Типовые диагностические задачи
для определения уровня развития универсальных учебных действий
(на основе методических рекомендаций Асмолова А.Г.)
.
Оцениваемые УУД |
Вид диагностики |
Цель диагностики |
Возраст учащихся |
Диагностический инструментарий |
Личностные универсальные учебные действия |
||||
действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. |
вводная |
выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения. |
6,5 лет |
Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера) |
Те же |
промежуточная |
Выявление предпочтений занятий в коллективе и дома |
8 лет |
Тот же, изменить вариант |
действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие — умение задавать вопрос.
|
вводная |
выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника. |
6,5 лет |
Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» |
Те же |
промежуточная |
Выявление динамики развития познавательных интересов |
7 лет |
Тот же, другая сказка |
Те же |
итоговая |
8 лет |
Тот же, другая сказка |
|
действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. |
промежуточная |
выявление сформированности Я-концепции и самоотношения. |
9 лет Повтор 10 лет |
Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна) |
личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности. |
итоговая |
выявление рефлексивности самооценки школьников в учебной деятельности. |
10,5-11 лет |
Рефлексивная самооценка учебной деятельности |
действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами обучающихся. |
вводная |
определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса школьника. |
7лет |
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой) |
Те же |
промежуточная |
Выявление динамики |
8 лет |
Та же |
те же |
итоговая |
10 лет |
Та же |
|
действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника. |
промежуточная итоговая |
выявление мотивационных предпочтений школьни- ков в учебной деятельности. |
8-10 лет |
Опросник мотивации |
личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности. |
вводная |
выявление адекватности понимания учащимся при- чин успеха/неуспеха в деятельности. |
6,5 -7 лет |
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха (Рефлексивная оценка — каузальная атрибуция неуспеха) |
Те же |
итоговая |
То же |
9-10 лет |
Та же письменный опрос |
Универсальные учебные действия нравственно – этической ориентации: |
||||
действия нравственно-этического оценивания — выделение морального содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений. |
промежуточная |
выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи. |
7-8 лет |
Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи |
действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев. |
вводная |
выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации). |
6,5 -7 лет |
Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже, 2006) |
действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм.
|
вводная итоговая |
выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации. |
7 лет 10 лет |
Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже) |
действия нравственно-этического оценивания. |
вводная итоговая |
выявление усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы.
|
7-10 лет |
Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами) |
выделение морального содержания действий и ситуаций. |
вводная итоговая |
выявление степени дифференциации конвенцио нальных и моральных норм |
7-10 лет |
Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004) |
Регулятивные универсальные учебные действия |
||||
умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие
|
вводная |
выявление развития регулятивных действий |
6.5 -7 лет |
Выкладывание узора из кубиков
|
регулятивное действие контроля. |
промежуточная |
выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. |
8-9 лет |
Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) |
Определение уровня развития регулятивных действий |
промежуточная итоговая |
Критериальная оценка |
7-11лет |
Педагогические наблюдения прил. 1 |
Познавательные универсальные учебные действия |
||||
логические универсальные действия. |
вводная |
выявление сформированности логических действий установления взаимно-однозначного соответствия и сохранения дискретного множества. |
6,5-7 лет |
Построение числового эквивалента или взаимно%однозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска) |
Знаково- символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план. |
вводная |
выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность. |
6,5 -7 лет |
Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова) |
Знаково-символические действия — кодирование (замещение); регулятивное действие контроля. |
вводная |
выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов. |
6,5 -7 лет |
Методика «Кодирование» (11й субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю. Панасюка) |
прием решения задач; логические действия. |
промежуточная итоговая |
выявление сформированности общего приема решения задач. |
7-10 лет |
Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой) |
моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия. |
промежуточная |
определение умения ученика выделять тип задачи и способ ее решения. |
7-9 лет |
Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной) |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
||||
коммуникативные действия. |
вводная |
выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). |
6,5 -7 лет |
«Левая и правая рука» Пиаже |
коммуникативные действия. |
промежуточная итоговая |
выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). |
8-10 лет |
Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)
|
коммуникативные действия. |
вводная |
выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). |
6,6 -7 лет |
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) |
Коммуникативно-речевые действия. |
промежуточная итоговая
|
выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности. |
8-10 лет |
Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель») |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.