Типы речи

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Типы речи.docx
Муниципальное  казённое общеобразовательное учреждение «Перемышльская средняя общеобразовательная школа» Конкурс профессионального мастерства «Ярмарка педагогических идей и проектов­ 2017» Номинация «Методическая копилка» Методические разработки серии уроков  по теме «Типы речи» 5 класс Учитель русского языка и литературыНиколаева Елена Васильевна 2017  Тема урока: «Что такое тип речи» Цель: знать понятия основных типов речи: повествования, описания, рассуждения. Задачи: Обучающие: ­ формирование умения различать типы речи; ­ расширение лексического запаса учащихся. 2.Развивающая: ­ развитие внимания, логического мышления, умения сравнивать, обобщать.  3.Воспитывающие:  ­ воспитание бережного отношения к слову,  ­ привитие любви к природе. Универсальные учебные действия (УУД): Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства. Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее  осуществления. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения  предметной учебной задачи в несколько шагов.  Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают  аргументы фактами. Тип урока: открытие новых знаний. Оборудование: ­ раздаточный материал, учебник. УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская,  С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 5­е изд.,  стереотип. – М.: Дрофа, 2016 Ход урока 2Для того чтобы прозреть, нужно не только  смотреть по сторонам, нужно научиться видеть.  Хорошо может видеть людей и землю тот, кто их любит. К.Г.Паустовский Оргмомент, мотивация. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно­значимом уровне. Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока. В стране Русского языка, в городе Культура речи сидели трое под деревом: Первый – очень странный тип: Целый день в теньке сидит, Никого не замечает, Рассуждает, рассуждает… И второй тип непростой: Сообщает день­деньской, Словно сводка новостей, Полон всяких он вестей. Обо всём на свете знает,  Ничего он не скрывает, И расскажет нам чудак, Что, зачем, когда и как. Третий тип нас не обидит! Он опишет всё, что видит. Он расскажет, кто какой –  Птица, рыба, зверь лесной. 3Кто такие здесь сидят? Каждому помочь хотят Очень умным, мудрым быть И красиво говорить.  ­ Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. Проблемное объяснение нового материала Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления. Откроем учебник на стр. 195, п. 67. Запишем тему урока. ­ Чему мы должны сегодня учиться? /Цели урока пробуют сформулировать дети/ Чтение материала на стр. 195 учебника. Работа с упр. 547 (устно), чтение материала на стр. 196. Записи в тетради и на доске: Описание Повествование Рассуждение Какой? Одновременные признаки Последовательные действия Причины свойств и явлений Одно фото Несколько фото Что произошло? Почему? Нет фото ­ Как вы понимаете выражение « окружающая действительность»? ­ Что такое тип речи? (Тип речи ­ способ отражения окружающего нас мира. Мы говорим и  пишем о том, что видим, о чём думаем, как  понимаем происходящее вокруг. Значение  текста зависит от содержания высказывания.) ­ Сколько различают типов речи?( Три: повествование, описание, рассуждение) ­ Каково значение каждого типа речи? Первичное закрепление Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов. 4Откройте цветную вклейку на стр. 13, посмотрите на фотографию В.Гиппенрейтера. Работа в паре по вариантам. 1 вариант. Опишите медведя. 2 вариант. Расскажите, что делает медведь. 3 вариант. Почему зимой медведь опасен?  ­ Проверяем полученные тексты. Определяем тип речи, делаем поправки. Работа с памяткой. Как определить тип речи: 1. Внимательно прочти текст, определи, ради чего создано это высказывание: а) если охарактеризовать какой­ либо предмет, сообщить о его признаках, то это описание; б) если сообщить о сменяющих друг друга действиях, то это повествование; в )дать объяснение какому­либо факту, явлению, событию, то это рассуждение. 2. Если вы сомневаетесь в правильности своего ответа, используйте приём  фотографирования: а) если содержание высказывания можно передать одной фотографией, то это описание; б) если содержание высказывания можно передать несколькими фотографиями, то это  повествование; в) если содержание высказывания нельзя передать в фотографиях, то эторассуждение. Работа с фотографией В.Гиппенрейтера на стр. 11. Зарянка. Упр. 552  ­ Что вы знаете об этой птичке? Послушайте предложения. Можно ли их назвать текстом? (Вспоминаем, что такое текст.)  ­ Определите тип речи. 1.Зарянка ­  птичка небольшая, сантиметров 15 в длину. У неё очень «правильная» осанка:  голову она держит прямо, красивую грудку выставляет вперед, ножки расставлены, а  хвостик для равновесия немного опущен. Голова у зарянки крупная, глазки как черные  бусинки, брюшко упитанное, а хвостик тоненький. 5Самое необычное у этой птицы ­ её оперение. Серо­оливковые крылышки и спинка,  беловатый животик хорошо гармонируют с серым цветом хвоста. Но самое главное  украшение зарянки – ее необычайно яркая грудка. 2.Самое необычное у этой птицы ­ ее оперение. Серо­оливковые крылышки и спинка,  беловатый животик, серый хвост ­ такая окраска помогает хитрой пичуге быть незаметной  среди упавшей листвы и невысоких кустарников в поисках уползающей или убегающей  добычи. Яркая грудка цвета утренней зари, горлышко и часть клюва  придает птице  привлекательный и нарядный вид. Именно поэтому в древности эту птаху назвали  зарянкой. 3.Зарянку можно встретить от Москвы до Урала. Зимой она улетает в более теплые края,  но, как только солнышко начинает пригревать сильнее, она возвращается обратно на  родину.   На завтрак она с удовольствием поедает паучков и тлю, очищая листья от вредителей, а  на обед лакомится ягодами смородины, черники и облепихи.  ­ На какой вопрос отвечает каждый из текстов? Работа  с поэтическим текстом (работа в паре) Малиновка – милая певчая птица. Причина названия – очень проста: Её, словно букву на книжной странице, Не сразу найдёшь в непролазных кустах! Оливково­бурое лёгкое тельце, И белое брюшко, и рыжая грудь… Поверьте, что нужно быть знатным умельцем – В шипастой малине прокладывать путь! Малиновка, прыгая с ветки на ветку, Усердно клюёт насекомых весь день; Свивает гнездо на земле, как наседка, Упрятав его в непроглядную тень… 6Живёт – от Норвегии и до Урала; Зимой – улетает с птенцами на юг… И в наших лесах этих птичек немало: Ведь знают они: человек – это друг!   Андрей Кропотин ­ Как вы думаете, почему эту птичку называют малиновкой? (зарянка – просыпается на  утренней зорьке, малиновка – яркая грудка, любит прятаться в малине) ­ Найдите в стихотворении примеры разных типов речи. Докажите. Итог урока  Выставление отметок Домашнее задание:  п.67, упр. 549 /на выбор, ученик сам выбирает тему и определяет, какой тип речи будет  использовать в творческой работе) Рефлексия  Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов  деятельности своей и всего класса  ­ Исследование какой темы вели на уроке? ­ Какие понятия разобрали? ­ Удалось ли решить поставленную задачу? ­ Каким способом? ­ Какие получили результаты? ­ Что нужно сделать ещё? ­ Где можно применить новые знания? 78

Посмотрите также