Типовая учебная программа по предмету «Общество ирелигия» для 8 класса
Оценка 4.6

Типовая учебная программа по предмету «Общество ирелигия» для 8 класса

Оценка 4.6
docx
23.04.2020
Типовая учебная программа по предмету «Общество ирелигия» для 8 класса
общество и религия 8 кл рус.docx

Приложение 30

к приказу и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от «25» октября
2017 года № 545

 

Приложение 218-2

к приказу Министра образования

и науки Республики Казахстан

от 3 апреля 2013 года № 115

 

 

Типовая учебная программа по предмету «Общество и религия»

для 8 класса уровня основного среднего образования

 

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Учебная программа была разработана в соответствии                                                 с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.

2. Значимость дисциплины «Общество и религия» обусловливается тем, что она должна  стать органичной частью современного образовательного пространства в качестве интегрированного социально-гуманитарного предмета, содействующего становлению духовной личности, обладающей научным мировоззрением и национальным самосознанием, способной на основе осмысления культурно-исторического опыта цивилизаций, базовых ценностей светского общества и понимания его основных тенденций развития систематизировать научные знания о религии и ее роли в современном историческом процессе. В данном аспекте особое значение имеет Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 20 июня 2017 года № 500, на основе которой будут создаваться и осуществляться различные образовательные стратегии.

3. Учебный предмет «Общество и религия» является по сути  информационно-просветительским, поэтому в основе педагогического подхода к  его обучению являются светскость, неконфессиональность.

4. Объектом изучения предмета «Общество и религия» является многообразие событий, явлений и процессов, происходивших в ходе развития религиозной культуры человечества от древнейших времен до современности.

5. Цель обучения предмету:

1) формирование у обучающихся представления о месте религии в мировом историческом процессе, о многообразии ее взаимосвязей и взаимоотношений, о светскости и светских устоях государства и общества на основе исключительно научных знаний о религиях;

2) привитие уважения к религиозной культуре других народов и иммунитета к радикальной идеологии религиозного экстремизма и фанатизма.

6. Задачи обучения предмету:

1) реализация принципа обеспечения государством светского характера системы образования;

2) формирование у обучающихся научных знаний об истории религий и их специфических особенностях;

3) освоение учащимися знаний о религии как духовном феномене человеческой цивилизации, необходимых для анализа современного этапа развития светского общества и прогнозирования собственной жизнедеятельности;

4) осознание обучающимися самоценности светских принципов развития общества и уникальности религиозных культур народов мира;

5) выработка ценностных ориентаций и личностных убеждений учащихся на основе светских принципов развития гражданского общества и правового государства;

6) определение роли религии в жизни современного общества и человека;

7) выявление связей между ценностями различных религий и вероисповеданий;

8) формирование толерантности к различным религиозным культурам и традициям;

9) воспитание религиозной грамотности на основе знаний о религии и ее истории;

10) формирование иммунитета к различного рода псевдорелигиозным течениям в обществе, способности дорожить историческими традициями казахстанского народа;

11) развитие у учащихся навыков критического мышления при анализе  материалов религиозной литературы, электронных ресурсов и СМИ;

12) развитие у обучающихся навыков коммуникативного общения, способности к участию в диалоге по актуальным вопросам в сфере религии.

7. При изучении предмета «Общество и религия» осуществляются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: «Всемирная история», «История Казахстана», «Русский язык», «Русская литература», «Казахский язык и литература», «География», «Биология», «Физика», «Самопознание».

 

 

Глава 2. Базовое содержание учебного предмета

          

8. Объем учебной нагрузки по предмету «Общество и религия» в 8 классе составляет 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.

9. Содержание учебного предмета включает следующие темы:

1) введение: представление о предмете «Общество и религия», его специфике и предназначении. Понятие об обществе и его признаках. Религия в обществе. О достижения Казахстана за годы Независимости (1 час);

2) культура и религия: понятие «культура». Культура материальная и духовная. Культура как результат деятельности человека и общества. Религия и ее функция. Религия как часть духовной культуры цивилизаций. Проникновение религиозного содержания в культуру. Человек как творец, как творение культуры и религиозной культуры. Культура и религия в духовной структуре общества. Многообразие культур и религий как главная особенность современного мира (1 час);

3) древние культы: истоки зарождения религии. Древнейшие культы: понятие, возникновение и характеристика. Тотемизм. Анимизм. Фетишизм. Магия. Шаманизм. Отражение древнейших культов в последующих религиозных представлениях человека (1 час);

4) основы монотеизма: термин «монотеизм» как религиоведческое, философское, теологическое (богословское) понятие о единобожии. Религиозное представление и учение о Едином Боге. Противоположность монотеизма язычеству и политеизму. Иудаизм, христианство и ислам как монотеистические религии (1 час);

5) мировые религии: понятие «мировые религии». Буддизм, Христианство, Ислам: исторический контекст. Ареал и масштабы распространения мировых религий в современный период. Роль мировых религий в сохранении мира и безопасности обществ и государств (1 час);

6) два взгляда на возникновение человечества: научный и религиозный аспекты. Эволюционные и религиозные мировоззрения.  Многообразие взглядов на происхождение жизни (1 час);

7) нравственные принципы в религии: понятие «нравственность». Нравственные принципы как определяющее начало в жизни человека и общества. Добро и зло: моральный выбор. Религия и нравственность. Нравственное содержание мировых религий: общее и особенное (1 час); 

8) религиозные символы и мистика: понятия и представления о религиозных символах. Мистика. Символы и мистика как многообразие форм религиозного значения. Символы мировых религий, их отображения и значения (1 час);

9) искусство и религия с периода древнего мира по XIV век. Религия и эстетика. Искусство как отображение духовного облика цивилизаций. Религиозные образы в искусстве (1 час);

10) искусство и религия с XIV века по настоящий период. Роль искусства в обществе и религии. Духовное наследие казахского народа (1 час);

11) мыслители Запада. Влияние западных мыслителей на формирование культуры и прогресса общества (1 час);

12) мыслители Востока. Вклад мыслителей Востока на формирование культуры и прогресса общества (1 час);

13) история религий в Казахстане: от древности до современности. Конфессиональная палитра казахстанского общества (1 час);

 14) современный человек и религиозные ценности. Статус человека в обществе и его духовные потребности. О значении религиозных ценностей в жизнедеятельности личности (1 час);

 15) жизнь человека – высшая нравственная ценность. Понятие «ценность». Жизнь человека как высшая нравственная ценность. Религиозные учения о жизни и ее ценности (1 час);

16) свобода выбора и религия. Понятия «свобода», «свобода выбора», «свобода совести». Понимание свободы выбора в религиозных традициях. Светское государства как гарант обеспечения прав и свобод человека (1 час);

17) свобода и ответственность. Мыслители человечества о свободе и ответственности. Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель ее социальной и нравственной зрелости. Мировые религии об ответственности человека (1 час);

18) любовь и семейные ценности. Понятие «любовь» как ценность, как качество. Любовь – источник создания семьи. Семейные ценности. Роль семьи в обществе и государстве (1 час);

19) любовь к созидательному труду и религия. Понятия «труд», «созидательный труд». Любовь как источник созидательного труда. Значение труда в религиозных традициях. О роли труда в становлении и развитии конкурентоспособного общества и государства (1 час);

20) глобализация и религия. Понятие «глобализация». Вызовы и угрозы глобализации. Отношение мировых и традиционных религий к глобализации  (1 час);

21) экстремизм и терроризм как глобальная угроза современному миру. Понятия «экстремизм» и «терроризм», виды и их сущность. Псевдорелигиозные мотивы экстремизма и терроризма. Почему экстремизм и терроризм выбирают религию? Пути распространения идеологии религиозного экстремизма и терроризма. Запрещенные в республике экстремистские и террористические организации. Законодательная база Республики Казахстан о противодействии экстремизму и терроризму (2 часа);

22) способы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах. Понятие и представление о деструктивных культах. Группы риска как объект вербовки. Методы и приемы вербовки и контроля сознания. О противодействии деструктивным культам (1 час);

23) свободомыслие и атеизм в XXI веке. Понятия «свободомыслие», «атеизм». Научное познание в переосмыслении религиозных традиций в третьем тысячелетии. Свободомыслие как противостояние фанатизму и радикальному экстремизму (1 час);

24) наука и религия в контексте истории и современности. Научная и религиозная традиции познания мира. Современные научные достижения и область их применения (1 час);

25) типология государств по их отношению к религии. Понятие «государство». Государство и религия: выстраивание различных систем взаимоотношений. Типы государств по их отношению к религии. Светские государства. Теократические государства. Смешанные государства (1 час);

26) Казахстан – светское государство. Светский характер государства как важное условие успешного развития республики. Конституция (Основной Закон) о светскости государства. Понятие «светскость». Светскость – не атеизм (1 час);

27) борьба добра и зла в религиях XXI века. Понятия «добро» и «зло». Мировые религии о добре и зле. Ценность «добро» как нравственное мерило общества, личности. Зло как антипод нравственности (1 час);

28) нормы поведения человека в обществе. Понятие «норма поведения». Законы государства как регуляторы нормы поведения личности в обществе. Религиозные традиции о поведении человека (1 час);

29) межконфессиональная ситуация в современном Казахстане: религиозная панорама, состояние и динамика развития религиозной ситуации. Государственная политика страны в религиозной сфере. Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия. Роль Ассамблеи народа Казахстана в обществе. Традиции казахстанского народа как основы упрочения светских устоев Казахстана (2 часа);

30) веротерпимость, толерантность и согласие как основа гармоничного сосуществования обществ и государств. Понятия и представления о веротерпимости, толерантности и согласии: светский и религиозный контекст. Фундаментальные ценности светского Казахстана. Президент Республики Казахстан о духовной модернизации общества (1 час);

31) политика Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева в области установления мира и межконфессионального согласия в стране и международном сообществе. Глобальные инициативы Елбасы по упрочению мира и безопасности в мире (1 час);

32) зачетный урок: общие выводы и заключения по предмету «Общество и религия». Защита творческих работ (1 час).

 

 

Глава 3. Педагогические подходы к организации учебного процесса

 

 

10. Ценностно-ориентированный подход:

1) в обучении  это способ организации и выполнения учебной деятельности, получения и использования ее результатов с позиций определенных ценностей. Ценностно-ориентированный учебный процесс целенаправленно формирует систему ценностей личности обучающегося;

2) реализуются возможности для формирования казахстанского патриотизма, толерантного сознания, уважения к истории, культуре и традициям предков, привития уважения к религиозной культуре других народов и иммунитета к радикальной идеологии религиозного экстремизма и фанатизма;

3) изучая историю религий в различные исторические периоды,  обучающиеся систематизируют знания о мировом историческом процессе и о месте в нем религии в многообразии ее взаимосвязей и взаимоотношений, о светскости и светских устоях государства и общества.

11. Личностно-ориентированный подход:

1) в обучении подразумевает субъект-субъектные отношения учителя и обучающихся на уроке, демократическое отношение к обучающимся, уважение личности, наиболее полное раскрытие и формирование положительных морально-этических качеств ученика, его способностей, талантов с учетом потенциальных возможностей;

2) предполагает учет индивидуальных интересов и способностей обучающихся, формирование умения определять и отстаивать свою позицию в процессе обсуждения сложных вопросов относительно места и роли религии в обществе, реализацию права личности самостоятельно оценивать события и делать собственные выводы, иметь собственные убеждения и взгляды на рассматриваемые  культурные явления и процессы.

12. Деятельностный подход:

1) деятельностный подход означает, что знания и умения формируются в процессе активной познавательной деятельности обучающегося, которая предполагает самостоятельный поиск, интерпретацию, анализ, обобщение и оценку исторических источников и других обучающих ресурсов;

2) обучающиеся активно участвуют в совместном обсуждении проблемных вопросов, в ролевых играх и  активных формах обучения;

3) особое внимание в учебной программе уделяется использованию возможностей по применению и преобразованию новой информации, что способствует формированию функциональной грамотности. 

13. Дифференцированный подход:

1) подразумевает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета особенностей обучающихся;

2) включает организацию учебной деятельности различных групп обучающихся с помощью специально разработанных средств обучения предмету и приемов дифференциации деятельности;

3) условием организации дифференцированной работы является применение дифференцированных заданий, которые различаются по сложности,  познавательным интересам,  характеру помощи со стороны учителя.

14. Коммуникативный подход:

1) в обучении  это передача и сообщение информации, обмен знаниями, навыками и умениями в процессе речевого взаимодействия двух или более людей;

2) результатом этого подхода является способность осуществлять общение посредством языка, то есть передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное ситуации общения;

3) процесс обучения включает задания, способствующие формированию умений общения, и режимы работы, адекватные условиям реальной коммуникации (парная и групповая работа).

15. Использование информационно-коммуникационных технологий                        в процессе преподавания учебного предмета «Общество и религия» предполагает:

1) развитие навыков самостоятельной работы, связанных с поиском информации, ее отбором, сопоставлением и установлением связи  между фактами и явлениями;

2) использование мультимедийных ресурсов для расширения знаний обучающихся;

3) использование интерактивных досок для технической поддержки активного обучения;

4) создание творческих проектов по выбранной теме с использованием различных видов компьютерной презентации;

5) использование компьютерных средств коммуникации (например, онлайн-уроков, конференций) для развития творческой активности обучающихся.

 

 

Глава 4. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

16. Предметные результаты. По окончании 8-го класса обучающиеся должны знать:

1)                    основные базовые понятия предмета «Общество и религия»;

2)      историю и закономерности развития религиозных традиций в контексте становления человеческой цивилизации;

3)       основные нормы светской и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе и сфере ближайшего окружения личности;

4)       сущность и значение светских ценностей, нормы высокой этики, веры и религии в жизни человека и общества;

5)      о древних культах, мировых и традиционных религиях и их роли в духовной культуре, истории и современности Республики Казахстан;

6)   роль искусства в аккумуляции религиозных представлений человечества на различных этапах развития общества;

7)   вклад мыслителей прошлого и современности в духовное просвещение цивилизаций;

8)   ценность человеческой жизни и сопутствующих ей иных моральных качеств для жизнедеятельности в многообразном мультикультурном и поликонфессиональном мире;

9)   динамику и состояние развития религиозной ситуации в стране и мире в эпоху глобализации;

10)   влияние религиозной культуры на прогресс в науке, нанотехнологиях, различных аспектах медицины;

11)   историю религий в Казахстане;

12)   ключевые звенья государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на среднесрочную перспективу;

13)   глобальные инициативы Казахстана и его Лидера – Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева – в сохранении и укреплении мира и безопасности.

17. Личностные результаты.

Обучающиеся должны:

1) уважать и принимать светские ценности общества и государства;

2) бережно, уважительно и толерантно относиться к сведениям, фактам и знаниям о религиях;

3) характеризовать древние культы, мировые и традиционные религии, выделяя их виды, существенные признаки, закономерности возникновения и развития;

4) раскрывать на примерах усвоенные понятия и представления о религиозной культуре и религиозных традициях цивилизаций;

5) оперировать и апеллировать понятийным аппаратом предмета «Общество и религия»;

6) анализировать религиозную ситуацию в стране и мире, выявляя общие тенденции и различия;

7) объяснять причинно-следственные и функциональные связи между развитием общества, государства, традиционной и духовной культурой народа;

8) осуществлять поиск соответствующей информации по заданным темам, а также сравнивать и сопоставлять полученные материалы, различая в них факты и мнения, аргументы и выводы;

9) формулировать на основе полученных знаний по предмету собственные суждения и аргументировать позиции по актуальным вопросам в сфере общества и религии;

10) уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

11) отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации о состоянии и динамике развития религиозной сферы, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

12) готовить устное выступление, творческие работы по актуальным вопросам в сфере религии;

13) осуществлять самостоятельный поиск, анализ и использование собранной информации в разрезе актуальных проблем по учебному предмету;

14) ориентироваться в актуальных общественных и конфессиональных событиях, определять личную гражданскую позицию;

15) осуществлять диалог и конструктивное взаимодействие людей с разными религиозными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

16) оценивать происходящие события в религиозной сфере с точки зрения казахстанского законодательства и норм морали светского человека, а также противодействия религиозному экстремизму и терроризму.

18. Системно-деятельностные результаты. Обучающиеся должны использовать:

1) знания по предмету «Общество и религия» для укрепления духовной безопасности светского государства;

2) предметные знания в процессе решения учебно-познавательных задач по вопросам религии и государственно-конфессиональных отношений;

3) знания и умения при оценке происходящих событий в религиозной сфере с точки зрения казахстанского законодательства и норм высокой этики;

4) знания при распознавании идеологии религиозного фанатизма, экстремизма и терроризма;

5) критическое мышление при восприятии информации, получаемой из СМИ, социальных сетей, через межличностное общение и массовую коммуникацию;

6) знания для анализа текущей религиозной ситуации в стране и мире;

7) понятия и представления при обработке материалов религиозного содержания;

8) понятийный аппарат предмета для синтезирования духовных ценностей как величайшего наследия всего человечества;

9) научную и популярную информацию об обществе и религиях для использования в проектно-исследовательской деятельности;

10) знания предмета для выработки достойного поведения в обществе, в коллективе, в семье и сфере ближайшего окружения;

11) знания и навыки для умения вести диалог с представителями иных этносов и конфессий, для достижения в общении и диалоге согласия и взаимопонимания, нахождения  общих целей и сотрудничества во имя их достижения.


 

Приложение 30 к приказу и.о.

Приложение 30 к приказу и.о.

Задачи обучения предмету : 1) реализация принципа обеспечения государством светского характера системы образования; 2) формирование у обучающихся научных знаний об истории религий и их специфических…

Задачи обучения предмету : 1) реализация принципа обеспечения государством светского характера системы образования; 2) формирование у обучающихся научных знаний об истории религий и их специфических…

Содержание учебного предмета включает следующие темы: 1) введение: представление о предмете «

Содержание учебного предмета включает следующие темы: 1) введение: представление о предмете «

Востока. Вклад мыслителей Востока на формирование культуры и прогресса общества (1 час); 13) история религий в

Востока. Вклад мыслителей Востока на формирование культуры и прогресса общества (1 час); 13) история религий в

Научная и религиозная традиции познания мира

Научная и религиозная традиции познания мира

Личностно-ориентированный подход: 1) в обучении подразумевает субъект-субъектные отношения учителя и обучающихся на уроке, демократическое отношение к обучающимся , уважение личности, наиболее полное раскрытие и формирование…

Личностно-ориентированный подход: 1) в обучении подразумевает субъект-субъектные отношения учителя и обучающихся на уроке, демократическое отношение к обучающимся , уважение личности, наиболее полное раскрытие и формирование…

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания учебного предмета «

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания учебного предмета «

Казахстане; 7) ключевые звенья государственной политики в религиозной сфере

Казахстане; 7) ключевые звенья государственной политики в религиозной сфере

Системно-деятельностные результаты

Системно-деятельностные результаты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020