Типы, методы и приемы создания ситуации успеха

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 20.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся школы фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание, и даже идти в школу. Некоторые дети не стремятся расширить запас своих знаний: пассивны на уроках. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная со школой. Почему это происходит? Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
Иконка файла материала типы и методы.doc
Типы, методы и приемы создания  ситуации успеха  на уроке в школе 8 вида. I.  Типы, методы и приемы. Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту   уверенность   помогают   образовательные   учреждения   разного   типа,   одним   из   которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся школы фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание, и даже идти в школу. Некоторые дети не стремятся расширить   запас   своих   знаний:   пассивны   на   уроках.   Им   большее   удовольствие   приносит деятельность,   не   связанная   со   школой.   Почему   это   происходит?   Крушение   этого   светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? На   эти   и   многие   другие   вопросы   искали   ответы   не   только   наши   современники,   но   и педагоги прошлых лет. К.Д.Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика   к   учению.   А   интерес   к   учению   появляется   только   тогда,   когда   есть   вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться.   Первой   заповедью   воспитания   К.Д.   Ушинский   считал   необходимость   дать   детям радость   труда,   успеха   в   учении,   пробудить   в   их   сердцах   чувство   гордости   и   собственного достоинства за свои достижения. Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее».   Одно   неосторожное   слово,   один   непродуманный   шаг   учителя   могут   надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Избежать этого помогут рекомендации данные в книге А.С.Белкина «Ситуация успеха. Как ее создать?»Прежде чем перейти непосредственно к алгоритму создания ситуации успеха, необходимо выяснить, чем успех является для ребенка.  Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.  В   тех   случаях,   когда   ожидания   личности   совпадают   или   превосходят   ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется.       Выяснив, чем успех является для ребенка, перейдем к рассмотрению типов ситуаций успеха и их алгоритмам. 1 тип:  Неожиданная радость. Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика   превзошли   его   ожидания.   С   педагогической   точки   зрения,   как   считает   А.   Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в   своей   деятельности,   должен   быть   убежден   в   правильности   применяемых   методов.   Трудно говорить о каких­то специальных приемах создания неожиданной радости. Но что­то общее все­ таки   существует.   Можно   выявить   определенные   закономерности,   разработать   своеобразные алгоритм педагогических действий. Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости: прием “Лестница” или “Встань в строй” Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с   ним   по   ступеням   знаний,   психологического   самоопределения,   обретения   веры   в   себя   и окружающих. Алгоритм: 1   шаг:   Психологическая   атака.   Суть   состоит   в   том,   чтобы   переломить   состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт. 2   шаг:   Эмоциональная   блокировка.   Суть   состоит   в   том,   чтобы   локализовать,   заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его причину с  позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен”.  Важно переориентировать с  пессимистической оценки событий на оптимистическую.  23 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации. 4 шаг: Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при которых ученик, для которого   создается   ситуация   успеха,   имел   примерно  равные   возможности   проявить   себя   по сравнению с одноклассниками. 5 шаг: Неожиданное сравнение. Может сработать единожды. 6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для отдельного учащегося общая реакция   удивления   для   отдельного   учащегося   общая   реакция   удивления   не   оказалась единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся. В педагогическом алгоритме ценность состоит не только в соблюдении последовательности всех   операций,   но   и   в   постоянном   подтверждении   ее   сомнению   и   стремлению   нарушить сложившийся порядок, искать новые пути, новые сочетания действий. Приведем пример к первому шагу алгоритма приема «Лестница».  Завести разговор с учеником   на   больную   для   него   тему   будет   трудно.   Нужно   поступить   неожиданно,   к примеру, написать и положить в дневник ученика записку: жду тебя в девять часов у входа в   видео   салон.   Записка   позволяет   легче   вступить   в   контакт.   Ведь   у   ученика   был   по отношению к учителю своего рода психологический барьер. Он мог его и не осознавать, но чувствовал.   Свидание   назначено   поздно,   чтобы   думал,   что   пригласил   кто­то   из одноклассников.   Во   всяком   случае,   не   учитель.   Важно   застать   его   врасплох.   Чтобы   не сумел выстроить психологическую защиту от вмешательства учителя в свой внутренний мир. Результат отличный! Ученик на столько поражен, что безропотно идет с учителем и принимает участие в разговоре. Это и является главной задачей «психологической атаки». прием “Даю шанс” Подготовленные   педагогические   ситуации,   при   которых   ребенок   получает   возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать. прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет" Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя   к   лучшим   чувствам   детей   получит   понимание,   породит   ответный   оклик.   Как   его применять   –   дело   техники   опыта,   интуиции   и   культуры   педагога.   Здесь   надо   все   точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции. 3В   данном   случае   учительница   получила   понимание   со   стороны   детей:   «Я   давала открытый   урок   по   физике   для   учителей   нашего   района.   Урок   не   получился.   Вернее провалился! Ребята молчали. Не поднималась не одна рука. Ночь я не спала. Утром села к письменному столу и начала писать. Надо было выложиться, излиться, хотя бы перед собой. Я писала о том, что с детства мечтала быть учителем. Что я люблю свой класс, своих ребят. Что мне нравиться сними спорить, отвечать на их вопросы. Что они умные, способные.   Но   очень   жестокие.   Что   они   не   только   не   помогли   мне,   а   совершили   в отношении меня предательство. Что обмануты мои самые лучшие надежды. Что я не приду больше в их класс. На урок я действительно не смогла прийти, и передала им свою тетрадь. Я не сказала о содержании.  Дверной звонок выдал трель. Почти весь класс стоял на площадке. Вперед вышел Олег и сказал:  «ответ»   и   начал   читать.   Оказалось,   что  ребята   несколько   раз  прочитали   мою тетрадь, и в классе было бурное собрание. Узнала, что я замечательный человек.  Они гордятся таким учителем. Но оказывается, я все время подчеркиваю перед ними свое превосходство. Меня считают высокомерной, черствой. Что они после моего письма поняли, как были предвзяты ко мне, что искренне сожалеют, что они докажут мне свое уважение, преданность и любовь. Ко мне подошел Олег и поцеловал мою руку. Я ничего не могла   им   ответить.   Я   ревела.   Ревела   с   удовольствием,   с   радостью,   ревела   от благодарности к этим благородным негодяям, которых, оказывается, я плохо знала» Этот прием рекомендуется применять в том случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание. 2 тип: Общая радость. Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной.  Общей радостью   считают   только   те   реакции   коллектива,   которые   дают   возможность   ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.  Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему. Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость. прием “Следуй за нами” 4Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий. Алгоритм: 1 шаг: диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников. 2 шаг: выбор  интеллектуального  спонсора. Проще, прикрепить  сильного  ученика.  Для этого нужны   побудительные   мотивы,   нужен   взаимный   интерес.   Наиболее   эффективный   путь   – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. 3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его. Трудно   привести   здесь   какой­нибудь   конкретный   пример,   потому   что   он   не   сможет отразить всю гамму возможных ситуаций, но есть возможность перечислить наиболее типичные варианты   интеллектуального   спонсорства:   совместное   участие   в   подготовке,   проведении тематических вечеров, смотров, конкурсов и тому подобное.  Наиболее   эффективный   путь   –   привлечь   к   интеллектуальному   спонсорству старшеклассника.   Это   дает   много   преимуществ.   Здесь   и   реализация   чувств   «   старшего»,   и осознание   собственного   интеллектуального   «Я».   В   тоже   время   слабому   ученику   лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость   перед   одноклассниками,   у   него   существует   аванс   доверия   к   возможностям   своего спонсора. прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел” Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить   этот   заряд,   высвободить   его   энергию,   превратить   в   цепную   реакцию,   где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется   на   знание   и   ответное   чувство   признательности(3,84).   В   конечном   итоге формируется вера в себя, вера в успех. Приведем пример приема «эмоциональный всплеск». Ученик в классе не очень любил русский язык, но занимался более ил менее регулярно, имел средние отметки. На одном уроке русского языка он получил хорошую отметку, успокоился, решил не очень обременять 5себя домашними заданиями. На уроках у него наступала привычное состояние пассивного отсиживания. Вдруг он услышал вопрос учителя, который попросил его повторить правило, изученное на прошлом уроке. Правило не вспоминалось, мысли путались. И вдруг он услышал голос   учителя,   услышал   слова,   сказанные   с  такой  надеждой,   добротой,  поддержкой:   « Вадим! Ты не можешь молчать. Ты подумай, ты вспомни! Ты так высоко взлетел! Ты взлетел и летишь так высоко, ты понимаешь, что это? А сейчас ты можешь упасть, а падать всегда больно!». Сразу вспомнились откуда­то выплывшие строки правил, изученных на прошлом уроке. Вадим говорил верно, четко, с надеждой, что его поймут и поддержат! Домой не пришел, а вбежал: « Мама, ты знаешь, она мне так и сказала: « Ты полетел!». Я вспомнил! Я все вспомнил, мама! Я не упал…».  Слова учителя, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск ее искреннего стремления помочь ребенку, создать ему ситуацию успеха! прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно Обмен   ролями   дает   возможность   высветить   скрытый   до   сих   пор   потенциал интеллектуальных эмоционально­волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент   на   будущее,   разбиваясь   на   отдельные   самостоятельные   акты   “обмена   ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”. прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано” В   педагогике   заражение   может   быть   очень   эффективным   средством   оздоровления атмосферы   коллектива,   источником   успеха   и   общей   радости.   Педагогическое   заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор гносионосителя,  то есть мощного источника   интеллектуального   заражения.   “Заразить”   коллектив   интеллектуальной   радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Механизм заражения: 1 шаг: позитивное единство эмоционального и интеллектуального фона коллектива. 2 шаг: выбор гносионосителя. 3 шаг: создание ситуации состязательности и педагогически целесообразного соперничества. 4 шаг: выбор адекватных стимулов состязания “заражения”. Механизм “заражения” построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Роль   гносионосителя   заключается   в   материализации   этих   настроений,   в   их   оформлении.   В результате   повышается   интеллектуальный   фон   коллектива,   проявляется   феномен 6сопереживания.   Вырастает   самоуважение   коллектива   в   целом.   Именно   в   этом   феномене   и заключается   глубокий   смысл   “общей   радости”.  Общая   радость   не   представляет   собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее   осознание,   переживание   определяется   ролью   этих   микрогрупп.   Главное   в   том,   чтобы   в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния “своего среди своих”. 3 тип: Радость познания. Нужно   вспомнить   о   мотивах   –   внутреннего   побудителя   к   деятельности,   отражающего потребности личности.  Выделяют пять основных мотивов учения: 1.Непосредственно побуждающие – наименее социально значимые, связанные с удовлетворением сиюминутных потребностей (стремление получить отметку). 2.Перспективно   побуждающие   –   более   социально   значимые,   связанные   с   удовлетворением широких, длительных по времени потребностей (получить образование) 3.Моральные мотивы – социально значимые, связанные с пониманием учебы, как нравственного долга человека перед обществом, семьей. 4.Мотивы общения – социально значимые, связанные с потребностью быть в коллективе. Все эти мотивы важно учитывать, использовать, развивать.  5.  Но нет более ценных мотивов для учебы, чем интеллектуальные, в основе которых лежит потребность   познавать   мир,   когда   важен   не   столько   результат,   сколько   процесс   познания. Радость учебного процесса и радость познания тесно связаны друг с другом, но это не одно и тоже. Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов.   Радость   познания   по   своей   сути   альтруистична.   Познание   опирается   на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может   родится   без   серьезных   причин.   Ее   главное   условие   –   общение.  Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания. прием “Эврика” Суть   состоит   в   том,   чтобы   создать   условия,   при   которых   ребенок,   выполняя   учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности.  Он   должен   получить  интересный   результат,  открывший   перспективу   познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить 7на их решение. Нужно помнить, что: успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;  ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит   сил,   ума.   Нужно   внушение,   поддержка,   установка   на   завтрашнюю   радость;  ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Данный прием можно увидеть в следующем примере: «Мы идем на природу, я обращаю внимание мальчика на множество задач, которые люди решают в процессе труда. И вот пришел день, в который я твердо верил: Петя решил задачу совершенно самостоятельно. У мальчика загорелись глаза, он стал объяснять, о чем идет речь в задаче, его объяснение было сбивчивым, но я видел, что перед ребенком, наконец, раскрылось то, что было покрыто мраком. Петя был рад. Я тоже вздохнул с облегчением: наконец­то « Я сам решил задачу», ­ радостно он сказал дедушке. Петя гордился своим успехом». прием “Линия горизонта” Однажды   открыв   для   себя   увлекательность   поиска,   погружения   в   мир   неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума. Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он показывает движение своих мыслей в решении каких­то поставленных проблем, если он подводит ученика к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”,   значит   он   создал   ситуацию,   в   которой   даже   интеллектуально   пассивный   ученик может   почувствовать   себя   творческой   личностью.   Важно   искать   новые   пути,   пускай неожиданные, противоречивые. «Майя Львовна поручила мне сделать доклад о подводных лодках. Достал книжки, начал читать и зачитался! Так интересно! Меня слушали все внимательно. Майя Львовна сказала: « А ты способный! Молодец!» ­ и поставила пятерку. Через несколько дней я к ней подошел   и   предложил:   «   Давайте   я   сделаю   доклад   о   танках!   ».   Она   сказала:   «   С удовольствием   послушаем.   Готовься».   Я   опять   зачитался.   С   тех   пор   все   время   ищу литературу по истории военной техники. Второй доклад тоже всем понравился». Первый доклад   не   только   принес   ребенку   радость   первого   успеха,   но   и   самое   главное,   раскрыл своеобразную прелесть самостоятельного поиска, нарисовал волнующую для него картину развития человеческого разума, рождающего удивительные творения науки и техники. Это была радость. Стремление повторить ее побудило мальчика взяться за новые поиски, более увлекательные, по своей собственной инициативе. Чем больше он открывал для себя нового, 8неизведанного, тем больше формировалась потребность к поиску, тем глубже становилась радость. Подчеркнем, радость не от пятерок, а радость от процесса поиска! Однажды   открыв   для   себя   увлекательность   поиска,   погружения   в   мир   неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, временными неудачами.  прием «Эмоциональное поглаживание». Бунтующий   ребенок   заставляет   учителя   как­то   анализировать   собственные   действия, продумывать   собственные   действия,   продумывать   способы   выхода   из   конфликта.   А   если ребенок   молчит,   ушел   в   себя?   Тогда   очень   плохо.   Как   работать   с   “сомневающимися”? Эмоциональное поглаживание – это период, когда учитель с легкостью раздает комплименты. За один урок говорит раз двадцать “молодец”, тридцать раз – “умница” и раз десять “Ребятки, я горжусь вами”. Не грозит ли это девальвацией похвалы? Чего доброго, дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить. Так подсказывает здравый житейский смысл.  Житейский и педагогический смысл не всегда совпадают. Давайте разберемся: “молодец”, “умница”   –   это   что:   только   похвала?   А   может   быть,   это   констатация   факта.   Может   быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку? Да, я “молодец”, да, я “умница”. Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я “молодец!” Может быть такая логика школьника, которому именно этих слов в жизни и не хватает? Думаю, вполне допустимо. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, протянуть ему на ладони свое обнаженное сердце, открытое для добра и сочувствия – это и есть сущность того, что условно называется эмоциональным поглаживанием. прием “Ожидание лучших результатов” Этот прием педагогического воздействия назван – ожидание лучших результатов. Что он может   дать   отстающему   в   учении   школьнику?  Отстающий   ученик,   как   правило,   глубоко переживает   свою   неуспеваемость.   И   это   не   случайно.   Неуспеваемость   обычно   отрицательно сказывается на отношении к нему учителей, товарищей и родителей. Неуспеваемость вызывает у школьника плохое настроение и нередко потерю уверенности в собственные силы. Появляется опасная ситуация: у школьника намечается тенденция к ухудшению успеваемости, а у учителя возникает предупреждение, что неуспеваемость – неотъемлемое качество данного ученика. 9При   таких   условиях  прием  “Ожидание   лучших   результатов”  может   активизировать ученика, приободрить его, вселить веру в собственные силы. Сущность приема состоит в том, что учитель в подходе к слабому, неуспевающему ученику прямо или косвенно, т.е. своим отношением, определенными поступками, выражает уверенность в его возможности заниматься лучше. Проявляя доброжелательное отношение к ученику, мы тем самым пробуждаем положительное отношение школьника к учению.  В силу  каких  закономерностей данный  прием  оказывает  положительное  воздействие  на личность школьников?  Во­первых,   для   ученика   взаимоотношения   с   учителем   имеют   огромное   значение. Следовательно, положительная оценка его взаимоотношений открывает перед ним радостную перспективу. Слова учителя воодушевляют учащегося, помогают поверить в собственные силы. Во­вторых, данный прием содействует изменению низкой самооценке школьника. Как известно, один из факторов формирования самооценки – это объективная оценка личности теми людьми, с которыми человек общается.  Большую роль играет оценка учителем возможностей ученика. В приеме “Ожидание лучших результатов” проявляется уважение учителя к личности ученика. Передовые   педагоги:   используют   его   не   только   применительно   к   повышению   успеваемости школьника, но и к усвоению им моральных норм, формированию полезных привычек. Пример успешного использования данного приема. “Как Витя стал хорошим учеником. Витя относился к слабым ученикам. В первом полугодии у него преобладали тройки, знания были слабые. Разговоры об успеваемости и посещаемости были ему неприятны, поэтому он отвечал раздраженно, когда беседа касалась этой темы. Учитель искал способы повлиять на ученика. На уроках химии и биологии он старался активизировать Витю, требуя, чтобы он все записывал. Когда Витя отвлекался, он задавал вопрос и, если он не отвечал, учитель советовал ему быть внимательнее. На одном уроке Витя ответил лучше обычного.  В присутствии всех учитель сказал, что он может поставить не больше тройки, но я уверен, что ты можешь учиться на четыре и даже пять! Через два урока вызвал к ответу Витю. Поставив четыре, он вновь подчеркнул, что Витя может хорошо заниматься. На последующих уроках он часто обращался к Вите. Витя стал серьезно готовиться. Получая хорошие   отметки   по   биологии,   он   стал   лучше   заниматься   и   по   другим   предметам. Перестал пропускать уроки”. II. Создание ситуаций успеха в практической деятельности учителями         школы 8 вида. 10Алгоритм создания ситуации успеха. Без   ощущения   успеха   у   ребенка   пропадает   интерес   к   школе   и   учебным   занятиям,   но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития,   слабая   саморегуляция   и   другие.   Поэтому   педагогически   оправдано   создание   для школьника   ситуации   успеха   –   субъективное   переживание   удовлетворения   от   процесса   и результата   (все   целиком   или   какой­то   части)   самостоятельно   выполненной   деятельности. Технологически   эта   помощь   обеспечивается   рядом   операций,   которые   осуществляются   в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико­пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика,   создают   в   сочетании   благоприятный   психологический   фон,   помогающий   ребенку справиться с поставленной перед ними задачей. Технологические операции создания ситуаций успеха. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой ­ когда благополучный и в общем­то успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек.   В   подобном   случае   ситуация   успеха,   создаваемая   педагогом,   приобретает   форму своеобразного   слоеного   пирога,   где   между   слоям   теста   (между   двумя   ситуациями   успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).  Ситуация неуспеха ­ это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в   ходе   и   результате   совершения   деятельности.   Она   не   может   рассматриваться   в   отрыве   от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Педагогическое назначение ситуации неуспеха. Технологически   создание   ситуации   неуспеха,   по­видимому,   складывается   из   тех   же операций,   что   и   создание   ситуации   успеха,   но   имеющих   противоположную   векторную направленность. Реализация же технологического алгоритма начинается с последней операции­ оценки деталей деятельности. 11В содержательном плане такая оценка должна производиться как автономное обозначение неудачи этого ребенка, исключающее сравнение результатов его работы с результатами работы других. Это необходимо делать по двум причинам: во­первых, чтобы не нарушать этический принцип   воспитания,   о   котором   говорил   еще   К.   Д.   Ушинский,   предостерегая   педагога   от сравнения одного ребенка с другим; во­вторых, потому, что результаты деятельности ребенка, обладающего хорошими способностями, могут и, как правило, оказывается выше результатов, которые получает ребенок со средними способностями. Оценка   детали   деятельности,   реализуемая   педагогом,   должна   включать   в   себя сопоставление того, что удалось и что не удалось ребенку, как это у него получалось раньше и теперь, а также экстраполирование на будущее. Для этого могут быть использованы следующие парадигмы: «Твой результат мог бы быть лучше, если бы тебе удалось….», «Вероятно, ты и сам расстроен потому, что….», «Прежде тебе удавалось легко справиться с подобными заданиями, а сегодня…»,   «При   таком   отношении   к   делу   ты   и   сам   понимаешь,   какие   результаты   тебя ожидают…» Поясним операции создания ситуации неуспеха примером конкретного урока анатомии. Ученик   рассказывает   у   доски   о   том,   как   движется   кровь   по   большому   и   малому   кругу кровообращения. При этом он допускает довольно серьезную ошибку, считая, что по артериям течет артериальная кровь, а по венам – венозная. На самом деле в легочной артерии находится кровь венозная (с большим содержанием углекислого газа), а в легочной вене – артериальная (с большим   содержанием   кислорода).   Учитель   создает   ситуацию   неуспеха   и   реализует   первую операцию:   «На   фоне   твоих   предыдущих   успехов   такая   оплошность   меня   не   просто настораживает, а по настоящему расстраивает…» Назначение данной операции – инициировать оценочное действие ребенка относительно своих результатов и усилив в процессе самоанализа и сопоставления. Следующая операция – акцентирование трудностей в отличие от снятия страха, направляет   внимание   ученика   на   сложные   моменты   деятельности,   заставляет   его   собраться, настроиться   на   серьезную   работу.   Используя   эту   операцию,   педагог   подчеркивает ответственность   за   выполнение   работы   и   пытается   активизировать   мышление   своих воспитанников:   «Это   не   так   просто   как   может   показаться   на   первый   взгляд,   поэтому…», «Предстоит сложная работа….», «Наиболее сложным здесь является…».  В приведенном примере на уроке анатомии учитель говорит: «самое сложное заключается в том, чтобы преодолеть ложную аналогичность: артерия – артериальная, вена – венозная и понять признак, по которому классифицируются кровеносные сосуды…». Смысл   этой   операции   не   в   том,   чтобы   запугать   ученика,   ввести   в   состояние   страха   и боязни,   а   в   предварительной   обрисовке   наиболее   сложных   моментов   деятельности, 12максимальной   концентрации   его   усилий.   Поэтому   тон,   который   произносятся   предлагаемые парадигмы, должен быть доброжелательным и уверенным, а не устрашающим и злорадствующим. При   создании   ситуации   неуспеха   авансирование   успешной   деятельности   ребенка заменяется   ограничением   его   права   на   ее   совершение.   Реализуя   эту   операцию,   педагог обозначает время, в течение которого действует его вето, либо называет виды деятельности, на которые она распространяется. Ограничение как частичное или временное запрещение должно иметь свои границы, чтобы у ребенка   оставалась   возможность   для   реабилитации.   В   отдельных   случаях   эта   операция инструментуется   педагогом  через  высказывание   своих  сомнений  или   неуверенности  в силах, способностях, возможностях ученика. В качестве парадигмы  здесь могут быть использованы следующие фразы: «Теперь я не могу вам доверить…», «Жаль, но мне придется попросить кого­ то другого…», «Боюсь, что в ближайшее время едва ли удастся справиться…», «я не совсем уверен,   что   именно   вы   сумеете…»   и   т.   п.   В   рассматриваемом   нами   примере   звучит   фраза: «Пожалуйста, разберись в этом вопросе, иначе мне придется просить помощи у класса…». С помощью операции ограничения деятельности ребенка педагог стремится вызвать у него внутренний протест и желание доказать всем окружающим и себе самому свою состоятельность: что не утратил своих способностей и может справиться с заданиями, качественно выполняя их. Затем учитель еще четче обозначает свою позицию, поскольку вместо помощи, реализуемой через скрытую инструкцию при создании ситуации успеха, он отказывает ребенку в ней. Отказ от помощи   ­   это   скорее   инструментуемая,   чем   реализуемая   операция,   поскольку,   акцентируя внимание ребенка на трудностях, педагог уже помог ему, обозначив наиболее сложные детали предлагаемого задания.  Свое   нежелание   помогать   воспитаннику   педагог   может   сопровождать   аргументацией принимаемого им решения и, кроме обозначения причин такой своей позиции, он также может оговорить условия, при которых помощь будет возобновлена. Реализуя эту операцию, учитель не столько стремится подчеркнуть свою категоричность, хотя   в   отдельных   ситуациях   именно   такая   цель   и   преследуется   им,   сколько   пытается активизировать самостоятельную деятельность детей: «Теперь я не буду вам помогать…», «До тех пор, пока…, вы можете не рассчитывать на мою помощь…» и т. п. В нашем примере педагог произносит: «Я не буду вам помогать, так как мы уже обсуждали эту закономерность и материал параграфа содержит вполне исчерпывающую информацию…» 13За  счет операции   мотивационного  усиления  осуществляется   раскрытие  перед   ребенком социального   значения   его   отношения   к   делу.   Реализуется   она   через   сравнение   личностного смысла,   вскрываемого   педагогом,   и   социальной   нормы,   предъявляемой   ему   в   момент педагогического влияния. Раскрытие индивидуальной позиции производится путем подстановки мотива,   интерпретируемого   как   стремление   ребенка   показать   себя   в   выигрышном   виде, произвести на окружающих яркое, эффектное впечатление. Затем на контрасте предъявляется социальная норма, что в итоге выводит ребенка на самоанализ и самооценку реального уровня своих возможностей. Для этого могут использоваться парадигмы типа: «Ты думал всех удивить…», «Ты думал, что лучше всех…», «Ты считал, что это легко, и поэтому…» Заканчивается же каждая из этих фраз   констатацией   определенного   результата   и   проявившимся   отношением.   В   используемом нами примере это выглядит так: «Ты считал, что материал настолько прост, что твоей эрудиции будет достаточно. Но сегодня и для  тебя, я думаю, стало  очевидным,  что наука не терпит пренебрежения к себе…». Реализуя   данную   операцию,   педагог   внимательно   следит   за   тем,   в   чем   ребенок   видит причину своей неудачи: в себе («Да, я действительно поторопился и не подумал…»), в других («Учитель   всегда   предъявляет   ко   мне   завышенные   требования…»),   в   самом   задании   («Оно оказалось   настолько   сложным,   что   вообще   никто   не   смог   бы   справиться   с   ним…»).   В зависимости   от   того,   в   каком   направлении   происходит   анализ,   следует   производить   его коррекцию, обращая внимание ребенка на себя, свои усилия и возможности. Для   этого   может   быть   использована   операция   «сопоставление   с   ожидаемым».   В   этом случае   педагог,   выражая   свое   сожаление   по   поводу   полученного   результата,   апеллирует   к достоинствам (личностным, интеллектуальным, коммуникативным, физическим и т.д.) и создает такую психологическую атмосферу, в которой у детей появляется желание восстановить свою репутацию,   исправить   выявленные   недочеты,   с   большей   ответственностью   и   старанием выполнить   задание.   Звучит   это   примерно   таким   образом:   «И   это   класс,   который   считается лучшим…»,   «Я  думала,  что  при  ваших   способностях…»,  «Я  надеялся,   что  вы,   обладающие таким чувством ответственности…» и т. п. На уроке анатомии учитель продолжает: «Я никогда не могла подумать, что потенциальному методисту нужно доказывать подобные постулаты…» Психологическую решимость и активность, возникающие в этот момент, нельзя упускать, поэтому вслед за произведенной операцией педагог реализует внушение, включающее ребенка в деятельность,   и   сопровождает   внесением   нового   мотива:   «Срочно   исправить   положение, пока…», «Нельзя упускать возможность доказать всем и себе в том числе, что…», «Если вы не хотите, чтобы о вас думали, то следует…» В приведенной ситуации педагог заканчивает: «Если 14ты хочешь, чтобы к тебе относились как прежде, немедленно отыскивай свою ошибку и устраняй ее! Нам всем так не хочется разочаровываться в тебе».  Внесение нового мотива – это начало следующего этапа, этапа создания ситуации успеха, технология которого была представлена выше.  Педагогическое   назначение   ситуации   неуспеха,   как   и   ситуации   успеха,   заключается   в создании условий личного индивидуального развития ребенка. Вопрос о ее создании не может подниматься педагогом, если им не учитывается перспектива ее перехода в ситуацию успеха, если   учитель   не   верит   в   своего   ученика,   не   питает   оптимизма   относительно   его   успеха. Удовлетворение от личностных достижений должно сопровождать его на протяжении довольно значительного периода, возможно, даже стать привычным для него. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.  Для  создания ситуаций успеха в современной школе учитель должен уметь формировать у учащихся   положительную   "Я­концепцию".   Что   же   представляет   собой   эта   концепция?   "Я­ концепция"­это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе   которых   она   строит   свое   поведение.  В   школьные   годы   –   это   основа   внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная мажорная "Я­концепция" (я нравлюсь, я способен,   я   значу)   способствует   успеху,   эффективной   деятельности,   положительным проявлениям личности. Отрицательная (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты,   способствует   изменению   личности   в   отрицательную   сторону.   Для   того,   чтобы сформировать положительную "Я­концепцию" необходимо: ­видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" – вот убеждение учителя). ­создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно!". ­ исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я­концепции" ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок"). ­предоставлять   возможности   и   помогать   детям,   реализовать   себя   в   положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его"). Знания положительной "Я­концепции" необходимо для каждого учителя. Педагоги всего мира   признают,   что   педагогические   успехи   определяются   положительной   "Я­концепцией" учителя   –   его   эмоциональной   стабильностью,   способностью   проявлять   тепло   и заинтересованность в судьбе ученика, личностной зрелостью, социальной ответственностью. 15По   мере   того,   как   наше   общество   становится   более   сложным,   детям   все   труднее улавливать связь школы с жизнью, учащиеся не всегда могут успешно адаптироваться в наше бурное время. И одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни! ОПЕРАЦИЯ 1. Снятие страха НАЗНАЧЕНИЕ Помогает преодолеть неуверенность в собственных РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА  «Мы все пробуем и ищем, только  так    может что­то получиться». силах, робость, боязнь самого   «Люди учатся на своих ошибках и  16дела и оценки окружающих. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. Помогает ребенку избежать  поражения. Достигается путем намека,  пожелания. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.   находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая,     этот материал мы с вами  проходили». «У вас обязательно получиться..» «Я даже не сомневаюсь в успешном     результате». «Возможно, лучше всего начать с…» «Выполняя работу, не забудьте  о…» «Без твоей помощи твоим    товарищам не справиться…» «Только ты и мог бы….» «Только тебе я и могу доверить…» «Ни к кому, кроме тебя, я не могу     обратиться с этой просьбой…» Побуждает к выполнению «Нам уже не терпится начать работу…» конкретных действий. «Так хочется поскорее увидеть…» Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой­то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе     понравилось…» «Наивысшей похвалы заслуживает эта     часть твоей работы». 2. Авансирование успешного результата 3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности 4. Внесение мотива 5. Персональная исключительность. 6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. 7. Высокая оценка детали. 17