Приложение 13
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от « » ________ 2017 года № ____
Приложение 201
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115
Типовая учебная программа по учебному предмету «Естествознание»
для 5-6 классов уровня основного среднего образования
по обновленному содержанию
Глава 1. Общие положения
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
2. Данная программа является логическим продолжением программы начальной школы по предмету «Естествознание».
3. Естественнонаучное образование обучающихся 5-6 классов способствует развитию их любознательности, расширению кругозора о мире, развитию научного понимания и целостного видения окружающего мира, умения ценить и беречь окружающий мир.
4. Изучение предмета «Естествознание» в основной школе обеспечивает понимание обучающими:
1) многообразия окружающего мира, взаимосвязи и причин природных явлений и процессов, происходящих в живой и неживой природе;
2) принципов систематизации многообразия объектов и процессов в природе.
5. Учебная программа по предмету «Естествознание» в основной школе нацелена на формирование основ исследовательских, мыслительных, коммуникативных навыков и умений:
1) выдвигать гипотезы и предлагать пути их доказательства, делать выводы на основе экспериментальных данных;
2) формулировать вопросы исследования и составлять план исследования, собирать, описывать и оценивать данные, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, делать выводы;
3) работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в средствах массовой информации, интернет-ресурсах, научной и научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
4) представлять результаты исследования в различной форме;
5) объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук.
6. Предмет «Естествознание» является интегрированным курсом, являющимся основой для дальнейшего изучения предметов «Биология», «География», «Физика» и «Химия».
7. Целью обучения является формирование у обучающихся естественнонаучных знаний, понятий и целостного представления о закономерностях, взаимосвязи природы и общества, развитие умения применять полученные знания для объяснения, описания, прогнозирования природных явлений и процессов, наблюдаемых в повседневной жизни.
8. Предмет «Естествознание» ориентирован на решение следующих задач:
1) формирование основ знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах, используемых в естественных науках; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими влияние на развитие науки, техники и технологий;
2) овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и жизненно значимого содержания, получаемой из средств массовой информации, ресурсов интернета, научной и научно-популярной литературы;
3) развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления для проведения простых исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;
4) развитие навыков применения естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, грамотного использования современных технологий, охраны здоровья и окружающей среды.
9. Объем учебной нагрузки по предмету «Естествознание» составляет:
10. Содержание учебной программы по учебному предмету «Естествознание» организовано по разделам обучения.
11. Разделы состоят из подразделов, которые содержат в себе цели обучения в виде ожидаемых результатов по классам.
12. Цели обучения, обозначенные в каждом подразделе, позволяют учителю системно планировать работу с обучающимися, а также оценивать их достижения и информировать о следующих этапах обучения.
13. Содержание учебного предмета включает 7 разделов:
1) мир науки;
2) вселенная. Земля. Человек;
3) вещества и материалы;
4) процессы в живой и неживой природе;
5) энергия и движение;
6) экология и устойчивое развитие;
7) открытия, меняющие мир.
14. Раздел «Мир науки» включает следующие подразделы:
1) роль науки;
2) вопрос исследования;
3) планирование исследования;
4) сбор и запись данных;
5) анализ данных;
6) вывод и обсуждение.
15. Раздел «Вселенная. Земля. Человек» включает следующие подразделы:
1) макро- и микромир;
2) общие сведения о Земле. Происхождение планеты Земля. Строение и состав Земли;
3) сферы Земли и их составляющие;
4) жизнь на Земле;
5) способы изображения земной поверхности;
6) материки и океаны;
7) география населения.
16. Раздел «Вещества и материалы» включает следующие подразделы:
1) строение и свойства веществ;
2) классификация веществ;
3) образование и получение веществ.
17. Раздел «Процессы в живой и неживой природе» включает следующие подразделы:
1) процессы в неживой природе;
2) процессы в живой природе.
18. Раздел «Энергия и движение» включает следующие подразделы:
1) виды и источники энергии;
2) движение.
19. Раздел «Экология и устойчивое развитие» включает следующие подразделы:
1) экосистемы. Компоненты экосистемы;
2) многообразие живых организмов;
3) охрана природы.
20. Раздел «Открытия, меняющие мир» включает следующие подразделы:
1) открытия, изменившие мир;
2) открытия будущего.
Глава 3. Система целей обучения
21. Цели обучения в программе представлены с кодировкой. В коде первое число обозначает класс, второе и третье числа – раздел и подраздел программы, четвертое число показывает нумерацию учебной цели.
Обучающиеся должны: |
|||
Разделы |
Подразделы |
5 класс |
6 класс |
1. Мир науки |
1.1 Роль науки |
5.1.1.1 определять функции науки как вида человеческой деятельности |
6.1.1.1 перечислять объекты исследований естественных наук |
1.2 Вопрос исследования |
5.1.2.1 формулировать вопрос исследования и предположения |
6.1.2.1 определять независимые, зависимые и контролируемые переменные |
|
1.3 Планиро вание исследования |
5.1.3.1 составлять план исследования; 5.1.3.2 сформулировать правила техники безопасности при проведении исследования |
6.1.3.1 проводить исследование по плану; 6.1.3.2 определять условия безопасного проведения исследования |
|
1.4 Сбор и запись данных |
5.1.4.1 определять параметры объектов в единицах измерений; 5.1.4.2 фиксировать данные наблюдений и измерений |
6.1.4.1 использовать единицы измерения в Международной системе единиц |
|
1.5 Анализ данных |
5.1.5.1 вычислять среднее арифметическое значение при повторных измерениях и выявлять тенденции |
6.1.5.1 графически представлять полученные данные |
|
1.6 Вывод и обсуждение |
5.1.6.1 формулировать вывод по вопросу исследования |
6.1.6.1 представлять полученные выводы в различной форме |
|
2. Вселенная. Земля. Человек |
2.1 Макро- и микромир |
5.2.1.1 различать и приводить примеры объектов макро- и микромира |
6.2.1.1 называть параметры объектов макро- и микромира |
|
2.2 Общие сведения о Земле |
5.2.2.1 объяснять происхождение планеты Земля; 5.2.2.2 называть строение и состав Земли |
6.2.2.1 объяснять наблюдаемые на Земле процессы и явления; 6.2.2.2 объяснять свойства Земли |
2.3 Сферы Земли и их составляю щие |
5.2.3.1 характеризовать сферы Земли и их составляющие |
6.2.3.1 объяснять способы взаимодействия внешних оболочек Земли |
|
2.4 Жизнь на Земле |
5.2.4.1 описывать возникновение жизни на Земле; 5.2.4.2 определять условия существования жизни |
6.2.4.1 сравнивать гипотезы возникновения жизни на Земле; 6.2.4.2 оценивать современные условия существования человека на Земле |
|
2.5 Способы изображения земной поверхности |
5.2.5.1 объяснять понятия «план» и «условные знаки»; 5.2.5.2 читать планы местности, используя условные знаки; 5.2.5.3 осуществлять съемку местности по одному из способов; 5.2.5.4 составлять простые планы местности в соответствии с правилами оформления планов |
6.2.5.1 классифицировать географические карты и условные знаки; 6.2.5.2 читать географиические карты, используя условные знаки; 6.2.5.3 рассчитывать расстояния, используя масштаб; 6.2.5.4 определять географические координаты; 6.2.5.5 определять время, используя карту часовых поясов |
|
2.6 Материки и океаны |
5.2.6.1 характеризовать историю освоения и изучения материков и частей света; 5.2.6.2 характеризовать историю изучения океанов |
6.2.6.1 определять особенности природы материков и их физико-географических регионов по плану; 6.2.6.2 определять особенности природы океанов по плану |
|
2.7 География населения |
5.2.7.1 определить расовый состав населения мира и регионы распространения основных рас и межрасовых групп; 5.2.7.2 факторы формирования расовых признаков; 5.2.7.3 равенство рас |
6.2.7.1 определять закономерности размещения населения; 6.2.7.2 оценивать показатели плотности населения; 6.2.7.3 определять регионы с высокой и низкой плотностью населения и объяснять причины |
|
3. Вещества и материалы |
3.1 Строение и свойства веществ |
5.3.1.1 объяснять распространение частиц в жидкостях и газах; 5.3.1.2 объяснять структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно теории частиц; 5.3.1.3 описывать свойства вещества: текучесть, плотность, теплоэлектро- проводность, ковкость, пластичность; 5.3.1.4 различать физические и химические явления |
6.3.1.1 различать атомы и молекулы, простые и сложные вещества; 6.3.1.2 описывать фундаментальные частицы атома и их расположение в атоме; 6.3.1.3 описывать свойства вещества: температуры плавления и кипения |
3.2 Классифика ция веществ |
5.3.2.1 различать чистые вещества и смеси; 5.3.2.2 описывать виды смесей и предлагать способы их разделения; 5.3.2.3 готовить растворы с определенным составом; 5.3.2.4 вычислять массовую долю растворенного вещества; 5.3.2.5 классифицировать вещества по растворимости, металлы и неметаллы |
6.3.2.1 классифицировать вещества на органические и неорганические; 6.3.2.2 различать кислые, щелочные и нейтральные среды в живой и неживой природе и определять среду с помощью универсального индикатора; 6.3.2.3 объяснять процесс нейтрализации |
|
3.3 Образование и получение веществ |
5.3.3.1 приводить примеры образования некоторых веществ в природе и веществ, полученных искусственным путем; 5.3.3.2 объяснять выделение веществ в лабораторных условиях |
6.3.3.1 определять преимущества и недостатки природных и искусственных материалов; 6.3.3.2 объяснять области применения продуктов бытовой химии и правила безопасного обращения с ними; 6.3.3.3 определять месторождения полезных ископаемых в Казахстане и области их применения, 6.3.3.4 называть и показывать крупные добычи и переработки полезных ископаемых в Казахстане; 6.3.3.5 объяснять влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду |
|
4. Процессы в живой и неживой природе |
4.1 Процессы в неживой природе |
5.4.1.1 называть процессы, происходящие в неживой природе (круговорот веществ в природе, выветривание, горообразование, климатические процессы) 5.4.1.2 объяснять причины и последствия процессов, происходящих в неживой природе |
6.4.1.1 моделировать процессы, происходящие в неживой природе (горообразование, выветривание, круговорот веществ в природе). 6.4.1.2 объяснять химическое превращение веществ в природе |
4.2 Процессы в живой природе |
5.4.2.1 описывать свойства живых организмов; 5.4.2.2 описывать уровни организации живых организмов; 5.4.2.3 применять правила работы с микроскопом; 5.4.2.4 готовить временные микропрепараты; 5.4.2.5 объяснять процесс фотосинтеза; 5.4.2.6 исследовать наличие различных пигментов у растений; 5.4.2.7 исследовать необходимые условия для протекания фотосинтеза |
6.4.2.1 определять основные компоненты клетки; 6.4.2.2 объяснять процессы, присущие живым организмам; 6.4.2.3 различать типы питания организмов; 6.4.2.4 составлять сбалансированный рацион питания; 6.4.2.5 тестировать пищевые продукты на наличие органических веществ; 6.4.2.6 моделировать транспорт питательных веществ в живых организмах; 6.4.2.7 исследовать различие в содержании вдыхаемого и выдыхаемого воздуха; 6.4.2.8 называть продукты выделения у организмов; 6.4.2.9 исследовать реакцию на раздражители у живых организмов |
|
5. Энергия и движение |
5.1 Виды и источники энергии |
5.5.1.1 различать виды энергии; 5.5.1.2 различать температуру и тепловую энергию; 5.5.1.3 измерять температуру с помощью термометра; 5.5.1.4 объяснять использование практических методов тепловой изоляции в зданиях; 5.5.1.5 характеризовать тепловое расширение; 5.5.1.6 приводить примеры взаимопревращения энергии |
6.5.1.1 называть источники энергии; 6.5.1.2 называть и приводить примеры процессов, протекающих с выделением и поглощением энергии; 6.5.1.3 называть единицу электрической энергии; 6.5.1.4 рассчитывать стоимость электроэнергии; 6.5.1.5 предлагать альтернативные источники получения энергии |
5.2 Движение |
5.5.2.1 приводить примеры и объяснять значение движения в живой и неживой природе 5.5.2.2 исследовать особенности различных видов скелетов животных 5.5.2.3 определять причины движения тел |
6.5.2.1 приводить примеры и пояснять относительность движения; 6.5.2.2 различать давление твердых тел, жидкостей и газов; 6.5.2.3 описывать строение скелета человека; 6.5.2.4 описывать строение мышц; 6.5.2.5 приводить примеры значения давления для живых организмов; 6.5.2.6 измерять атмосферное и артериальное давление, используя соответствующие приборы и делать выводы |
|
6. Экология и устойчивое развитие |
6.1 Экосистемы |
5.6.1.1 определять компоненты экосистемы; 5.6.1.2 классифицировать виды экосистем; 5.6.1.3 объяснять влияние экологических факторов на функционирование экосистем; 5.6.1.4 сравнивать естественные и искусственные экосистемы |
6.6.1.1 графически представлять и объяснять взаимосвязь компонентов экосистем; 6.6.1.2 объяснять причины смены экосистем; 6.6.1.3 объяснять переход энергии и веществ в экологической пирамиде |
6.2 Многообра зие живых организмов |
5.6.2.1 классифицировать организмы по царствам живой природы; 5.6.2.2 характеризовать одноклеточные и многоклеточные организмы |
6.6.2.1 использовать характерные особенности организмов для определения видов растений и животных; 6.6.2.2 исследовать многообразие живых организмов в местных экосистемах |
|
6.3 Охрана природы |
5.6.3.1 называть экологические проблемы Республики Казахстан; 5.6.3.2 исследовать экологические проблемы своего региона; 5.6.3.3 определять значение Красной книги Республики Казахстан |
6.6.3.1 анализировать причины некоторых экологических проблем своего региона; 6.6.3.2 предлагать пути решения экологических проблем |
|
7. Открытия, меняющие мир |
7.1 Открытия, меняющие мир |
5.7.1.1 приводить примеры научных открытий, изменивших мир |
6.7.1.1 обсуждать значение открытий, изменивших мир; 6.7.1.2 обсуждать вклад казахстанских ученых в развитие естественных наук |
7.2 Открытия будущего |
5.7.1.2 предложить идеи для будущих исследований в науке |
6.7.1.3 прогнозировать направления развития исследований науки в будущем |
22. Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом к Типовой учебной программе по учебному предмету «Естествознание» для 5-6 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.
23. Распределение часов в четверти по разделам и внутри разделов варьируется по усмотрению учителя.
Приложение
к Типовой учебной программе
по учебному предмету «Естествознание» для 5-6 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
Долгосрочный план по реализации Типовой учебной программы
по учебному предмету «Естествознание» для 5-6 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
1) 5 класс:
Раздел долгосрочного плана |
Содержание раздела долгосрочного плана |
Цели обучения. Обучающийся должен: |
1 четверть |
||
5.1 Мир науки |
Роль науки |
5.1.1.1 определять функции науки как вида человеческой деятельности |
Вопрос исследования |
5.1.2.1 формулировать вопрос исследования и предположения |
|
Планирование исследования |
5.1.3.1 составлять план исследования; 5.1.3.2 сформулировать правила техники безопасности при проведении исследования |
|
Сбор и запись данных |
5.1.4.1 определять параметры объектов в единицах измерений; 5.1.4.2 фиксировать данные наблюдений и измерений |
|
Анализ данных |
5.1.5.1 вычислять среднее арифметическое значение при повторных измерениях и выявлять тенденции |
|
Вывод и обсуждение |
5.1.6.1 формулировать вывод по вопросу исследования |
|
5.1 Человек. Земля. Вселенная |
Макро- и микромир |
5.2.1.1 различать и приводить примеры объектов макро- и микромира |
Общие сведения о Земле |
5.2.2.1 объяснять происхождение планеты Земля; 5.2.2.2 называть строение и состав Земли |
|
Сферы Земли и их составляющие |
5.2.3.1 характеризовать сферы Земли и их составляющие |
|
Жизнь на Земле |
5.2.4.1 описывать возникновение жизни на Земле; 5.2.4.2 определять условия существования жизни |
|
Способы изображения земной поверхности |
5.2.5.1 объяснять понятия «план» и «условные знаки»; 5.2.5.2 читать планы местности, используя условные знаки; 5.2.5.3 осуществлять съемку местности по одному из способов (глазомерная, полярная, маршрутная); 5.2.5.4 составлять простые планы местности в соответствии с правилами оформления планов |
|
Материки и океаны |
5.2.6.1 характеризовать историю освоения и изучения материков и частей света; 5.2.6.2 характеризовать историю изучения океанов |
|
География населения |
5.2.7.1 определять расовый состав населения мира и регионы распространения основных рас и межрасовых групп; 5.2.7.2 объяснить факторы формирования расовых признаков; 5.2.7.3 доказывать равенство рас |
|
2 четверть |
||
5.2 Вещества и материалы |
Строение и свойства веществ |
5.3.1.1 объяснять распространение частиц в жидкостях и газах; 5.3.1.2 объяснять структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно теории частиц; 5.3.1.3 описывать свойства вещества: текучесть, плотность, тепло-электропроводность, ковкость и пластичность; 5.3.1.4 различать физические и химические явления |
Классификация веществ |
5.3.2.1 различать чистые вещества и смеси; 5.3.2.2 описывать виды смесей и предлагать способы их разделения; 5.3.2.3 готовить растворы с определенным составом; 5.3.2.4 вычислять массовую долю растворенного вещества; 5.3.2.5 классифицировать вещества по растворимости, металлы и неметаллы |
|
Образование и получение веществ |
5.3.3.1 приводить примеры образования некоторых веществ в природе и веществ, полученных искусственным путем; 5.3.3.2 объяснять выделение веществ в лабораторных условиях |
|
3 четверть |
||
5.3 Процессы в живой и неживой природе |
Процессы в неживой природе |
5.4.1.1 называть процессы, происходящие в неживой природе (круговорот веществ в природе, выветривание, горообразование, климатические процессы); 5.4.1.2 объяснять причины и последствия процессов, происходящих в неживой природе |
Процессы в живой природе |
5.4.2.1 описывать свойства живых организмов; 5.4.2.2 описывать уровни организации живых организмов; 5.4.2.3 применять правила работы с микроскопом; 5.4.2.4 готовить временные микропрепараты; 5.4.2.5 объяснять процесс фотосинтеза; 5.4.2.6 исследовать наличие различных пигментов у растений; 5.4.2.7 исследовать необходимые условия для протекания фотосинтеза |
|
5.3 Энергия и движение |
Виды и источники энергии |
5.5.1.1 различать виды энергии; 5.5.1.2 различать температуру и тепловую энергию; 5.5.1.3 измерять температуру с помощью термометра; 5.5.1.4 объяснять использование практических методов тепловой изоляции в зданиях; 5.5.1.5 характеризовать тепловое расширение; 5.5.1.6 приводить примеры взаимопревращения энергии |
Движение |
5.5.2.1 приводить примеры и объяснять значение движения в живой и неживой природе; 5.5.2.2 исследовать особенности различных видов скелетов животных; 5.5.2.3 определять причины движения тел |
|
4 четверть |
||
5.4 Экология и устойчивое развитие |
Экосистемы |
5.6.1.1 определять компоненты экосистемы; 5.6.1.2 классифицировать виды экосистем; 5.6.1.3 объяснять влияние экологических факторов на функционирование экосистем; 5.6.1.4 сравнивать естественные и искусственные экосистемы |
Многообразие живых организмов |
5.6.2.1 классифицировать организмы по царствам живой природы; 5.6.2.2 характеризовать одноклеточные и многоклеточные организмы |
|
Охрана природы |
5.6.3.1 называть экологические проблемы Республики Казахстан; 5.6.3.2 исследовать экологические проблемы своего региона; 5.6.3.3 определять значение Красной книги Республики Казахстан |
|
5.4 Открытия, меняющие мир |
Открытия, меняющие мир |
5.7.1.1 приводить примеры научных открытий, изменивших мир |
Открытия будущего |
5.7.1.2 предлагать идеи для будущих исследований в науке |
2) 6 класс:
Раздел долгосрочного плана |
Содержание раздела долгосрочного плана |
Цели обучения. Обучающийся должен: |
1 четверть |
||
6.1 Мир науки |
Роль науки |
6.1.1.1перечислять объекты исследований естественных наук |
Вопрос исследования |
6.1.2.1 определять независимые, зависимые и контролируемые переменные |
|
Планирование исследования |
6.1.3.1 проводить исследование по плану; 6.1.3.2 определять условия безопасного проведения исследования |
|
Сбор и запись данных |
6.1.4.1 использовать единицы измерения в Международной системе единиц |
|
Анализ данных |
6.1.5.1 графически представлять полученные данные |
|
Вывод и обсуждение |
6.1.6.1 представлять полученные выводы в различной форме |
|
6.1 Человек. Земля. Вселенная |
Макро- и микромир |
6.2.1.1 называть параметры объектов макро- и микромира |
Общие сведения о Земле |
6.2.2.1 объяснять наблюдаемые на Земле процессы и явления; 6.2.2.2 объяснять свойства Земли |
|
Сферы Земли и их составляющие |
6.2.3.1 объяснять способы взаимодействия внешних оболочек Земли |
|
Жизнь на Земле |
6.2.4.1 сравнивать гипотезы возникновения жизни на Земле; 6.2.4.2 оценивать современные условия существования человека на Земле |
|
Способы изображения земной поверхности |
6.2.5.1 классифицировать географические карты и условные знаки; 6.2.5.2 читать географические карты, используя условные знаки; 6.2.5.3 рассчитывать расстояния, используя масштаб; 6.2.5.4 определять географические координаты; 6.2.5.5 определять время, используя карту часовых поясов |
|
Материки и океаны |
6.2.6.1 определять особенности природы материков и их физико-географических регионов по плану; 6.2.6.2 определять особенности природы океанов по плану |
|
География населения |
6.2.7.1 определять закономерности размещения населения; 6.2.7.2 оценивать показатели плотности населения; 6.2.7.3 определять регионы с высокой и низкой плотностью населения и объяснять причины |
|
2 четверть |
||
6.2 Вещества и материалы |
Строение и свойства веществ |
6.3.1.1 различать атомы и молекулы, простые и сложные вещества; 6.3.1.2 описывать фундаментальные частицы атома и их расположение в атоме; 6.3.1.3 описывать свойства вещества: температуры плавления и кипения |
Классификация веществ |
6.3.2.1 классифицировать вещества на органические и неорганические; 6.3.2.2 различать кислые, щелочные и нейтральные среды в живой и неживой природе и определять среду с помощью универсального индикатора; 6.3.2.3 объяснять процесс нейтрализации |
|
Образование и получение веществ |
6.3.3.1 определять преимущества и недостатки природных и искусственных материалов; 6.3.3.2 объяснять области применения продуктов бытовой химии и правила безопасного обращения с ними; 6.3.3.3 определять месторождения полезных ископаемых в Казахстане и области их применения; 6.3.3.4 называть и показывать крупные центры переработки полезных ископаемых в Казахстане; 6.3.3.5 объяснять влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду |
|
3 четверть |
||
6.3 Процессы в живой и неживой природе |
Процессы в неживой природе |
6.4.1.1 моделировать процессы, происходящие в неживой природе (горообразование, выветривание, круговорот веществ в природе); 6.4.1.2 объяснять химическое превращение веществ в природе |
Процессы в живой природе |
6.4.2.1 определять основные компоненты клетки; 6.4.2.2 объяснять процессы, присущие живым организмам; 6.4.2.3 различать типы питания организмов; 6.4.2.4 составлять сбалансированный рацион питания; 6.4.2.5 тестировать пищевые продукты на наличие органических веществ; 6.4.2.6 моделировать пути транспорта питательных веществ в живых организмах; 6.4.2.7 исследовать различие в содержании вдыхаемого и выдыхаемого воздуха; 6.4.2.8 называть продукты выделения у организмов; 6.4.2.9 исследовать реакцию на раздражители у живых организмов |
|
6.3 Энергия и движение |
Виды и источники энергии |
6.5.1.1 называть источники энергии; 6.5.1.2 называть и приводить примеры процессов, протекающих с выделением и поглощением энергии; 6.5.1.3 называть единицу электрической энергии; 6.5.1.4 рассчитывать стоимость электроэнергии; 6.5.1.5 предлагать альтернативные источники получения энергии |
Движение |
6.5.2.1 приводить примеры и пояснять относительность движения; 6.5.2.2 различать давление твердых тел, жидкостей и газов; 6.5.2.3 описывать строение скелета человека; 6.5.2.4 описывать строение мышц; 6.5.2.5 приводить примеры значения давления для живых организмов; 6.5.2.6 измерять атмосферное и артериальное давление, используя соответствующие приборы и делать выводы |
|
4 четверть |
||
6.4 Экология и устойчивое развитие |
Экосистемы |
6.6.1.1 графически представлять и объяснять взаимосвязь компонентов экосистем; 6.6.1.2 объяснять причины смены экосистем; 6.6.1.3 объяснять переход энергии и веществ в экологической пирамиде |
Многообразие живых организмов |
6.6.2.1 использовать характерные особенности организмов для определения видов растений и животных; 6.6.2.2 исследовать многообразие живых организмов в различных экосистемах |
|
Охрана природы |
6.6.3.1 анализировать причины некоторых экологических проблем своего региона; 6.6.3.2 предлагать пути решения экологических проблем |
|
6.4 Открытия, меняющие мир |
Открытия, изменившие мир |
6.7.1.1 обсуждать значение открытий, изменивших мир; 6.7.1.2 обсуждать вклад казахстанских ученых в развитие естественных наук |
Открытия будущего |
6.7.1.3 прогнозировать направления развития исследований науки в будущем |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.