Типовая учебная программа по предмету «Русская литература» для 5-9 классов
Оценка 5

Типовая учебная программа по предмету «Русская литература» для 5-9 классов

Оценка 5
doc
23.04.2020
Типовая учебная программа по предмету «Русская литература» для 5-9 классов
Русская литература 5-9 кл.doc

Приложение 5

к приказу И.о.Министра образования

и науки Республики Казахстан

от «25» октября 2017 года № 545

 

Приложение 195

к приказу Министра образования

и науки Республики Казахстан

от 3 апреля 2013 года №115

 

 

Типовая учебная программа по предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

(с русским языком обучения)

 

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.

2. Цель обучения учебному предмету «Русская литература» – способствовать формированию духовных ценностей человека через восприятие и анализ художественных произведений, воспитывать компетентного читателя, способного на основе личностного выбора использовать знания, умения и навыки для познания мира и самого себя.

3. Задачи обучения учебному предмету «Русская литература»:

1)  формировать знания, умения и навыки, способствующие успешной социальной адаптации, на основе русской, казахской и мировой литературы и культуры;

2)  способствовать усвоению литературоведческих понятий, позволяющих обучающимся более глубоко понимать авторский замысел произведений художественной литературы;

3)  формировать навыки критического анализа, сравнения, обобщения, умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, классифицировать явления, строить логические и критические рассуждения, умозаключения и выводы на основе анализа произведений;

4)  развивать коммуникативные навыки на основе глубокого понимания и анализа художественных произведений различных жанров.

 

 

Глава 2. Организация содержания учебного предмета «Русская литература»

 

4. Объем учебной нагрузки учебного предмета «Русская литература» составляет:

1) в 5 классе –  2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

2) в 6 классе –  2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

3) в 7 классе –  2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

4) в 8 классе –  3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;

5) в 9 классе –  3 часа в неделю,  102 часа в учебном году.

5. Содержание программы по учебному предмету «Русская литература» организовано по разделам обучения. Разделы состоят из подразделов, которые содержат в себе цели обучения по классам в виде ожидаемых результатов: навыка или умения, знания или понимания.

6. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, а также информировать их о следующих этапах обучения.

7. Базовое содержание учебного предмета составляют 3 раздела: «Понимание и ответы по тексту», «Анализ и интерпретация текста», «Оценка и сравнительный анализ».

8. Раздел «Понимание и ответы по тексту» включает следующие подразделы:

1) понимание терминов;

2) понимание художественного произведения;

3) чтение наизусть и цитирование;

4) составление плана;

5) пересказ;

6) ответы на вопросы.

9. Раздел «Анализ и интерпретация текста» включает следующие подразделы:

1) жанр;

2) тема и идея;

3) композиция;

4) анализ эпизодов;

5) характеристика героев;

6) художественный мир произведения в разных формах представления;

7) отношение автора;

8) художественно-изобразительные средства;

9) творческое письмо.

10. Раздел «Оценка и сравнительный анализ» состоит из следующих подразделов:

1) оценивание художественного произведения;

2) сравнение художественного произведения с произведениями других
 видов искусства;

3) сопоставление произведений литературы;

4) оценивание высказываний

 

11. Базовое содержание для 5 класса:

1) понимание и ответы по тексту:  художественная литература,  фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт,  герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм, общее представление о художественном произведении, осмысление темы, выразительное чтение наизусть фрагментов текстов небольшого объема (поэтических, прозаических), простой план, краткий пересказ содержания произведения или отрывка, краткий и полный ответ на вопрос;

2) анализ и интерпретация: определение жанра (былина, сказка, литературная сказка) и его признаков при поддержке учителя, определение основной мысли произведения при поддержке учителя, выделение в 
тексте  произведения элементов композиции при поддержке учителя, анализ эпизодов, важных для характеристики главных героев, при поддержке учителя, характеристика героев при поддержке учителя, анализ художественного пространства и оформление своего представления в рисунках, схемах, кластерах, определение отношения автора к главным героям при поддержке учителя, анализ изобразительных средств в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя, написание творческих работ (сказок, рассказов, мини-сочинений
на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям);

3) оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, выражение своих мыслей и чувств,  сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, объяснение сходств и различий, сопоставление произведений (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературы, близких по тематике, при поддержке учителя, оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения соответствия теме.

12. Изучаемые произведения:

1) Былины. Цикл об Илье Муромце;

2)  А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»;

3)  М.Ю. Лермонтов. «Бородино»;

4) М. Шаханов. «Отрарская поэма о побеждённом победителе, или Просчёт Чингисхана»;

5)  В.А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее»;

6)  А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;

7)  К. Д. Бальмонт. «Фейные сказки»;

8)  Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»;

9)  О. Уайльд. «Соловей и роза»;

         10)  К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб»;

11)  Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке»;

12)  А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»;

13)  М.М. Пришвин. «Кладовая солнца».

13.    Базовое содержание для 6 класса:

1) понимание и ответы по тексту: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз, эпос, лирика, драма как роды литературы, общее представление о художественном произведении, главная и второстепенная информация, выразительное чтение наизусть фрагментов текстов (поэтических, прозаических, драматических),  простой цитатный план, краткий, подробный пересказ содержания произведений небольшой эпической или драматической формы, выражение своего мнения о героях и событиях, развернутый ответ на вопрос;

2) анализ и интерпретация: определение жанра (рассказ, повесть, пьеса-сказка) и его признаков,  определение основной мысли произведения с опорой на его структурные элементы,   выделение в  тексте  произведения элементов композиции, объяснение их роли в сюжете произведения, анализ эпизодов драматических и прозаических произведений, важных для характеристики главных героев, характеристика героев с использованием плана и цитат из текста, анализ художественного пространства и времени и оформление своего представления в рисунках, схемах, кластерах,  определение отношения автора к главным и второстепенным героям, анализ изобразительных средств (метафоры, олицетворения) и фигур поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы), творческие работы (мифы, рассказы, мини-сочинения на литературные темы, сравнительные характеристики), выражение своего понимания прочитанного, использование изобразительных средств языка;

3) оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, оценивание поступков главных героев, сравнение художественных произведений с произведениями других видов искусства, объяснение сходств и различий при поддержке учителя (план сравнительной характеристики), сопоставление произведений (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературы, близких по тематике и проблематике, оценивание  устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения полноты раскрытия темы, уместности цитирования.

14. Изучаемые произведения:

1)  Мифы Древней Греции (о Прометее, Геракле, Икаре, Актеоне);

2)  Е.В. Курдаков. «Псы Актеона»;

3)  Славянская мифология (миф о Солнце, мифы о представителях низшей мифологии);

4)  Тюркская мифология (миф о создании мира);

5)  Библейская мифология (о Вавилонской башне, царе Соломоне);

7)  Б.Л. Пастернак. «Рождественская звезда»;

8)  Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»;

          9 ) А.Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»

        10)  И.С. Тургенев. «Муму»;

11)  Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»;

12)  В.С. Высоцкий. «Песня о друге»;

13) В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»;

14)  А.Н. Островский. «Снегурочка»;

15)  И.С. Тургенев «Бежин луг»;

16)  М.Ю. Лермонтов. «Русалка».

15.   Базовое содержание для 7 класса:

1) понимание и ответы по тексту: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия,  анафора, понимание художественного произведения в деталях, известная и неизвестная информация, самостоятельное нахождение в тексте и выразительное  чтение наизусть цитат, фрагментов произведений, связанных с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа, сложный план, краткий, подробный, выборочный пересказ содержания произведения или отрывка, выражение своего мнение о героях и событиях, аргументированный ответ на проблемный вопрос;

2) анализ и интерпретация: определение жанра (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ) и его признаков,  определение темы и идеи произведения, выражение своего мнения о поступках героев, выделение в тексте произведения элементов  композиции,  объяснение роли эпиграфа и его смысла, анализ в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизодов, важных для характеристики главных и второстепенных героев, характеристика героев произведения на основе деталей и цитат из текста, анализ сюжета и композиции, художественных образов и оформление своего представления в таблицах, схемах, кластерах, презентациях, определение отношения автора к главным и второстепенным героям, аргументация своей позиции, анализ изобразительных средств и фигур поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии,  анафоры), основных приемов комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм), творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем), выражение своего отношения к прочитанному, использование изобразительных средств языка;

3) оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, выражение мнения о героях и событиях, сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, характеристика сходств и различий в средствах создания образов, сопоставление произведений (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературы, близких по тематике/ проблематике/ жанру, оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства.

16. Изучаемые произведения:

1)  Притча о блудном сыне, легенда об Арионе;

2)  А.С. Пушкин «Арион», «Анчар»;

3)  А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»;

4)  К.Г. Паустовский «Телеграмма»;

5)  Стихотворения А.С. Пушкина,  С.А. Есенина, А.А. Фета;

6)  У. Блейк. «Тигр»;

7)  О.О. Сулейменов. «Волчата»;

8)  Р. Бредбери. «Зеленое утро»;

9)  А. Новоселов. «Санькин марал»;

10)  И.А. Крылов. Басни;

11)  Д.И. Фонвизин. «Недоросль»;

12) М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил»;

13)  М.М. Зощенко. Сатирические рассказы (по выбору учителя);

14)  В.А. Жуковский. Баллады;

15)  В. Набоков. «Рождество»;

16)  В. Тендряков. «Хлеб для собаки»;

17)  Д. Толкиен. «Хоббит, или Туда и Обратно».

17.    Базовое содержание для 8 класса:

1) понимание и ответы по тексту: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм, понимание художественного произведения, критическое осмысление информации, различение открытой и скрытой (подтекст) информации, самостоятельное нахождение в тексте и выразительное чтение наизусть цитат, фрагментов, отражающих тематику произведения, сложный цитатный план, пересказ содержания произведения или отрывка, использование разных приемов цитирования, аргументированный ответ на проблемный вопрос, использование цитат;

2) анализ и интерпретация: определение жанра (трагедия, комедия, поэма) и его признаков,  определение темы и идеи произведения, выражение своего мнения о проблематике, выделение в тексте произведения элементов композиции, объяснение значения вставных эпизодов, анализ эпизодов произведений, объяснение их связи с проблематикой и роли в развитии сюжета, характеристика героев произведения, их поступков, мотивов поведения, значения  имен и фамилий, анализ системы образов, хронотопа, структуры произведения и оформление своего представления с помощью различных способов свёртывания информации (схем, таблиц, интеллект-карт, ментальных карт, диаграмм),  способы выражения авторского отношения к героям, способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись,  фигуры поэтического синтаксиса  (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии,  анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм), написание творческих работ (письмо литературному герою, сценарии), выражение отношения к герою, его поступкам, использование изобразительных средств;

3) оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, отстаивание своей точки зрения, оценивание поведения, поступков героев, позиции автора, сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, характеристика специфических средств создания образов в разных видах искусства, сопоставление произведения (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературе, близких по тематике/

проблематике/ жанру с учетом особенностей национальной культуры, оценивание  устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного единства и фактологической точности.

18. Изучаемые произведения:

1) Жунусов (по выбору учителя) «Первый вагон» - сборник рассказов, 

А.Алексин «Фотография, на которой меня нет», «А тем временем где-то» (по выбору)

2) В. Распутин. «Уроки французского»;

3) Ч. Айтматов.  «Первый учитель», «Красное яблоко»

4) У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»;

5)А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»;

6) Лирика поэтов 19 века;

7)  О.О. Сулейменов. «Последнее слово акына Смета»;

8) Н.В. Гоголь. «Ревизор»;

9)  А.П. Чехов. Рассказы (по выбору учителя);

10) В. М. Шукшин. Рассказы (по выбору учителя);

11)  М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»;

12)  А. Грин. «Алые паруса»;

13) Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»;

14)  М. Цветаева. Лирика;

15)  А. Ахматова. «У самого моря».

19.    Базовое содержание для 9 класса:

1) понимание и ответы по тексту: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция, афоризм, понимание художественного произведения, критическое осмысление информации, выражение отношения к услышанному или прочитанному, самостоятельное нахождение в тексте и выразительное чтение наизусть цитат, фрагментов, связанных с проблематикой произведения,  тезисный план, пересказ содержания произведения, использование разных приемов пересказа, творческое переосмысление развития сюжета, развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники;

2) анализ и интерпретация: определение жанра и его признаков (сонет, роман, роман в письмах, святочный рассказ), определение темы и идеи произведения, выражение  мнения об их актуальности и аргументация своей позиции, выделение в  тексте  произведения элементов композиции, различие видов композиции, объяснение значения лирических отступлений, анализ в произведении эпизодов, важных для определения конфликта, объяснение связи с другими эпизодами, характеристика героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений, анализ художественного мира произведения, оформление своего представления с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, диаграммы), способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым  событиям, анализ средств и приемов создания образов, изобразительных средств и фигур поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии,  анафоры, градации, парцелляции), написание сочинений на литературные и свободные темы, рецензий  (на спектакли и/или экранизации произведения);

3) оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, объяснение своей позиции с учетом  различных мнений, оценивание актуальности проблематики произведения, сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, характеристика сходств и различий в средствах создания образов, выделение индивидуальных авторских приемов, сопоставление произведений (или фрагментов) русской литературы с произведениями  казахской и мировой литературы, близких по тематике/ проблематике/ жанру, с учетом особенностей национальной культуры, объяснение позиции авторов, оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного и стилевого единства, фактологической точности.

20. Изучаемые произведения:

1) У. Шекспир. Сонеты;

2) П.Н. Васильев. «И имя твоё…» и другие стихотворения;

3) А.С. Пушкин. Лирика, «Цыганы»;

4) И.С. Тургенев. «Ася»;

5) А.И. Куприн. «Олеся»;

6) Н.В. Гоголь. «Шинель»;

7) Ф.М. Достоевский. «Бедные люди»;

8) Л.Н. Толстой. «После бала»;

9) А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»;

10) А.С. Грибоедов. «Горе от ума»;

11)  Н.В. Гоголь. «Мертвые души»;

12)  А.С. Пушкин. «Пиковая дама»;

          13)  А.П. Чехов. «Ионыч», «Человек     в футляре»  (по выбору учителя);

          14)  Н.С. Лесков. «Жемчужное ожерелье».

 

 

                              Глава 3. Система целей обучения

 

          21. Цели обучения в программе содержат кодировку. Первое число кода обозначает класс, второе и третье числа раздел и подраздел программы, четвертое число показывает нумерацию учебной цели в данном подразделе. Например, в кодировке 7.2.1.4 «7» класс, «2.1» раздел и подраздел, «4» нумерация учебной цели.

22. Система целей обучения распи сана по разделам для каждого класса:

1) понимание и ответы по тексту:

 

Обучающиеся должны:

Подраздел

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

Понимание терминов

5. 1.1.1

понимать термины: художественная литература,  фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт,  герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм

6. 1.1.1 понимать термины: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз; эпос, лирика, драма как роды литературы

7. 1.1.1

понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия,  анафора

8. 1.1.1 понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический паралле лизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм

9.1.1.1

понимать термины: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция,афоризм

2

Понимание художественного произведения

5. 1. 2.1

иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему

6.1 2.1

иметь  общее представление о художественном произведении, понимать главную и второстепенную информацию

7.1. 2.1

понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную  информацию

8.1.2.1

понимать художественное произведение, критически осмысливая; различать открытую и скрытую (подтекст) информацию

9.1.2.1

понимать художественное произведение, критически осмысливая;

выражать своё отношение к услышанному или прочитанному

3

Чтение наизусть и цитирование

5.1.3. 1

читать наизусть  выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические)

6.1. 3. 1

читать наизусть

выразительнофрагменты текстов (поэтических, прозаических, драматических)

7.1.3.1

самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа

персонажа

8. 1.3.1

самостоя

тельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения

9.1.3.1

самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой произведения

 

4

Составление плана

5.1.4.1

составлять простой план

6.1.4.1

составлять простой цитатный план

7.1.4.1

составлять сложный план

8.1.4.1

составлять сложный цитатный план

9. 1.4.1

составлять тезисный план

5

Пересказ

5. 1.5.1

кратко пересказывать содержание произведения или отрывка

6.1.5.1

пересказывать  (кратко, подробно) содержание произведения небольшой эпической или драматической формы, выражая своё мнение о героях и событиях

7.1. 5.1

пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведенияили отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях

8. 1.5.1

пересказывать содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования

9.1.5.1

пересказывать содержание произведения, используя разные приемы пересказа, творчески переосмысливая развитие сюжета

6

Ответы на вопросы

5.1.6.1

давать краткий и полный ответ на вопрос

6.1.6.1

давать развернутый ответна вопрос

7.1.6.1

давать аргументированный ответ на проблемный вопрос

8.1.6.1

давать

аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты

9.1.6.1

давать развернутый

аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники

 

2)           анализ и интерпретация текста:

 

Обучающиеся должны:

Подраздел

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1.       

Жанр

5.2. 1.1

определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя

6.2. 1.1

определять жанр и его признаки (рассказ, повесть, пьеса-сказка)

7. 2.1.1

определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ)

8. 2.1.1

определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма)

9.2. 1.1

определять жанр и его признаки (сонет, роман, роман в письмах, святочный рассказ)

2.

Тема и идея

5. 2.2.1

определять основную мысль произведения при поддержке учителя

6. 2.2.1

определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы 

7. 2.2.1

определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев

8. 2.2.1

определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике

9. 2.2.1

определять тему и идею произведения, выражая  мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию

3.

Композиция

5. 2.3.1

выделять в  тексте произведения элементы композициипри поддержке учителя

6. 2.3.1

выделять в  тексте  произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения

7.2. 3.1

выделять в  тексте произведения элементы композиции,   объяснять роль эпиграфа и его смысл

8.2. 3.1

выделять в  тексте  произведения элементы композиции,  объяснять значение вставных эпизодов

9. 2.3.1

выделять в  тексте  произведения элементы композиции, различать виды композиции,

объяснять значение лирических отступлений

4.

Анализ эпизодов

5.2. 4.1

анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя

6.2. 4.1

анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важные для характеристики главных героев

7.2. 4.1

анализировать в прозаическом, драматичеком и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев

8.2. 4.1

анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета

9.2. 4.1

анализировать в произведении эпизоды, важные для определения конфликта, объяснять связь с другими эпизодами

5.

Характеристика героев

5. 2.5.1

характеризовать героев при поддержке учителя

6.2. 5.1

характеризовать героев, используя план и цитаты из текста

7.2. 5.1

характеризовать героев произведе-ния на основе  деталей и цитат из текста

8.2. 5.1

характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение  имен и фамилий

9.2. 5.1

характеризовать героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений

6.

Художественный мир произведения в разных формах представления

5.2. 6.1

анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах и др.

6.2. 6.1

анализировать художественное пространство и время и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах и др.

7. 2.6.1

анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях

8.2. 6.1

анализировать систему образов, хронотоп, структуру  произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, формулы, диаграммы)

9.2. 6.1

анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, формулы, диаграммы)

7.

Отношение автора

5. 2.7.1

определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя

6.2. 7.1

определять отношение автора к главным и второстепенным героям

7.2. 7.1

определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию

8.2. 7.1

определять способы выражения авторского отношения к героям 

9. 2.7.1

определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым  событиям

8.

Литературные приемы и изобразительные средства

 

5.2. 8.1

анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя

6.2. 8.1

анализировать изобразительные средства (метафоры, олицетворения) и фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы)

7. 2.8. 1

анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии,  анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм)

8. 2.8.1

анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись,  фигуры поэтического синтаксиса   (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии,  анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизми)

9. 2.8.1

анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии,  анафоры, градация, парцелляция)

9.

Творческое письмо

5. 2.9. 1

писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям)

6.2. 9.1

писать творческие работы (мифы, рассказы, мини-сочинения на литературные темы, сравнительные характеристики ), выражая свое понимание прочитанного, используя изобразительные средства языка

7. 2.9.1

писать творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем), выражая своё отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка

8. 2.9. 1

писать творческие работы (письмо литературному герою, сценарии), выражая отношение к герою, его поступкам, используя изобразительные средства

9. 2.9.1

писать сочинения на литературные и свободные темы, рецензии  (на спектакли и/или экранизации произведения)

 

3)       оценка и сравнительный анализ:

 

Обучающиеся должны:

Подраздел

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1.

Оценивание художественного произведения

5.3. 1.1

участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства

6. 3.1.1

участвовать в обсуждении произведения, оценивая поступки главных героев

7.3. 1.1

участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях

8. 3.1.1

участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора

9.3. 1.1

участвовать в обсуждении произведения, объясняя свою позицию  с учетом  различных мнений, оценивая актуальность проблематики произведения

2.

Сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства

5.3.2.1

сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя

6. 3.2.1

сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя (план сравнительной характеристики)

7. 3.2. 1

сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов

8.3.2.1

сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства

9. 3.2. 1

сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов, выделяя индивидуальные авторские приемы

3.

Сопоставление произведений литературы

5. 3.3.1

сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, при поддержке учителя

6. 3.3.1

сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике и проблематике

7. 3.3.1

сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру

8. 3. 3.1

сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/

проблематике/жанру, учитывая особенности национальной культуры

9. 3. 3.1

сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру, учитывая особенности национальной культуры; объяснять позицию авторов

4.

Оценивание высказываний

5. 3.4.1

оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме

6.3. 4.1

оценивать  устные и письменные высказывания (свои, одноклас

сников и другие) с точки зрения полноты раскрытия темы, уместности цитирования

 

7.3. 4.1

оценивать  устные и письменные высказывания (свои, одноклас

сников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства

8. 3.4.1

оценивать  устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного единства и фактологической точности

9. 3.4. 1

оценивать   устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного и стилевого единства, фактологической точности

 

23. Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом к Типовой  учебной  программе  по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образованияпо обновленному содержанию.

24. Распределение часов в четверти по разделам и внутри разделов варьируется по усмотрению учителя.


 

Приложение

к Типовой  учебной  программе

по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по

обновленному содержанию

 

 

Долгосрочный план по реализации Типовой учебной программы по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

 

1)       5 класс:

 

Тема

Изучаемые произведения

Навыки

Цели обучения

1 четверть

Героический эпос

1.Былины. Цикл об Илье Муромце

2.А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

3.М.Ю. Лермонтов. «Бородино»

4.М. Шаханов. «Отрарская поэма о побеждённом победителе, или Просчёт Чингисхана»

Понимание и ответы на вопросы

5.1.1.1 понимать термины: художественная литература,  фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт,  герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм;

5.1.2.1 иметь общее представление о художественном произведении, осмысливает тему;

5.1.3.1 читать наизусть  выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические);

5. 1.4.1 составлять простой план;

5.1.6.1 давать краткий и полный ответ на вопрос

Анализ и интерпретация

5.      5.2.1.1 определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя;

5.2.2.1 определять основную мысль произведения  при поддержке учителя;

5.2.5.1 характеризовать героев при поддержке учителя;

5.2.8.1 анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя

Оценка и сравнительный анализ

5.3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства

2 четверть

Литературная поэтичес-кая сказка

1. В.А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее»

2. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

3. К.Д. Бальмонт. «Фейные сказки»

Понимание и ответы на вопросы

5.1.2.1 иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему;

5.1.3.1 читать наизусть  выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические);

5.1.5.1 кратко пересказывать содержание произведения или отрывка

Анализ и интерпретация

5.2.1.1 определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя;

5.2.2.1 определять основную мысль произведения при поддержке учителя;

5.2.3.1 выделять в  тексте произведения элементы композиции при поддержке учителя;

5.2.4.1 анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя;

 5.2.5.1 характеризовать героев при поддержке учителя;

5.2.9.1 писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям)

Оценка и сравнительный анализ

5.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, при поддержке учителя-

3 четверть

Литературная прозаическая сказка

1. Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»

2. О. Уайльд. «Соловей и роза»

3. К.Г. Паустовский.«Теплый хлеб»

4. Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке»

Понимание и ответы на вопросы

5.1.1.1 понимать термины: художественная литература,  фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт,  герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм;

 5.1.3.1 читать наизусть  выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические);

 5.1.6.1 давать краткий и полный ответ на вопрос

Анализ и интерпретация

5.2.2.1 определять основную мысль произведения при поддержке учителя;

 5.2.4.1 анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя;

 5.2.5.1 характеризовать героев при поддержке учителя;

 5.2.6.1 анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах;

 5.2.7.1 определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя;

5.2.8.1 анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя

Оценка и сравнительный анализ

5.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя

4 четверть

Фольклорные элементы в литературных произведениях

1. А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»

2. М.М. Пришвин. «Кладовая солнца»

 

Понимание и ответы на вопросы

5.      5.1.2.1 иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему;

5.1.3.1 читать наизусть  выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические);

 5.1.4.1 составлять простой план

Анализ и интерпретация

5.2.3.1 выделять в  тексте произведения элементы композиции при поддержке учителя;

 5.2.4.1 анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя;

 5.2.5.1 характеризовать героев при поддержке учителя;

 5.2.6.1 анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах;

 5.27.1 определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя;

5.2.8.1  анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя;

 5.2.9.1 писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям)

Оценка и сравнительный анализ

5.3.4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме

 

2)  6 класс:

 

Тема

Изучаемые произведения

Навыки

Цели обучения

1 четверть

Мифы народов мира

1.     Мифы Древней Греции (о Прометее, Геракле, Икаре, Актеоне)

2.     Е.В. Курдаков. «Псы Актеона»

3.     Славянская мифология (миф о Солнце, мифы о представителях низшей мифологии)

4.     Тюркская мифология (миф о создании мира)

5. Библейская мифология (о Вавилонской башне, царе Соломоне)

 

Понимание и ответы на вопросы

6.1.1.1 понимать термины: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз; эпос, лирика, драма как роды литературы;

 6.1.2.1 иметь  общее представление о художественном произведении, понимать главную и второстепенную информацию;

 6.1.3.1 читать наизусть выразительно фрагменты текстов (поэтических, прозаических, драматических);

6.1.5.1 пересказывать  (кратко, подробно) содержание произведения небольшой эпической или драматической формы, выражая своё мнение о героях и событиях

Анализ и интерпретация

6.2.1.1 определять жанр и его признаки (рассказ, повесть, пьеса-сказка);

 6.2.3.1 выделять в  тексте  произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения;

 6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста;

 6.2.9.1 писать творческие работы (мифы, рассказы, мини-сочинения на литературные темы, сравнительные характеристики), выражая свое понимание прочитанного, используя изобразительные средства языка

Оценка и сравнительный анализ

6.3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, оценивая поступки главных героев

2 четверть

Тема Рождества в литературе

1.     Б.Л. Пастернак. «Рождественская звезда»

Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»

 

 

 

 

Понимание и ответы на вопросы

6.1.1.1 понимать термины: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз; эпос, лирика, драма как роды литературы;

 6.1.3.1 читать наизусть выразительно фрагменты текстов (поэтических, прозаических, драматических);

 6.1.5.1 пересказывать  (кратко, подробно) содержание произведения небольшой эпической или драматической формы, выражая своё мнение о героях и событиях;

 6.1.6.1 давать развернутый ответ на вопрос

Анализ и интерпретация

6.2.2.1 определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы;

 6.2.3.1 выделять в  тексте  произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения;

 6.2.4.1 анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важные для характеристики главных героев;

 6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста;

6.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям

Оценка и сравнительный анализ

6.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике и проблематике

3 четверть

Нравственный выбор человека

1.     И.С. Тургенев. «Муму»

2.     Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»

3.     В.С. Высоцкий. «Песня о друге»

4.     В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Понимание и ответы на вопросы

6.1.4.1 составлять простой цитатный план

Анализ и интерпретция

6.2.1.1 определять жанр и его признаки (рассказ, повесть, пьеса-сказка);

 6.2.2.1 определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы;

 6.2.4.1 анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важные для характеристики главных героев;

 6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста;

 6.2.6.1 анализировать художественное пространство и время и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах;

 6.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям;

6.2.8.1 анализировать изобразительные средства (метафоры, олицетворения) и фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы);

 6.2.9.1 писать творческие работы (мифы, рассказы, мини-сочинения на литературные темы, сравнительные характеристики), выражая свое понимание прочитанного, используя изобразительные средства языка

Оценка и сравнительный анализ

6.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя (план сравнительной характеристики)

4 четверть

Сказочные и мифологические элементы в литературных произведениях

1.     А.Н. Островский. «Снегурочка»

2.     И.С. Тургенев «Бежин луг»

3.     М.Ю. Лермонтов. «Русалка»

 

 

Понимание и ответы на вопросы

6.1.1.1 понимать термины: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз; эпос, лирика, драма как роды;

 6.1.2.1 иметь  общее представление о художественном произведении, понимать главную и второстепенную информацию;

 6.1.3.1 читать наизусть выразительно фрагменты текстов (поэтических, прозаических, драматических);

 6.1.4.1 составлять простой цитатный план;

 6.1.6.1 давать развернутый ответна вопрос

Анализ и интерпретация

6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста;

 6.2.6.1 анализировать художественное пространство и время, оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах;

6.2.8.1 анализировать изобразительные средства (метафоры, олицетворения) и фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы)

Оценка и сравнительный анализ

6.4.4.1 оценивать  устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты раскрытия темы, уместности цитирования

 

3)       7 класс:

 

Тема

Изучаемые произведения

Навыки

Цели обучения

1 четверть

Притчи и легенды в литературе

1.    Притча о блудном сыне, легенда об Арионе

2.    А.С. Пушкин «Арион», «Анчар»

3.    А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»

4.    К.Г. Паустовский «Телеграмма»

Понимание и ответы на вопросы

7.1.1.1 понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия,  анафора;

 7.1.2.1 понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную  информацию;

 7.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа персонажа;

 7.1.4.1  составлять сложный план;

 7.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос

Анализ и интерпретация

7.2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев;

7.2.3.1 выделять в  тексте произведения элементы композиции,   объяснять роль эпиграфа и его смысл;

 7.2.4.1 анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев;

 7.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе  деталей и цитат из текста

Оценка и сравнительный анализ

7.4.1.1 участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях

2 четверть

Человек и природа

1.    Стихотворения

А.С. Пушкина,

С.А. Есенина, А.А. Фета

2.    У. Блейк. «Тигр»

3.    О.О. Сулейменов. «Волчата»

4.    Р. Бредбери. «Зеленое утро»

5.    А. Новоселов. «Санькин марал»

Понимание и ответы на вопросы

7.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа персонажа

Анализ и интерпретация

7.2.1.1 определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ);

7.2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев;

7.2.3.1 выделять в  тексте произведения элементы композиции,   объяснять роль эпиграфа и его смысл;

7.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе  деталей и цитат из текста;

 7.2.6.1 анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях;

7.2.8.1 анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии,  анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм);

7.2.9.1 писать творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем), выражая своё отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка

Оценка и сравнительный анализ

7.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/жанру

3 четверть

Сатира и юмор в литературе

1.    И.А. Крылов. Басни

2.    Д.И. Фонвизин. «Недоросль»

3.    М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил»

4.    М.М. Зощенко. Сатирические рассказы (по выбору учителя)

Понимание и ответы на вопросы

7.1.1.1 понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия,  анафора;

 7.1.2.1 понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную  информацию;

 7.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа персонажа;

 7.1.5.1 пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях;

 7.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос

Анализ и интерпретация

7.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе  деталей и цитат из текста;

7.2.6.1 анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях;

 7.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию;

7.2.8.1 анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии,  анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм)

Оценка и сравнительный анализ

7.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов

4 четверть

Мораль, этика, ценности

1.    В.А. Жуковский. Баллады

2.    В. Набоков. «Рождество»

3.    В. Тендряков. «Хлеб для собаки»

4.    Д. Толкиен. «Хоббит, или Туда и Обратно»

Понимание и ответы на вопросы

7.1.4.1 составлять сложный план;

 7.1.5.1 пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях

Анализ и интерпретация

7.2.1.1 определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ);

7.2.3.1 выделять в  тексте произведения элементы композиции,   объясняет роль эпиграфа и его смысл;

7.2.4.1 анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев;

7.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе  деталей и цитат из текста;

 7.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию;

 7.2.9.1 писать творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем), выражая своё отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка

Оценка и сравнительный анализ

7.4.4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства

 

4)       8 класс:

 

Тема

Изучаемые произведения

Навыки

Цели обучения

1 четверть

Дети и взрослые

1. В. Распутин. «Уроки французского»

2. Ч. Айтматов.

«Первый учитель»,

«Красное яблоко»

 

3. Жунусов. (по выбору учителя) «Первый вагон» - сборник рассказов

 

4. В.Астафьев .«Фотография, на которой меня нет», А. Алексин. «А тем временем где-то» (по выбору)

 

Понимание и ответы на вопросы

8.1.1.1 понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм;

 8.1.2.1 понимать художественное произведение, критически осмысливая; различать открытую и скрытую (подтекст) информацию;

 8.1.3.1  самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения;

 8.1.4.1 составлять сложный цитатный план;

 8.1.5.1 пересказывать содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования;

 8.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты

Анализ и интерпретация

8.2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике;

 8.2.3.1 выделять в  тексте  произведения элементы композиции,  объяснять значение вставных эпизодов;

 8.2.5.1 характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение  имен и фамилий

Оценка и сравнительный анализ

8.4.1.1 участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора

2 четверть

Любовь и честь

1. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»

2. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

3. Лирика поэтов 19 века

4. О.О. Сулейменов. «Последнее слово акына Смета»

Понимание и ответы на вопросы

8.1.2.1 понимать художественное произведение, критически осмысливая; различать открытую и скрытую (подтекст) информацию;

8.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения

 

Анализ и интерпретация

8.2.1.1 определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма);

8.2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике;

 8.2.3.1 выделять в  тексте  произведения элементы композиции,  объяснять значение вставных эпизодов;

8.2.6.1 анализировать систему образов, хронотоп, структуру  произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы);

 8.2.7.1 определять способы выражения авторского отношения к героям;

8.2.8.1 анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись,  фигуры поэтического синтаксиса   (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии,  анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм);

 8.2.9.1 писать творческие работы (письмо литературному герою, сценарии), выражая отношение к герою, его поступкам, используя изобразительные средства

Оценка и сравнительный анализ

8.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства;

8.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/проблематике/жанру, учитывая особенности национальной культуры

3 четверть

Сатира и юмор

1.    Н.В. Гоголь. «Ревизор»

2.    А.П. Чехов. Рассказы (по выбору учителя)

3.    В.М. Шукшин. Рассказы (по выбору учителя)

Понимание и ответы на вопросы

8.1.1.1 понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм;

 8.1.5.1 пересказывать содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования;

 8.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты

Анализ и интерпретация

8.2.4.1 анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета;

 8.2.5.1 характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение  имен и фамилий;

 8.2.6.1 анализировать систему образов, хронотоп, структуру  произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, формулы, диаграммы);

8.2.7.1 определять способы выражения авторского отношения к героям;

8.2.8.1  анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись,  фигуры поэтического синтаксиса   (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии,  анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизми)

Оценка и сравнительный анализ

8.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства;

 8.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/проблематике/жанру, учитывая особенности национальной культуры

4 четверть

Мечты и реальность

1. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»

2. А. Грин. «Алые паруса»

3. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

4. М. Цветаева. Лирика

5. А. Ахматова. «У самого моря»

Понимание и ответы на вопросы

 

8.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения;

 8.3.4.1 составлять сложный цитатный план

 

Анализ и интерпретация

8.2.1.1 определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма);

 8.2.4.1 анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета;

 8.2.6.1 анализировать систему образов, хронотоп, структуру  произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, формулы, диаграммы);

8.2.7.1 определять способы выражения авторского отношения к героям;

8.2.8.1 анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись,  фигуры поэтического синтаксиса   (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии,  анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм);

8.2.9.1 писать творческие работы (письмо литературному герою, сценарии), выражая отношение к герою, его поступкам, используя изобразительные средства

Оценка и сравнительный анализ

8.4.1.1 участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора;

8.4.4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного единства и фактологической точности

 

5)                 9 класс:

 

Тема

Изучаемые произведения

Навыки

Цели обучения

1 четверть

Странности любви

1. У. Шекспир. Сонеты

2. П.Н. Васильев. «И имя твоё…» и другие стихотворения

3. А.С. Пушкин. Лирика, «Цыганы»

4. И.С. Тургенев. «Ася»

5. А.И. Куприн. «Олеся»

Понимание и ответы на вопросы

9.1.1.1 -  понимать термины: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция, афоризм;

9.1.2.1 -  понимать художественное произведение, критически осмысливая;

выражать своё отношение к услышанному или прочитанному;

 9.1.3.1 -   самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой произведения;

9.1.4.1 -  составлять тезисный план;

9.1.5.1 -  пересказывать содержание произведения, используя разные приемы пересказа, творчески переосмысливая развитие сюжета

 9. 1.6.1 –  давать развернутый

аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники

Анализ и интерпретация

9.2.2.1 -  определять тему и идею произведения, выражая  мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию

 9.2.3.1 -  выделять в  тексте  произведения элементы композиции, различать виды композиции,

объяснять значение лирических отступлений;

 9.2.5.1  характеризовать героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений

9.2.8.1 -  анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии,  анафоры, градация, парцелляция и др.)

Оценка и сравнительный анализ

9.4.1.1 - участвовать в обсуждении произведения, объясняя свою позицию  с учетом  различных мнений, оценивая актуальность проблематики произведения

2 четверть

Тема маленького человека

1.     Н.В. Гоголь. «Шинель»

2.     Ф.М. Достоевский. «Бедные люди»

3.     Л.Н. Толстой. «После бала».

4.     А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»

Понимание и ответы на вопросы

9.1.2.1 - понимать художественное произведение, критически осмысливая;

выражать своё отношение к услышанному или прочитанному;

 9.1.3.1 - самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой произведения

Анализ и интерпретация

9. 2. 1.1 - определять жанр и его признаки (сонет, роман, роман в письмах, святочный рассказ);

 9.2.2.1 - определять тему и идею произведения, выражая  мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию;

9.2.3.1 - выделять в  тексте  произведения элементы композиции, различать виды композиции,

объяснять значение лирических отступлений;

9.2.6.1 - анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.);

 9.2.7.1 - определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым  событиям;

9.2.8.1 - анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии,  анафоры, градация, парцелляция и др.);

 9.2.9.1 - писать сочинения на литературные и свободные темы, рецензии  (на спектакли и/или экранизации произведения) и др.

Оценка и сравнительный анализ

9.4.2.1 - сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов, выделяя индивидуальные авторские приемы

3 четверть

Сатира на общество

1.     А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

2.     Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

Понимание и ответы на вопросы

9.1.1.1 - понимать термины: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция, афоризм;

 9.1.5.1 - пересказывать содержание произведения, используя разные приемы пересказа, творчески переосмысливая развитие сюжета;

 9. 1.6.1– давать развернутый

аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники

Анализ и интерпретация

9.2.4.1– анализировать в произведении эпизоды, важные для определения конфликта, объяснять связь с другими эпизодами;

9.2.5.1 - характеризовать героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений;

9.2.6.1 - анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.);

9.2.7.1 - определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым  событиям;

9.2.8.1 - анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии,  анафоры, градация, парцелляция и др.)

Оценка и сравнительный анализ

9.4.2.1 - сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов, выделяя индивидуальные авторские приемы;

9.4.3.1 - сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру, учитывая особенности национальной культуры; объяснять позицию авторов

4 четверть

Тайны человеческой души

1.     А.С. Пушкин. «Пиковая дама»

2.     А.П. Чехов  «Ионыч», «Человек в футляре» (по выбору учителя)

3.     Н.С. Лесков. «Жемчужное ожерелье»

 

Понимание и ответы на вопросы

9.1.3.1 - самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой произведения;

9.1.4.1 - составлять тезисный план

Анализ и интерпретация

9. 2.1.1 - определять жанр и его признаки (сонет, роман, роман в письмах, святочный рассказ);

 9.2.4.1 - анализировать в произведении эпизоды, важные для определения конфликта, объяснять связь с другими эпизодами;

9. 2. 6.1– анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.);

9.2.7.1 - определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым  событиям;

9.2.8.1 - анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии,  анафоры, градация, парцелляция и др.);

 9.2.9.1 - писать сочинения на литературные и свободные темы, рецензии  (на спектакли и/или экранизации произведения) и др.

Оценка и сравнительный анализ

9.4.3.1 - сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру, учитывая особенности национальной культуры; объяснять позицию авторов;

 9.4.4.1 - оценивать   устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного и стилевого единства, фактологической точности

 

 

 


Приложение 5 к приказу И.о.Министра образования и науки

Приложение 5 к приказу И.о.Министра образования и науки

Объем учебной нагрузки учебного предмета «Русская литература» составляет: 1) в 5 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году; 2) в 6…

Объем учебной нагрузки учебного предмета «Русская литература» составляет: 1) в 5 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году; 2) в 6…

Базовое содержание для 5 класса: 1) понимание и ответы по тексту: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и…

Базовое содержание для 5 класса: 1) понимание и ответы по тексту: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и…

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»; 13)

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»; 13)

А.Гофман «Щелкунчик и Мышиный король» 10)

А.Гофман «Щелкунчик и Мышиный король» 10)

Изучаемые произведения: 1)

Изучаемые произведения: 1)

Изучаемые произведения: 1) Жунусов (по выбору учителя) «Первый вагон» - сборник рассказов,

Изучаемые произведения: 1) Жунусов (по выбору учителя) «Первый вагон» - сборник рассказов,

Изучаемые произведения: 1) У

Изучаемые произведения: 1) У

Глава 3. Система ц е л ей об у ч ения 21

Глава 3. Система ц е л ей об у ч ения 21

Чте н ие н а из у сть и ц и тир о в а ние 5

Чте н ие н а из у сть и ц и тир о в а ние 5

Обучающиеся должны:

Обучающиеся должны:

Характеристика героев 5. 2.5

Характеристика героев 5. 2.5

Литературные приемы и изобразительные средства 5

Литературные приемы и изобразительные средства 5

Обучающиеся должны:

Обучающиеся должны:

Сопоставление произведений литературы 5

Сопоставление произведений литературы 5

Приложение к Типовой учебной программе по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

Приложение к Типовой учебной программе по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

Литературная поэтичес-кая сказка

Литературная поэтичес-кая сказка

Оценка и сравнительный анализ 5

Оценка и сравнительный анализ 5

Тема Изучаемые произведения

Тема Изучаемые произведения

Понимание и ответы на вопросы 6

Понимание и ответы на вопросы 6

Оценка и сравнительный анализ 6

Оценка и сравнительный анализ 6

Притчи и легенды в литературе

Притчи и легенды в литературе

Оценка и сравнительный анализ7

Оценка и сравнительный анализ7

Оценка и сравнительный анализ7

Оценка и сравнительный анализ7

ТемаИзучаемые произведенияНавыкиЦели обучения 1 четверть

ТемаИзучаемые произведенияНавыкиЦели обучения 1 четверть

Лирика поэтов 19 века 4. О.О

Лирика поэтов 19 века 4. О.О

В.М. Шукшин. Рассказы (по выбору учителя)

В.М. Шукшин. Рассказы (по выбору учителя)

М. Цветаева. Лирика 5. А. Ахматова

М. Цветаева. Лирика 5. А. Ахматова

Ася» 5. А.И. Куприн. «Олеся»

Ася» 5. А.И. Куприн. «Олеся»

ПОПС-формулы, диаграммы и пр.); 9

ПОПС-формулы, диаграммы и пр.); 9

ПОПС-формулы, диаграммы и пр.); 9

ПОПС-формулы, диаграммы и пр.); 9

Анализ и интерпретация 9

Анализ и интерпретация 9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020