Типовые диагностические задачи для определения уровня развития универсальных учебных действий (на основе методических рекомендаций Асмолова А.Г.)

  • doc
  • 09.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала типовые диагностические задачи для определения УУД (2).doc

Типовые диагностические задачи

для определения уровня развития  универсальных учебных действий

 (на основе методических рекомендаций Асмолова А.Г.)

.

Оцениваемые УУД

Вид диагностики

Цель диагностики

Возраст учащихся

Диагностический инструментарий

Личностные универсальные учебные действия

действия,

направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

вводная

выявление сформированности внутренней позиции

школьника, его мотивации учения.

6,5 лет

Методика «Беседа о школе»

(модифицированный вариант

Т. А. Нежновой,

Д. Б. Эльконина,

А. Л. Венгера)

Те же

промежуточная

Выявление предпочтений занятий в коллективе и дома

8 лет

Тот же, изменить вариант

действие

смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное

действие — умение задавать вопрос.

 

вводная

выявление развития познавательных интересов и

инициативы школьника.

6,5 лет

Проба на познавательную инициативу

«Незавершенная сказка»

Те же

промежуточная

Выявление динамики развития познавательных интересов

7 лет

 Тот же, другая сказка

Те же

итоговая

8 лет

 Тот же, другая сказка

действия,

направленные на определение своей позиции в отношении

социальной роли ученика и школьной действительности;

действия, устанавливающие смысл учения.

промежуточная

выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.

9 лет

Повтор 10 лет

Методика «Кто Я?»

(модификация методики М. Куна)

личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

итоговая

выявление рефлексивности самооценки школьников

в учебной деятельности.

10,5-11 лет

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

действие

смыслообразования, установление связи между содержанием

учебных предметов и познавательными интересами обучающихся.

вводная

определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса школьника.

7лет

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса

(по Г.Ю. Ксензовой)

Те же

промежуточная

Выявление динамики

8 лет

Та же

те же

итоговая

10 лет

Та же

действие

смыслообразования, направленное на установление смысла

учебной деятельности для школьника.

промежуточная

итоговая

выявление мотивационных предпочтений школьни-

ков в учебной деятельности.

8-10 лет

Опросник мотивации

личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.

вводная

выявление адекватности понимания учащимся при-

чин успеха/неуспеха в деятельности.

6,5 -7 лет

Методика выявления характера атрибуции

успеха/неуспеха

(Рефлексивная оценка — каузальная атрибуция неуспеха)

Те же

итоговая

То же

9-10 лет

Та же письменный опрос

Универсальные учебные действия нравственно – этической ориентации:

действия

нравственно-этического оценивания — выделение морального содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений.

промежуточная

выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи.

7-8 лет

Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

действия

нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев.

вводная

выявление ориентации на мотивы героев в решении

моральной дилеммы (уровня моральной децентрации).

6,5 -7 лет

Задание на учет мотивов героев в решении

моральной дилеммы

(модифицированная задача Ж. Пиаже, 2006)

действия

нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм.

 

вводная

итоговая

выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации.

7 лет

10 лет

Задание на выявление уровня моральной децентрации

(Ж. Пиаже)

действия

нравственно-этического оценивания.

вводная

итоговая

выявление усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы.

 

7-10 лет

Моральная дилемма

(норма взаимопомощи в конфликте

с личными интересами)

выделение морального содержания действий и ситуаций.

вводная

итоговая

выявление степени дифференциации конвенцио

нальных и моральных норм

7-10 лет

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм

по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой

и О.А. Карабановой, 2004)

Регулятивные универсальные учебные действия

умение

принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие

 

вводная

выявление развития регулятивных действий

6.5 -7 лет

Выкладывание узора из кубиков

 

регулятивное действие контроля.

промежуточная

выявление уровня сформированности внимания и

самоконтроля.

8-9 лет

Проба на внимание

(П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

Определение уровня развития регулятивных действий

промежуточная

итоговая

Критериальная оценка

7-11лет

Педагогические наблюдения

прил. 1

Познавательные универсальные учебные действия

логические универсальные действия.

вводная

выявление сформированности логических действий

установления взаимно-однозначного соответствия и сохранения дискретного множества.

6,5-7 лет

Построение числового эквивалента

или взаимно%однозначного соответствия

(Ж. Пиаже, А. Шеминьска)

Знаково-

символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.

вводная

выявление умения ребенка различать предметную и

речевую действительность.

6,5 -7 лет

Проба на определение количества слов в предложении

(С.Н. Карпова)

Знаково-символические действия — кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.

вводная

выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.

6,5 -7 лет

Методика «Кодирование»

(11й субтест теста Д. Векслера

в версии А. Ю. Панасюка)

прием

решения задач; логические действия.

промежуточная

итоговая

выявление сформированности общего приема решения задач.

7-10 лет

Диагностика универсального действия

общего приема решения задач

(по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой)

моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия.

промежуточная

определение умения ученика выделять тип задачи и

способ ее решения.

7-9 лет

Методика «Нахождение схем к задачам»

(по А.Н. Рябинкиной)

Коммуникативные универсальные учебные действия

коммуникативные действия.

вводная

выявление уровня сформированности действий,

направленных на учет позиции собеседника (партнера).

6,5 -7 лет

«Левая и правая рука» Пиаже

коммуникативные действия.

промежуточная

итоговая

выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

8-10 лет

Методика «Кто прав?»

(методика

Г.А. Цукерман и др.)

 

коммуникативные действия.

вводная

выявление уровня сформированности действий по

согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

6,6 -7 лет

Задание «Рукавички»

(Г.А. Цукерман)

Коммуникативно-речевые действия.

промежуточная

итоговая

 

выявление уровня сформированности действия по

передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

8-10 лет

Задание «Дорога к дому»

(модифицированный вариант методики

«Архитектор-строитель»)