Приложение 5
к приказу И.о.Министра образования
и науки Республики Казахстан
от «25» октября 2017 года № 545
Приложение 195
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года №115
Типовая учебная программа по предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
(с русским языком обучения)
Глава 1. Общие положения
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
2. Цель обучения учебному предмету «Русская литература» – способствовать формированию духовных ценностей человека через восприятие и анализ художественных произведений, воспитывать компетентного читателя, способного на основе личностного выбора использовать знания, умения и навыки для познания мира и самого себя.
3. Задачи обучения учебному предмету «Русская литература»:
1) формировать знания, умения и навыки, способствующие успешной социальной адаптации, на основе русской, казахской и мировой литературы и культуры;
2) способствовать усвоению литературоведческих понятий, позволяющих обучающимся более глубоко понимать авторский замысел произведений художественной литературы;
3) формировать навыки критического анализа, сравнения, обобщения, умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, классифицировать явления, строить логические и критические рассуждения, умозаключения и выводы на основе анализа произведений;
4) развивать коммуникативные навыки на основе глубокого понимания и анализа художественных произведений различных жанров.
Глава 2. Организация содержания учебного предмета «Русская литература»
4. Объем учебной нагрузки учебного предмета «Русская литература» составляет:
1) в 5 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
2) в 6 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
3) в 7 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
4) в 8 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
5) в 9 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году.
5. Содержание программы по учебному предмету «Русская литература» организовано по разделам обучения. Разделы состоят из подразделов, которые содержат в себе цели обучения по классам в виде ожидаемых результатов: навыка или умения, знания или понимания.
6. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, а также информировать их о следующих этапах обучения.
7. Базовое содержание учебного предмета составляют 3 раздела: «Понимание и ответы по тексту», «Анализ и интерпретация текста», «Оценка и сравнительный анализ».
8. Раздел «Понимание и ответы по тексту» включает следующие подразделы:
1) понимание терминов;
2) понимание художественного произведения;
3) чтение наизусть и цитирование;
4) составление плана;
5) пересказ;
6) ответы на вопросы.
9. Раздел «Анализ и интерпретация текста» включает следующие подразделы:
1) жанр;
2) тема и идея;
3) композиция;
4) анализ эпизодов;
5) характеристика героев;
6) художественный мир произведения в разных формах представления;
7) отношение автора;
8) художественно-изобразительные средства;
9) творческое письмо.
10. Раздел «Оценка и сравнительный анализ» состоит из следующих подразделов:
1) оценивание художественного произведения;
2)
сравнение художественного произведения с произведениями других
видов искусства;
3) сопоставление произведений литературы;
4) оценивание высказываний
11. Базовое содержание для 5 класса:
1) понимание и ответы по тексту: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм, общее представление о художественном произведении, осмысление темы, выразительное чтение наизусть фрагментов текстов небольшого объема (поэтических, прозаических), простой план, краткий пересказ содержания произведения или отрывка, краткий и полный ответ на вопрос;
2) анализ и
интерпретация: определение жанра (былина, сказка, литературная сказка) и его
признаков при поддержке учителя, определение основной мысли произведения при
поддержке учителя, выделение в
тексте произведения элементов композиции при поддержке учителя, анализ
эпизодов, важных для характеристики главных героев, при поддержке учителя,
характеристика героев при поддержке учителя, анализ художественного
пространства и оформление своего представления в рисунках, схемах, кластерах,
определение отношения автора к главным героям при поддержке учителя, анализ
изобразительных средств в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения,
аллегории, параллелизм) при поддержке учителя, написание творческих работ
(сказок, рассказов, мини-сочинений
на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям);
3) оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, выражение своих мыслей и чувств, сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, объяснение сходств и различий, сопоставление произведений (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературы, близких по тематике, при поддержке учителя, оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения соответствия теме.
12. Изучаемые произведения:
1) Былины. Цикл об Илье Муромце;
2) А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»;
3) М.Ю. Лермонтов. «Бородино»;
4) М. Шаханов. «Отрарская поэма о побеждённом победителе, или Просчёт Чингисхана»;
5) В.А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее»;
6) А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
7) К. Д. Бальмонт. «Фейные сказки»;
8) Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»;
9) О. Уайльд. «Соловей и роза»;
10) К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб»;
11) Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке»;
12) А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»;
13) М.М. Пришвин. «Кладовая солнца».
13. Базовое содержание для 6 класса:
1) понимание и ответы по тексту: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз, эпос, лирика, драма как роды литературы, общее представление о художественном произведении, главная и второстепенная информация, выразительное чтение наизусть фрагментов текстов (поэтических, прозаических, драматических), простой цитатный план, краткий, подробный пересказ содержания произведений небольшой эпической или драматической формы, выражение своего мнения о героях и событиях, развернутый ответ на вопрос;
2) анализ и интерпретация: определение жанра (рассказ, повесть, пьеса-сказка) и его признаков, определение основной мысли произведения с опорой на его структурные элементы, выделение в тексте произведения элементов композиции, объяснение их роли в сюжете произведения, анализ эпизодов драматических и прозаических произведений, важных для характеристики главных героев, характеристика героев с использованием плана и цитат из текста, анализ художественного пространства и времени и оформление своего представления в рисунках, схемах, кластерах, определение отношения автора к главным и второстепенным героям, анализ изобразительных средств (метафоры, олицетворения) и фигур поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы), творческие работы (мифы, рассказы, мини-сочинения на литературные темы, сравнительные характеристики), выражение своего понимания прочитанного, использование изобразительных средств языка;
3) оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, оценивание поступков главных героев, сравнение художественных произведений с произведениями других видов искусства, объяснение сходств и различий при поддержке учителя (план сравнительной характеристики), сопоставление произведений (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературы, близких по тематике и проблематике, оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения полноты раскрытия темы, уместности цитирования.
14. Изучаемые произведения:
1) Мифы Древней Греции (о Прометее, Геракле, Икаре, Актеоне);
2) Е.В. Курдаков. «Псы Актеона»;
3) Славянская мифология (миф о Солнце, мифы о представителях низшей мифологии);
4) Тюркская мифология (миф о создании мира);
5) Библейская мифология (о Вавилонской башне, царе Соломоне);
7) Б.Л. Пастернак. «Рождественская звезда»;
8) Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»;
9 ) А.Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»
10) И.С. Тургенев. «Муму»;
11) Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»;
12) В.С. Высоцкий. «Песня о друге»;
13) В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»;
14) А.Н. Островский. «Снегурочка»;
15) И.С. Тургенев «Бежин луг»;
16) М.Ю. Лермонтов. «Русалка».
15. Базовое содержание для 7 класса:
1) понимание и ответы по тексту: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора, понимание художественного произведения в деталях, известная и неизвестная информация, самостоятельное нахождение в тексте и выразительное чтение наизусть цитат, фрагментов произведений, связанных с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа, сложный план, краткий, подробный, выборочный пересказ содержания произведения или отрывка, выражение своего мнение о героях и событиях, аргументированный ответ на проблемный вопрос;
2) анализ и интерпретация: определение жанра (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ) и его признаков, определение темы и идеи произведения, выражение своего мнения о поступках героев, выделение в тексте произведения элементов композиции, объяснение роли эпиграфа и его смысла, анализ в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизодов, важных для характеристики главных и второстепенных героев, характеристика героев произведения на основе деталей и цитат из текста, анализ сюжета и композиции, художественных образов и оформление своего представления в таблицах, схемах, кластерах, презентациях, определение отношения автора к главным и второстепенным героям, аргументация своей позиции, анализ изобразительных средств и фигур поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основных приемов комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм), творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем), выражение своего отношения к прочитанному, использование изобразительных средств языка;
3) оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, выражение мнения о героях и событиях, сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, характеристика сходств и различий в средствах создания образов, сопоставление произведений (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературы, близких по тематике/ проблематике/ жанру, оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства.
16. Изучаемые произведения:
1) Притча о блудном сыне, легенда об Арионе;
2) А.С. Пушкин «Арион», «Анчар»;
3) А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»;
4) К.Г. Паустовский «Телеграмма»;
5) Стихотворения А.С. Пушкина, С.А. Есенина, А.А. Фета;
6) У. Блейк. «Тигр»;
7) О.О. Сулейменов. «Волчата»;
8) Р. Бредбери. «Зеленое утро»;
9) А. Новоселов. «Санькин марал»;
10) И.А. Крылов. Басни;
11) Д.И. Фонвизин. «Недоросль»;
12) М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
13) М.М. Зощенко. Сатирические рассказы (по выбору учителя);
14) В.А. Жуковский. Баллады;
15) В. Набоков. «Рождество»;
16) В. Тендряков. «Хлеб для собаки»;
17) Д. Толкиен. «Хоббит, или Туда и Обратно».
17. Базовое содержание для 8 класса:
1) понимание и ответы по тексту: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм, понимание художественного произведения, критическое осмысление информации, различение открытой и скрытой (подтекст) информации, самостоятельное нахождение в тексте и выразительное чтение наизусть цитат, фрагментов, отражающих тематику произведения, сложный цитатный план, пересказ содержания произведения или отрывка, использование разных приемов цитирования, аргументированный ответ на проблемный вопрос, использование цитат;
2) анализ и интерпретация: определение жанра (трагедия, комедия, поэма) и его признаков, определение темы и идеи произведения, выражение своего мнения о проблематике, выделение в тексте произведения элементов композиции, объяснение значения вставных эпизодов, анализ эпизодов произведений, объяснение их связи с проблематикой и роли в развитии сюжета, характеристика героев произведения, их поступков, мотивов поведения, значения имен и фамилий, анализ системы образов, хронотопа, структуры произведения и оформление своего представления с помощью различных способов свёртывания информации (схем, таблиц, интеллект-карт, ментальных карт, диаграмм), способы выражения авторского отношения к героям, способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм), написание творческих работ (письмо литературному герою, сценарии), выражение отношения к герою, его поступкам, использование изобразительных средств;
3) оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, отстаивание своей точки зрения, оценивание поведения, поступков героев, позиции автора, сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, характеристика специфических средств создания образов в разных видах искусства, сопоставление произведения (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературе, близких по тематике/
проблематике/ жанру с учетом особенностей национальной культуры, оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного единства и фактологической точности.
18. Изучаемые произведения:
1) Жунусов (по выбору учителя) «Первый вагон» - сборник рассказов,
А.Алексин «Фотография, на которой меня нет», «А тем временем где-то» (по выбору)
2) В. Распутин. «Уроки французского»;
3) Ч. Айтматов. «Первый учитель», «Красное яблоко»
4) У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»;
5)А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»;
6) Лирика поэтов 19 века;
7) О.О. Сулейменов. «Последнее слово акына Смета»;
8) Н.В. Гоголь. «Ревизор»;
9) А.П. Чехов. Рассказы (по выбору учителя);
10) В. М. Шукшин. Рассказы (по выбору учителя);
11) М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»;
12) А. Грин. «Алые паруса»;
13) Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»;
14) М. Цветаева. Лирика;
15) А. Ахматова. «У самого моря».
19. Базовое содержание для 9 класса:
1) понимание и ответы по тексту: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция, афоризм, понимание художественного произведения, критическое осмысление информации, выражение отношения к услышанному или прочитанному, самостоятельное нахождение в тексте и выразительное чтение наизусть цитат, фрагментов, связанных с проблематикой произведения, тезисный план, пересказ содержания произведения, использование разных приемов пересказа, творческое переосмысление развития сюжета, развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники;
2) анализ и интерпретация: определение жанра и его признаков (сонет, роман, роман в письмах, святочный рассказ), определение темы и идеи произведения, выражение мнения об их актуальности и аргументация своей позиции, выделение в тексте произведения элементов композиции, различие видов композиции, объяснение значения лирических отступлений, анализ в произведении эпизодов, важных для определения конфликта, объяснение связи с другими эпизодами, характеристика героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений, анализ художественного мира произведения, оформление своего представления с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, диаграммы), способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям, анализ средств и приемов создания образов, изобразительных средств и фигур поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градации, парцелляции), написание сочинений на литературные и свободные темы, рецензий (на спектакли и/или экранизации произведения);
3) оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, объяснение своей позиции с учетом различных мнений, оценивание актуальности проблематики произведения, сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, характеристика сходств и различий в средствах создания образов, выделение индивидуальных авторских приемов, сопоставление произведений (или фрагментов) русской литературы с произведениями казахской и мировой литературы, близких по тематике/ проблематике/ жанру, с учетом особенностей национальной культуры, объяснение позиции авторов, оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного и стилевого единства, фактологической точности.
20. Изучаемые произведения:
1) У. Шекспир. Сонеты;
2) П.Н. Васильев. «И имя твоё…» и другие стихотворения;
3) А.С. Пушкин. Лирика, «Цыганы»;
4) И.С. Тургенев. «Ася»;
5) А.И. Куприн. «Олеся»;
6) Н.В. Гоголь. «Шинель»;
7) Ф.М. Достоевский. «Бедные люди»;
8) Л.Н. Толстой. «После бала»;
9) А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»;
10) А.С. Грибоедов. «Горе от ума»;
11) Н.В. Гоголь. «Мертвые души»;
12) А.С. Пушкин. «Пиковая дама»;
13) А.П. Чехов. «Ионыч», «Человек в футляре» (по выбору учителя);
14) Н.С. Лесков. «Жемчужное ожерелье».
Глава 3. Система целей обучения
21. Цели обучения в программе содержат кодировку. Первое число кода обозначает класс, второе и третье числа – раздел и подраздел программы, четвертое число показывает нумерацию учебной цели в данном подразделе. Например, в кодировке 7.2.1.4 «7» – класс, «2.1» – раздел и подраздел, «4» – нумерация учебной цели.
22. Система целей обучения распи сана по разделам для каждого класса:
1) понимание и ответы по тексту:
Обучающиеся должны: |
|||||
Подраздел |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
1 Понимание терминов |
5. 1.1.1 понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм |
6. 1.1.1 понимать термины: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз; эпос, лирика, драма как роды литературы |
7. 1.1.1 понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора |
8. 1.1.1 понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический паралле лизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм |
9.1.1.1 понимать термины: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция,афоризм |
2 Понимание художественного произведения |
5. 1. 2.1 иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему |
6.1 2.1 иметь общее представление о художественном произведении, понимать главную и второстепенную информацию |
7.1. 2.1 понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию |
8.1.2.1 понимать художественное произведение, критически осмысливая; различать открытую и скрытую (подтекст) информацию |
9.1.2.1 понимать художественное произведение, критически осмысливая; выражать своё отношение к услышанному или прочитанному |
3 Чтение наизусть и цитирование |
5.1.3. 1 читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические) |
6.1. 3. 1 читать наизусть выразительнофрагменты текстов (поэтических, прозаических, драматических) |
7.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа персонажа |
8. 1.3.1 самостоя тельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения |
9.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой произведения
|
4 Составление плана |
5.1.4.1 составлять простой план |
6.1.4.1 составлять простой цитатный план |
7.1.4.1 составлять сложный план |
8.1.4.1 составлять сложный цитатный план |
9. 1.4.1 составлять тезисный план |
5 Пересказ |
5. 1.5.1 кратко пересказывать содержание произведения или отрывка |
6.1.5.1 пересказывать (кратко, подробно) содержание произведения небольшой эпической или драматической формы, выражая своё мнение о героях и событиях |
7.1. 5.1 пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведенияили отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях |
8. 1.5.1 пересказывать содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования |
9.1.5.1 пересказывать содержание произведения, используя разные приемы пересказа, творчески переосмысливая развитие сюжета |
6 Ответы на вопросы |
5.1.6.1 давать краткий и полный ответ на вопрос |
6.1.6.1 давать развернутый ответна вопрос |
7.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос |
8.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты |
9.1.6.1 давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники |
2) анализ и интерпретация текста:
Обучающиеся должны: |
|||||
Подраздел |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
1. Жанр |
5.2. 1.1 определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя |
6.2. 1.1 определять жанр и его признаки (рассказ, повесть, пьеса-сказка) |
7. 2.1.1 определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ) |
8. 2.1.1 определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма) |
9.2. 1.1 определять жанр и его признаки (сонет, роман, роман в письмах, святочный рассказ) |
2. Тема и идея |
5. 2.2.1 определять основную мысль произведения при поддержке учителя |
6. 2.2.1 определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы |
7. 2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев |
8. 2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике |
9. 2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию |
3. Композиция |
5. 2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композициипри поддержке учителя |
6. 2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения |
7.2. 3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл |
8.2. 3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов |
9. 2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, различать виды композиции, объяснять значение лирических отступлений |
4. Анализ эпизодов |
5.2. 4.1 анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя |
6.2. 4.1 анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важные для характеристики главных героев |
7.2. 4.1 анализировать в прозаическом, драматичеком и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев |
8.2. 4.1 анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета |
9.2. 4.1 анализировать в произведении эпизоды, важные для определения конфликта, объяснять связь с другими эпизодами |
5. Характеристика героев |
5. 2.5.1 характеризовать героев при поддержке учителя |
6.2. 5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста |
7.2. 5.1 характеризовать героев произведе-ния на основе деталей и цитат из текста |
8.2. 5.1 характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий |
9.2. 5.1 характеризовать героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений |
6. Художественный мир произведения в разных формах представления |
5.2. 6.1 анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах и др. |
6.2. 6.1 анализировать художественное пространство и время и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах и др. |
7. 2.6.1 анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях |
8.2. 6.1 анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, формулы, диаграммы) |
9.2. 6.1 анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, формулы, диаграммы) |
7. Отношение автора |
5. 2.7.1 определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя |
6.2. 7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям |
7.2. 7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию |
8.2. 7.1 определять способы выражения авторского отношения к героям |
9. 2.7.1 определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям |
8. Литературные приемы и изобразительные средства
|
5.2. 8.1 анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя |
6.2. 8.1 анализировать изобразительные средства (метафоры, олицетворения) и фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы) |
7. 2.8. 1 анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм) |
8. 2.8.1 анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизми) |
9. 2.8.1 анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция) |
9. Творческое письмо |
5. 2.9. 1 писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям) |
6.2. 9.1 писать творческие работы (мифы, рассказы, мини-сочинения на литературные темы, сравнительные характеристики ), выражая свое понимание прочитанного, используя изобразительные средства языка |
7. 2.9.1 писать творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем), выражая своё отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка |
8. 2.9. 1 писать творческие работы (письмо литературному герою, сценарии), выражая отношение к герою, его поступкам, используя изобразительные средства |
9. 2.9.1 писать сочинения на литературные и свободные темы, рецензии (на спектакли и/или экранизации произведения) |
3) оценка и сравнительный анализ:
Обучающиеся должны: |
|||||
Подраздел |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
1. Оценивание художественного произведения |
5.3. 1.1 участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства |
6. 3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, оценивая поступки главных героев |
7.3. 1.1 участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях |
8. 3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора |
9.3. 1.1 участвовать в обсуждении произведения, объясняя свою позицию с учетом различных мнений, оценивая актуальность проблематики произведения |
2. Сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства |
5.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя |
6. 3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя (план сравнительной характеристики) |
7. 3.2. 1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов |
8.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства |
9. 3.2. 1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов, выделяя индивидуальные авторские приемы |
3. Сопоставление произведений литературы |
5. 3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, при поддержке учителя |
6. 3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике и проблематике |
7. 3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру |
8. 3. 3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/жанру, учитывая особенности национальной культуры |
9. 3. 3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру, учитывая особенности национальной культуры; объяснять позицию авторов |
4. Оценивание высказываний |
5. 3.4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме |
6.3. 4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклас сников и другие) с точки зрения полноты раскрытия темы, уместности цитирования
|
7.3. 4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклас сников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства |
8. 3.4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного единства и фактологической точности |
9. 3.4. 1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного и стилевого единства, фактологической точности |
23. Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом к Типовой учебной программе по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образованияпо обновленному содержанию.
24. Распределение часов в четверти по разделам и внутри разделов варьируется по усмотрению учителя.
Приложение
к Типовой учебной программе
по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по
обновленному содержанию
1) 5 класс:
Тема |
Изучаемые произведения |
Навыки |
Цели обучения |
1 четверть |
|||
Героический эпос |
1.Былины. Цикл об Илье Муромце 2.А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» 3.М.Ю. Лермонтов. «Бородино» 4.М. Шаханов. «Отрарская поэма о побеждённом победителе, или Просчёт Чингисхана» |
Понимание и ответы на вопросы |
5.1.1.1 понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм; 5.1.2.1 иметь общее представление о художественном произведении, осмысливает тему; 5.1.3.1 читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические); 5. 1.4.1 составлять простой план; 5.1.6.1 давать краткий и полный ответ на вопрос |
Анализ и интерпретация |
5. 5.2.1.1 определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя; 5.2.2.1 определять основную мысль произведения при поддержке учителя; 5.2.5.1 характеризовать героев при поддержке учителя; 5.2.8.1 анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя |
||
Оценка и сравнительный анализ |
5.3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства |
||
2 четверть |
|||
Литературная поэтичес-кая сказка |
1. В.А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее» 2. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» 3. К.Д. Бальмонт. «Фейные сказки» |
Понимание и ответы на вопросы |
5.1.2.1 иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему; 5.1.3.1 читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические); 5.1.5.1 кратко пересказывать содержание произведения или отрывка |
Анализ и интерпретация |
5.2.1.1 определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя; 5.2.2.1 определять основную мысль произведения при поддержке учителя; 5.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции при поддержке учителя; 5.2.4.1 анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя; 5.2.5.1 характеризовать героев при поддержке учителя; 5.2.9.1 писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям) |
||
Оценка и сравнительный анализ |
5.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, при поддержке учителя- |
||
3 четверть |
|||
Литературная прозаическая сказка |
1. Г.Х. Андерсен. «Снежная королева» 2. О. Уайльд. «Соловей и роза» 3. К.Г. Паустовский.«Теплый хлеб» 4. Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке» |
Понимание и ответы на вопросы |
5.1.1.1 понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм; 5.1.3.1 читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические); 5.1.6.1 давать краткий и полный ответ на вопрос |
Анализ и интерпретация |
5.2.2.1 определять основную мысль произведения при поддержке учителя; 5.2.4.1 анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя; 5.2.5.1 характеризовать героев при поддержке учителя; 5.2.6.1 анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах; 5.2.7.1 определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя; 5.2.8.1 анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя |
||
Оценка и сравнительный анализ |
5.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя |
||
4 четверть |
|||
Фольклорные элементы в литературных произведениях |
1. А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» 2. М.М. Пришвин. «Кладовая солнца»
|
Понимание и ответы на вопросы |
5. 5.1.2.1 иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему; 5.1.3.1 читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические); 5.1.4.1 составлять простой план |
Анализ и интерпретация |
5.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции при поддержке учителя; 5.2.4.1 анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя; 5.2.5.1 характеризовать героев при поддержке учителя; 5.2.6.1 анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах; 5.27.1 определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя; 5.2.8.1 анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя; 5.2.9.1 писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям) |
||
Оценка и сравнительный анализ |
5.3.4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме |
2) 6 класс:
Тема |
Изучаемые произведения |
Навыки |
Цели обучения |
1 четверть |
|||
Мифы народов мира |
1. Мифы Древней Греции (о Прометее, Геракле, Икаре, Актеоне) 2. Е.В. Курдаков. «Псы Актеона» 3. Славянская мифология (миф о Солнце, мифы о представителях низшей мифологии) 4. Тюркская мифология (миф о создании мира) 5. Библейская мифология (о Вавилонской башне, царе Соломоне)
|
Понимание и ответы на вопросы |
6.1.1.1 понимать термины: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз; эпос, лирика, драма как роды литературы; 6.1.2.1 иметь общее представление о художественном произведении, понимать главную и второстепенную информацию; 6.1.3.1 читать наизусть выразительно фрагменты текстов (поэтических, прозаических, драматических); 6.1.5.1 пересказывать (кратко, подробно) содержание произведения небольшой эпической или драматической формы, выражая своё мнение о героях и событиях |
Анализ и интерпретация |
6.2.1.1 определять жанр и его признаки (рассказ, повесть, пьеса-сказка); 6.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения; 6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста; 6.2.9.1 писать творческие работы (мифы, рассказы, мини-сочинения на литературные темы, сравнительные характеристики), выражая свое понимание прочитанного, используя изобразительные средства языка |
||
Оценка и сравнительный анализ |
6.3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, оценивая поступки главных героев |
||
2 четверть |
|||
Тема Рождества в литературе |
1. Б.Л. Пастернак. «Рождественская звезда» Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством» А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»
|
Понимание и ответы на вопросы |
6.1.1.1 понимать термины: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз; эпос, лирика, драма как роды литературы; 6.1.3.1 читать наизусть выразительно фрагменты текстов (поэтических, прозаических, драматических); 6.1.5.1 пересказывать (кратко, подробно) содержание произведения небольшой эпической или драматической формы, выражая своё мнение о героях и событиях; 6.1.6.1 давать развернутый ответ на вопрос |
Анализ и интерпретация |
6.2.2.1 определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы; 6.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения; 6.2.4.1 анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важные для характеристики главных героев; 6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста; 6.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям |
||
Оценка и сравнительный анализ |
6.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике и проблематике |
||
3 четверть |
|||
Нравственный выбор человека |
1. И.С. Тургенев. «Муму» 2. Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» 3. В.С. Высоцкий. «Песня о друге» 4. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» |
Понимание и ответы на вопросы |
6.1.4.1 составлять простой цитатный план |
Анализ и интерпретция |
6.2.1.1 определять жанр и его признаки (рассказ, повесть, пьеса-сказка); 6.2.2.1 определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы; 6.2.4.1 анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важные для характеристики главных героев; 6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста; 6.2.6.1 анализировать художественное пространство и время и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах; 6.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям; 6.2.8.1 анализировать изобразительные средства (метафоры, олицетворения) и фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы); 6.2.9.1 писать творческие работы (мифы, рассказы, мини-сочинения на литературные темы, сравнительные характеристики), выражая свое понимание прочитанного, используя изобразительные средства языка |
||
Оценка и сравнительный анализ |
6.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя (план сравнительной характеристики) |
||
4 четверть |
|||
Сказочные и мифологические элементы в литературных произведениях |
1. А.Н. Островский. «Снегурочка» 2. И.С. Тургенев «Бежин луг» 3. М.Ю. Лермонтов. «Русалка»
|
Понимание и ответы на вопросы |
6.1.1.1 понимать термины: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз; эпос, лирика, драма как роды; 6.1.2.1 иметь общее представление о художественном произведении, понимать главную и второстепенную информацию; 6.1.3.1 читать наизусть выразительно фрагменты текстов (поэтических, прозаических, драматических); 6.1.4.1 составлять простой цитатный план; 6.1.6.1 давать развернутый ответна вопрос |
Анализ и интерпретация |
6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста; 6.2.6.1 анализировать художественное пространство и время, оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах; 6.2.8.1 анализировать изобразительные средства (метафоры, олицетворения) и фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы) |
||
Оценка и сравнительный анализ |
6.4.4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты раскрытия темы, уместности цитирования |
3) 7 класс:
Тема |
Изучаемые произведения |
Навыки |
Цели обучения |
1 четверть |
|||
Притчи и легенды в литературе |
1. Притча о блудном сыне, легенда об Арионе 2. А.С. Пушкин «Арион», «Анчар» 3. А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» 4. К.Г. Паустовский «Телеграмма» |
Понимание и ответы на вопросы |
7.1.1.1 понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора; 7.1.2.1 понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию; 7.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа персонажа; 7.1.4.1 составлять сложный план; 7.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос |
Анализ и интерпретация |
7.2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев; 7.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл; 7.2.4.1 анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев; 7.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста |
||
Оценка и сравнительный анализ |
7.4.1.1 участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях |
||
2 четверть |
|||
Человек и природа |
1. Стихотворения А.С. Пушкина, С.А. Есенина, А.А. Фета 2. У. Блейк. «Тигр» 3. О.О. Сулейменов. «Волчата» 4. Р. Бредбери. «Зеленое утро» 5. А. Новоселов. «Санькин марал» |
Понимание и ответы на вопросы |
7.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа персонажа |
Анализ и интерпретация |
7.2.1.1 определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ); 7.2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев; 7.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл; 7.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста; 7.2.6.1 анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях; 7.2.8.1 анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм); 7.2.9.1 писать творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем), выражая своё отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка |
||
Оценка и сравнительный анализ |
7.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/жанру |
||
3 четверть |
|||
Сатира и юмор в литературе |
1. И.А. Крылов. Басни 2. Д.И. Фонвизин. «Недоросль» 3. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил» 4. М.М. Зощенко. Сатирические рассказы (по выбору учителя) |
Понимание и ответы на вопросы |
7.1.1.1 понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора; 7.1.2.1 понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию; 7.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа персонажа; 7.1.5.1 пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях; 7.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос |
Анализ и интерпретация |
7.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста; 7.2.6.1 анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях; 7.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию; 7.2.8.1 анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм) |
||
Оценка и сравнительный анализ |
7.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов |
||
4 четверть |
|||
Мораль, этика, ценности |
1. В.А. Жуковский. Баллады 2. В. Набоков. «Рождество» 3. В. Тендряков. «Хлеб для собаки» 4. Д. Толкиен. «Хоббит, или Туда и Обратно» |
Понимание и ответы на вопросы |
7.1.4.1 составлять сложный план; 7.1.5.1 пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях |
Анализ и интерпретация |
7.2.1.1 определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ); 7.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объясняет роль эпиграфа и его смысл; 7.2.4.1 анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев; 7.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста; 7.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию; 7.2.9.1 писать творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем), выражая своё отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка |
||
Оценка и сравнительный анализ |
7.4.4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства |
4) 8 класс:
Тема |
Изучаемые произведения |
Навыки |
Цели обучения |
1 четверть |
|||
Дети и взрослые |
1. В. Распутин. «Уроки французского» 2. Ч. Айтматов. «Первый учитель», «Красное яблоко»
3. Жунусов. (по выбору учителя) «Первый вагон» - сборник рассказов
4. В.Астафьев .«Фотография, на которой меня нет», А. Алексин. «А тем временем где-то» (по выбору)
|
Понимание и ответы на вопросы |
8.1.1.1 понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм; 8.1.2.1 понимать художественное произведение, критически осмысливая; различать открытую и скрытую (подтекст) информацию; 8.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения; 8.1.4.1 составлять сложный цитатный план; 8.1.5.1 пересказывать содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования; 8.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты |
Анализ и интерпретация |
8.2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике; 8.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов; 8.2.5.1 характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий |
||
Оценка и сравнительный анализ |
8.4.1.1 участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора |
||
2 четверть |
|||
Любовь и честь |
1. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» 2. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» 3. Лирика поэтов 19 века 4. О.О. Сулейменов. «Последнее слово акына Смета» |
Понимание и ответы на вопросы |
8.1.2.1 понимать художественное произведение, критически осмысливая; различать открытую и скрытую (подтекст) информацию; 8.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения
|
Анализ и интерпретация |
8.2.1.1 определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма); 8.2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике; 8.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов; 8.2.6.1 анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы); 8.2.7.1 определять способы выражения авторского отношения к героям; 8.2.8.1 анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм); 8.2.9.1 писать творческие работы (письмо литературному герою, сценарии), выражая отношение к герою, его поступкам, используя изобразительные средства |
||
Оценка и сравнительный анализ |
8.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства; 8.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/проблематике/жанру, учитывая особенности национальной культуры |
||
3 четверть |
|||
Сатира и юмор |
1. Н.В. Гоголь. «Ревизор» 2. А.П. Чехов. Рассказы (по выбору учителя) 3. В.М. Шукшин. Рассказы (по выбору учителя) |
Понимание и ответы на вопросы |
8.1.1.1 понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм; 8.1.5.1 пересказывать содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования; 8.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты |
Анализ и интерпретация |
8.2.4.1 анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета; 8.2.5.1 характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий; 8.2.6.1 анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, формулы, диаграммы); 8.2.7.1 определять способы выражения авторского отношения к героям; 8.2.8.1 анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизми) |
||
Оценка и сравнительный анализ |
8.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства; 8.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/проблематике/жанру, учитывая особенности национальной культуры |
||
4 четверть |
|||
Мечты и реальность |
1. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» 2. А. Грин. «Алые паруса» 3. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» 4. М. Цветаева. Лирика 5. А. Ахматова. «У самого моря» |
Понимание и ответы на вопросы
|
8.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения; 8.3.4.1 составлять сложный цитатный план
|
Анализ и интерпретация |
8.2.1.1 определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма); 8.2.4.1 анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета; 8.2.6.1 анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, формулы, диаграммы); 8.2.7.1 определять способы выражения авторского отношения к героям; 8.2.8.1 анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм); 8.2.9.1 писать творческие работы (письмо литературному герою, сценарии), выражая отношение к герою, его поступкам, используя изобразительные средства |
||
Оценка и сравнительный анализ |
8.4.1.1 участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора; 8.4.4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного единства и фактологической точности |
5) 9 класс:
Тема |
Изучаемые произведения |
Навыки |
Цели обучения |
1 четверть |
|||
Странности любви |
1. У. Шекспир. Сонеты 2. П.Н. Васильев. «И имя твоё…» и другие стихотворения 3. А.С. Пушкин. Лирика, «Цыганы» 4. И.С. Тургенев. «Ася» 5. А.И. Куприн. «Олеся» |
Понимание и ответы на вопросы |
9.1.1.1 - понимать термины: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция, афоризм; 9.1.2.1 - понимать художественное произведение, критически осмысливая; выражать своё отношение к услышанному или прочитанному; 9.1.3.1 - самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой произведения; 9.1.4.1 - составлять тезисный план; 9.1.5.1 - пересказывать содержание произведения, используя разные приемы пересказа, творчески переосмысливая развитие сюжета 9. 1.6.1 – давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники |
Анализ и интерпретация |
9.2.2.1 - определять тему и идею произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию 9.2.3.1 - выделять в тексте произведения элементы композиции, различать виды композиции, объяснять значение лирических отступлений; 9.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений 9.2.8.1 - анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.) |
||
Оценка и сравнительный анализ |
9.4.1.1 - участвовать в обсуждении произведения, объясняя свою позицию с учетом различных мнений, оценивая актуальность проблематики произведения |
||
2 четверть |
|||
Тема маленького человека |
1. Н.В. Гоголь. «Шинель» 2. Ф.М. Достоевский. «Бедные люди» 3. Л.Н. Толстой. «После бала». 4. А.И. Куприн. «Гранатовый браслет» |
Понимание и ответы на вопросы |
9.1.2.1 - понимать художественное произведение, критически осмысливая; выражать своё отношение к услышанному или прочитанному; 9.1.3.1 - самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой произведения |
Анализ и интерпретация |
9. 2. 1.1 - определять жанр и его признаки (сонет, роман, роман в письмах, святочный рассказ); 9.2.2.1 - определять тему и идею произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию; 9.2.3.1 - выделять в тексте произведения элементы композиции, различать виды композиции, объяснять значение лирических отступлений; 9.2.6.1 - анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.); 9.2.7.1 - определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям; 9.2.8.1 - анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.); 9.2.9.1 - писать сочинения на литературные и свободные темы, рецензии (на спектакли и/или экранизации произведения) и др. |
||
Оценка и сравнительный анализ |
9.4.2.1 - сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов, выделяя индивидуальные авторские приемы |
||
3 четверть |
|||
Сатира на общество |
1. А.С. Грибоедов. «Горе от ума» 2. Н.В. Гоголь. «Мертвые души» |
Понимание и ответы на вопросы |
9.1.1.1 - понимать термины: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция, афоризм; 9.1.5.1 - пересказывать содержание произведения, используя разные приемы пересказа, творчески переосмысливая развитие сюжета; 9. 1.6.1– давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники |
Анализ и интерпретация |
9.2.4.1– анализировать в произведении эпизоды, важные для определения конфликта, объяснять связь с другими эпизодами; 9.2.5.1 - характеризовать героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений; 9.2.6.1 - анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.); 9.2.7.1 - определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям; 9.2.8.1 - анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.) |
||
Оценка и сравнительный анализ |
9.4.2.1 - сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов, выделяя индивидуальные авторские приемы; 9.4.3.1 - сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру, учитывая особенности национальной культуры; объяснять позицию авторов |
||
4 четверть |
|||
Тайны человеческой души |
1. А.С. Пушкин. «Пиковая дама» 2. А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре» (по выбору учителя) 3. Н.С. Лесков. «Жемчужное ожерелье»
|
Понимание и ответы на вопросы |
9.1.3.1 - самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой произведения; 9.1.4.1 - составлять тезисный план |
Анализ и интерпретация |
9. 2.1.1 - определять жанр и его признаки (сонет, роман, роман в письмах, святочный рассказ); 9.2.4.1 - анализировать в произведении эпизоды, важные для определения конфликта, объяснять связь с другими эпизодами; 9. 2. 6.1– анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.); 9.2.7.1 - определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям; 9.2.8.1 - анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.); 9.2.9.1 - писать сочинения на литературные и свободные темы, рецензии (на спектакли и/или экранизации произведения) и др. |
||
Оценка и сравнительный анализ |
9.4.3.1 - сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру, учитывая особенности национальной культуры; объяснять позицию авторов; 9.4.4.1 - оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного и стилевого единства, фактологической точности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.