Типовая учебная программа по учебному предмету «Естествознание» для 5-6 классов

  • docx
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 12. Естествознание 5-6 кл.docx

Приложение 13

к приказу Министра образования

и науки Республики Казахстан

от «     » ________ 2017 года  № ____

 

Приложение 201

к приказу Министра образования

и науки Республики Казахстан

от 3 апреля 2013 года  № 115

 

 

Типовая учебная программа по учебному предмету «Естествознание»

для 5-6 классов уровня основного среднего образования

по обновленному содержанию

 

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.

2. Данная программа является логическим продолжением программы начальной школы по предмету «Естествознание».

3. Естественнонаучное образование обучающихся 5-6 классов способствует развитию их любознательности, расширению кругозора о мире, развитию научного понимания и целостного видения окружающего мира, умения ценить и беречь окружающий мир.

4. Изучение предмета «Естествознание» в основной школе обеспечивает понимание обучающими:

1) многообразия окружающего мира, взаимосвязи и причин природных явлений и процессов, происходящих в живой и неживой природе;

2) принципов систематизации многообразия объектов и процессов в природе.

5. Учебная программа по предмету «Естествознание» в основной школе нацелена на формирование основ исследовательских, мыслительных, коммуникативных навыков и умений:

1) выдвигать гипотезы и предлагать пути их доказательства, делать выводы на основе экспериментальных данных;

2) формулировать вопросы исследования и составлять план исследования, собирать, описывать и оценивать данные, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, делать выводы;

3) работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в средствах массовой информации, интернет-ресурсах, научной и научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

4) представлять результаты исследования в различной форме;

5) объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук.

6. Предмет «Естествознание» является интегрированным курсом, являющимся основой для дальнейшего изучения предметов «Биология», «География», «Физика» и «Химия».

7. Целью обучения является формирование у обучающихся естественнонаучных знаний, понятий и целостного представления о закономерностях, взаимосвязи природы и общества, развитие умения применять полученные знания для объяснения, описания, прогнозирования природных явлений и процессов, наблюдаемых в повседневной жизни.

8. Предмет «Естествознание» ориентирован на решение следующих задач:

1) формирование основ знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах, используемых в естественных науках; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими  влияние на развитие науки, техники и технологий;

2) овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и жизненно значимого содержания, получаемой из средств массовой информации, ресурсов интернета, научной и научно-популярной литературы;

3) развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления для проведения простых исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;

4) развитие навыков применения естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, грамотного использования современных технологий, охраны здоровья и окружающей среды.

 

 

Глава 2. Организация содержания предмета «Естествознание»

 

9. Объем учебной нагрузки по предмету «Естествознание» составляет:

1)       в 5-ом классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

2)       в 6-ом классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.

10. Содержание учебной программы по учебному предмету «Естествознание» организовано по разделам обучения.

11. Разделы состоят из подразделов, которые содержат в себе цели обучения в виде ожидаемых результатов по классам.

12. Цели обучения, обозначенные в каждом подразделе, позволяют учителю системно планировать работу с обучающимися, а также оценивать их достижения и информировать о следующих этапах обучения.

13. Содержание учебного предмета включает 7 разделов:

1) мир науки;

2) вселенная. Земля. Человек;

3) вещества и материалы;

4) процессы в живой и неживой природе;

5) энергия и движение;

6) экология и устойчивое развитие;

7) открытия, меняющие мир.

14. Раздел «Мир науки» включает следующие подразделы:

1) роль науки;

2) вопрос исследования;

3) планирование исследования;

4) сбор и запись данных;

5) анализ данных;

6) вывод и обсуждение.

15. Раздел «Вселенная. Земля. Человек» включает следующие подразделы:

1) макро- и микромир;

2) общие сведения о Земле. Происхождение планеты Земля. Строение и состав Земли;

3) сферы Земли и их составляющие;

4) жизнь на Земле;

5) способы изображения земной поверхности;

6) материки и океаны;

7) география населения.

16.              Раздел «Вещества и материалы» включает следующие подразделы:

1) строение и свойства веществ;

2) классификация веществ;

3) образование и получение веществ.

17.            Раздел «Процессы в живой и неживой природе» включает следующие подразделы:

1) процессы в неживой природе;

2) процессы в живой природе.

18.            Раздел «Энергия и движение»  включает следующие подразделы:

1) виды и источники энергии;

2) движение.

19.            Раздел «Экология и устойчивое развитие» включает следующие подразделы:

1) экосистемы. Компоненты экосистемы;

2) многообразие живых организмов;

3) охрана природы.

20.            Раздел «Открытия, меняющие мир» включает следующие подразделы:

1) открытия, изменившие мир;

2) открытия будущего.

 

 

Глава 3. Система целей обучения

 

21.            Цели обучения в программе представлены с кодировкой. В коде первое число обозначает класс, второе и третье числа раздел и подраздел программы, четвертое число показывает нумерацию учебной цели.

 

Обучающиеся должны:

Разделы

Подразделы

5 класс

6 класс

1. Мир науки

1.1 Роль науки

5.1.1.1 определять функции науки как вида человеческой деятельности

6.1.1.1 перечислять объекты исследований естественных наук

1.2 Вопрос исследования

5.1.2.1 формулировать вопрос исследования и предположения

6.1.2.1 определять независимые, зависимые и контролируемые переменные

1.3 Планиро

вание исследования

5.1.3.1 составлять план исследования;

5.1.3.2 сформулировать правила техники безопасности при проведении исследования

6.1.3.1 проводить исследование по плану;

6.1.3.2 определять условия безопасного проведения исследования

1.4 Сбор и запись данных

5.1.4.1 определять параметры объектов в единицах измерений;

5.1.4.2 фиксировать данные наблюдений и измерений

6.1.4.1 использовать единицы измерения в Международной системе единиц

1.5 Анализ данных

5.1.5.1 вычислять среднее арифметическое значение при повторных измерениях и выявлять тенденции

6.1.5.1 графически представлять полученные данные

1.6 Вывод и обсуждение

5.1.6.1 формулировать вывод по вопросу исследования

6.1.6.1 представлять полученные выводы в различной форме

2. Вселенная. Земля. Человек

2.1 Макро- и микромир

5.2.1.1 различать и приводить примеры объектов макро- и микромира

6.2.1.1 называть параметры объектов макро- и микромира

 

2.2 Общие сведения о Земле

5.2.2.1 объяснять происхождение планеты Земля;

5.2.2.2 называть строение и состав Земли

6.2.2.1 объяснять наблюдаемые на Земле процессы и явления;

6.2.2.2 объяснять свойства Земли

2.3 Сферы

Земли и их составляю

щие

5.2.3.1 характеризовать сферы Земли и их составляющие

6.2.3.1 объяснять способы взаимодействия внешних оболочек Земли

2.4 Жизнь на Земле

5.2.4.1 описывать возникновение жизни на Земле;

5.2.4.2 определять условия существования жизни

6.2.4.1 сравнивать гипотезы возникновения жизни на Земле;

6.2.4.2 оценивать современные условия существования человека на Земле

2.5 Способы изображения земной поверхности

5.2.5.1 объяснять понятия «план» и «условные знаки»;

5.2.5.2 читать планы местности, используя условные знаки;

5.2.5.3 осуществлять съемку местности по одному из способов;

5.2.5.4 составлять простые планы местности в соответствии с правилами оформления планов

6.2.5.1 классифицировать географические карты и условные знаки;

6.2.5.2 читать географиические карты, используя условные знаки;

6.2.5.3 рассчитывать расстояния, используя масштаб;

6.2.5.4 определять географические координаты;

6.2.5.5 определять время, используя карту часовых поясов

2.6 Материки и океаны

5.2.6.1 характеризовать историю освоения и изучения материков и частей света;

5.2.6.2 характеризовать историю изучения океанов

6.2.6.1 определять особенности природы материков и их физико-географических регионов по плану;

6.2.6.2 определять особенности природы океанов по плану

2.7 География населения

5.2.7.1 определить расовый состав населения мира и регионы распространения основных рас и межрасовых групп;

5.2.7.2 факторы формирования расовых признаков;

5.2.7.3  равенство рас

6.2.7.1 определять закономерности размещения населения;

6.2.7.2 оценивать показатели плотности населения;

6.2.7.3 определять регионы с высокой и низкой плотностью населения и объяснять причины

3. Вещества и материалы

3.1 Строение и свойства веществ

5.3.1.1 объяснять распространение частиц в жидкостях и газах;

5.3.1.2 объяснять структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно теории частиц;

5.3.1.3 описывать свойства вещества: текучесть, плотность, теплоэлектро-

проводность, ковкость, пластичность;

5.3.1.4 различать физические и химические явления

6.3.1.1 различать атомы и молекулы, простые и сложные вещества;

6.3.1.2 описывать фундаментальные частицы атома и их расположение в атоме;

6.3.1.3 описывать свойства вещества: температуры плавления и кипения

3.2 Классифика

ция веществ

5.3.2.1 различать чистые вещества и смеси;

5.3.2.2 описывать виды смесей и предлагать способы их разделения;

5.3.2.3 готовить растворы с определенным составом;

5.3.2.4 вычислять массовую долю растворенного вещества;

5.3.2.5 классифицировать вещества по растворимости, металлы и неметаллы

6.3.2.1 классифицировать вещества на органические и неорганические;

6.3.2.2 различать кислые, щелочные и нейтральные среды в живой и неживой природе и определять среду с помощью универсального индикатора;

6.3.2.3 объяснять процесс нейтрализации

3.3 Образование и получение веществ

5.3.3.1 приводить примеры образования некоторых веществ в природе и веществ, полученных искусственным путем;

5.3.3.2 объяснять выделение веществ в лабораторных условиях

6.3.3.1 определять преимущества и недостатки природных и искусственных материалов;

6.3.3.2 объяснять области применения продуктов бытовой химии и правила безопасного обращения с ними;

6.3.3.3 определять месторождения полезных ископаемых в  Казахстане и области их применения,

6.3.3.4 называть и показывать крупные добычи и  переработки полезных ископаемых в Казахстане;

6.3.3.5 объяснять влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду

4. Процессы в живой и неживой природе

4.1 Процессы в неживой природе

5.4.1.1 называть процессы, происходящие в неживой природе (круговорот веществ в природе, выветривание, горообразование, климатические процессы)

5.4.1.2 объяснять причины и последствия процессов, происходящих в неживой природе

6.4.1.1 моделировать процессы, происходящие в неживой природе (горообразование, выветривание, круговорот веществ в природе).

6.4.1.2 объяснять химическое превращение веществ в природе

4.2 Процессы в живой природе

5.4.2.1 описывать свойства живых организмов;

5.4.2.2 описывать уровни организации живых организмов;

5.4.2.3 применять правила работы с микроскопом;

5.4.2.4 готовить временные микропрепараты;

5.4.2.5 объяснять процесс фотосинтеза;

5.4.2.6 исследовать наличие различных пигментов у растений;

5.4.2.7 исследовать необходимые условия для протекания фотосинтеза

6.4.2.1 определять основные компоненты клетки;

6.4.2.2 объяснять процессы, присущие живым организмам;

6.4.2.3 различать типы питания организмов;

6.4.2.4 составлять сбалансированный рацион питания;

6.4.2.5 тестировать пищевые продукты на наличие органических веществ;

6.4.2.6 моделировать транспорт питательных веществ в живых организмах;

6.4.2.7 исследовать различие в содержании вдыхаемого и выдыхаемого воздуха;

6.4.2.8 называть продукты выделения у организмов;

6.4.2.9 исследовать реакцию на раздражители  у живых организмов

5. Энергия и движение

5.1 Виды и источники энергии

5.5.1.1 различать виды энергии;

5.5.1.2 различать температуру и тепловую энергию;

5.5.1.3 измерять температуру с помощью термометра;

5.5.1.4 объяснять использование практических методов тепловой изоляции в зданиях;

5.5.1.5 характеризовать тепловое расширение;

5.5.1.6 приводить примеры взаимопревращения энергии

6.5.1.1 называть источники энергии;

6.5.1.2 называть и приводить примеры процессов, протекающих с выделением и поглощением энергии;

6.5.1.3 называть единицу электрической энергии;

6.5.1.4 рассчитывать стоимость электроэнергии;

6.5.1.5 предлагать альтернативные источники получения энергии

5.2 Движение

5.5.2.1 приводить примеры и объяснять значение движения в живой и неживой природе

5.5.2.2 исследовать особенности различных видов скелетов животных

5.5.2.3 определять причины движения тел

6.5.2.1 приводить примеры и пояснять относительность движения;

6.5.2.2 различать давление твердых тел, жидкостей и газов;

6.5.2.3 описывать строение скелета человека;

6.5.2.4 описывать строение мышц;

6.5.2.5 приводить примеры значения давления для живых организмов;

6.5.2.6 измерять атмосферное и артериальное давление, используя соответствующие приборы и делать выводы

6. Экология и устойчивое развитие

6.1 Экосистемы

5.6.1.1 определять компоненты экосистемы;

5.6.1.2 классифицировать виды экосистем;

5.6.1.3 объяснять влияние экологических факторов на функционирование экосистем;

5.6.1.4 сравнивать естественные и искусственные экосистемы

6.6.1.1 графически представлять и объяснять взаимосвязь компонентов экосистем;

6.6.1.2 объяснять причины смены экосистем;

6.6.1.3 объяснять переход энергии и веществ в экологической пирамиде

6.2 Многообра

зие живых организмов

5.6.2.1 классифицировать организмы по царствам живой природы;

5.6.2.2 характеризовать одноклеточные и многоклеточные организмы

6.6.2.1 использовать характерные особенности организмов для определения видов растений и животных;

6.6.2.2 исследовать многообразие живых организмов в местных экосистемах

6.3 Охрана природы

5.6.3.1 называть экологические проблемы Республики Казахстан;

5.6.3.2 исследовать экологические проблемы своего региона;

5.6.3.3 определять значение Красной книги Республики Казахстан

6.6.3.1 анализировать причины некоторых экологических проблем своего региона;

6.6.3.2 предлагать пути решения экологических проблем

7. Открытия, меняющие мир

7.1 Открытия, меняющие мир

5.7.1.1 приводить примеры научных открытий, изменивших мир

6.7.1.1 обсуждать значение открытий, изменивших мир;

6.7.1.2 обсуждать вклад казахстанских ученых в развитие естественных наук

7.2 Открытия будущего

5.7.1.2 предложить идеи для будущих исследований в науке

6.7.1.3 прогнозировать направления развития исследований науки в будущем

 

22.            Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом к Типовой учебной программе по учебному предмету «Естествознание» для 5-6 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.

23.            Распределение часов в четверти по разделам и внутри разделов варьируется по усмотрению учителя.

Приложение

к Типовой  учебной  программе

по учебному предмету «Естествознание» для 5-6 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

 

 

Долгосрочный план по реализации Типовой учебной программы

по учебному предмету «Естествознание» для 5-6 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

 

1)    5 класс:

 

Раздел долгосрочного плана

Содержание раздела долгосрочного плана

Цели обучения. Обучающийся должен:

1 четверть

5.1 Мир науки

Роль науки

5.1.1.1 определять функции науки как вида человеческой деятельности

Вопрос исследования

5.1.2.1 формулировать вопрос исследования и предположения

Планирование исследования

5.1.3.1 составлять план исследования;

5.1.3.2 сформулировать правила техники безопасности при проведении исследования

Сбор и запись данных

5.1.4.1 определять параметры объектов в единицах измерений;

5.1.4.2 фиксировать данные наблюдений и измерений

Анализ данных

5.1.5.1 вычислять среднее арифметическое значение при повторных измерениях и выявлять тенденции

Вывод и обсуждение

5.1.6.1 формулировать вывод по вопросу исследования

5.1 Человек. Земля. Вселенная

Макро- и микромир

5.2.1.1 различать и приводить примеры объектов макро- и микромира

Общие сведения о Земле

5.2.2.1 объяснять происхождение планеты Земля;

5.2.2.2 называть строение и состав Земли

Сферы Земли и их составляющие

5.2.3.1 характеризовать сферы Земли и их составляющие

Жизнь на Земле

5.2.4.1 описывать возникновение жизни на Земле;

5.2.4.2 определять условия существования жизни

Способы изображения земной поверхности

5.2.5.1 объяснять понятия «план» и «условные знаки»;

5.2.5.2 читать планы местности, используя условные знаки;

5.2.5.3 осуществлять съемку местности по одному из способов (глазомерная, полярная, маршрутная);

5.2.5.4 составлять простые планы местности в соответствии с правилами оформления планов

Материки и океаны

5.2.6.1 характеризовать историю освоения и изучения материков и частей света;

5.2.6.2 характеризовать историю изучения океанов

География населения

5.2.7.1 определять расовый состав населения мира и регионы распространения основных рас и межрасовых групп;

5.2.7.2 объяснить факторы формирования расовых признаков;

5.2.7.3 доказывать равенство рас

2 четверть

5.2 Вещества и материалы

Строение и свойства веществ

5.3.1.1 объяснять  распространение частиц  в жидкостях и газах;

5.3.1.2 объяснять структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно теории частиц;

5.3.1.3 описывать свойства вещества: текучесть, плотность, тепло-электропроводность, ковкость  и пластичность;

5.3.1.4 различать физические и химические явления

Классификация веществ

5.3.2.1 различать чистые вещества и смеси;

5.3.2.2 описывать виды смесей и предлагать способы их разделения;

5.3.2.3 готовить растворы с определенным составом;

5.3.2.4 вычислять массовую долю растворенного вещества;

5.3.2.5 классифицировать вещества по растворимости, металлы и неметаллы

Образование и получение веществ

5.3.3.1 приводить примеры образования некоторых веществ в природе и веществ, полученных искусственным путем;

5.3.3.2 объяснять выделение веществ в лабораторных условиях

3 четверть

5.3 Процессы в живой и неживой природе

Процессы в неживой природе

5.4.1.1 называть процессы, происходящие в неживой природе (круговорот веществ в природе, выветривание, горообразование, климатические процессы);

5.4.1.2 объяснять причины и последствия процессов, происходящих в неживой природе

Процессы в живой природе

5.4.2.1 описывать свойства живых организмов;

5.4.2.2 описывать уровни организации живых организмов;

5.4.2.3 применять правила работы с микроскопом;

5.4.2.4 готовить временные микропрепараты;

5.4.2.5 объяснять процесс фотосинтеза;

5.4.2.6 исследовать наличие различных пигментов у растений;

5.4.2.7 исследовать необходимые условия для протекания фотосинтеза

5.3 Энергия и движение

Виды и источники энергии

5.5.1.1 различать виды энергии;

5.5.1.2 различать температуру и тепловую энергию;

5.5.1.3 измерять температуру с помощью термометра;

5.5.1.4 объяснять использование практических методов тепловой изоляции в зданиях;

5.5.1.5 характеризовать тепловое расширение;

5.5.1.6 приводить примеры взаимопревращения энергии

Движение

5.5.2.1 приводить примеры и объяснять значение движения в живой и неживой природе;

5.5.2.2 исследовать особенности различных видов скелетов животных;

5.5.2.3 определять причины движения тел

4 четверть

5.4 Экология и устойчивое развитие

Экосистемы

5.6.1.1 определять компоненты экосистемы;

5.6.1.2 классифицировать виды экосистем;

5.6.1.3 объяснять влияние экологических факторов на функционирование экосистем;

5.6.1.4 сравнивать естественные и искусственные экосистемы

Многообразие живых организмов

5.6.2.1 классифицировать организмы по царствам живой природы;

5.6.2.2 характеризовать одноклеточные и многоклеточные организмы

Охрана природы

5.6.3.1 называть экологические проблемы Республики Казахстан;

5.6.3.2 исследовать экологические проблемы своего региона;

5.6.3.3 определять значение Красной книги Республики Казахстан

5.4 Открытия, меняющие мир

Открытия, меняющие мир

5.7.1.1 приводить  примеры научных открытий, изменивших мир

Открытия будущего

5.7.1.2 предлагать идеи для будущих исследований в науке

 

2) 6 класс:

Раздел долгосрочного плана

Содержание раздела долгосрочного плана

Цели обучения. Обучающийся должен:

1 четверть

6.1 Мир науки

Роль науки

6.1.1.1перечислять объекты исследований естественных наук

Вопрос исследования

6.1.2.1 определять независимые, зависимые и контролируемые переменные

Планирование исследования

6.1.3.1 проводить исследование по плану;

6.1.3.2 определять условия безопасного проведения исследования

Сбор и запись данных

6.1.4.1 использовать единицы измерения в Международной системе единиц

Анализ данных

6.1.5.1 графически представлять полученные данные

Вывод и обсуждение

6.1.6.1 представлять полученные выводы в различной форме

6.1 Человек. Земля. Вселенная

Макро- и микромир

6.2.1.1 называть параметры объектов макро- и микромира

Общие сведения о Земле

6.2.2.1 объяснять наблюдаемые на Земле процессы и явления;

6.2.2.2 объяснять свойства Земли

Сферы Земли и их составляющие

6.2.3.1 объяснять способы взаимодействия внешних оболочек Земли

Жизнь на Земле

6.2.4.1 сравнивать гипотезы возникновения жизни на Земле;

6.2.4.2 оценивать современные условия существования человека на Земле

Способы изображения земной поверхности

6.2.5.1 классифицировать географические карты и условные знаки;

6.2.5.2 читать географические карты, используя условные знаки;

6.2.5.3 рассчитывать расстояния, используя масштаб;

6.2.5.4 определять географические координаты;

6.2.5.5 определять время, используя карту часовых поясов

Материки и океаны

6.2.6.1 определять особенности природы материков и их физико-географических регионов по плану;

6.2.6.2 определять особенности природы океанов по плану

География населения

6.2.7.1 определять закономерности размещения населения;

6.2.7.2 оценивать показатели плотности населения;

6.2.7.3 определять регионы с высокой и низкой плотностью населения и объяснять причины

2 четверть

6.2 Вещества и материалы

Строение и свойства веществ

6.3.1.1 различать атомы и молекулы, простые и сложные вещества;

6.3.1.2 описывать фундаментальные частицы атома и их расположение в атоме;

6.3.1.3 описывать свойства вещества: температуры плавления и кипения

Классификация веществ

6.3.2.1 классифицировать вещества на органические и неорганические;

6.3.2.2 различать кислые, щелочные и нейтральные среды в живой и неживой

природе и определять среду с помощью универсального индикатора;

6.3.2.3 объяснять процесс нейтрализации

Образование и получение веществ

6.3.3.1 определять преимущества и недостатки природных и искусственных материалов;

6.3.3.2 объяснять области применения продуктов бытовой химии и правила безопасного обращения с ними;

6.3.3.3 определять месторождения полезных ископаемых в Казахстане и области их применения;

6.3.3.4 называть и показывать крупные центры переработки полезных ископаемых в Казахстане;

6.3.3.5 объяснять влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду

3 четверть

6.3 Процессы в живой и неживой природе

Процессы в неживой природе

6.4.1.1 моделировать процессы, происходящие в неживой природе (горообразование, выветривание, круговорот веществ в природе);

6.4.1.2 объяснять химическое превращение веществ в природе

Процессы в живой природе

6.4.2.1 определять основные компоненты клетки;

6.4.2.2 объяснять процессы, присущие живым организмам;

6.4.2.3 различать типы питания организмов;

6.4.2.4 составлять сбалансированный рацион питания;

6.4.2.5 тестировать пищевые продукты на наличие органических веществ;

6.4.2.6 моделировать пути транспорта питательных веществ в живых организмах;

6.4.2.7 исследовать различие в содержании вдыхаемого и выдыхаемого воздуха;

6.4.2.8 называть продукты выделения у организмов;

6.4.2.9 исследовать реакцию на раздражители у живых организмов

6.3 Энергия и движение

Виды и источники энергии

6.5.1.1 называть источники энергии;

6.5.1.2 называть и приводить примеры процессов, протекающих с выделением и поглощением энергии;

6.5.1.3 называть единицу электрической энергии;

6.5.1.4 рассчитывать стоимость электроэнергии;

6.5.1.5 предлагать альтернативные источники получения энергии

Движение

6.5.2.1 приводить примеры и пояснять относительность движения;

6.5.2.2 различать давление твердых тел, жидкостей и газов;

6.5.2.3 описывать строение скелета человека;

6.5.2.4 описывать строение мышц;

6.5.2.5 приводить примеры значения давления для живых организмов;

6.5.2.6 измерять атмосферное и  артериальное давление, используя соответствующие приборы и делать выводы

4 четверть

6.4 Экология и устойчивое развитие

Экосистемы

6.6.1.1 графически представлять и объяснять взаимосвязь компонентов экосистем;

6.6.1.2 объяснять причины смены экосистем;

6.6.1.3 объяснять переход энергии и веществ в экологической пирамиде

Многообразие живых организмов

6.6.2.1 использовать  характерные особенности организмов для определения видов растений и животных;

6.6.2.2 исследовать многообразие живых организмов в различных экосистемах

Охрана природы

6.6.3.1 анализировать причины некоторых экологических проблем своего региона;

6.6.3.2 предлагать пути решения экологических проблем

6.4 Открытия, меняющие мир

Открытия, изменившие мир

6.7.1.1 обсуждать значение открытий, изменивших мир;

6.7.1.2 обсуждать вклад казахстанских ученых в развитие естественных наук

Открытия будущего

6.7.1.3 прогнозировать направления развития исследований науки в будущем

 


 

Скачано с www.znanio.ru