«Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение» 7 класс биология
Оценка 4.7

«Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение» 7 класс биология

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
12.05.2019
«Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение» 7 класс биология
познакомить учащихся с представителями типа Моллюски. Отметить особенности классов Брюхоногих, Двустворчатых и Головоногих, охарактеризовать их роль в природе и использование человеком. Показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, их роль в природе и жизни человека. ТИП УРОКА: комбинированный. ОБОРУДОВАНИЕ: влажные препараты моллюсков, раковины двустворчатых и брюхоногих моллюсков, таблицы, рисунки. Продолжить формирование умения работать с микроскопами и живыми объектами.
моллюски.docx
УРОК 35 (10) ТЕМА: «Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение» ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с представителями типа Моллюски. Отметить особенности классов  Брюхоногих, Двустворчатых и Головоногих, охарактеризовать их роль в природе и использование  человеком. Показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, их роль в  природе и жизни человека. ТИП УРОКА: комбинированный. ОБОРУДОВАНИЕ: влажные препараты моллюсков, раковины двустворчатых и брюхоногих  моллюсков, таблицы, рисунки. Продолжить формирование умения работать с микроскопами и  живыми объектами. ПЛАН УРОКА: ХОД УРОКА Организационный момент Тема: «Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение». Проверка усвоения материала прошлого урока Фронтальный опрос. 1. В чем заключается симбиоз губок и водорослей?  (Симбиоз – это совместное, взаимовыгодное проживание разных, чаще всего систематически далеких  друг от друга организмов (например, растений и животных). В клетках губок благополучно живет  одноклеточная водоросль зоохлорелла, снабжающая губку кислородом для дыхания, получая взамен  надежное убежище и некоторые нужные ей минеральные соли, а также выделяемый губкой при  дыхании углекислый газ.) 2. Каковы размеры губок?  (Большинство губок имеет мелкие (иногда менее 1 см) и средние размеры, но есть очень крупные  виды, достигающие 1–2 м в высоту (корзинка Венеры, кубок Нептуна).) 3. Перечилите характерные признаки кишечнополостных.  (Для кишечнополостных характерны: тело из двух слоев клеток – эктодермы и энтодермы, лучевая  симметрия, наличие кишечной полости и защитные стрекательные клетки на щупальцах.) 4. Какие организмы и в каких формах образуют атоллы и рифы?  (Рифы образуются известковыми скелетами колониальных коралловых полипов в теплых морях с  высокой соленостью, где температура воды не опускается ниже 20,5 °C. Рифы вокруг островов  формируют кольцевые атоллы, внутри которых в спокойной воде лагун процветают самые богатые  морские экосистемы с обилием разнообразных форм жизни. Самый протяженный в мире Большой  Барьерный риф протянулся вдоль восточного побережья Австралии.) 5. Опасны ли медузы для человека?  (Многие медузы тропических морей весьма опасны для купальщиков. Стрекательные клетки  корнерота, «португальского кораблика» и, особенно, морской осы при соприкосновении с их  щупальцами обжигают тело человека, вызывая сильную боль вплоть до потери сознания и гибели  купальщика.) 6. Что такое гермафродитизм? (Виды­гермафродиты характеризуются наличием в организме одной особи как мужских, так и  женских органов размножения и, соответственно, половых продуктов. Но самооплодотворения при  этом не происходит, так как мужские и женские половые продукты, как правило, созревают в разное  время, поэтому гермафродит может выступать то в качестве самца, то самки. У дождевых червей и  некоторых других видов две гермафродитные особи обмениваются мужскими и женскими половыми  продуктами, попадающими в «поясок», где и происходит их перекрестное оплодотворение.) 7. Назовите преимущества замкнутой кровеносной системы, впервые появляющейся у  кольчатых червей.  (При наличии замкнутой кровеносной системы кровь движется только по сосудам. Поскольку при  этом она не выливается в полость тела, движение происходит быстрее и без потерь, что обеспечивает  более интенсивный обмен веществ. Кровь движется за счет сокращения стенок кровеносных сосудов,  так как у кольчатых червей еще не образовалось сердце – специальный морфологически выраженный  мускульный мешок, которое появится на более поздних этапах эволюции животного мира.) 8. У представителей какого типа животных отсутствует полость тела, а пространство между  внутренними органами заполнено клетками?  (У плоских червей.) 9. Каково значение кольчатых червей?  (Аэрация и удобрение почвы, пища для других организмов.) 10. Что означает название группы видов – дождевые черви?  (Они выползают на поверхность почвы после дождя, так как заполняющая норки вода затрудняет  дыхание наземноживущих червей через кожу.) Изучение нового материала Характерными признаками моллюсков является подразделение мягкого тела на голову, туловище и  мускулистую ногу, появление у большинства видов защитных раковин разнообразной формы  (продемонстрировать учащимся образцы или иллюстрации на таблице), используемых в систематике  типа, а также дальнейшее усложнение систем органов: нервной (наличие головного мозга, наиболее  крупного – у головоногих), дыхательной (жабры и легкие), пищеварительной (терка с роговыми  зубчиками в глотке для измельчения пищи). При объяснении нового материала необходимо отметить  происхождение моллюсков от древних многощетинковых червей. Система типа Моллюски включает три класса, названия которых точно отражают главные их  особенности. Брюхоногие обладают мощной «ногой» с широкой подошвой для ползания; выделяемая при этом  слизь облегчает перемещение по жесткому субстрату. На хорошо выраженной голове имеются  подвижные выросты, способные вытягиваться, сокращаться и ощупывать встречающиеся на пути  предметы, а также глаза на одной из пар щупалец. Брюхоногие – одни из немногих животных, у  которых не выражена ни внешняя, ни внутренняя симметрия. Двустворчатые моллюски надежно защищены прочными половинками раковин, удерживаемых  мощным мускульным замком. «Нога» у большинства видов сплюснута с боков и хорошо  приспособлена для рытья канавок на илистом или песчаном дне (полезно спросить учащихся –  доводилось ли им видеть бороздки на поверхности прибрежного дна реки или озера?). Своеобразно  строение головоногих, действительно состоящее из крупной головы с большими глазами (в которой  находятся и мозг, и хорошо выраженные внутренние органы), а также восьми мощных щупалец­ног  (отсюда название самого известного вида – осьминог), снабженных множеством цепких присосок. В природе водные моллюски, потребляющие мелких животных и их остатки, способствуют  биологическому очищению водоемов, а также сами являются богатым источником пищи для рыб и  других потребителей, включая человека. Вместе с тем некоторые наземные брюхоногие моллюски  (голые слизни, садовая и огромная виноградная улитки) наносят ущерб ягодным и овощным  культурам. Дополнение. Высших головоногих моллюсков образно именуют «приматами моря», подчеркивая их  «интеллектуальные» способности. Наблюдения и эксперименты показывают, что осьминоги умеют  использовать в качестве орудия защиты оторванные у медузы «португальского кораблика» жгучие  щупальца. Известна способность осьминогов и каракатиц при появлении опасности выпускать  маскирующее облачко «чернил», а также менять свой цвет, чтобы стать невидимым для врага или,  напротив, испугать его внезапной яркой окраской. Для головоногих характерен редчайший среди живых организмов способ перемещения в водной  среде – реактивный. Вместе с тем, легенды и красочные литературные описания нападений гигантских головоногих на  лодки и корабли, не подкреплены достоверными наблюдениями и относятся к мифологии. Закрепление изученного материала Заполните таблицу, представляющую сравнительную характеристику основных классов моллюсков: Домашнее задание 1. Составить перечень моллюсков, используемых человеком в пищу, а также для получения  украшений. 2. Выполнить задания, предложенные в учебнике на с. 142–143. УРОК 36 (11) ТЕМА: «Внешнее строение моллюсков».  Лабораторная работа ЦЕЛИ УРОКА: закрепление знаний о биологии моллюсков. На основании изученного материала провести  лабораторную работу по особенностям строения моллюсков. Согласно рекомендациям в рабочей  тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению внешнего строения беззубки (или перловицы). Продолжить формирование умения работать  с микроскопом и живыми объектами. ТИП УРОКА: закрепление знаний. ОБОРУДОВАНИЕ: рабочие тетради, плакаты, рисунки; натурные объекты – беззубки, виноградные  улитки, раковины различных моллюсков, набор препаровальных игл и необходимой оптики. ПЛАН УРОКА: ХОД УРОКА Организационный момент Лабораторная работа «Внешнее строение моллюсков» Выполнение лабораторной работы «Внешнее строение моллюсков» на основании разработки в рабочей тетради. Ход работы. 1. Рассмотреть внешнее строение моллюска. 2. Описать и зарисовать живого моллюска или готовый препарат любого моллюска. 3. Подписать названия органов моллюска. (Обыкновенный прудовик – раковина, мантия, туловище,  дыхательное отверстие, нога, голова, глаз, щупальце. Беззубка – раковина, нога, мантия, жабры, место прикрепления мускла­замыкателя. Выводной и вводной сифоны.) 4. Определить возраст моллюска по слоям годового прироста. 5. Рассмотреть внутреннюю поверхность раковины и места прикрепления замыкательных мускулов. 6. Сделать выводы по работе. Дополнение. Двустворчатые моллюски двусторонне­симметричные водные беспозвоночные. Раковина  состоит из 2 створок, охватывающих тело моллюска с боков. На спинной стороне створки связаны  эластической перемычкой (лигамент), а внутри – 1 или 2 мускулами­замыкателями. Размеры  раковины от нескольких мм до 1,5 м. У большинства видов утолщенный спинной край створок имеет  выступы – зубы, которые образуют замок. Тело покрыто мантией – двумя кожными складками.  Между складками мантии и телом есть мантийная полость. На брюшной стороне тела у многих  представителей этого класса есть мускулистый вырост – нога, обладающая у ряда моллюсков  железой, выделяющей вещество, помогающее животному прикрепляться к субстрату. Органы дыхания – жабры, двоякоперистые у примитивных форм; у большинства жабры видоизменены в жаберные  пластинки. Голова отсутствует. Пищеварительный тракт начинается ртом, по бокам которого располагаются ротовые лопасти; короткий пищевод, желудок и петлеобразная кишка. Сердце состоит  из желудочка и двух предсердий; кровеносная система не замкнутая. Почки две, сообщаются с  околосердечной и мантийной полостями. Раздельнополы. Оплодотворение наружное. Нервная  система состоит из 3 пар ганглиев. Органы чувств развиты плохо. Есть органы кожного чувства,  жаберные органы химического чувства, органы равновесия (статоцисты). Домашнее задание Повторить тему «Моллюски». Подготовиться к тесту по данной теме. УРОК 37 (12) ТЕМА: «Тип Моллюски».  Проверочная работа ЦЕЛИ УРОКА: оценка знаний учащихся об основных особенностей моллюсков. ТИП УРОКА: закрепление знаний. Задание 1. Тестовые задания. 1. Сколько видов моллюсков живет сейчас на Земле: А. Менее 1 тыс. Б. От 1 до 10 тыс. В. От 10 до 100 тыс. Г. Более 100 тыс. 2. Размеры моллюсков варьируют в широких пределах: А. От 1 мм до 1 м Б. От 1 мм до 10 м В. От 1 мм до 20 м Г. От 1 м до 20 м 3. Тело большинства моллюсков покрыто: А.Раковинами Б. Щетинками В. Ресничками Г. Хитином 4. Среди экологических групп моллюсков отсутствуют: А. Растительноядные формы Б. Хищники В. Паразитические формы Г. Фильтраторы воды 5. У каких моллюсков самая совершенная нервная система? А. У всех двустворчатых Б.У головоногих В. Брюхоногих Г. У двустворчатых пластинчатожаберных 6. Замкнутую кровеносную систему имеют: А. Все моллюски Б. Двустворчатые В. Брюхоногие Г. Головоногие 7. Моллюски дышат: А. Только жабрами Б. Только легкими В. Только через поверхность мантии Г. Всеми перечисленными способами 8. Раковина моллюсков состоит из: А. Одного слоя Б. Двух слоев В. Трех слоев Г. Четырех слоев 9. Среди моллюсков одну ногу имеют: А. Только брюхоногие Б. Только двустворчатые В.Брюхоногие и двустворчатые Г. Только головоногие 10. Среди моллюсков 8—10 ног имеют: А. Брюхоногие Б. Двустворчатые В. Головоногие Г. Все виды Учащимся, быстро справившимся с работой, за дополнительные баллы предлагается ответить на  другие вопросы. Задание 2. Вставьте пропущенные слова. 1. Большинство моллюсков защищает свое ... тело раковиной, которую формируют клетки ... 2. Брюхоногие моллюски имеют мускулистый язык с ... «зубами», образующими «...». 3. Головоногие моллюски обладают уникальной в животном мире способностью к ... движению. 4. Самой высокоразвитой нервной системой среди беспозвоночных животных обладают ... моллюски,  имеющие крупный головной мозг. 5. Защищаясь от врагов, головоногие моллюски выбрасывают... облако. Ответ: 1 – мягкое, мантии; 2 – хитиновыми, «терку»; 3 – реактивному; 4 – головоногие; 5 –  чернильное. Задание 3. Дайте развернутый ответ. 1. Каково строение раковины моллюсков? 2. Что такое «корабельный червь»? Ответы. 1. Раковина, как защитное образование, впервые появляется у моллюсков, она характерна для всех  двустворчатых и большинства брюхоногих (кроме слизней). Раковина состоит из трех слоев:  наружного рогового, срединного фарфорового и внутреннего перламутрового. Из перламутра раковин делают красивые пуговицы и ювелирные украшения. Поразительно разнообразие раковин (особенно  морских моллюсков) по форме завитков и отростков, по окраске наружного и внутреннего слоев. 2. «Корабельный червь» – это длинный и тонкий двустворчатый моллюск, который двумя маленькими раковинами вытачивает длинные ходы в древесине, оказавшейся в воде. Эти моллюски целиком  разрушали деревянные морские причалы и дырявили деревянные корабли. Некоторые их  родственники – морское сверло и морской финик – высверливают норки в скалах и бетонных  сооружениях. Задание 4. Найдите соответствие. 1. Распределите перечисленные ниже анатомические и морфологические признаки по классам  моллюсков (Бр. – брюхоногие, Дв. – двустворчатые, Го. – головоногие). A. Одна раковина, часто асимметричная Б. Отсутствует голова B. Незамкнутая кровеносная система Г. Замкнутая кровеносная система Д. Хорошо развитые органы чувств Ответ. А. Одна раковина, часто асимметричная (Бр.); Б. Отсутствует голова (Дв.); В. Незамкнутая  кровеносная система (Бр., Дв.); Г. Замкнутая кровеносная система (Го.); Д. Хорошо развитые органы  чувств (Бр., Го.). 2. Распределите перечисленные ниже особенности образа жизни по классам моллюсков (Бр. –  брюхоногие, Дв. – двустворчатые, Го. – головоногие). A. Исключительно водные животные Б. Размножаются один раз в жизни, после чего погибают B. Могут служить промежуточными хозяевами паразитических червей Г. Большинство видов – хищники Д. Образуют колониальные поселения Ответ. А. Исключительно водные животные (Дв., Го.); Б. Размножаются один раз в жизни, после чего  погибают (Го.); В. Могут служить промежуточными хозяевами паразитических червей (Бр.); Г.  Большинство видов – хищники (Го.); Д. Образуют колониальные поселения (Дв.). 3. Распределите перечисленные ниже современные виды по классам моллюсков. Брюхоногие Двустворчатые Головоногие Устрица, наутилус, каракатица, прудовик, гребешок, мидия, жемчужница, аммонит, осьминог,  виноградная улитка, мурекс. (Внимание: один из названных видов не подлежит распределению, так как относится к вымершей  группе моллюсков.) Ответ. Брюхоногие: прудовик, виноградная улитка, мурекс. Двустворчатые: устрица, гребешок,  мидия, жемчужница. Головоногие: наутилус, каракатица, осьминог. (Аммонит не подлежит  распределению, как один из вымерших брюхоногих моллюсков).

«Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение» 7 класс биология

«Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение» 7 класс биология

«Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение» 7 класс биология

«Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение» 7 класс биология

«Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение» 7 класс биология

«Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение» 7 класс биология

«Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение» 7 класс биология

«Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение» 7 класс биология

«Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение» 7 класс биология

«Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение» 7 класс биология

«Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение» 7 класс биология

«Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение» 7 класс биология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2019