Типы связи слов в словосочетании
Оценка 4.8

Типы связи слов в словосочетании

Оценка 4.8
docx
29.12.2020
Типы связи слов в словосочетании
Виды словосочетаний 8класс.docx

Типы связи слов в словосочетании

Цели.                                                                                                            Образовательные: распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания; группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам; анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к русскому языку; воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; формировать навыки контроля и самоконтроля.

Ход урока

I. Организационный этап.

Вступительное слово учителя. Слайд 1.

Ребята, на прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии, тему и цель которого вам предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.

Начнём наш урок с проверки знаний.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Что называется словосочетанием? Слайд 2. Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо записать свои предположения в черновиках. Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.

Ученики. Индивидуальная работа.

В черновиках обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:

·         Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).

·         Соединение двух и более слов.

·         Состоит из главного и зависимого слова.

·         Бывают именные, глагольные и наречные.

·         Состоит только из самостоятельных частей речи

·         Слова, связанные по смыслу и грамматически

·         Связь в словосочетании – подчинительная и т.д.

Учитель. Слайд 3: А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.

Ученики. Парная работа.

Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании.

Ученики.

По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.

Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.

Слайд 4.

Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Слайд 5.

Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.

– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

Ученики.

Высказывают своё мнение:

·         Лес шумит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое

·         Лес да поле – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь

·         В течение часа – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи

·         Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов

Учитель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:

Слайд 6.

Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот

– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Слайд 7.

Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

Ученики. Групповая работа (по 4 человека).

Учитель:

– Сколько блоков вы получили?

– По каким признакам можно было объединить словосочетания?

Ученики. Слайд 8.

Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения:

·         По главному слову:
Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.
Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.

·         По зависимому слову:
Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар

Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Учитель:

– Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?

– Какой вариант нам менее знаком?

Ученики:

·         Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.

·         Объединение по зависимому слову незнакомо.

·         Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

Учитель: Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы?

Ученики.

Формулируют вопросы:

·         Как называется связь с зависимым словом – существительным?

·         Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

·         Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики: Типы связи слов в словосочетании.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Слайд 9.

– Изучив материал на страницах 36–37 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.

– Итак, словосочетания могут быть построены на основе подчинительной связи Слайд 10.

Ученики. Работа в парах.

Изучая теоретический материал учебника, обучающиеся составляют план достижения цели и определяют алгоритм Слайд 11:

·         Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.

·         Определить часть речи зависимого слова.

·         Изменяется ли зависимое слово?

·         Если нет – примыкание.

·         Если да – изменить главное слово.

·         Изменяется зависимое слово?

·         Если да – согласование.

·         Если нет – управление.

Слайд 12.

Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Согласование: Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар

Управление: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок

V. Первичное закрепление.

Учитель: Пользуясь алгоритмом (см. Приложение 1), распределите словосочетания по таблице.

Слайд 13.

Ученики.

Обучающиеся выходят по одному к доске и распределяют словосочетания по таблице с проговариванием алгоритма вслух.

Учитель: Попробуйте выполнить следующее тренировочное упражнение.

Слайды 14-19.

Задание 1.

Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:                                                                                                                     Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.                                                                                                            Согласование                                                                                                                   Задание 2.Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:                                                                                                               Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла. Управление                                                                                                                    Задание 3.Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:                                                              Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.                                          Примыкание                                                                                                              Задание 4. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.                                                                                                      Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!                                                                                               такая мама                                                                                                                   Задание 5. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.                                                                                                  Медленно опускаться на парашюте.                                                                       медленно опускаться                                                                                                     Задание 6.Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.                                                                                    Для России такой путь заказан.                                                                                                заказан для России

Ученики.

Обучающиеся, выполняя это задание, аргументируют свои ответы.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель. Выполните самостоятельно работу (см. Приложение 2), а затем осуществите самопроверку выполненной работы.

Ученики. Самостоятельная работа.

Самостоятельно выполняют задания. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Слайды 20-22.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель. Слайд 23.

1.     Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения.

2.     Выполнить задание на выбор:

a.      упражнение 72.

b.     предварительно зарегистрировавшись на сайте, тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вариант 1. 11кл.» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ученики.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Слайд 24.

·         Сегодня я узнал…

·         Было трудно…

·         Было интересно…

·         Я выполнял задания…

·         Я понял, что…

·         Теперь я могу…

·         Я почувствовал, что…

·         Я приобрел…

·         Я научился…

·         У меня получилось…

·         Я смог…

·         Я попробую…

·         Меня удивило…

·         Урок дал мне для жизни…

·         Мне захотелось…

Учитель. Слайд 25.

Спасибо за урок!


 

Скачано с www.znanio.ru

Типы связи слов в словосочетании

Типы связи слов в словосочетании

Учитель. Слайд 3: А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали

Учитель. Слайд 3: А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали

Учитель: Обсудите в группе данные словосочетания

Учитель: Обсудите в группе данные словосочетания

Как называется связь с зависимым словом – существительным? ·

Как называется связь с зависимым словом – существительным? ·

Задание 1. Определите тип связи в словосочетании

Задание 1. Определите тип связи в словосочетании

Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения

Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения
Скачать файл