Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся
Оценка 4.8

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русский язык
11 кл
25.02.2019
Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся
• Предмет: Литература, Русский язык. • Возраст учащихся, для которых создан ресурс. Учащиеся 9, 10, 11 классов, студенты НПО, СПО. • Тема: Справочное пособие «ТИПЫ И ВИДЫ ОШИБОК, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ТВОРЧЕСКИХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТАХ УЧАЩИХСЯ» • Цель: прокомментировать типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах учащихся. • Планируемый результат использования данного ресурса: помочь учащимся и студентам в подготовке к письменному экзамену по литературе и русскому языку.
Типы и виды ошибок.doc
Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся Справочные материалы г. Каменск­Уральский 2018 2 Типы   и   виды   ошибок,   встречающихся   в   творческих   письменных работах обучающихся Справочные   материалы   /   Составитель   ­   Е.В.   Соломина.   Каменск­ Уральский: ГБПОУ СО «Каменск­Уральский педагогический колледж», 2018. – 11 с. Справочные материалы, в которых кратко прокомментированы типы и виды   ошибок,   встречающихся   в   творческих   письменных   работах, предназначены   для   обучающихся   ГБПОУ   СО   «Каменск­Уральский педагогический колледж». 3 1. ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Фактические ошибки ­ это любого рода неточности в содержании высказывания. 1.1 Искаженная цитата 1.2 Неверная дата 1.3 Неточное воспроизведение имен собственных 1.4 Ошибка в описании какого­либо факта, в пересказе содержания текста 1.5 Недопонимание значения литературоведческих терминов (Сюжет, композиция, стиль и художественная форма поэмы слиты воедино.) В данном случае не только недопонимание значения литературоведческих терминов, но и нарушение   соотношения   части   и   целого.   Сюжет,   композиция   и   стиль   –   важнейшие элементы художественной формы. 2. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Логические   ошибки  ­   это   передача   мысли   в   такой   словесной   форме,   которая противоречит законам логики, законам мышления. 2.1 Логические ошибки на уровне предложения 2.1.1 Абсурдность высказывания (бессмыслица). (Прошлым людям  очень трудно приходилось  вплоть до искалечения и даже жертвой саму себе.) 2.1.2 Противоречивость (употребление слов со взаимоисключающими значениями в   пределах   одной   синтаксической   конструкции). (Он сейчас ­ коренной москвич.) 2.1.3 Неоднозначность (высказывание имеет двоякое значение, двойной смысл). (Особенно   запомнилось   мне   чтение   Бальмонта.) Как сам поэт читал или его стихи? 2.2 Логические ошибки на уровне абзаца 2.2.1 Невыделение абзаца. 2.2.2   Непоследовательность   (неумение   строить   контекст,   отсутствие   логической связи между соседними предложениями). (У него была сильная воля, которую он выработал. Была у него и девушка.) 2.3 Логические ошибки на уровне текста в целом 4 2.3.1 Нарушение общей логики текста 2.3.2 Несоразмерность частей 2.3.3 Наличие нескольких тем и основных мыслей 2.3.4 Слабая аргументация, ошибки в аргументации Логические ошибки очень часто появляются оттого, что пишущий не относится к сочинению как к собственному языковому творению, не перечитывает и не правит его. 3. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И НЕДОЧЕТЫ 3.1 Речевые ошибки Речевые   ошибки  ­   нарушения   требования   правильности   речи,   нарушения   норм литературного языка. 3.1.1 Употребление слова в несвойственном ему значении (Поскользнувшись, я упал навзничь и ушиб колено.)                                                 (ничком) (Жилин радовался, что обратно может совершить побег.)                                           (опять) 3.1.2 Смешение паронимов (однокоренных слов, имеющих разное значение). (Мама велела мне надеть свитер, но я наперерез отказался.)                                                                     (наотрез) (Маяковский стоял у источников новой поэзии.)                                         (истоков) 3.1.3 Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов (На вратаре майка, напяленная на рубашку... Одёжа его была такова... У Анны Сергеевны Одинцовой было много ухажеров.) 3.1.4 Немотивированное употребление жаргонных слов (На экзамене у него опять прокол случился.) 3.1.5 Неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности  речи (Земляника напоминает ревизору, что он у него обедал.) Кто у кого обедал? (Пугачев узнал Гринева и простил его, вспомнив про подаренный ему тулуп.) Кому? Гриневу или Пугачеву? 5 Петя велел брату купить себе новую авторучку. Кому? Брату или Пете? 3.2 Речевые недочеты Речевые недочеты – нарушения требований точности, богатства и выразительности речи.  3.2.1 Неточность речи 3.2.1.1 Неразличение оттенков значения синонимов или близких по значению слов (После футбола я пошел домой с унылой головой, потому что мы проиграли.)                                                                 (понурой) 3.2.1.2 Нарушение норм лексической сочетаемости. (Ему пришлось выполнить клятву.)                   (исполнить клятву, выполнить обещание) 3.2.1.3 Разрушение фразеологизма. (Он не подавал никаких признаков сознания.) 3.2.1.4   Употребление   лишнего   слова,   ничего   не   добавляющего   к   ранее высказанному. (Наступил сентябрь месяц. Опустив голову вниз, он внимательно рассматривал борозду. Обед был очень роскошный.) 3.2.2  Бедность   речи   учащихся,   ограниченность   словаря   и   неразвитость синтаксического строя их речи 3.2.2.1 Тавтология (неоправданное повторение одного и того же слова в рамках небольшого контекста или употребление рядом, близко однокоренных слов) (Увидев человека, барс бросился в горы. Охотник увидел на лапе барса капкан. Стрижа обдавало брызгами, и стриж подумал, что скоро конец. Однажды охотник охотился на зайцев.  Кремль ­ это самый исторический памятник истории.) 3.2.2.2 Однотипность и слабая распространенность синтаксических конструкций. (Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. На нём были   выношенные   штаны.   Латка   была   грубо   наживлена.   Солдатские   сапоги   были почти новые. Носки были изъедены молью.) 3.2.3 Нарушение требования выразительности речи 3.2.3.1 Употребление слов иной функционально­стилистической окраски 6 (Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в березовой роще, а также в сосновом и смешанном лесах.) В   описательном   (условно   говоря,   художественном)   контексте   используются «жесткие» логические средства связи, характерные для официально­делового и научного стилей. 3.2.3.2 Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций В плане эмоционально­экспрессивной окрашенности все слова и конструкции можно разделить   на   два   класса:   нейтральная   лексика   и   эмоционально­экспрессивная. Эмоционально­экспрессивная   окраска   ­   это   дополнительный   оттенок,   который накладывается на основное предметное значение слова. Например, рука ­ ручка ­ ручища и др. Внутри   класса   эмоционально­экспрессивных   слов   выделяют   стилистически   ­ возвышенные и стилистически ­ сниженные слова. Например, очи (высок.) ­ зенки (прост.), лик (высок.) ­ морда (грубо­прост.). (Он крепко пожал её узкую в запястье  длань. Ребята подошли к памятнику и преклонили голову в знак уважения к погибшим.) Необоснованное   введение   стилистически   возвышенных   слов   в   нейтральный контекст. (Павел Петрович Кирсанов умеет только трепать языком.) Неоправданное   применение   стилистически   сниженных   слов   в   нейтральном контексте. 4. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Грамматические ошибки ­  ошибки, связанные с нарушением структуры слова, словосочетания или предложения. 4.1 Ошибки в структуре слова 4.1.1 В словообразовании  («непоседка» (непоседа), «раздумчивый» взгляд (задумчивый), «благородность» (благородство), «вскорости» (вскоре), «утопичество» (утопия) и т.д.). 4.1.2 В формообразовании:  имени   существительного  (облаки,   без   тюли,   с   повидлой,   без   сапогов,  делов, местов и др.);  имени прилагательного (красивше, более красивее); 7  имени числительного (около пятьсот километров)  местоимения (ихний, ихи, у ей, ейный);  глагола, глагольной формы  (ездиет, хочат, ждя, ложит, метается, махает, оставший рубль, веревка с перекусанными концами). 4.2 Ошибки в структуре словосочетания 4.2.1 В согласовании  (Я   занимаюсь   теннисом   и   хочу   научить   всех   этому,   на   мой   взгляд,   очень хорошим, но в то же время трудным спорту.) 4.2.2 В управлении (Удивляюсь его силой, жажда к славе, избежать от верной гибели, набраться силами, описывает о войне.) 4.3 Ошибки в структуре предложения 4.3.1 Нарушение границы предложения (Собаки напали на  след  зайца.  И  стали  гонять  его  по  вырубке.  Алексей   был хорошим. Потому что помогал семьям погибших.) 4.3.2 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым (Торжество счастья захлестнула птицу. Но не вечно ни юность, ни лето. Цвет красок Шишкин применил светлые. Немного человек вспомнили о нём.) 4.3.3 Нарушение порядка слов в предложении (Студент   не   решил   задачи   из­за   незначительной   ошибки,   предложенной   на экзамене.) 4.3.4   Неполнота   предложения   (необходимые   по   смыслу   компоненты немотивированно  опущены, что приводит к неотчётливости связей между словами) (Вот Всеволод, прибыв к Игорю, сообщает, что его славные воины уже готовы и осёдланы у Курска.) 4.3.5 Смешение видовременных форм глагола (Черной весенней ночью я сидел у костра. В воду прыгают крысы, бегали чибисы. Кто­то плывет по воде. Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринёв долго смотрел ему в след.) 4.3.6 Ошибки в построении предложения с однородными членами. (Девушка была румяной, гладко причесана.  Признания в любви к Родине у поэта всегда простые и душевны.  Эта книга меня научила честности, смелости и уважать своих друзей.) 8 4.3.7 В предложении с причастным оборотом (Деревья создавали тень, покрытые уже довольно густой листвой.) 4.3.8 В предложении с деепричастным оборотом. (Пролетая над бушующим океаном, силы стрижа иссякли. На картине «Вратарь»  изображен  мальчик,  широко расставив ноги  и  уперевшись руками в колени.) 4.3.9 Местоименное   дублирование   одного   из   членов   предложения,   чаще подлежащего (Кусты, они покрывали берег реки.) 4.3.10 В   сложном   предложении.   Смешение   сочинительной   и   подчинительной связи (Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.) 4.3.11 Смешение прямой и косвенной речи (Скалазуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих». Сам Бунин признавался, что «сборник «Темные аллеи» ­ самое лучшее, что  я написал в жизни».) 5. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Орфографические ошибки ­ это неверные написания, нарушающие требования  соответствующих орфографических правил или традиционных написаний слов, например:  вяский вместо вязкий, вогзал вместо вокзал. 6. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ К  пунктуационным  ошибкам  относятся   нарушения,   связанные   с   неправильным оформлением пунктуационно ­ смысловых отрезков в предложении. Пунктуационными ошибками считаются: 6.1 Пропуск или постановка лишнего знака Ошибки в пропуске знака чаще  всего свидетельствуют о неправильном выделении или разделении членов и частей предложения. Постановкой лишнего знака нарушается одно из основных положений русской пунктуации ­ члены и части предложения, тесно связанные между собой, знаками не разделяются. 6.2 Постановка знака не в том месте, где он должен стоять 9 Эта  ошибка   обычно   является   следствием   неправильного   определения   границ обособленного оборота или придаточного предложения. 6.3 Необоснованная замена одного знака другим Разные   знаки,   употребляемые  в   одной   и   той   же   функции,   показывают   разные отношения между членами и частями предложения, членение синтаксических построений разных уровней, разную степень их выделения. В этих случаях возможны ошибки в выборе знака, например: при пунктуации в сложных бессоюзных предложениях (запятая вместо точки   с   запятой,   тире   вместо   двоеточия),   при   выделении   вводных   и   вставных предложений (запятая вместо тире, тире вместо скобок) и др. 10 6.4 Неоправданная последовательность расположения знаков при их сочетании Если   знаки   препинания   сочетаются,   то   не   безразлична   последовательность   их расположения.   Например,   в   конце   вопросительного   предложения,   произнесенного   с восклицательной   интонацией,   ставится   сначала   вопросительный   знак,   указывающий   на основную коммуникативную функцию предложения, а затем восклицательный знак. 6.5 Перенос знаков препинания на другую строку Знаки препинания не отрываются от того слова, после которого они ставятся, и не переносятся на другую строку. Строка может начинаться со знака препинания, который употребляется   только   как   парный,   ­   со   скобок,   кавычек,   тире,   если   этот   знак употребляется вместо кавычек. 7. ДОПОЛНЕНИЕ 7.1 При оценке сочинения не учитываются, хотя и исправляются, следующие ошибки: ­ в передаче авторской пунктуации; ­ описки. 7.2 Засчитываются за одну ошибку две негрубые ошибки: ­ исключения из правил; ­ написание большой буквы в составных именах собственных; ­   слитное/   раздельное   написание   НЕ   с   прилагательными   и   причастиями   в   роли сказуемых; ­ случаи трудного различения НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.); ­ написание собственных имен нерусского происхождения; ­ замена одного знака препинания другим; ­   пропуск   одного   из   сочетающихся   знаков   препинания   или   нарушение   их последовательности. 7.3 Засчитываются также за одну ошибку: ­ все ошибки, повторяющиеся в одном и том же слове или в корне однокоренных слов; 11 ­ первые три однотипные ошибки, т.е. ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания зависят от грамматических или фонетических особенностей слова (однотипными   не   считаются   ошибки,   которых   можно   избежать   путем   подбора «проверочных» слов); ­ все ошибки на непроверяемые орфограммы в одном слове. 7.4 Учитываются повторяемость и однотипность ошибок Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну. Однотипными   считаются   ошибки   на   одно   правило,   если   условия   выбора правильного написания заключены в грамматических  (в армии, в роще) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое слово или его форму (глаз ­ глазик; грустный ­ грустить). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается. Если в сочинении или изложении допущено пять поправок (исправлений неверного написания на верное), оценка снижается на один балл.  Отличная оценка не выставляется при наличии трёх и более исправлений. 12 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  1. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя/  Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос, А.Ю.Купалова и др.; под ред. Т.А.Ладыженской. ­ 2 изд.,  испр. и доп. ­ М.: Просвещение, 1991. 2. Учись писать изложение. Учебное  пособие  для абитуриентов и школьников / Р.И. Гавриленко,   И.В.   Шалина:   Уральская   госуд.   горно­геол.   академия.   Каф.   Иностранных языков и деловой коммуникации. ­ Екатеринбург: Изд. УГГГА, 2001. 13

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся

Типы и виды ошибок, встречающихся в творческих письменных работах обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019