Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Балтийский информационный техникум»
Типовые методические рекомендации по выполнению индивидуальных проектов студентами
г. Калининград
2019 г.
Рецензент: Балаклиевский В.Д. - заместитель директора по учебной работе АНО ПО «Балтийский информационный техникум»
Типовые методические рекомендации по выполнению индивидуальных проектов студентами АНО ПО «Балтийский информационный техникум»/Составитель Беляева Н.Г. – Калининград: АНО ПО «Балтийский информационный техникум», 2019. - 11с.
Типовые методические рекомендации разработаны в соответствии с Положением об организации выполнения студентами по программам среднего профессионального образования индивидуального проекта по дисциплинам общеобразовательного цикла АНО ПО «Балтийский информационный техникум». Настоящие методические рекомендации определяют общие требования, структуру и правила оформления пояснительной записки и презентаций для индивидуального проекта. Рекомендации подготовлены в помощь студентам – АНО ПО «Балтийский информационный техникум».
ВВЕДЕНИЕ
Проектная деятельность – это особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Включение обучающихся в проектную деятельность является одним изтребований Федеральногогосударственного образовательного стандарта среднего общего образования. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся: учебный проект.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся колледжа самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Руководителем проекта является преподаватель-предметник, координирующий проект.
Обучающиеся сами выбирают тему проекта и руководителя. Тема проекта может быть предложена самим обучающимся. Индивидуальный проект выполняется в течение одного года и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
1. Цели проектной деятельности
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Индивидуальныйпроект – это самостоятельная творческаяитоговая работа, выполненная под руководством преподавателя. Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими студентами в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Цели проектной деятельности:
1. Расширить и закрепить знания, умения, полученные при изучении дисциплины.
2. Выработать умение самостоятельно собирать материал по избранной теме, анализировать его, делать выводы и формулировать собственную позицию.
3. Приобщиться к исследовательской деятельности.
4. Развивать в себе креативность (творчество), эстетический вкус, инициативность, логическое мышление.
Завершением учебной (творческой) проектной деятельности является создание творческого продукта, который необходимо публично защищать (на защиту продукта отводится 5-10 минут). Творческим продуктом может быть: мультимедийная презентация, видеоролик, выставка каких-либо предметов, «живое» выступление с литературно-музыкальной композицией, аналитический доклад с иллюстративными материалами.Работа над творческим проектом является индивидуальной.
2. Организация разработки тематики индивидуальных проектов
2.1. Тематика индивидуальных проектов разрабатывается преподавателем учебной дисциплины АНО ПО «Балтийский информационный техникум», рассматривается и принимается соответствующим профильным методическим объединением, согласовывается заместителем директора по учебной работе, утверждается директором.
2.2. Темы индивидуальных проектов должны соответствовать рекомендуемой примерной тематике индивидуальных проектов в программах учебной дисциплиныиучитывать уровень теоретической подготовки студентов. Тема индивидуального проекта может быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности. В отдельных случаях допускается выполнение индивидуального проекта по одной теме группой студентов.
3. Этапы работы над индивидуальным проектом
1 этап: Организационно-подготовительный– выбор темы учебного (творческого) проекта. Тема проекта согласовывается с преподавателем.
Выбор темы должен основываться на:
а) осознании проблемы, вычленении конкретной потребности;
б) оценке возможного творческого решения проблемы;
в) собственном интересе и способностях;
г) оценке материальных возможностей для производства творческого продукта.
В связи с выбранной темой необходимо сформулировать цели и задачи проекта.
Цель – это предполагаемый и желаемый результат, а задачи – конкретные пути её достижения.
Планирование работы над проектом
После того, как тема выбрана и утверждена, составляется предварительный план проекта, представляющий собой перечень наиболее важных вопросов темы и видов деятельности по производству проектного продукта:
а) сбор материалов по истории или теории вопроса;
б) анализ имеющихся материальных ресурсов;
в) технологический (то есть, разбитый на отдельные операции) процесс производства творческого продукта;
г) дизайнерские способы, приемы, техники представления творческого продукта.
План необходим для определения основных направлений исследования и сбора материала. Предварительный план согласовывается с преподавателем. В процессе работы над проектом план корректируется и уточняется.
Работа с литературой включает в себя:
а) отбор и изучение литературы по теме проекта;
б) сбор материала, его изучение, анализ и обобщение.
Все необходимые данные о книгах, справочниках, пособиях записываются для последующего составления списка литературы.
Разработка технологической последовательности подготовкитворческого продукта.
Планирование процесса подготовки производится в соответствии с возможностями и ресурсами:
а) материально-технической базой колледжа;
б) творческими способностями авторов проекта;
в) собственными материальными ресурсами авторов проекта.
Формы представления продукта:
- Письменный отчет (не путать с рефератом!)
- Презентация (слайд-шоу)
- Компьютерная программа
- Сайт
- Фильм (анимация или видео)
- Игра
- Спортивное мероприятие и т.д.
После определения формы продукта следует определить требования к нему:
Содержательные
Визуальные
Технические
При работе над проектом необходимо очень жестко придерживаться графика работы, иначе успеть вовремя подготовить конечный продукт практически невозможно.
2 этап: Технологический
Оформление индивидуального проекта и творческого продукта, который защищается публично. Обязательным условием является соблюдение правил техники безопасности и культуры труда.
3 этап: Публичная защита индивидуального проекта
Авторпроекта в течение 10 минут должны представить свою работу в самом выигрышном виде. В выступлении необходимо дать аннотацию (краткое описание):
а) проблема, определившая тему проекта;
б) цель, которая ставилась в начале работы над проектом;
в) задачи, которые решались для достижения цели;
г) новые знания и умения, полученные в процессе работы;
д) трудности работы над проектом и его продуктом и способы их преодоления;
е) соответствие полученного результата цели.
В процессе защиты можно использовать заранее подготовленный наглядный материал.
Требования к изложению материала:
а) изложение материала должно быть точным, ясно выражать мысль автора;
б) изложение материала должно быть логичным, т.е. излагать мысли последовательно, не противоречить самому себе;
в) изложение материала должно быть грамотным, соответствовать нормам литературного языка.
Выступление на защите должно показать, как глубоко осмыслена тема, в какой мере самостоятельным получилось исследование, насколько широки познания авторов проекта по предмету.
После выступления автору задают вопросы по теме проекта или непосредственно связанные с ней.
Структура индивидуального проекта:
Таблица 1
Структура |
Требования к содержанию |
Титульный лист |
Содержит: - полное название образовательной организации; - тему индивидуального проекта; - фамилию, имя, отчество студента – автора проекта; - наименование специальности; - группу; - фамилию, имя, отчество преподавателя-руководителя проекта; - город, год. |
Содержание |
Включает: - наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал. |
Введение
|
Во введении: - мотивируется выбор темы; - определяется её актуальность (теоретическое и практическое значение); - определяется цель и задачи; - определяются объект и предмет исследования; - возможно, выдвигается гипотеза (предполагаемый результат исследования). |
Основная часть |
Основная часть состоит из глав или разделов, посвященных изложению отдельных вопросов плана. В основной части: - излагается историявопроса, темы, которые вы рассматриваете; - представляется исследовательский материал, если вы планируете исследование; - дается краткое описание творческого продукта, который подлежит публичной защите. |
Заключение |
В заключении: - обобщаются результаты; - делаются выводы по решению выдвинутой проблемы. |
Список использованных источников
|
Должен содержать источники информации, использованные автором в процессе выполнения проекта: - научно-популярные журналы, - академические журналы, - бюллетени, - учебники и учебные пособия, - научно-популярные книги, - научные издания, - монографии, - диссертации, - авторефераты, - депонированные рукописи, - словари, справочники, энциклопедии, - иностранные книги (английский, немецкий, французский, испанский язык), - Интернет-ресурсы |
Приложения (если есть) |
В приложениях помещают иллюстрации, фото, схемы. |
Мультимедийная презентация проекта |
Мультимедийная презентация проекта содержитосновные положения и результаты проекта(исследовательской работы), может включать авторскиефото-, видео- и аудиоматериалы. При использовании заимствованных фото-, видео- и аудио- материаловобязательно указание автора. |
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности,
2) пояснительная записка обучающегося к проекту (объёмом7-10 страниц),
3) мультимедийная презентация проекта,
4) доклад-защита проекта ((объёмом 1-2 страницы).
4. Оформление работы
4.1. Требования к пояснительной записке индивидуального проекта
Оформление индивидуального проекта начинается с компоновки подготовленного материала по пунктам, в соответствии с примерной структурой проекта.
Далее пишется заключение по всемупроекту, где подводится итог теоретического и практического исследования и только после этого приступают к написанию введения. Затем составляется выверенный список использованной литературы и список приложений. После окончания компоновки проекта делается оглавление и оформляется титульный лист.
Содержание и заголовки разделов индивидуального проекта выделяются жирным шрифтом.
Завершенныйиндивидуальный проект представляет собой текстовое изложение содержания исследуемых в нем вопросов с соответствующими цифровыми и иллюстративными материалами. Текст индивидуального проекта должен быть выполнен с использованием компьютера (современного текстового редактора) и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4. По всем четырем сторонам листа должны оставаться поля. Размер левого поля — 30 мм, правого — 10 мм, размер верхнего и нижнего полей - 20 мм. При использовании текстового редактора MicrosoftWord рекомендуется использовать следующие параметры: тип шрифта: "TimesNewRoman", размер шрифта: 12, междустрочный интервал: полуторный. Весь текст индивидуального проекта выравнивается по ширине страницы.
Все страницы индивидуального проекта должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, второй — оглавление (содержание) и т. д. На страницах первой и второй номера не ставят. На всех последующих страницах номера проставляются арабскими цифрами в правом верхнем углу. В конце индивидуального проекта после списка использованной литературы студент ставит свою подпись и указывает дату окончания работы.
Индивидуальный проект должен быть написан грамматически правильным, хорошим литературным языком. Как в текстовом изложении, так и в таблицах, графиках или диаграммах нельзя допускать произвольного сокращения слов.
Изложение материала должно вестись логически последовательно, в строгом соответствии с утвержденным ранее планом работы. Наименования основных его разделов — глав, параграфов — должны быть четко выделены в тексте и соответствующим образом пронумерованы. Следует избегать повторений, общих мест, перегрузки текста индивидуального проекта цитатами. В тоже, время не допускается простой пересказ литературных источников без ссылок на их авторов.
При включении в текст индивидуального проекта цитат, использовании заимствованных из литературных источников цифр и фактов, изложении точек зрения различных ученых, применении описанных в литературе методов и т. д. необходимо делать ссылки на источники, из которых взяты эти материалы. Как правило, эти ссылки оформляются в виде сносок[1], помещаемых под соответствующим порядковым номером внизу страницы, содержащих фамилии и инициалы авторов, название книги или статьи, место издания, наименование издательства и год издания, номера страниц. Если цитируются журнальные или газетные статьи, то после их названия указываются наименование журнала иди газеты, год издания, номер страницы. В отдельных случаях ссылки (при большом их числе) могут быть даны прямо в тексте в виде цифр, заключенных в квадратные скобки и разделенных между собой запятой, первая из которых соответствует порядковому номеру данного источника в списке использованной литературы, а вторая — номеру страницы цитируемого источника.
Необходимым элементом индивидуального проекта, способствующим более полному раскрытию его содержания, придающим изложению ясность и наглядность, является иллюстративный материал — фотографии, графики, схемы, диаграммы, чертежи. Их количество и состав определяются особенностями индивидуального проекта, но во всех случаях они должны быть органически увязаны с текстом, грамотно выполнены и правильно оформлены.
Все иллюстрации именуются рисунками и нумеруются последовательно арабскими цифрами. Каждый рисунок должен сопровождаться содержательной подписью, которая располагается под рисунком в одну строку с номером. Рисунки должны размещаться сразу после ссылки на них в тексте индивидуального проекта. При ссылке на рисунок указывается его порядковый номер, а слово "рисунок" пишется в сокращенном виде, например: (Рис.1). Повторные ссылки на рисунки следует давать с сокращенным словом "смотри", например: (см. рис. 1).
В проекте должен быть приведен список использованной (изученной) автором литературных источников. В начале списка приводятся законодательные акты Российской Федерации. Далее в алфавитном порядке фамилий авторов располагаются все остальные источники. Если авторы работы не указаны, то сведения о ней в списке литературы располагаются в алфавитном порядке, соответствующем ее заглавию.
Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т. д.) должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги, издательство и год издания. Фамилию автора следует указать в именительном падеже. Если книга написана двумя или более авторами, то их фамилии с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге; перед фамилией последующего автора ставят запятую. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них, а затем ставить слова "и др.". Сведения о статье из периодического издания (журнала, сборника, газеты) должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если танковая имеется), год выпуска, том (при необходимости, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья. Наименование издания пишут без кавычек.
4.2. Требования к мультимедийной презентации
Практически все мероприятия в настоящее время проводятся с использованием программы PowerPoint. Обидно бывает увидеть презентацию, которая вызывает чувство раздражения. Вашему вниманию предлагается несколько советов с учетом современных требований, которые предъявляются к презентациям PowerPoint.
Таблица 2
|
Требования |
Примечания |
||||
1. |
2. |
3. |
||||
Основные слайды презентации |
1. Титульный слайд. 2. Основные слайды презентации. 3. Заключение. 4. Завершающий слайд с благодарностью за внимание.
|
На титульном слайде указывается информация, что и на титульном листе проекта |
||||
Размещение изображений (фотографий), их оптимизация |
В презентации размещать только оптимизированные (например уменьшенные с помощью MicrosoftOfficePictureManager) изображения. Материалы располагаются на слайдах так, чтобы слева, справа, сверху, снизу от края слайда оставалось свободные поля.
|
Плохой считается презентация, которая долго загружается из-за изображений, имеющих большой размер. |
||||
Сохранение презентаций |
Сохранять презентацию лучше как «Демонстрация PowerPoint». С расширением .pps |
Тогда в одном файле окажутся все приложения (музыка, ссылки и.т.д.)
|
||||
Воздействие цвета |
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
|
Помните – презентация нужна для демонстрации, для дополнения вашего выступления (а не дублирования его) |
||||
1. |
2. |
3. |
||||
Цвет фона Единство стиля
|
Для фона выбирайте более холодные и светлые тона. Пёстрый фон не применять. Для лучшего восприятия старайтесь придерживаться единого формата слайдов (одинаковый тип шрифта, сходная цветовая гамма). |
Текст должен быть хорошо виден. |
||||
Анимационные эффекты
|
Анимация не должна быть навязчивой. Желательно не использовать побуквенную или аналогичную анимацию текста, а также сопровождение появления текста звуковыми эффектами (из стандартного набора звуков PowerPoint). Не рекомендуется применять эффекты анимации к заголовкам, особенно такие, как «Вращение», «Спираль» и т.п. В информационных слайдах анимация объектов допускается только в случае, если это необходимо для отражения изменений и если очередность появления анимированных объектов соответствует структуре проекта. |
Исключения составляют динамические презентации. |
||||
Использование списков |
Списки использовать только там, где они нужны. Возможно, использовать 3 – 5 пунктов. Большие списки и таблицы разбивать на 2 слайда. Чем проще, тем лучше. |
Каждый пункт лаконичен - в одно предложение. |
||||
Содержание информации
|
При подготовке слайдов в обязательном порядке должны соблюдаться принятые правила орфографии, пунктуации, сокращений и правила оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.). |
|
||||
Расположение информации на странице
|
Проще считывать информацию расположенную горизонтально, а не вертикально. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Желательно форматировать текст по ширине. Не допускать «рваных» краёв текста. Уровень запоминания информации зависит от её расположения на экране.
|
В левом верхнем углу слайда располагается самая важная информация.
|
||||
Шрифт |
Текст должен быть хорошо виден. Размер шрифта не должен быть мелким. Самый «мелкий» для презентации - шрифт 22 пт. Отказаться от курсива. Больше «воздуха» между строк (межстрочный интервал полуторный). |
Использовать шрифты без засечек (их легче читать):Arial, Verdana.Желательно устанавливать единый стиль шрифта для всей презентации. |
||||
Способы выделения информации
|
Следует использовать: рамки, границы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки. Если хотите привлечь внимание к информации, используйте: рисунки, диаграммы, схемы. |
Это достигается использованием разных видов слайдов. |
||||
1. |
2. |
3. |
||||
Объем информации
|
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Размещать много мелкого текста на слайде недопустимо.
|
||||
Разветвлённая навигация |
Используйте навигацию для обеспечения интерактивности и нелинейной структуры презентации. Это расширит ее область применения. (Навигация это - переход на нужный раздел из оглавления). |
Навигация по презентации должна осуществляться за 3 щелчка. |
||||
Звук |
Музыка должна быть ненавязчивая. И её выбор оправдан. |
Не использовать стандартные для PowerPoint звуки. |
||||
Требования к завершающим слайдам презентации |
Последний слайд копирует первый. |
|
5.Допуск студентов к защите индивидуального проекта
Допуск студентов к защите индивидуального проекта осуществляется при наличии:
- плана выполнения индивидуального проекта с отметкой о выполнении 100% работы;
- доклада к защите, презентации.
6. Защита индивидуального проекта
7.1. Руководитель индивидуального проекта по дисциплине организует защиту индивидуального проекта в соответствии с Положением об организации выполнения студентами по программам среднего профессионального образования индивидуального проекта по дисциплинам общеобразовательного цикла.
7.2. На защиту индивидуального проекта отводится до 15 минут. Процедура защиты включает: доклад студента (5-7 минут); вопросы преподавателя; ответы студента.
При определении окончательной оценки по защите индивидуального проекта учитываются доклад студента, его ответы на вопросы преподавателя, отзыв руководителя.
7.3. Индивидуальный проект оценивается по пятибалльной системе.
7.4. Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по проекту, предоставляется право выбора новой темы индивидуального проекта или, по решению преподавателя, доработка прежней темы и определяется новый срок для его выполнения.
7. Критерии оценки защиты индивидуальных проектов
Оценка |
Критерии |
«Отлично» |
· Проект оформлен в полном соответствии с требованиями. · Тема проекта проблемная и оригинальная. · В индивидуальном проекте (далее ИП) раскрывается заявленная тема, содержится решение поставленных задач. · Теоретическая и практическая часть ИП органически взаимосвязаны. · В ИП на основе изучения источников дается самостоятельный анализ фактического материала · В ИП делаются самостоятельные выводы, студент демонстрирует свободное владение материалом, уверенно отвечает на основную часть вопросов. · К защите подготовлен сопроводительный наглядный материал в виде презентации. · ИП представлен своевременно, с развернутым положительным отзывом и сопроводительными документами. · Студент обладает заявленными компетенциями |
«Хорошо» |
· Тема ИП стандартна и малопроблемна. · ИП оформлен с незначительными отступлениями от требований. · Содержание ИП в целом раскрывает заявленную тему, но полностью решены не все поставленные задачи. · Теоретическая и практическая часть ИП связаны между собой. · Студент владеет материалом, но не на все вопросы дает удовлетворительные ответы. · К защите подготовлен раздаточный материал. · ИП представлен своевременно, с развернутым положительным отзывом, но имеются замечания к содержанию и оформлению. · Студент обладает заявленными компетенциями |
«Удовлетворительно» |
ИП выполнен с незначительными отступлениями от требований. · Содержание ИП в целом раскрывает заявленную тему, но предъявленное решение поставленных задач не является удовлетворительным (вызывает массу возражений и вопросов без ответов). · Недостаточная самостоятельность при анализе фактического материала и источников. · Отсутствует самостоятельный анализ литературы и фактического материала · Слабое знание теоретических подходов к решению проблемы и работ ведущих ученых в данной области · Неуверенная защита работы, ответы на вопросы не воспринимаются членами как удовлетворительные. · Студент обладает заявленными компетенциями |
«Неудовлетворительно» |
ИП представлен с существенными замечания к содержанию и оформлению. · Студент не может привести подтверждение теоретическим положениям. · Студент не знает источников по теме работы или не может их охарактеризовать. · Студент на защите не может аргументировать выводы, не отвечает на вопросы. · В ИП отсутствуют самостоятельные разработки, решения или выводы. · В ИП обнаружены большие куски заимствованного текста без указания его авторов. · Студент не обладает заявленными компетенциями |
Приложение 1
Титульный лист
Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Балтийский информационный техникум»
НАЗВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
по дисциплине ___________________________________________________
специальности09.02.07 «Информационные системы и программирование»
Выполнил(а):
студент(ка) группы _______
___________________________________________
Фамилия Имя Отчество
Руководитель индивидуального проекта:
преподаватель дисциплины____________________ ___________________________________________
Фамилия Имя Отчество
__________________________
(подпись) «___»______________20___г.
г. Калининград
2019 г.
Приложение 2
Содержание
Введение
|
3 |
Глава 1. Теоретическая часть темы (Название примерное. У каждого студента может быть своё название главы) 1.1 1.2 1.3
|
5 |
Глава 2. Практическая часть темы (Тема формулируется индивидуально по теме курсовой работы) 2.1 2.2 2.3 |
14 |
|
|
Заключение
|
19 |
Список использованной литературы
|
21 |
Приложения |
24 |
Приложение 3
Список использованной литературы
Федеральные законы и нормативные документы:
- Гражданский кодекс РФ. Ч.1 и 2;
- Трудовой кодекс РФ;
- Таможенный кодекс;
- Налоговый кодекс РФ. Ч.1 и 2;
- ФЗ РФ «О защите прав потребителей от 07.02.92 № 2300-1 с доп. и измен. от 09.01.99 №2 - ФЗ.
Основная литература:
1. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций [Текст] / М.: ИНФРА-М, 2003.- 380 с.
2. Экономика организаций (предприятий)/ под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара [Текст] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 270 с.
3. Экономика предприятий торговли и общественного питания/ под ред. Т.И.Николаевой, Н.Р.Егоровой [Текст] – М.: КНОРУС, 2008.- 420 с.
Дополнительная литература:
1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия [Текст] / М.: Финансы и статистика, 2002.- 280 с.
2. Ефимова О.П. Экономика общественного питания [Текст] /Мн.: Новое знание, 2006.- 260 с.
3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / М.: ИНФРА-М, 2008.- 260 с.
4. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий) [Текст] / М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.- 258 с.
5. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия [Текст] / М.: ИНФРА-М, 2005.- 180 с.
6. Шестакова Т.И. Калькуляция и учет в общественном питании [Текст] / Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 220 с.
Образец оформления статьи из журнала:
Медкова, Е. Н. Особенности национальной кухни. [Текст, иллюстрации] //АРТ. - 2006. - № 17(353) — С. 16-17.
Приложение 4
Образец оформления таблицы
Таблица 1
Достоинства и недостатки CASE средства«RationalRose».
Достоинства |
Недостатки |
1. |
2. |
1)Поддержка командной работы. В этом CASE средстве реализована простая поддержка всех участников проекта. 2)Управление моделями. Все создаваемые модели могут быть легко изменены. Изменения в одной модели автоматически отражаются во взаимосвязанных моделях. 3)Контроль ошибок. Обеспечивает отслеживание ошибок, возникающих при моделировании. 4)Документирование моделей. Пользователи могут создавать необходимые им отчеты и документы по моделям процессов. 5)Управление конфигурацией. Пользователи могут настраивать конфигурацию интерфейса и части приложений под свои потребности. В ней применяется графический пользовательский интерфейс, за счет которого можно настроить необходимое окружение для комфортной работы. |
1)Нельзя показать и удалить неиспользуемые объекты; 2)Недостаточно функциональная графика (нельзя менять толщину линий, надписи не центрируются, текст не всегда можно поместить целиком, иногда он обрезается).
|
Приложение 5
Образец оформления рисунка
Рис.1. Взаимоотношения клиента с туристской фирмой.
Приложение 6
Полезные советы при защите (презентации) проекта
1.Тайминг
Уложиться в отведенное время очень сложно. Перед представлением продукта проекта потренируйтесь с таймером, попробуйте выступать перед окружающими. Рассказать о проекте за 3-5 минут сложнее, чем кажется.
2. Простые тезисы
Презентация должна состоять из простых тезисов, она должна быть четкой и яcной.
3.Не читай со слайдов
Нет ничего печальнее, чем чтение со слайда. Слайд и рассказ должны дополнять друг друга.
4.Расскажи историю
Нельзя просто перечислять сухие факты, это скучно. Расскажите историю. Как пришли к идее, что-нибудь из жизни проекта. История — это личное переживание, это вовлекает.
5.Будь проще
Рассказывай так, как будто ты рассказываешь друзьям.
6.Люди не читают
Ваши слайды никто не читает. Картинки смотрят, а тексты никто не читает. Слайды презентации должны быть во много раз тезиснее, чем рассказ. Несколько очень коротких утверждений, большим шрифтом.
7.Расставляй акценты
Если рассказ монотонный, можно уснуть уже после второго слайда. Говорите громко, четко, и будьте особо выразительны там, где это важно.
8.Рассказывай людям в зале
Нужно очень четко объяснить все основы проекта.
9. Шути
Хорошие способы привлечь внимание — шутка, непосредственность, интерактивность.
10. Будь собой
От волнения сложно быть самим собой, но если получится — это подкупает. Когда в рассказе не чувствуется формальность — это лучшее, что поможет расположить людей к себе. Будьте собой. Всем будет интересно, если вам искренне интересно, и вы верите в то, что делаете.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Пискунов А.И., Воробьев Г.В. Методы педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 74-75 (пример оформления сноски)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.