Приложение 28
к приказу и.о. Министра образования
и науки Республики Казахстан
от «25» октября 2017 года № 545
Приложение 218
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115
Типовая учебная
программа по предмету «Таджикская литература» для
5-9 классов уровня основного
среднего образования (с таджикским языком обучения) по обновленному
содержанию
Глава 1. Общее положения
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
2. Цель учебной программы по литературе – способствовать формированию духовных ценностей человека через восприятие и анализ художественных произведений, воспитывать компетентного читателя, способного на основе личностного выбора использовать знания, умения и навыки для познания мира и самого себя.
3. Задачи программы по учебному предмету «Таджикская литература»:
1) формировать знания, умения и навыки, способствующие успешной социальной адаптации, на основе таджикской, русской, казахской и мировой литературы и культуры;
2) воспитывать патриотизм, гражданственность, уважительное отношение к литературному наследию как духовной ценности;
3) способствовать усвоению литературоведческих понятий, позволяющих учащимся более глубоко понимать авторский замысел произведений художественной литературы;
4) формировать навыки критического анализа, сравнения, обобщения, умение устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, классифицировать явления, строить логические и критические рассуждения, умозаключения и выводы на основе анализа произведений;
5) формировать духовную и интеллектуальную потребность, совершенствовать навыки чтения и интерпретации текста, развивая творческие способности каждого учащегося;
6) развивать коммуникативные навыки на основе глубокого понимания и анализа художественных произведений различных жанров;
7) формировать умение отстаивать общечеловеческие и национальные ценности, выражать в устной и письменной форме собственную позицию по отношению к идейному содержанию и литературным героям произведений, давать этическую оценку их поступкам, используя образное и критическое мышление.
Глава 2. Организация содержания учебного предмета «Таджикская литература»
4. Распределение учебной нагрузки:
1) 5 класс – в неделю 2 часа, всего - 68 часов;
2) 6 класс – в неделю 2 часа, всего - 68 часов;
3) 7 класс – в неделю 2 часа, всего - 68 часов;
4) 8 класс – в неделю 2 часа, всего - 68 часов;
5) 9 класс – в неделю 2 часа, всего - 68 часов.
5. Содержание программы по учебному предмету «Таджикская литература» организовано по разделам обучения. Разделы состоят из подразделов, которые содержат в себе цели обучения по классам в виде ожидаемых результатов: навыка или умения, знания или понимания. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, а также информировать их о следующих этапах обучения.
6. Раздел «Понимание и ответы по тексту» состоит из подразделов:
1) понимание терминов;
2) понимание художественного произведения;
3) чтение наизусть и цитирование;
4) составление плана;
5) пересказ;
6) ответы на вопросы.
7. Раздел «Анализ и интерпретация текста» включает следующие подразделы:
1) жанр;
2) тема и идея;
3) композиция;
4) анализ эпизодов;
5) характеристика героев;
6) художественный мир произведения в разных формах представления;
7) отношение автора;
8) художественно-изобразительные средства;
9) творческое письмо.
8. Раздел «Оценка и сравнительный анализ» включает следующие подразделы:
1) оценивание художественного произведения;
2) сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства;
3) сопоставление произведений литературы;
4) оценивание высказываний.
Глава 3. Система целей обучения
9. Цели обучения в программе представлены кодировкой. В коде первое число обозначает класс, второе и третье числа – подраздел программы, четвёртое число показывает нумерацию учебной цели. Например, в кодировке 6.2.1.4: «6» – класс, «2.1.» – раздел и подраздел, «4» – нумерация учебной цели.
10. Система целей расписана по разделам для каждого класса:
1) понимание и ответы по тексту:
Обучающиеся должны: |
|||||
Подраздел |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
1. Понимание терминов |
5.1.1.1 понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм |
6.1.1.1 понимать термины: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз, эпос, лирика, драма как роды литературы |
7.1.1.1 понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора |
8.1.1.1 понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм |
9.1.1.1 понимать термины: жанр, сонет, роман, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция, афоризм |
2. Понимание художественного произведения |
5.1.2.1 иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему |
6.1.2.1 иметь общее представление о художественном произведении, понимать главную и второстепенную информацию |
7.1.2.1 понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию |
8.1.2.1 понимать художественное произведение, критически осмысливая, различать открытую и скрытую (подтекст) информацию |
9.1.2.1 понимать художественное произведение, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному |
3. Чтение наизусть и цитирование |
5.1.3.1 читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические) |
6.1.3.1 читать наизусть выразительно фрагменты текстов (поэтических, прозаических, драматических) |
7.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа |
8.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения |
9.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой произведения
|
4. Составление плана |
5.1.4.1 составлять простой план |
6.1.4.1 составлять простой цитатный план |
7.1.4.1 составлять сложный план |
8.1.4.1 составлять сложный цитатный план |
9.1.4.1 составлять тезисный план |
5. Пересказ |
5.1.5.1 кратко пересказывать содержание произведения или отрывка |
6.1.5.1 пересказывать (кратко, подробно) содержание произведения небольшой эпической или драматической формы, выражая своё мнение о героях и событиях |
7.1.5.1 пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях |
8.1.5.1 пересказывать содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования |
9.1.5.1 пересказывать содержание произведения, используя разные приемы пересказа, творчески переосмысливая развитие сюжета |
6. Ответы на вопросы |
5.1.6.1 давать краткий и полный ответ на вопрос |
6.1.6.1 давать развернутый ответ на вопрос |
7.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос |
8.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты |
9.1.6.1 давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники |
2) анализ и интерпретация текста:
Обучающиеся должны: |
|||||
Подраздел |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
1. Жанр |
5.2.1.1 определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) |
6.2.1.1 определять жанр и его признаки (рассказ, повесть, пьеса-сказка) |
7.2.1.1 определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ) |
8.2.1.1 определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма) |
9.2.1.1 определять жанр и его признаки (сонет, роман, роман в письмах) |
2. Тема и идея |
5.2.2.1 определять основную мысль произведения |
6.2.2.1 определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы |
7.2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев |
8.2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике |
9.2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию |
3. Композиция |
5.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции |
6.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения |
7.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл |
8.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов |
9.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, различать виды композиции, объяснять значение лирических отступлений |
4. Анализ эпизодов |
5.2.4.1 анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев |
6.2.4.1 анализировать эпизоды драматических и прозаических произведени, важные для характеристики главных героев |
7.2.4.1 анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев |
8.2.4.1 анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета |
9.2.4.1 анализировать в произведении эпизоды, важные для определения конфликта, объяснять связь с другими эпизодами |
5. Характеристика героев |
5.2.5.1 характеризовать героев |
6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста |
7.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе деталей и цитата из текста |
8.2.5.1 характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий |
9.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений |
6. Художественный мир произведения в разных формах представления |
5.2.6.1 анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах |
6.2.6.1 анализировать художественное пространство и время и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах |
7.2.6.1 анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях |
8.2.6.1 анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы) |
9.2.6.1 анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы) |
7. Отношение автора |
5.2.7.1 определять отношение автора к главным героям |
6.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям |
7.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию |
8.2.7.1 определять способы выражения авторского отношения к героям |
9.2.7.1 определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям |
8. Литературные приемы и изобразительные средства
|
5.2.8.1 анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя |
6.2.8.1 анализировать изобразительные средства (метафоры, олицетворения) и фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы) |
7.2.8.1 анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм) |
8.2.8.1 анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы инверсии, анафоры, градацию), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм |
9.2.8.1 анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градацию, парцелляцию) |
9. Творческое письмо |
5.2.9.1 писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям) |
6.2.9.1 писать творческие работы (мифы, рассказы, мини-сочинения на литературные темы, сравнительные характеристики), выражая свое понимание прочитанного, используя изобразительные средства языка |
7.2.9.1 писать творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем), выражая своё отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка |
8.2.9.1 писать творческие работы (письмо литературному герою, сценарии), выражая отношение к герою, его поступкам, используя изобразительные средства |
9.2.9.1 писать сочинения на литературные и свободные темы, рецензии (на спектакли и/или экранизации произведения) |
3) оценка и сравнительный анализ:
Обучающиеся должны: |
|||||
Подраздел |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
1. Оценивание художественного произведения |
5.3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства |
6.3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, оценивая поступки главных героев |
7.3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях |
8.3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора |
9.3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, объясняя свою позицию с учетом различных мнений, оценивая актуальность проблематики произведения |
2. Сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства |
5.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя |
6.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя (план сравнительной характеристики) |
7.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов |
8.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства |
9.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов, выделяя индивидуальные авторские приемы |
3. Сопоставление произведений литературы |
5.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) таджикской,русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя |
6.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) таджикской, русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике и проблематике |
7.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) таджикской, русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру |
8.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) таджикской, русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру, учитывая особенности национальной культуры |
9.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) таджикской, русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру, учитывая особенности национальной культуры, объяснять позицию авторов |
4. Оценивание высказываний |
5.3.4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения соответствия теме |
6.3.4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения полноты раскрытия темы, уместности цитирования
|
7.3.4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства |
8.3.4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного единства и фактологической точности |
9.3.4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного и стилевого единства, фактологической точности |
11. Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом к Типовой учебной программе по учебному предмету «Таджикская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.
12. Распределение часов в четверти по разделам и внутри разделов варьируется по усмотрению учителя.
Приложение
к Типовой учебной программе
по учебному предмету «Таджикская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по
обновленному содержанию
1) 5 класс:
Тема |
Изучаемые произведения |
Навыки |
Цели обучения |
Четверть 1 |
|||
Героический эпос |
1. Легенда «О Эраже и колдуне». 2. Искусство преувеличения. Художественный образ, персонаж художественного образа. 3. Пословицы и поговорки. Легенды и рассказы. 4. Слог, рифмовка стихов. |
Понимание и ответы на вопросы |
5.1.1.1 понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм; 5.1.2.1 иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему; 5.1.3.1 читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические); 5.1.6.1 давать краткий и полный ответ на вопрос |
Анализ и интерпретация |
5.2.1.1 определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка); 5.2.2.1 определять основную мысль произведения; 5.2.5.1 характеризовать героев; 5.2.8.1 анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя |
||
Оценка и сравнительный анализ |
5.3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства |
||
Четверть 2 |
|||
Литературная поэтическая сказка |
1. Абуабдулло Рудаки. Образец из стихов «О знании», «Эй Бухара радуйся…», «Прекрасная весна». 2. А.И. Сина «Змея и молоко в чаше», «На дороге», «Зафарнома». 3. Саъди Шерози. Рассказы из «Гулистана», «Наказ учителя, лучше отцовской любви» 4. Бадриддин Хилоли. «Отдать жизнь ради друга», «О поведении». |
Понимание и ответы на вопросы |
5.1.2.1 иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему; 5.1.3.1 читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические); 5.1.5.1 кратко пересказывать содержание произведения или отрывка |
Анализ и интерпретация |
5.2.1.1 определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка); 5.2.2.1 определять основную мысль произведения; 5.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции; 5.2.4.1 анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев; 5.2.5.1 характеризовать героев; 5.2.9.1 писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям) |
||
Оценка и сравнительный анализ |
5.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) таджикской,русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя |
||
Четверть 3 |
|||
Литературная прозаическая сказка |
1. С. Айни. «Герой таджикского народа Темурмалик» 2. М. Турсинзода. Отрывок из поэмы «Вечная яркость» 3. Эрадж Мирзо. «Материнское достоинство», «Праздник Навруз», «Достоинство учителя». 4. Хахилуллои Халили. «Подарок матерям», «Обращение поколениям нашей Родины», «Хлопоты Навруза» |
Понимание и ответы на вопросы |
5.1.1.1 понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм; 5.1.3.1 читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические); 5.1.6.1 давать краткий и полный ответ на вопрос |
Анализ и интерпретация |
5.2.2.1 определять основную мысль произведения; 5.2.4.1 анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев; 5.2.5.1 характеризовать героев; 5.2.6.1 анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах; 5.2.7.1 определять отношение автора к главным героям; 5.2.8.1 анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя |
||
Оценка и сравнительный анализ |
5.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя |
||
Четверть 4 |
|||
Фольклорные элементы в литературных произведениях |
1. Фотех Ниёзи. Отрывок из романа «Преданность», «Подвиг Мамараджаба». 2. М. Миршакар. Эпос «Беспокойный Пяндж», «Бедный». 3. Абдумалик Бахори. Отрывок из повести «Два скандальных месяца», рассказ «Алиджана и Азиза». 4. Гаффар Мирза. Начало эпоса «Власть и государство», «У колыбели» |
Понимание и ответы на вопросы |
5.1.2.1 иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему; 5.1.3.1 читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические); 5.1.4.1 составлять простой план |
Анализ и интерпретация |
5.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции; 5.2.4.1 анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев; 5.2.5.1 характеризовать героев; 5.2.6.1 анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах; 5.2.7.1 определять отношение автора к главным героям; 5.2.8.1 анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя; 5.2.9.1 писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям) |
||
Оценка и сравнительный анализ |
5.3.4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения соответствия теме |
2) 6 класс:
Тема |
Изучаемые произведения |
Навыки |
Цели обучения |
|
Четверть 1 |
||||
Мифы народов мира |
1. Устная литература и фольклор. 2. Исторические песни «Восстание Восеъ». 3. Чужеземец. 4. Образцы загадок и четверостишия. |
Понимание и ответы на вопросы |
6.1.1.1 понимать термины: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз, эпос, лирика, драма как роды литературы; 6.1.2.1 иметь общее представление о художественном произведении, понимать главную и второстепенную информацию; 6.1.3.1 читать наизусть выразительно фрагменты текстов (поэтических, прозаических, драматических); 6.1.5.1 пересказывать (кратко, подробно) содержание произведения небольшой эпической или драматической формы, выражая своё мнение о героях и событиях |
|
Анализ и интерпретация |
6.2.1.1 определять жанр и его признаки (рассказ, повесть, пьеса-сказка); 6.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения; 6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста; 6.2.9.1 писать творческие работы (мифы, рассказы, мини-сочинения на литературные темы, сравнительные характеристики), выражая свое понимание прочитанного, используя изобразительные средства языка |
|||
Оценка и сравнительный анализ |
6.3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, оценивая поступки главных героев |
|||
Четверть 2 |
||||
Тема Рождество в литературе |
1. Унсурулмаоли Кайковус. Глава из «Кобуснаме» 2. Н. Ганджави. поэма «Хайр и Шар» 3. Мухаммад Газоли. Рассказы из «Насихат-ул-мулук» 4. Мухаммед Авфи Бухорои. Рассказ из «Джоме-ул-хикоёт». |
Понимание и ответы на вопросы |
6.1.1.1 понимать термины: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз, эпос, лирика, драма как роды литературы; 6.1.3.1 читать наизусть выразительно фрагменты текстов (поэтических, прозаических, драматических); 6.1.5.1 пересказывать (кратко, подробно) содержание произведения небольшой эпической или драматической формы, выражая своё мнение о героях и событиях; 6.1.6.1 давать развернутый ответ на вопрос |
|
Анализ и интерпретация |
6.2.2.1 определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы; 6.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения; 6.2.4.1 анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важные для характеристики главных героев; 6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста; 6.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям |
|||
Оценка и сравнительный анализ |
6.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) таджикской, русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике и проблематике |
|||
Четверть 3 |
||||
Нравственный выбор человека |
1. Х. Шерози. «Корабль судьбы», «Послания друга», «Не беспокойся». 2. З.М. Восифи. Рассказы из «Бадое-ул-вакое». 3. Ш. Бухорои. Лирика «Из- за трудности передо мной открылись жалобы на сердце», «Слезы моих глаз больше воды родника». 4. А. Дониш. Отрывок из «Наводир-ул-вакое» |
Понимание и ответы на вопросы |
6.1.4.1 составлять простой цитатный план |
|
Анализ и интерпретация |
6.2.1.1 определять жанр и его признаки (рассказ, повесть, пьеса-сказка); 6.2.2.1 определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы; 6.2.4.1 анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важные для характеристики главных героев; 6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста; 6.2.6.1 анализировать художественное пространство и время и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах; 6.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям; 6.2.8.1 анализировать изобразительные средства (метафоры, олицетворения) и фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы); 6.2.9.1 писать творческие работы (мифы, рассказы, мини-сочинения на литературные темы, сравнительные характеристики), выражая свое понимание прочитанного, используя изобразительные средства языка |
|||
Оценка и сравнительный анализ |
6.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя (план сравнительной характеристики) |
|||
Четверть 4 |
||||
Сказочные и мифологические элементы в литературных произведениях |
1. А. Лохути. Разбор стихов «Родина», «Ненужное рабство». 2. М. Ауезов. Отрывок из романа «Абай» |
Понимание и ответы на вопросы |
6.1.1.1 понимать термины: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз, эпос, лирика, драма как роды литературы; 6.1.2.1 иметь общее представление о художественном произведении, понимать главную и второстепенную информацию; 6.1.3.1 читать наизусть выразительно фрагменты текстов (поэтических, прозаических, драматических); 6.1.4.1 составлять простой цитатный план; 6.1.6.1 давать развернутый ответ на вопрос |
|
Анализ и интерпретация |
6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста; 6.2.6.1 анализировать художественное пространство и время и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах; 6.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям; 6.2.8.1 анализировать изобразительные средства (метафоры, олицетворения) и фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы) |
|||
Оценка и сравнительный анализ |
6.3.4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения полноты раскрытия темы, уместности цитирования |
|||
3) 7 класс:
Тема |
Изучаемые произведения |
Навыки |
Цели обучения |
Четверть 1 |
|||
Притчи и легенды в литературе |
1. А. Фирдауси. Поэма «Кова ва Заххок», Нравоучение Фирдауси 2. Н.А. Самарканды. Рассказ «Жизнь Саъди Салмон» из книги «Четыре статьи» 3. Дж. Балхи. Рассказы «Медведь и глупец», «Лекарь и больной». 4. К. Худжанди. «Чужеземец», стихотворение «Преданный друг» |
Понимание и ответы на вопросы |
7.1.1.1 понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора; 7.1.2.1 понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию; 7.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа; 7.1.4.1 составлять сложный план; 7.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос |
Анализ и интерпретация |
7.2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев; 7.2.4.1 анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев; 7.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе деталей и цитата из текста |
||
Оценка и сравнительный анализ |
7.3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях |
||
Четверть 2 |
|||
Человек и природа |
1. А. Джами. Рассказы из «Бахористон», «Силсилат-уз-захаб». 2. Х.В. Кошифи. Рассказы «Воробей и ворон», «Цапля», «Выдумки обезьян». 3. С. Насафи. «Воспоминание», «Драгоценность», «Бахориёт» 4. А. Кунанбаев. стихотворение «Неожиданность», «Расходуй обдуманно». |
Понимание и ответы на вопросы |
7.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа |
Анализ и интерпретация |
7.2.1.1 определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ); 7.2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев; 7.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл; 7.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе деталей и цитата из текста; 7.2.6.1 анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях; 7.2.8.1 анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм); 7.2.9.1 писать творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем), выражая своё отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка |
||
Оценка и сравнительный анализ |
7.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) таджикской, русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру |
||
Четверть 3 |
|||
Сатира и юмор в литературе |
1. Х. Юсуфи. «Любовь к Родине», «Родина». 2. Б. Рахимзода. «Учитель», «Мой великий народ». 3. А. Шукухи. «Мы сторонники мира», «Уважение к старшим». 4. Л. Шерали. «Маме», «Потерянный язык» |
Понимание и ответы на вопросы |
7.1.1.1 понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора; 7.1.2.1 понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию; 7.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа; 7.1.5.1 пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях; 7.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос |
Анализ и интерпретация |
7.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе деталей и цитата из текста; 7.2.6.1 анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях; 7.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию; 7.2.8.1 анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм) |
||
Оценка и сравнительный анализ |
7.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов |
||
Четверть 4 |
|||
Мораль, этика, ценности |
1. Ю. Баласагуни. Тема и содержание «Құтадғу билик». Результаты некоторых советов. 2. Х.А. Яссави. Фольклор и творчество тюркоязычных народов. 3. А. Тажибаев. «Дождь», «Издалека», «Любимая». 4. Х. Бекхожин. «Ветер», «Домбра», «Для таджикского друга» |
Понимание и ответы на вопросы |
7.1.4.1 составлять сложный план; 7.1.5.1 пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях |
Анализ и интерпретация |
7.2.1.1 определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ); 7.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл; 7.2.4.1 анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев; 7.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе деталей и цитата из текста; 7.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию; 7.2.9.1 писать творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем), выражая своё отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка |
||
Оценка и сравнительный анализ |
7.3.4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства |
4) 8 класс:
Тема |
Изучаемые произведения |
Навыки |
Цели обучения |
Четверть 1 |
|||
Дети и взрослые |
1. «Авесто», «Дерево Ассурик», «Подвиг Ардашера Бобакона», «Памятник Зариров». 2. А. Рудаки. Ода «Жалоба о старости», «История вина». 3. А. Фирдауси. Эпоси «Шохнаме», «Рустам и Сухраб», «Борьба Рустама с Исфандияром». 4. А. Сино. «Ал-конун», «Китоб–уш-шифо», «Донишнома». |
Понимание и ответы на вопросы |
8.1.1.1 понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм; 8.1.2.1 понимать художественное произведение, критически осмысливая, различать открытую и скрытую (подтекст) информацию; 8.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения; 8.1.4.1 составлять сложный цитатный план; 8.1.5.1 пересказывать содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования; 8.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты |
Анализ и интерпретация |
8.2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике; 8.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов; 8.2.5.1 характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий |
||
Оценка и сравнительный анализ |
8.3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора |
||
Четверть 2 |
|||
Любовь и честь |
1. А. Туси. «Лугати форс», «Гаршоспнома». 2. У. Кайковус. «Кабуснаме», раздели «Право детей» и «Гость и гостеприимство». 3. Н. Хусрав. «Зод-ул-мусофирин», «Джамеъ-ул-хикматайн», «Сафарнома». 4. О. Хайям. Тема и содержание «Наврузнаме». |
Понимание и ответы на вопросы |
8.1.2.1 понимать художественное произведение, критически осмысливая, различать открытую и скрытую (подтекст) информацию; 8.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения |
Анализ и интерпретация |
8.2.1.1 определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма); 8.2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике; 8.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов; 8.2.6.1 анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы); 8.2.7.1 определять способы выражения авторского отношения к героям; 8.2.8.1 анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы инверсии, анафоры, градацию), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм; 8.2.9.1 писать творческие работы (письмо литературному герою, сценарии), выражая отношение к герою, его поступкам, используя изобразительные средства |
||
Оценка и сравнительный анализ |
8.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства |
||
Четверть 3 |
|||
Сатира и юмор |
1. С. Газнави. «Наука укращения человека» «Дом Лукмана». 2. Абумаолии Насрулло. «Калила и Димна», глава «Ворона и савы». 3. Фаромарз ибн Худодод. Книга «Хитрый Самак», Эпос «Самак и его приключение». 4. Анварии Абаверди. «Сборник», ода «Слёзы Хуросана» |
Понимание и ответы на вопросы |
8.1.1.1 понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм; 8.1.5.1 пересказывать содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования; 8.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты |
Анализ и интерпретация |
8.2.4.1 анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета; 8.2.5.1 характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий; 8.2.6.1 анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы); 8.2.7.1 определять способы выражения авторского отношения к героям; 8.2.8.1 анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы инверсии, анафоры, градацию), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм |
||
Оценка и сравнительный анализ |
8.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства; 8.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) таджикской, русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру, учитывая особенности национальной культуры |
||
Четверть 4 |
|||
Мечты и реальность |
1. Ф.А. Нишопури. «Азия», «Рассказ» и рассказы из «Тазкират-ул-авлиё» 2. Х. Шервони «Сборник», басня «Тухфат-ул-ирокайн» 3. Теория литературы. Искусство «Вопросы и ответы». Идея и содержание искусство «Вопросы и ответы». 4. Н. Ганжави. Эпос «Хамса», содержание эпоса «Искардарнаме» |
Понимание и ответы на вопросы
|
8.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения; 8.1.4.1 составлять сложный цитатный план |
Анализ и интерпретация |
8.2.1.1 определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма); 8.2.4.1 анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета; 8.2.6.1 анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы); 8.2.7.1 определять способы выражения авторского отношения к героям; 8.2.8.1 анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы инверсии, анафоры, градацию), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм; 8.2.9.1 писать творческие работы (письмо литературному герою, сценарии), выражая отношение к герою, его поступкам, используя изобразительные средства |
||
Оценка и сравнительный анализ |
8.3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора; 8.3.4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного единства и фактологической точности |
5) 9 класс:
Тема |
Изучаемые произведения |
Навыки |
Цели обучения |
Четверть 1 |
|||
Странности любви |
1. С. Шерози. Язык и произношение «Бустан» и «Гулистан» 2. Дж. Балхи. «Басня о культуре», рассказ «Продавец и попугай» 3. А.Х. Дехлави. «Хамса», эпосы «Дувалрони и Хизрхан». 4. М.А. Бухорои. «Лубоб-ул-албоб», «Джоме-ул-хикоят». 5. Ибн Ямин. «За пол ячменя не купят». |
Понимание и ответы на вопросы |
9.1.1.1 понимать термины: жанр, сонет, роман, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция, афоризм; 9.1.2.1 понимать художественное произведение, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному; 9.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой произведения; 9.1.5.1 пересказывать содержание произведения, используя разные приемы пересказа, творчески переосмысливая развитие сюжета; 9.1.6.1 давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники |
Анализ и интерпретация |
9.2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию; 9.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, различать виды композиции, объяснять значение лирических отступлений; 9.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений; 9.2.8.1 анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градацию, парцелляцию) |
||
Оценка и сравнительный анализ |
9.3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, объясняя свою позицию с учетом различных мнений, оценивая актуальность проблематики произведения |
||
Четверть 2 |
|||
Тема маленького человека |
1. У. Закони. «Кошка и мишка». Тезис «Десять разделов». 2. Х. Шерози. Проза «Не горюй», «Ораторы» 3. К. Худжанди. «Чужеземец», художественная проза К. Худжанди. 4. А. Джоми. «Семь цветов радуги», «Бахористон», « Мудрость Искандера» |
Понимание и ответы на вопросы |
9.1.2.1 понимать художественное произведение, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному; 9.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой произведения |
Анализ и интерпретация |
9.2.1.1 определять жанр и его признаки (сонет, роман, роман в письмах); 9.2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию; 9.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, различать виды композиции, объяснять значение лирических отступлений; 9.2.6.1 анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы); 9.2.7.1 определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям; 9.2.8.1 анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градацию, парцелляцию); 9.2.9.1 писать сочинения на литературные и свободные темы, рецензии (на спектакли и/или экранизации произведения) |
||
Оценка и сравнительный анализ |
9.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов, выделяя индивидуальные авторские приемы |
||
Четверть 3 |
|||
Сатира общества |
1. А. Навои. Сборник стихов А. Навои. «Тухфат-ул-афкор», «Возможности подростков». 2. Х.В. Кошифи. «Поведение Мухсина», «Анвории Сухайли».
|
Понимание и ответы на вопросы |
9.1.1.1 понимать термины: жанр, сонет, роман, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция, афоризм; 9.1.5.1 пересказывать содержание произведения, используя разные приемы пересказа, творчески переосмысливая развитие сюжета; 9.1.6.1 давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники |
Анализ и интерпретация |
9.2.4.1 анализировать в произведении эпизоды, важные для определения конфликта, объяснять связь с другими эпизодами; 9.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений; 9.2.6.1 анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы); 9.2.7.1 определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям; 9.2.8.1 анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градацию, парцелляцию) |
||
Оценка и сравнительный анализ |
9.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов, выделяя индивидуальные авторские приемы; 9.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) таджикской, русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру, учитывая особенности национальной культуры, объяснять позицию авторов |
||
Четверть 4 |
|||
Тайны человеческой души |
1. К. Бинои. Эпос «Бехруза и Бахрама», научно-литературное наследство поэта. 2. Б. Хилоли. «Царь и бродяга», эпос «Лейли и Маджнун». 3. З.М. Восифи. «Бадое-ул-вакое», распространение науки и искусство. Советы ученого. 4. З. Нахшаби «Тутинома», «Куллиёт и джузиёт», «Лаззат-ун-нисо». |
Понимание и ответы на вопросы |
9.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой произведения; 9.1.4.1 составлять тезисный план |
Анализ и интерпретация |
9.2.1.1 определять жанр и его признаки (сонет, роман, роман в письмах); 9.2.4.1 анализировать в произведении эпизоды, важные для определения конфликта, объяснять связь с другими эпизодами; 9.2.6.1 анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы); 9.2.7.1 определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям; 9.2.8.1 анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градацию, парцелляцию); 9.2.9.1 писать сочинения на литературные и свободные темы, рецензии (на спектакли и/или экранизации произведения) |
||
Оценка и сравнительный анализ |
9.3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, объясняя свою позицию с учетом различных мнений, оценивая актуальность проблематики произведения; 9.3.4.1 оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного и стилевого единства, фактологической точности |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.