Приложение 18
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от «23» ноября 2017 года № 668
Приложение 209
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115
Типовая учебная программа
по учебному предмету «Самопознание» для 5-9 классов
уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
Глава 1. Общие положения
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
2. Объектом самопознания как целостного процесса является человек, который рассматривается в аспекте физической, психической и духовной природы. Органическое единство этих ракурсов человека обеспечивает его гармоничное развитие, включающее самоактуализацию, самореализацию и самосовершенствование. Это определяет предметную область самопознания и конкретизирует познавательную, развивающую и воспитывающую функции учебного предмета.
3. Основное назначение учебного процесса «Самопознание»:
1) выявление системы ценностей личности, практических навыков творческого приложения знаний в решении проблем, направленных на служение обществу;
2) формирование основ нравственного поведения обучающегося, социально значимых ориентаций, обусловливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом;
3) выявление общечеловеческих ценностей, заложенных в природе каждого человека, развитие его как личности, как субъекта деятельности и как индивидуальности с учетом его возрастных особенностей.
4. Дидактическими основаниями, регулирующими отбор содержания предмета «Самопознание», являются:
1) общая цель нравственно-духовного образования, направленная на гармоничное раскрытие физического, психического, духовного потенциалов и развитие способностей человека;
2) образовательные цели предмета «Самопознание», ориентированные на развитие у учащихся общей культуры, позитивного мышления и умения глубоко анализировать события окружающей жизни, различать добро и зло, знание национального и мирового культурного наследия,;
5. Логическая структура содержания предмета определена исходя из системы общечеловеческих ценностей, позволяющих:
1) познавать себя через осознание таких понятий, как любовь, здоровье, свобода, счастье, совесть, труд, гармония тела и духа, цель жизни, предназначение человека, единство мысли, слова и дела;
2) познавать других через осознание таких понятий, как семья, дружба, общение, доверие, уважение, равенство, диалог, взаимопонимание, сотрудничество;
3) познавать мир через осознание таких понятий, как природа, Родина, жизнь, гармония с окружающим миром; вера, надежда;
4) познавать духовный опыт человечества через осознание таких понятий, как истина, творчество, культура, земля как общий дом человечества, единение с человечеством.
6. Указанные разделы выступают ключевыми векторами процесса самопознания, так как в полной мере отвечают цели человеческой жизни, системе общечеловеческих ценностей и содержат предпосылки для развития нравственнодуховных качеств, самоопределения и самореализации личности и являются сквозными, что предполагает более точную конкретизацию на разных ступенях школы с учетом возрастных особенностей детей.
7. В программе предусмотрена преемственность в развитии основных понятий об общечеловеческих ценностях по классам и уровням среднего образования.
8. Темы внутри каждого раздела от класса к классу выстроены в направлении раскрытия тех или иных граней понятий в различном их сочетании. При этом в содержании тем и их расположении отражается логика раскрытия основной идеи каждого раздела.
9. Цель учебного предмета «Самопознание» - духовно-нравственное развитие обучающихся; усвоение ими знаний об общечеловеческих ценностях; формирование убеждений, социально значимых личностных качеств и жизненных навыков школьников.
10. Задачи учебного предмета «Самопознание»:
1) раскрытие ценностного отношения к самому себе, к людям и окружающей действительности; способности проявлять бескорыстную любовь и доброжелательность к окружающим, заботиться о них;
2) развитие мотивации к познанию себя, к пониманию цели жизни и своего предназначения;
3) развитие чувства собственного достоинства, уверенности в себе, ответственности за свои мысли, слова и поступки;
4) развитие способности понимать взаимосвязь внутреннего и внешнего мира человека, его единство с природой, взаимозависимость физического, психического и духовного здоровья; регулировать собственное физическое и психическое состояние как основу здорового образа жизни;
5) развитие способности к позитивному мышлению и осознанию возможностей в саморегуляции своих поступков и поведения с точки зрения многообразия социальных позиций и ролей;
6) развитие способности применять знания, умения и навыки для жизни в соответствии с общечеловеческими ценностями, принимать решения, не противоречащие нравственным нормам.
7) развитие умения сотрудничать в коллективе и работать в группе, команде для конструктивного решения намеченных задач соответственно нравственным нормам, проявляя уважение к себе и другим.
11. Базовое содержание предмета «Самопознание» в 5-9 классах включает в себя четыре основных раздела: «Радость познания», «Быть человеком», «Человек и мир», «Духовный опыт человечества».
Глава 2. Организация содержания учебного предмета «Самопознание»
12. Объём учебной нагрузки по предмету «Самопознание» составляет:
1) в 5 классе - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
2) в 6 классе - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
3) в 7 классе - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
4) в 8 классе - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
5) в 9 классе - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.
13. В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия.
14. «Зачет» ставится учащемуся, если он выполняет все требования к уровню подготовки обучающихся, отраженные в программе, и на основании выполнения долгосрочного проекта.
15. Содержание организовано по разделам обучения.
16. В 5 классе раздел «Радость познания» включает 8 уроков по темам:
1) «Я познаю себя»;
2) «Мои устремления»;
3) «Мой путь познания»;
4) «Я – Человек».
17. Содержательная основа:
1) «Кто Я? Внутренний мир человека. Самопознание как путь к самосовершенствованию»;
2) «Цель жизни. Мечта человека. Стремление раскрыть свое истинное Я»;
3) «Источники познания. Различение между временным и вечным. Нравственный выбор»;
4) «Высокое предназначение человека. Служение людям».
18. Раздел «Быть человеком» включает 8 уроков по темам:
1) «Характер человека»;
2) «Быть, а не казаться»;
3) «Радость труда»;
4) «Красота души человека».
19. Содержательная основа:
1) «Воспитание характера. Единство слов и поступков. Дисциплина»;
2) «Единство мысли, слова и дела. Что значит «быть, делать, говорить»»;
3) «Трудолюбие как одно из важных качеств человека. Труд как способ реализации человеческих возможностей»;
4) «Внутренняя красота. Чистые помыслы. Умение видеть прекрасное в себе, людях и окружающем мире».
20. Раздел «Человек и мир» включает 8 уроков по темам:
1) «Мир в семье»;
2) «Человек в коллективе»;
3) «Мир человеческих взаимоотношений»;
4) «Сила доверия».
21. Содержательная основа:
1) «Уважение к близким людям. Особенности взаимоотношений между старшими и младшими членами семьи»;
2) «Уважение к себе. Уважение к одноклассникам. Вежливость и тактичность. Достойное поведение в коллективе»;
3) «Взаимопонимание как основа человеческих отношений. Внимание к человеку. Чуткость к окружающим людям. Уважение к себе и другим»;
4) «Сила доверия. Значение доверительных отношений в жизни человека».
22. Раздел «Духовный опыт человечества» включает 10 уроков по темам:
1) «Природа - источник вдохновения»;
2) «Жизнь в единстве мысли, слова и дела»;
3) «Духовное наследие народа – источник мудрости»;
4) «Наука совести»;
5) «Как прекрасен этот мир!».
23. Содержательная основа:
1) «Общение с природой. Природа как источник духовных поисков учителей человечества»
2) «Жизнь в согласии с голосом совести. Духовное здоровье человека. (Аль-Фараби)»;
3) «Ч.Валиханов о роли знания. Традиции и обычаи народа Казахстана»;
4) «Сосуд, хранящий ум и знания. Шакарим Кудайбердиев»;
5) «Обобщение изученного. Защита творческих проектов».
24. В 6 классе раздел «Радость познания» включает 8 уроков по темам:
1) «В поиске истины»;
2) «Возможности человека»;
3) «Вера в себя»;
4) «В стремлении к красоте».
25. Содержательная основа:
1) «Истина как цель самопознания, важнейшая человеческая ценность. Познание истины – путь развития и становления личности»;
2) «Созидательная активность человека как необходимое условие познания своих возможностей. Вера в свои силы. Пути развития способностей»;
3) «Самосовершенствование. Самореализация. Вера в себя как условие личностного и профессионального становления человека»;
4) «Красота человека. Духовно-нравственная основа внутреннего мира человека. Красота как отражение гармонии человека с миром. Благородство мыслей, чувств, поступков как отражение истинной красоты человека».
26. Раздел «Быть человеком» включает 8 уроков по темам:
1) «Учитесь властвовать собой!»;
2) «Об отзывчивости»;
3) «О совести и чести»;
4) «Быть самим собой».
27. Содержательная основа:
1) «Взаимопонимание и доверие в классном коллективе. Решение спорных вопросов мирным путём. Уважение друг к другу – основа взаимоотношений в классе»;
2) «Отзывчивость как ценностное качество человека. Равнодушие – болезнь души, противоположное отзывчивости качество. Человек в стремлении к нравственному выбору»;
3) «Совесть – мерило нравственности. Честь и достоинство человека. Совесть как проявление истинного «Я»;
4) «Добрые отношения между людьми. Мера ответственности каждого за установление мира и согласия в отношениях. Проявление доброты и чуткости по отношению к окружающим».
28. Раздел «Человек и мир» включает 8 уроков по темам:
1) «Тепло домашнего очага»;
2) «Дружба в классе»;
3) «Я и мир вокруг»;
4) «Труд на благо общества».
29. Содержательная основа:
1) «Родные люди – опора человека в жизни. Ответственность человека за поддержание прочных связей между членами семьи. Проявление заботы и внимания к членам своей семьи»;
7 |
2) «Взаимопонимание и доверие в классном коллективе. Решение спорных вопросов мирным путем. Уважение друг к другу»;
3) «Взаимосвязь человека и окружающего мира. Позитивное восприятие окружающего мира. Мир как источник открытий для человека»;
4) «Призвание человека - служение обществу. Цель жизни. Смысл жизни. Вера в себя. Учение как созидательный творческий труд».
30. Раздел «Духовный опыт человечества» включает 10 уроков по темам:
1) «Времен связующая нить»;
2) «По зову сердца»;
3) «Истинные лидеры человечества
4) «Духовное богатство человечества»;
5) «Как прекрасен этот мир!».
31. Содержательная основа:
1) «Значение культурного наследия в познании себя и мира. Духовные основы культурного наследия. Культурное наследие родного края. Причинно-следственные связи между различными явлениями мировой культур»;
2) «Идеалы добра в жизни учителей человечества. М.Жумабаев о чистоте сердца. Сердце – источник любви»;
3) «Различие между истинными лидерами и просто лидерами. Примеры истинных лидеров в истории и современной жизни»;
4) «Духовное наследие человечества. Уважение к культуре, истории и традициям разных народов.
5) «Обобщение изученного. Защита творческих проектов».
32. В 7-ом классе раздел «Духовный опыт человечества» включает 10 уроков по темам:
1) «Разум, воля и сердце»;
2) «Внутренний мир человека»;
3) «О смысле жизни»;
4) «Счастье человека».
5) «Как прекрасен этот мир!»
33. Содержательная основа:
1) «Разумный человек. Человек с сильной волей. Абай Кунанбаев о разуме, воле и сердце. Доброта сердца – условие духовного совершенствования»;
2) «Красота человеческого духа. Проявление внутренней красоты человека. Совершенствование внутреннего мира»;
3) «Поиск истины как смысл жизни. Нравственный выбор»;
4) «Чистота помыслов, бескорыстное служение. Осознание истинного счастья».
34. Раздел «Быть человеком» включает 8 уроков по темам:
1) «О достоинстве»;
2) «Ответственность человека»;
3) «От дисциплины к долгу»;
4) «Служение обществу».
35. Содержательная основа:
1) «Честь и достоинство. Благородный человек. Самоуважение»;
2) «Ответственность - качество праведного поведения. Ответственность за свои мысли, слова и поступки»;
3) «Золотое правило нравственности. Самоорганизация. Долг перед собой, семьей,
обществом. Нравственный долг поколения»;
4) «Любовь к окружающему миру. Бескорыстное служение как основа духовного роста человека».
36. Раздел «Человек и мир» включает 8 уроков по темам:
1) «Тепло человеческого общения»;
2) «Семейные ценности»;
3) «Взаимоотношения в коллективе»;
4) «Человек и человечество».
37. Содержательная основа:
1) «Тепло человеческого общения как созидание мира и согласия в обществе. Ценностное отношение к себе и другим»;
2) «Общечеловеческие ценности в семье. Семья как духовная опора человека. Счастье семьи. Доверие в семье»;
3) «Основа взаимоотношений в коллективе – дисциплина, долг, доброта, дружба, доверие. Ответственность человека за благоприятный»;
4) «Человек как часть мира. Роль каждого человека в сохранении духовно-культурного наследия человечества. Единство человечества».
38. Раздел «Духовный опыт человечества» включает 10 уроков по темам:
1)«Созвучие с окружающим миром»;
2)«Духовный мир человека»;
3)« Человек созидающий»;
4)»Жизнь во имя любви»;
5) «Как прекрасен этот мир!».
39. Содержательная основа:
1) «Гармония с окружающим миром. Любовь и ненасилие»;
2) «Проявление духовности человека. Развитие духовного мира»;
3) «Позитивное мышление как условие созидательной деятельности. Значение позитивного мышления в жизнетворчестве»;
4) «Любовь как вечная общечеловеческая ценность. Познание себя через любовь. Жизнь во имя бескорыстной любви»;
5) «Обобщение изученного. Защита творческих проектов».
40. В 8-ом классе раздел «Радость познания» включает 8 уроков по темам:
1) «Я в этот мир пришел...»;
2) «Голос совести»;
3) «Свет истинных знаний»;
4) «Любовь как путь познания».
41. Содержательная основа:
1) «Восхождение к вершинам нравственности через школу жизни. Жизнь как вечное созидание. Человек и его будущее»;
2) «Жить по совести. Честность и искренность. Совесть – нравственный закон жизни»;
3) «Знание, дарующее счастье. Доброта – мерило человеческого в человеке»;
4) «Радость вдохновленного творчества. Жизнь в истине - источник радости для человека».
42. Раздел «Быть человеком» включает 8 уроков по темам:
1) «Горизонты доброты»,
2) «В зеркале дружбы»;
3) «Истоки уважения»;
4) «Дорога к Родине».
43. Содержательная основа:
1) «Золотое правило нравственности. Дружба и взаимопонимание в классе как основа сплочённого коллектива»;
2) «Чистота взаимоотношений – основа искренней дружбы. Ответствен-ность в дружбе. Качества настоящего друга. Правила дружбы»;
3) «Бескорыстная любовь – основа уважения к себе и окружающему миру. Умение понимать другого человека»;
4) «Сила бескорыстной любви к Родине. Родина – источник духовной силы человека. Гражданственность и патриотиз».
44. Раздел «Человек и мир» включает 8 уроков по темам:
1) «Дорожить семьей»;
2) «Мой одноклассник»;
3) «Найти свое призвание»;
4) «Люблю я этот мир!».
45. Содержательная основа:
1) «Любовь как основа жизни в семье. Созидательность доброты. Семья – школа жизни»;
2) «Мальчики и девочки. Мир взаимоотношений. Дружба и взаимопонимание между мальчиками и девочками в классе как основа сплоченности коллектива»
3) «Служение человечеству - основа созидательного труда. Путь к профессии. Призвание быть человеком»;
4) «Окружающий мир как отражение внутреннего мира . Жизнь в настоящем моменте ведет к проявлению Любви к окружающему миру».
46. Раздел «Духовный опыт человечества» включает 10 уроков по темам:
1) «Из чаши мудрости испей…»;
2) «Учитесь властвовать собой!»,
3) «На крыльях творчества»;
4) «Творим будущее»;
5) «Как прекрасен этот мир!».
47. Содержательная основа:
1) «Истина - источник мудрости. Мудрость и жизненный опыт. Мудрость как результат познания»;
2) «Управление желаниями. Бережное отношение к природным ресурсам. Рациональное использование пищи. Время – учитель мудрости»;
3) «Вдохновение как особое состояние души. Вдохновенное творчество – отражение истины. Красота рождается в сердце»,
4) «Человек в созидании будущего. Добрые дела человека – фундамент будущего»;
5) «Обобщение изученного. Защита творческих проектов».
48. В 9-ом классе раздел «Радость познания» включает 8 уроков по темам:
1) «Выбор пути»;
2) «Жизнь, наполненная смыслом»;
3) «Единство мыслей, слов и дел человека»;
4) «Неиссякаемая сила мудрости».
49. Содержательная основа:
1) «Познание своих возможностей. Желания и возможности. Истинное предназначение человека. Призвание и профессия»;
2) «Проявление духовно-нравственных качеств в жизни. Человек в постижении смысла жизни»;
3) «Каноны нравственности. Поступок как отражение духовной зрелости личности»;
4) «Глубина народной мудрости. Взаимосвязь общечеловеческих и национальных ценностей. Духовная суть обычаев, традиций, народного творчества как основы самовоспитания и самосовершенствования».
50. Раздел «Быть человеком» включает 8 уроков по темам:
1) «Нравственные качества человека»;
2) «Предназначение женщины»;
3) «Мужчина – воплощение долга, ответственности и дисциплины»;
4) «Свобода человека».
51. Содержательная основа:
1) «Культура личности. Совестливость, достоинство и благородство как отражение нравственности человека. Скромность как отражение духовной культуры человека»;
2) «Женщина в семье и обществе. Женщина – источник бескорыстной любви.
52. По окончании 5-го класса обучающийся:
1) осознает значимость общечеловеческих ценностей и старается следовать им в своей жизни;
2) знает о жизни и творчестве духовных учителей человечества;
Нравственный облик девушки»;
3) «Честь и достоинство мужчины. Чувство долга. Ответственность за безопасность семьи. Уважение к женщине»;
4) «Человек – гражданин своей страны. Гражданское сознание. Активная жизненная позиция. Свобода как ответственность личности за свои поступки».
53. Раздел «Человек и мир» включает 8 уроков по темам:
1) «Мир в семье - мир в обществе»;
2) «Сотрудничество в коллективе»;
3) «Служение другим – служение себе»;
4) «Счастье в единении».
54. Содержательная основа:
1) «Семья как первичная среда развития нравственности человека. Единство и взаимопонимание в семье. Умение прощать»;
2) «Человек в коллективе. Готовность к сотрудничеству. Взаимопомощь и поддержка. Умение общаться.»;
3) «Потребность человека в бескорыстном служении. Милосердие, сострадание, великодушие. Душевная щедрость человека»;
4) «Понимание единства и целостности мира. Человек как часть мира. Единение человека с природой, другими людьми. Общечеловеческие ценности – основа единства человечества».
55. Раздел «Духовный опыт человечества» включает 10 уроков по темам:
1) «Источники человеческой мудрости»;
2) «Вечный поиск - вечный путь»;
3) «Любовь как высшая истина»;
4) «Духовная красота человека»;
5) «Наука совести».
56. Содержательная основа:
1) «Культура, наука, искусство, литература – источники человеческой мудрости. Нравственные заповеди поколений, воплощенные в вечных общечеловеческих ценностях»;
2) «Жизнь и духовные искания великих людей. Стремление к духовно-нравственному совершенствованию»;
3) «Любовь как основа человеческой природы. Любовь к ближнему как важнейшая сторона отношений между людьми. Отражение любви в литературе, искусстве как способ познания человека и мира»,
4) «Общечеловеческие ценности – основа жизни. Повторение изученного».
5) «Обобщение изученного. Защита творческих проектов».
57. По окончании 5-го класса обучающийся:
3) осознает свою индивидуальность, с уважением относится к проявлениям индивидуальности другого человека;
4) проявляет милосердие и сострадание к другим людям, стремится оказать им реальную помощь;
5) умеет поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, стремится конструктивно разрешать возникшие конфликты, старается взаимодействовать с другими людьми на основе сотрудничества и согласия;
6) умеет глубоко размышлять и различать истинное и ложное, вечное и временное;
7) понимает связь физического и духовного здоровья, здорового образа жизни; стремится избегать вредных привычек;
8) осознает необходимость рационального использования свободного времени;
9) проявляет интерес к самообразованию и творчеству; стремится к самовыражению;
10) ценит дружбу и общение, проявляет терпение, интерес к другому человеку;
11) старается управлять своим эмоциональным состоянием, сдерживать негативные эмоции;
12) стремится принимать самостоятельные решения и несёт за них ответственность;
13) умеет защищать свою точку зрения, не унижая достоинства других людей.
58. По окончании 6-го класса обучающийся:
1) осознает значимость общечеловеческих ценностей и старается следовать им в своей жизни;
2) знает о жизни и творчестве духовных учителей человечества;
3) умеет быть милосердным по отношению к слабым, больным, обиженным, проявляет сострадание к людям через оказание реальной помощи;
4) умеет поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, в совместной деятельности на основе принципов нравственности и норм духовности; осознает негативность ссор, конфликтов, умеет преодолевать их и взаимодействовать на основе сотрудничества и согласия;
5) понимает важность гармонии физического и духовного здоровья, значимость здорового образа жизни; старается избегать вредных наклонностей и привычек;
6) осознает необходимость продуктивной организации личного досуга, умеет планировать свое время;
7) проявляет интерес к самообразованию и самореализации, к самостоятельному творчеству; стремится к максимальной реализации собственных способностей и возможностей;
8) умеет глубоко размышлять и различать между истинным и ложным, вечным и временным;
9) умеет ценить дружбу и общение, быть терпеливым, прощать обиды,
непонимание; умеет выслушать и понять другого человека;
10) умеет достойно и ответственно вести себя в разных ситуациях; управляет своим эмоциональным состоянием, сдерживает негативные эмоции, побуждения;
11) умеет принимать самостоятельные и ответственные решения и обосновывает их;
12) умеет отстаивать свои принципы, позиции и убеждения, не унижая достоинства других людей;
59. По окончании 7-го класса обучающийся:
1) осознает значимость и содержание понятий: духовное развитие, красота человеческого духа, достоинство, счастье, общение, согласие, гражданская позиция, позитивное мышление, гармония жизни, свобода, творчество, смысл жизни;
2) осознает значимость общечеловеческих ценностей и старается следовать им в своей жизни;
3) знает о жизни и творчестве духовных учителей человечества;
4) умеет управлять своим эмоциональным и психическим состоянием, сдерживать проявления негативных эмоций и действий;
5) умеет глубоко размышлять и различать истинное и ложное, вечное и временное;
6) знает и уважает семейные традиции, понимает свою роль в семье, в обществе; умеет быть ответственным, заботливым, поддерживать дружеские отношения с родными и близкими;
7) умеет выполнять разные виды физической деятельности, способствующие здоровому образу жизни;
8) умеет оценивать красоту окружающего мира и человека; выражает свое отношение к ним через творческую деятельность;
9) понимает значение ответственного отношения к своим обязанностям, умеет трудиться самостоятельно и в коллективе;
10) умеет определять собственные цели и возможности их достижения в соответствии с нравственно-духовными нормами;
11) умеет оценивать негативные стереотипы и опасные увлечения; умеет оценивать свои действия и свое развитие с точки зрения предупреждения вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики и т.д.);
12) понимает значимость культуры, традиций, обычаев, языка своего и других народов;
13) осознает ценность позитивного общения, умеет проводить самооценку и сопоставлять ее с оценкой учителей, сверстников, родных и близких;
14) умеет соблюдать правила достойного поведения в обществе, оценивать личные поступки и поступки окружающих;
15) умеет самостоятельно принимать решения, сознавая свою социальную и гражданскую ответственность.
60. По окончании 8-го класса обучающийся:
1) осознает значимость и содержание понятий: мудрость, верность, согласие, правда, счастье, жизнь, любовь;
2) умеет различать положительные и отрицательные черты характера человека, его действия и намерения;
3) умеет управлять своим эмоциональным и психическим состоянием, сдерживать проявления негативных эмоций и действий;
4) знает и уважает семейные традиции, понимает свою роль в семье, в обществе; умеет быть ответственным, заботливым, поддерживать дружеские отношения с родными и близкими;
5) умеет выполнять разные виды физической деятельности, способствующие здоровому образу жизни;
6) умеет оценивать красоту окружающего мира и человека; выражает свое отношение к ним через творческую деятельность;
7) понимает значение ответственного отношения к своим обязанностям, умеет трудиться самостоятельно и в коллективе;
8) умеет определять собственные цели и возможности их достижения в соответствии с нравственно-духовными нормами;
9) умеет оценивать негативные стереотипы и опасные увлечения; умеет оценивать свои действия и свое развитие с точки зрения предупреждения вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики и т.д.);
10) понимает значимость культуры, традиций, обычаев, языка своего и других народов;
11) осознает ценность позитивного общения, умеет проводить самооценку и сопоставлять ее с оценкой учителей, сверстников, родных и близких;
12) умеет соблюдать правила достойного поведения в обществе, оценивать личные поступки и поступки окружающих;
13) умеет самостоятельно принимать решения, сознавая свою социальную и гражданскую ответственность.
61. По окончании 9-го класса обучающийся:
1) понимает взаимосвязь общечеловеческих, этнокультурных и национальных ценностей;
2) стремится к познанию своих возможностей;
3) несет ответственность за собственные мысли, слова и действия;
4) знает о негативных последствиях проявления насилия и жестокости;
5) умеет распознавать прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое в жизни и выражать к этому свое отношение;
6) понимает свою роль в семье, коллективе и обществе в зависимости от половой принадлежности;
7) осознает свою жизнь и здоровье как ценность, использует на практике знания о здоровом образе жизни, стремится исключить из жизни вредные привычки;
8) понимает важность сознательного выбора будущей профессии;
9) умеет распределять и контролировать свое личное время;
10) умеет объективно соизмерять желания и возможности, различать потребности материального и нематериального плана;
11) понимает значимость взаимопомощи в жизни;
12) стремится к осознанию гражданской принадлежности, проявляет уважительное отношение к казахскому и другим языкам, к казахским национальным традициям и традициям других народов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.