Типы модальности
Оценка 4.7

Типы модальности

Оценка 4.7
Лекции
docx
психологическая работа +1
1 кл
16.09.2019
Типы модальности
В статье говорится о видах модальности и как знания типов модальности помогают в обучении детей В школе обучаются дети с различными типами обучаемости. В учебном процессе школы существует проблема, когда хорошо развитый ребёнок становится неуспешным. Это дети, генетические функции которых, не всегда учитываются учителем. Дети разные по темпераменту, по эмоциональной устойчивости, по ведущему каналу восприятия (визуалы, аудиалы, кинестеты). В статье расскзывается как ведут себя во время уроков разные дети.
типы модальности.docx
Все люди, живущие на планете, делятся на 4 основных категории: ­ визуалы – это 80­85% людей, живущих на нашей планете. Кто такие  визуалы?  Люди, которые воспринимают информацию преимущественно через  зрение.  ­ аудиалы ­ люди, которые воспринимают информация  на слух.  ­ кинестеты. Таких людей очень мало  от 3% до 5%.   И есть еще четвертая категория, о которой часто почему­то забывают.  Это дискреты или дигиталы . Этих вообще мало. Их в среднем 1­2%.  Это очень редко встречающиеся люди. Кратко остановимся на каждом типе Визуалы.   Визуалы – хорошие рассказчики, они могут представить себе картину  и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система  весьма удачна для придумываний и мечтаний. Для Визуалов зрение и  слух – это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат. Если Визуалу что­то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии.  Кинестетики. Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к  собственному телу. Говорят они медленно, голос часто глухой и  низкий. Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш  партнер постоянно пытается потеребить какую­нибудь часть вашего  туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. – это скорее всего  Кинестетик. Кинестетики – это люди действия. Им необходимо  двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать.  Аудиалы. Любят говорить. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в  мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить – для них нет  риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно  начнут рассказывать, как жизнь. Голоса у Аудиалов обычно очень  выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух. Дигиталы. У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не  жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации;  говорят достаточно монотонно. Дистанция отдаленная, смотрят либо в  лоб собеседнику, либо "поверх толпы". Дигитальный канал отвечает за  контроль речи. Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не  было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте.  Отличия. Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организации  мышления, памяти, способов обучения. Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память.  Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен  написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу же  достаточно запомнить, как он выглядит. Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему  нужно на что­то смотреть. При этом он способен "видеть весь лист".     Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя           В школе   обучаются дети с различными типами обучаемости.   В учебном   процессе   школы   существует   проблема,   когда   хорошо развитый   ребёнок   становится   неуспешным.   Это   дети,   генетические функции которых,  не всегда учитываются учителем.  Дети разные по темпераменту, по эмоциональной устойчивости, по ведущему каналу восприятия (визуалы,   аудиалы, кинестеты). Напомню, как ведут себя во время уроков разные дети.    Слайд  3 Визуал –  на уроке сидит спокойно, внимательно слушает,  если видит говорящего, добросовестно выполняет задания, при объяснении представляет картину, схему в целом. Помнит лучше то, что видел,  а не слышал или чувствовал. Предпочитает   читать сам,   но не любит слушать других. Для него важно,   всё   воспринимать   зрительно.   Он создает   зрительные   образы,   хорошо   чувствует   цвет.     С   трудом воспринимает  словесные   инструкции   (часто  переспрашивает).   Любит рассматривать произведения искусства, легко читает карты, таблицы.                  Аудиал ­ любит дискуссии, но   легко отвлекается.   Говорит лучше, чем пишет. Воспринимает знания на слух, запоминает по шагам, процедурам,   а  не  в   целом.   Может  повторить  слово  в   слово  то,  что рассказывалось,   но   не   то,   что   прочитал.   Чувствителен     к   воздействию   музыки   и   воспринимает   сложные эмоциональному   музыкальные формы.             Кинестет – говорит медленно с длинными паузами,  использует жесты плавные, медленные. В  обучении ему легче сделать задание, чем объяснить, как он это делал. Запоминает то,  что было им сделано, но не  сказано или увидено. Читать предпочитает вслух, водит пальцами. Долго   осваивает   чтение   про   себя.   Не   способен   долго   оставаться   в покое   и   концентрировать   свое   внимание   на     одном   предмете. Нуждается в  повышенном внимании взрослого  в организации учебных занятий.   Чувственно   воспринимает   музыку,   реагирует   на   её   ритм. Почерк толстый, с нажимом. У него техническое мышление.          Есть   специальные   диагностики   определения     стиля   обучаемости ребёнка   по   модальностям.     Можно   определить     по   движению   глаз. Слайд 4   Если ребёнок – визуал, то   при   ответе на вопрос сначала смотрит   влево­вверх   (идёт   визуальное   воспоминание),   затем   вправо­ вверх (зрительное конструирование),   вправо­вниз (выражает чувства, эмоции), влево­вниз (идёт чувственный диалог). Слайд   5.  Аудиал   в   беседе,   в   повседневной   жизни   смотрит     по горизонтали вправо­влево или вниз­влево. Слайд 6. Кинестет смотрит вниз ­ вправо. ( Что вы вчера ели на обед?)          Как ещё можно распознать у человека ведущий канал восприятия? Если ребенок учится в начальной школе   выводы делаются в основном  по наблюдениям.  На что обязательно обращают внимание?      Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, ­ Словарь общения.    Слайд 7 прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть,  наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный,  как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со    Слайд 8 слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый,  тишина, громкий, благозвучный и т. д.).    Слайд 9 описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый,  прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).    Словарь кинестетика в основном включает слова,  ­ Особенности внимания. Слайд 10  Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно;   аудиал легко отвлекается на звуки;  визуалу шум практически не мешает. ­ Особенности запоминания.   Слайд 11  Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.   Аудиал ­ то, что обсуждал; запоминает слушая.   Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь. А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за  разными типами учащихся в их повседневных делах! Например,  посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно  написано на классной доске. Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с  доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему  информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее  записанной именно на доске. Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее  всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту  информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему. Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает  оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках  обводит номера нужных упражнений. Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене. Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из  него выходит. Для него главное ­ возможность спокойно окунуться в  свои зрительные образы. Иногда он предпочтет выйти в коридор, где  будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на  стенах. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь.  Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке". Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться. О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить  на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок  инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил. Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной  работе. ­ от визуала можно требовать быстрого решения задач; ­ от аудиала ­ немедленного повторения услышанного им материала; ­ от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого ­ он нуждается в  другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны  учителей и домашних! При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется: Слайд 12 ­ визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе  осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать,  рисовать и т.д.; ­ аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает  звуки, шевелит губами ­ так ему легче справиться с заданием; ­ кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно;  обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за  мелом, журналом, писать на доске, дома ­ сходить в другую комнату и  т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время  движения. Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке": Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет  сделано "на его языке":  Слайд 13 ­ визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем; ­ аудиалу ­ сказать шепотом "ш­ш­ш"; ­ кинестетику ­ положить руку на плечо, похлопать по нему. Для того, чтобы спланировать  урок с учетом разных каналов  восприятия детей, обеспечить  включенность в процесс всех  учащихся, необходимо было точно установить, какие приемы и методы, средства  работают на каждую модальность. Для этого  я  использую упражнения, приемы и методы, систематизировала их, обобщив в следующую  таблицу, которая стала   моей опорой при  проектировании уроков        Слайд 14 Модальности Визуал – ведущей модальностью является  зрительная информация.  Средства, приемы организации учебного процесса ­ большое количество наглядного материала; ­ иллюстрации; Концентрация внимания достигается на основе написанного или  нарисованного на доске. ­ пазлы; ­ вырезание; ­ видеоигры; ­ разные схемы и символы; ­ картины и диаграммы; ­ компьютерная графика; ­ зрительно представлять изучаемый предмет; ­ внедрять искусство в другие предметы  обучения. ­ использование музыки для изучения новой  темы; ­ разговорные игры; ­ для расслабления; ­ рисование  под музыку; ­ внятная, выразительная речь. Аудиал – ведущей модальностью является слуховая информация. Концентрации внимания способствуют  такие фразы: «Запомни это», «Возьми на  заметку», «Это может встретиться в  контрольной работе» и др. Кинестет – воспринимает мир через  ощущения, движения. Запоминает то, что  им сделано, а не  услышано или увидено          При   работе   с   детьми   с   разными   модальностям,   я   заметила,   что   первыми включаются в работу визуалы, затем аудиалы, а потом и кинестеты. Поэтому  мои уроки    более эффективны,  если выстроены  по следующей схеме: Слайд 15 организация зрительного восприятия Организация слухового восприятия           Ощущения и движения Анализируя   включенность   учащихся   в   деятельность,   мотивацию, эмоциональное   состояние,   динамику   учебных   достижений,   по   результатам педагогических наблюдений, бесед с родителями, работы психолога с ребятами, я увидела, что при организации учебного процесса, надо учитывать разные типы обучаемости учеников и это  дает положительный результат:  ­ у детей исчезли признаки  эмоционального стресса: ­ поведение у неуравновешенных детей стало более адекватным; ­ снизилась тревожность детей;  ­ повысилась мотивация к учебной деятельности; ­  изменилась в лучшую сторону самооценка; ­  улучшилась динамика учебных достижений  детей; ­  произошло развитие коммуникативных навыков. А хотите узнать кто вы?  Поставьте знак «+», если вы согласны с  данным утверждением, и знак «­», если  не согласны.   1. Я люблю фотографировать, выбирать удачные ракурсы для снимков. 2. Я долго помню то, что мне сказали. 3. После тяжелого дня самое большое желание – принять удобное положение  и расслабиться. 4. Я узнаю по шагам, кто вошел в комнату. 5. Люблю наблюдать за облаками и звездами. 6. Я не стану носить очень модную вещь, если она неудобна. 7. Люблю петь, когда чем­нибудь занимаюсь. 8. Мне очень приятно, когда в лицо дует легкий теплый ветерок. 9. Для меня очень важны цвета, которые меня окружают. 10. Я иногда разговариваю сам с собой. 11. Стараюсь записать все важные дела, чтобы не забыть. 12. Вечером я обязательно должен принять душ или ванну. 13. Я люблю танцевать. 14. Не могу уснуть, когда рядом тикает будильник. 15. Не выношу беспорядка в комнате, где живу. 16. Я часто слушаю плеер. 17. Если мне приходится долго сидеть, я ужасно устаю. 18. Люблю рассматривать репродукции картин. 19. Мелодия прошлого лета переносит меня в него. 20. Я люблю читать во время еды. 21. Очень часто и помногу разговариваю по телефону. 22. Я не худой человек. 23. Люблю потягиваться, разминаться. 24. Я умею слушать собеседника. 25. Обожаю смотреть фильмы. 26. У меня хорошая память на лица. 27. Люблю слушать шум дождя. 28. Не люблю спать на слишком мягкой постели. 29. Меня развлекают пародии, умение подражать голосам. 30. Много времени уделяю своему внешнему виду. 31. Люблю массаж. 32. В общественном транспорте я рассматриваю людей. 33. Предпочитаю слушать чье­либо чтение вслух, чем читать самому. 34. Я согласен с японской мудростью, что один цветок больше передает  красоту, чем огромный     букет. 35. Не могу долго ездить на машине. 36. Много информации о собеседнике содержится в интонациях его голоса. 37. Мне нравится, когда люди хорошо одеваются. 38. В шуме не могу сосредоточиться. 39. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой. 40. Не люблю синтетических тканей. 41. Найти удобную обувь для меня очень сложно. 42. От яркости освещения в комнате зависит мое настроение. Обработка результатов методики на определение ведущей модальности : Визуал: 1, 5, 9, 11, 15, 18, 20, 22, 25, 26, 30, 32, 37, 42  Аудиал: 2, 4, 7, 10, 14, 16, 21, 24, 27, 29, 33, 36, 38 Кинестетик: 3, 6, 8, 12, 13, 17, 19, 23, 28, 31, 35, 39, 40, 41. Отличительные Визуальный тип признаки Способ получения  информации Посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие  действия Восприятие  окружающего мира Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают  жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво;  легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка На что обращают  внимание при  общении с людьми На лицо человека, его одежду и внешность Речь Описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и  внешний облик вещей Движения глаз Когда о чем­нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда  слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза Память Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и  учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде Отличительные Аудиальный тип признаки Способ получения  информации Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или  обмена мнениями со своими собеседниками Восприятие  окружающего мира Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под  нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда,  когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима  тишина; в противном случае им приходится отключаться от  раздражающего шума, который исходит от других людей На что обращают  внимание при общении с людьми Речь На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и  сказанные им слова Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы,  которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также  пересказывают то, что говорят другие люди Движения глаз Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго  заглядывают в глаза говорящему Память Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки Отличительные Кинестетический тип признаки Способ получения  информации Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в  подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий  мир, при условии, что тело постоянно находится в движении Восприятие  окружающего мира Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим  простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся  объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не  могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно  двигаться На что обращают  внимание при общении с людьми Речь На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило,  немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в  разговоре свое тело, жесты, пантомимику Движения глаз Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку  именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно  действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд  неизменно направляется в ту сторону Память Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты

Типы модальности

Типы модальности

Типы модальности

Типы модальности

Типы модальности

Типы модальности

Типы модальности

Типы модальности

Типы модальности

Типы модальности

Типы модальности

Типы модальности

Типы модальности

Типы модальности

Типы модальности

Типы модальности

Типы модальности

Типы модальности

Типы модальности

Типы модальности

Типы модальности

Типы модальности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2019