибудь другом субстрате. Нередко среди них встречаются также более или менее правильные   шаровидные,   бокаловидные,   воронковидные,   цилиндрические, стебельчатые,   кустистые   и   иные   формы.   Губки   не   передвигаются,   не реагируют на самые сильные раздражители. И все­таки губки – особый тип царства животных  Своей формой губки напоминают двуслойный мешок или бокал (Слайд 5), внешний слой которого (эктодерма) состоит из плоских поверхностных клеток, а внутренний (энтодерма) содержит клетки со жгутиками, которые самостоятельно отлавливают частицы пищи и воды, втягиваемой внутрь через поры. Тем самым очевидно, что единая пищеварительная система, а также другие органы и ткани у губок отсутствуют. Многие губки имеют интересные названия. Какие? (слайд 6). (Учащиеся:   морской   апельсин,   губка­сифон,   пробковая   губка,   морской камнеточец, бадяга…). Защищаются   губки   пассивно   –   за   счет   колючих   скелетных кристаллов. У губок хорошо развита пассивная защита, например выделение запаха,   отпугивающего   многих   животных.   Наличие   в   теле   большого количества минеральных игл также спасает губок от многих хищников. Губки могут вырабатывать ядовитые химические вещества, которые используют для защиты от врагов или для обездвиживания мелких животных, которые служат губкам   пищей   (бактерии,   простейшие).   Помимо   живой   пищи   губки   могут питаться взвешенными в воде частичками тел отмерших растений и животных, активно   фильтруя   воду,   осуществляя   тем   самым   санитарные   функции   в водоеме. По размеру губки могут быть очень маленькие, всего несколько мм, несколько см, а могут быть до 1м в высоту и более. Процессы жизнедеятельности: (Слайд 7) 1. Дыхание.  Как и большинство животных, обитающих в водной среде, губки используют   для   дыхания   растворенный   в   воде   кислород.   Ток   воды, проникающий во все полости и каналы губки, снабжает близлежащие клетки и мезоглею кислородом и уносит выделяемую ими углекислоту. Таким образом, газовый обмен с наружной средой осуществляется у губок непосредственно каждой клеткой или через мезоглею. 2. Питание. Губки питаются главным образом взвешенными в воде остатками отмерших   животных   и   растений,   а   также   мелкими   одноклеточными организмами.  3. Выделение. Непереваренные остатки пищи выбрасываются в мезоглею и постепенно   скапливаются   около   отводящих   каналов,   а   затем   поступают   в просветы каналов и выводятся наружу.  Задание для 1 группы Используя   текст   учебника   и   дополнительный   материал,   выяснить: Каково строение и систематика губок? Общая характеристика типа Губки, строение губки – рисунок) Все губки разделены на 3 класса: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. Скелет   у   губок   внутренний;   он   основной   признак   по   которому   они разделяются на классы. У 1 класса Известковые губки – скелет из известковых игл различных по форме, расположенных в мезоглее.  Исключительно морские губки, живущие обычно на небольшой глубине. Это довольно нежные организмы, одиночные или колониальные, редко превышающие 7 см в высоту. Тело их часто имеет трубчатую, бочонковидную или цилиндрическую форму. Иногда образуется ножка, при помощи которой губка прикрепляется к субстрату 2   класс   Стеклянные   губки   –   скелет   из   кремниевых   игл,   которые срастаются   своими   концами,   образуя   ажурные,   но   прочные   конструкции (корзинка Венеры). 3   класс   Обыкновенные   губки   –   скелет   из   органического   вещества   – спонгина – нежный (туалетная губка); может быть из спонгина и кремниевых игл (чаша Нептуна, бадяга); или вообще отсутствует. Учитель: Перед вами высушенные колонии пресноводных губок – бадяг из класса Обыкновенные губки, растёртые в порошок. Скелет бадяги состоит из   кремниевых   игл   и   спонгина.   Рассмотрите   внимательно   измельчённые иголочки под лупой. (Запись в тетрадь 3 классов губок, состав скелета). Задание для 2 группы Используя текст учебника и дополнительный материал, выяснить: Как питаются губки? Губки   пропускают   через   себя   большие   объёмы   воды,   по   способу питания – они фильтраторы. Если фильтрация воды идёт в одной камере – центральной полости, то такой тип строения губки называется аскон (рис.). У большинства   губок   камер   для   фильтрации   образуется   много,   этот   тип строения губок называется сикон (рис.). Интересное: Колония бадяги размером с человеческий палец за сутки может очистить 3 литра воды от 3 г молока. (Запись новых слов в тетрадь: аскон, сикон). Задание для 3 группы Используя текст учебника и дополнительный материал, выяснить: Как губки размножаются, растут, сколько они живут? Регенерация у губок, что это? (Размножение губок – рисунок) При   половом   размножении   из   оплодотворённого   яйца   формируется свободноплавающая   личинка,   за   счёт   которой   губки   расселяются.   Через некоторое время личинка оседает и превращается в маленькую губку. Растут губки медленно. Живут ­ морские губки от нескольких недель до многих лет, а пресноводные – всего несколько месяцев. Интересное:  Если   растереть   губку   на   клетки,   то   её   клетки   снова соберутся вместе и получится то же самое животное (регенерация) Отчет групп. Записи на инструкционных картах (выполняют все учащиеся по  ходу выступления групп) Запись на картах 3 классов губок, состав скелета Тип Губки подразделяется на три класса. (Слайд 8) Тип Губки. 1. Класс Известковые губки. 2. класс Обыкновенные губки. 3. класс Стеклянные губки.            Тип губки Класс известковые Класс стеклянные 4. 5. Класс  обыкновенные Исключительно морские,  обычно очень некрупные  и невыразительные губки.  Чаще всего они никак не  окрашены, а скелет у них  представлен  известковыми  трехлучевыми,  четырехлучевыми и  одноосными иглами. Морские, причем чаще  всего глубоководные  организмы. Бывают они  как одиночными, так и  колониальными. Живые  губки обычно невзрачны,  блекло окрашены, хотя и  достигают довольно  крупных размеров – 50  см в высоту. У некоторых стеклянных губок  скелетные иглы  срастаются своими  концами. Скелет у них состоит из  кремнезема, иногда в  сочетании со спонгином,  иногда представлен  одним спонгином или,  что необычно для губок,  отсутствует вовсе. Иглы  обыкновенных губок  очень разнообразны и  подчас причудливы:  имеют вид двусторонне  заостренных игл, булав,  якорьков, звезд и так  далее. Их скелет очень  нежен. Запись новых слов: аскон, сикон. (слайд 9) Тип питания ­ фильтрация Записать определение регенерации (слайд 10), типы размножения (слайд 11). Самостоятельная работа с учебником на с. 24 и с дополнительный материалом на инструкционной карте. Каково значение губок в природе?  слайд    Губки   служат   убежищем   для   рыб,   мелких   ракообразных,   червей, моллюсков. Сверлящие губки разрушают береговые скалы и рифы, превращая их в щебень и песок, формируя берега морей. Врагов у губок почти нет из­за их резкого неприятного запаха, колючего скелета,   накапливаемых   в   теле   ядовитых   веществ.   Но   некоторые   морские звёзды их всё­таки поедают, а пробковую губку – рыбы и тюлени. Интересное:   выбирая   мёртвую   раковину брюхоногого моллюска, предпочитают ту, на которой поселилась пробковая губка.  Раки­отшельники, Каково значение губок в жизни человека? Для   мытья   используют   туалетные   губки.  Их   добывают   со   дна   моря, высушивают. Сейчас их осталось мало, и натуральные мочалки стоят дорого. Люди их даже разводят из мелких кусочков на «морских огородах», собирая через несколько лет «урожай». Губку бадягу используют в медицине. Скелеты стеклянных губок продают как сувениры. Туалетная губка в древнем Риме. Туалетной бумаги древние римляне не знали, вместо нее использовали  простое приспособление – обычную средиземноморскую губку на палочке Интересное:  В   Японии   скелет   корзинки   Венеры   дарят   молодожёнам   в качестве символа прочной семьи и вечной любви. Запись в инструкционной карте (Значение Губок)  ­ слайд 12, 13, 14  пища для водных животных; 1. 2. изготавливаю украшения; 3. используют в медицинских целях; 4. используют в технических целях; 5. туалетная губка – гигиенический материал. Выводы к уроку. (слайд 15)  Губки – это многоклеточные водные животные.  Ведут прикрепленный образ жизни.  Являются биофильтраторами.  Есть скелет, состоящий из известковых или кремниевых игл.  Отсутствуют ткани и органы.  Размножаются бесполым и половым путем.  Способны к регенерации.  Насчитывают  3000 видов. 4. Закрепление изученного материала. Решите, какое утверждение верное. Выпишите номера правильных  утверждений. 1. Губки – это наиболее примитивные многоклеточные организмы. 2. Все губки имеют ткани и органы. 3. Почти все губки имеют минеральный или органический скелет. 4. Губки обладают способностью к регенерации. 5. Все тело губки пронизано порами. 6. Вода в тело губки входит и выходит через поры. 7. Тело губок состоит из двух слоем клеток: эктодермы и энтодермы. 8. Жгутиковые клетки внутреннего слоя губки захватывают пищу, которая затем переваривается внутри них. 9. Губки – это биофильтраторы. 10.Мезоглея – это слой поверхностных клеток. 6. Домашнее задание.  (слайд 16) Параграф 5, задания на инструкционной карте, решить кроссворд.  Список используемой литературы. 1. Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина/  авт.­сост. М. В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2006 2. Н.Грин, У. Стаут, Д.Тейлор. Биология, т.1. – М.: Мир, 1996. 3.  В.А. Догель. Зоология беспозвоночных. – Л.: Высшая школа, 1983. 4. Тематическое и поурочное планирование по биологии: 7 класс: к учебнику В.Б.  Захарова, Н.И. Сонина “Биология. Многообразие живых организмов. 7  класс” / Н.Ю. Захарова. – М.: Издательство “Экзамен”, 2008. – 254 с. 5. Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных: кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 1994. 6. Энциклопедия для детей. Биология. Т2. М.: Аванта+, 2001. Интернет ресурсы 1. http://aquasea.narod.ru/sea_gubka.htm 2. http://filogeniya.ru/gubki-porifera-12.html 3. http://ulli-u.livejournal.com/84733.html 4. http://chihuashki.ru/blog/morskie-zhivotnye-rekordnykh-razmerov Ответы на кроссворд: Рабочий лист 1 Задание для 1 группы Используя   текст   учебника   и   дополнительный   материал,   выяснить: Каково строение и систематика губок? Общая характеристика типа Губки, строение губки Все губки разделены на 3 класса: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. Скелет   у   губок   внутренний;   он   основной   признак   по   которому   они разделяются на классы. У 1 класса Известковые губки – скелет из известковых игл различных по форме, расположенных в мезоглее.  Исключительно морские губки, живущие обычно на небольшой глубине. Это довольно нежные организмы, одиночные или колониальные, редко превышающие 7 см в высоту. Тело их часто имеет трубчатую, бочонковидную или цилиндрическую форму. Иногда образуется ножка, при помощи которой губка прикрепляется к субстрату 2   класс   Стеклянные   губки   –   скелет   из   кремниевых   игл,   которые срастаются   своими   концами,   образуя   ажурные,   но   прочные   конструкции (корзинка Венеры). 3   класс   Обыкновенные   губки   –   скелет   из   органического   вещества   – спонгина – нежный (туалетная губка); может быть из спонгина и кремниевых игл (чаша Нептуна, бадяга); или вообще отсутствует. Рабочий лист 2 Задание для 2 группы Используя текст учебника и дополнительный материал, выяснить: Как питаются губки? Губки   пропускают   через   себя   большие   объёмы   воды,   по   способу питания – они фильтраторы. Если фильтрация воды идёт в одной камере – центральной полости, то такой тип строения губки называется аскон (рис.). У большинства   губок   камер   для   фильтрации   образуется   много,   этот   тип строения губок называется сикон (рис.). Интересное: Колония бадяги размером с человеческий палец за сутки может очистить 3 литра воды от 3 г молока. (Запись новых слов в тетрадь: аскон, сикон). Аксон                                                                                                     Сифон  Рабочий лист 3 Задание для 3 группы Используя текст учебника и дополнительный материал, выяснить: Как губки размножаются, растут, сколько они живут? Регенерация у губок, что это? Большинство губок гермафродиты. Размножение половое и бесполое.  Бесполое размножение происходит путём почкования, иногда и внутреннего. Почки, образующиеся на теле, как правило, не отделяются от материнского организма, что приводит к появлению колоний самой причудливой формы. В половом процессе сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку; из яйца выходит личинка, некоторое время плавающая в воде. Через некоторое время личинка оседает и превращается в маленькую губку. Растут губки медленно. Живут ­ морские губки от нескольких недель до многих лет, а пресноводные – всего несколько месяцев. Интересное:  Если   растереть   губку   на   клетки,   то   её   клетки   снова соберутся вместе и получится то же самое животное (регенерация)

"Тип Губки"

"Тип Губки"

"Тип Губки"

"Тип Губки"

"Тип Губки"

"Тип Губки"

"Тип Губки"

"Тип Губки"

"Тип Губки"

"Тип Губки"

"Тип Губки"

"Тип Губки"

"Тип Губки"

"Тип Губки"

"Тип Губки"

"Тип Губки"

"Тип Губки"

"Тип Губки"

"Тип Губки"

"Тип Губки"

"Тип Губки"

"Тип Губки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2017