Типы речи
Оценка 5

Типы речи

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
27.03.2017
Типы речи
Публикация является частью публикации:
Типы речи.docx
Муниципальное  казённое общеобразовательное учреждение «Перемышльская средняя общеобразовательная школа» Конкурс профессионального мастерства «Ярмарка педагогических идей и проектов­ 2017» Номинация «Методическая копилка» Методические разработки серии уроков  по теме «Типы речи» 5 класс Учитель русского языка и литературы Николаева Елена Васильевна 2017  Тема урока: «Что такое тип речи» Цель: знать понятия основных типов речи: повествования, описания, рассуждения. Задачи: Обучающие: ­ формирование умения различать типы речи; ­ расширение лексического запаса учащихся. 2.Развивающая: ­ развитие внимания, логического мышления, умения сравнивать, обобщать.  3.Воспитывающие:  ­ воспитание бережного отношения к слову,  ­ привитие любви к природе. Универсальные учебные действия (УУД): Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства. Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее  осуществления. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения  предметной учебной задачи в несколько шагов.  Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают  аргументы фактами. Тип урока: открытие новых знаний. Оборудование: ­ раздаточный материал, учебник. УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская,  С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 5­е изд.,  стереотип. – М.: Дрофа, 2016 Ход урока 2 Для того чтобы прозреть, нужно не только  смотреть по сторонам, нужно научиться видеть.  Хорошо может видеть людей и землю тот, кто их любит. К.Г.Паустовский Оргмомент, мотивация. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно­значимом уровне. Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока. В стране Русского языка, в городе Культура речи сидели трое под деревом: Первый – очень странный тип: Целый день в теньке сидит, Никого не замечает, Рассуждает, рассуждает… И второй тип непростой: Сообщает день­деньской, Словно сводка новостей, Полон всяких он вестей. Обо всём на свете знает,  Ничего он не скрывает, И расскажет нам чудак, Что, зачем, когда и как. Третий тип нас не обидит! Он опишет всё, что видит. Он расскажет, кто какой –  Птица, рыба, зверь лесной. 3 Кто такие здесь сидят? Каждому помочь хотят Очень умным, мудрым быть И красиво говорить.  ­ Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. Проблемное объяснение нового материала Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления. Откроем учебник на стр. 195, п. 67. Запишем тему урока. ­ Чему мы должны сегодня учиться? /Цели урока пробуют сформулировать дети/ Чтение материала на стр. 195 учебника. Работа с упр. 547 (устно), чтение материала на стр. 196. Записи в тетради и на доске: Описание Повествование Рассуждение Какой? Одновременные признаки Последовательные действия Причины свойств и явлений Одно фото Несколько фото Что произошло? Почему? Нет фото ­ Как вы понимаете выражение « окружающая действительность»? ­ Что такое тип речи? (Тип речи ­ способ отражения окружающего нас мира. Мы говорим и  пишем о том, что видим, о чём думаем, как  понимаем происходящее вокруг. Значение  текста зависит от содержания высказывания.) ­ Сколько различают типов речи?( Три: повествование, описание, рассуждение) ­ Каково значение каждого типа речи? Первичное закрепление Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов. 4 Откройте цветную вклейку на стр. 13, посмотрите на фотографию В.Гиппенрейтера. Работа в паре по вариантам. 1 вариант. Опишите медведя. 2 вариант. Расскажите, что делает медведь. 3 вариант. Почему зимой медведь опасен?  ­ Проверяем полученные тексты. Определяем тип речи, делаем поправки. Работа с памяткой. Как определить тип речи: 1. Внимательно прочти текст, определи, ради чего создано это высказывание: а) если охарактеризовать какой­ либо предмет, сообщить о его признаках, то это описание; б) если сообщить о сменяющих друг друга действиях, то это повествование; в )дать объяснение какому­либо факту, явлению, событию, то это рассуждение. 2. Если вы сомневаетесь в правильности своего ответа, используйте приём  фотографирования: а) если содержание высказывания можно передать одной фотографией, то это описание; б) если содержание высказывания можно передать несколькими фотографиями, то это  повествование; в) если содержание высказывания нельзя передать в фотографиях, то эторассуждение. Работа с фотографией В.Гиппенрейтера на стр. 11. Зарянка. Упр. 552  ­ Что вы знаете об этой птичке? Послушайте предложения. Можно ли их назвать текстом? (Вспоминаем, что такое текст.)  ­ Определите тип речи. 1.Зарянка ­  птичка небольшая, сантиметров 15 в длину. У неё очень «правильная» осанка:  голову она держит прямо, красивую грудку выставляет вперед, ножки расставлены, а  хвостик для равновесия немного опущен. Голова у зарянки крупная, глазки как черные  бусинки, брюшко упитанное, а хвостик тоненький. 5 Самое необычное у этой птицы ­ её оперение. Серо­оливковые крылышки и спинка,  беловатый животик хорошо гармонируют с серым цветом хвоста. Но самое главное  украшение зарянки – ее необычайно яркая грудка. 2.Самое необычное у этой птицы ­ ее оперение. Серо­оливковые крылышки и спинка,  беловатый животик, серый хвост ­ такая окраска помогает хитрой пичуге быть незаметной  среди упавшей листвы и невысоких кустарников в поисках уползающей или убегающей  добычи. Яркая грудка цвета утренней зари, горлышко и часть клюва  придает птице  привлекательный и нарядный вид. Именно поэтому в древности эту птаху назвали  зарянкой. 3.Зарянку можно встретить от Москвы до Урала. Зимой она улетает в более теплые края,  но, как только солнышко начинает пригревать сильнее, она возвращается обратно на  родину.   На завтрак она с удовольствием поедает паучков и тлю, очищая листья от вредителей, а  на обед лакомится ягодами смородины, черники и облепихи.  ­ На какой вопрос отвечает каждый из текстов? Работа  с поэтическим текстом (работа в паре) Малиновка – милая певчая птица. Причина названия – очень проста: Её, словно букву на книжной странице, Не сразу найдёшь в непролазных кустах! Оливково­бурое лёгкое тельце, И белое брюшко, и рыжая грудь… Поверьте, что нужно быть знатным умельцем – В шипастой малине прокладывать путь! Малиновка, прыгая с ветки на ветку, Усердно клюёт насекомых весь день; Свивает гнездо на земле, как наседка, Упрятав его в непроглядную тень… 6 Живёт – от Норвегии и до Урала; Зимой – улетает с птенцами на юг… И в наших лесах этих птичек немало: Ведь знают они: человек – это друг!   Андрей Кропотин ­ Как вы думаете, почему эту птичку называют малиновкой? (зарянка – просыпается на  утренней зорьке, малиновка – яркая грудка, любит прятаться в малине) ­ Найдите в стихотворении примеры разных типов речи. Докажите. Итог урока  Выставление отметок Домашнее задание:  п.67, упр. 549 /на выбор, ученик сам выбирает тему и определяет, какой тип речи будет  использовать в творческой работе) Рефлексия  Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов  деятельности своей и всего класса  ­ Исследование какой темы вели на уроке? ­ Какие понятия разобрали? ­ Удалось ли решить поставленную задачу? ­ Каким способом? ­ Какие получили результаты? ­ Что нужно сделать ещё? ­ Где можно применить новые знания? 7 8

Типы речи

Типы речи

Типы речи

Типы речи

Типы речи

Типы речи

Типы речи

Типы речи

Типы речи

Типы речи

Типы речи

Типы речи

Типы речи

Типы речи

Типы речи

Типы речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017