Типы заданий, используемых при подготовке детей к олимпиадам, ГИА
Оценка 4.6

Типы заданий, используемых при подготовке детей к олимпиадам, ГИА

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
биология
5 кл—11 кл
04.05.2018
Типы заданий, используемых при подготовке детей к олимпиадам, ГИА
В работе приведены примеры заданий, которые используются при подготовке к Олимпиаде, ГИА. Задания разработаны в соответствии с технологией развития критического мышления. Подобные задания могут быть использованы на всех типах этапах урока и при проведении всех типов уроков. Результатом роботы по этой методике является высокие баллы ЕГЭ, призеры и победители Олипиады
работа с одаренными детьми1.docx
«Применение приемов технологии развития критического мышления при работе с одаренными детьми» УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ  1 КАТЕГОРИИ ФОМИНА Н.А. МБОУ «2­МИХАЙЛОВСКАЯ СОШ» 2017 РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ  В УРОЧНОЕ  И  ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ПО БИОЛОГИИ. Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –  Не худшая все­таки участь: Мне кажется, я их чему­то учу, А это они меня учат. А.Дольский         Проблема работы с одарёнными детьми – одна из актуальных задач современного образования.   Раннее   выявление,   обучение   и   воспитание   одаренных   и   талантливых детей составляет одну из главных проблем  совершенствования  системы  образования.        Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?             Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно   яркая   звёздочка   на   небосклоне,   требующая   к   себе   особого   внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.  Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка   и   развить   его   способности,   подготовить   почву   для   того,   чтобы   эти способности   были   реализованы.   Именно   в   школе   должны   закладываться   основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.   За 20 года работы в школе, мне посчастливилось  работать с одаренными детьми.  На  самом деле эти дети одаренны во всем. Большинству одаренных детей присущи  особые черты, отличающие их от большинства сверстников.  Как правило,  их  отличает высокая любознательность и исследовательская активность. В нашей школе ведется  большая работа по выявлению, развитию и воспитанию таких  детей. Учителя привлекают их к участию в различных конкурсах, заочных и очных  олимпиадах,  чемпионатах.  Многие   дети нашей школы участвовали и стали  призерами и победителями международных конкурсов «Кенгуру»,  «Лисенок»,    «Русский медвежонок», мои ученики стали призерами конкурсов Олимпус, «Страна  талантов», олимпиадах по предмету. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой  искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно  приложить немалые усилия. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды. Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты: ∙        выявление одаренных детей; Задания на нахождение закономерностей ∙        развитие творческих способностей на уроках; ∙        развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы,  проектная деятельность). Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей:  любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы,  склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую приемы развития  критического мышления, творческие задания, занимательные опыты, материалы и  задачи. Все это, помимо подготовки к олимпиадам  облегчает подготовку к  государственной итоговой аттестации. Приведу примеры некоторых заданий, которые  можно использовать для развития одаренности учащихся при обучении биологии в  разных классах:  Закон симметрии – один из законов развития живой природы, в результате простых  наблюдений это несложно заметить, чтобы научить этому, необходимо предлагать  учащимся решать следующие задачи: а) Подумать, что общее имеют: Млечный Путь, морская раковина, горный баран,  Попробовать найти примеры спиралей в природе и технике. б) Найти в окружающей действительности и нарисовать объекты с одной осью  симметрии; в) Дорисовать вторую половину рисунка: частей тела, органов животного, растения и  т. д.  делая которые, люди пользовались аналогиями с живой природой.   Например, если даны понятия «гусь», «животное», «птица», «домашние птицы», то их следует расположить так: «гусь  –птица – домашние птицы – животное». 1. Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные.  2. Бледная поганка; ядовитый гриб; гриб; пластинчатый гриб. 3. Позвоночные; насекомоядные; выхухоль; млекопитающие.    Назовите Например, «черешковый – сидячий» (лист) 2. Вены – артерии (сосуды) 3. Корзинка – колос (соцветия) 5. Кокки – бациллы. (бактерии)  русский»    (Такие   упражнения   очень   хорошо   использовать   в   качестве   паузы   между   двумя письменными   видами   учебной   работы.   Две­три   пословицы,  «переведенные   на   язык биологических терминов, потребуют для обратного перевода и образного мышления и анализа смысла отдельных слов, одновременно, развивая чувство юмора). Примеры: 1. Сбился с азимута среди тpex голосеменных. (Заблудился в тpex соснах).  задания на развитие логического мышления: составление синквейна  расположение понятий от более частных к более общим;  упражнение, которое любят учащиеся 5­7 классов «перевод с русского на Задания на нахождение аналогий. Например, найти технические объекты,  нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых;   обобщающее   (родовое)   понятие   к   данным   видовым. Сорока Лисичка Загар           Моль Инфузория туфелька 2. На один из органов кровоснабжения не распространяется законы дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).  3. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит). Пример: шутливая разминка для тренировки межполушарного взаимодействия: Птица­кашевар Хитрый гриб Солнечный макияж Бабочка из шкафа Обувь с ресничками  Задания,   направленные   на   развитие   речи   и   воображения.  задания   на развития творческого мышления: Например, придумать название к тексту, картине; написать   письмо   несуществующему   животному,   составить   рассказ.,   используя понятия,   изученные   на   уроке   и   т.   д.   Например,   при   изучении   темы   «Воздушное питание   растений»   в   6   классе   учащиеся   составляли   рассказ   «Необычайные приключения хлорофилла», при изучении строения клетки представляли клетку как город. Самые   интересные  предложения  изображели   на доске  (  комплекс   Гольджи­ заправочная станция,  ядро­ здание городской администрации, ЭПС­дороги и.т.) Следующий тип заданий­творческие работы учащихся состоят в создании:     • 1. Сердце – это удивительный орган, который не знает ни сна, ни отдыха.  И на вопрос, что думает обо мне мое сердце трудно однозначно ответить.  ­Наверное, иногда мое сердце меня презирает, за то что, не смотря на мой молодой возраст,   я   приношу   ему   страшную   боль.   А   оно   каждый   раз   страдает.   От   каждой выкуренной мной сигареты.  ­ Несколько раз я пыталась бросить курить, постоянно ссорилась с мамой, и каждый раз мое сердце учащенно билось. Билось, рвалось наружу, словно хотело сказать, что же ты делаешь, ведь ты же враг самой себе!  ­  Я часто  огорчаю своих  родителей.  Мое поведение  оставляет  желать лучшего. И каждый раз, когда я ругаюсь с ними, буйствует мое сердце. Оно хочет мне сказать, остановись ты не права, ведь родители хотят тебе только добра, но я не слышу его.   ­ А оно стучит и стучит. Оно меня слышит и понимает. И в минуту отчаяния, положив ладонь на грудь, я чувствую, что оно мой самый настоящий друг.    Открытые творческие задачи по биологии:  Например:                                                                                                                               а). Почему, испугавшись чего­нибудь, лошадь начинает фыркать?         (использую метод вживания)                          (Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она очищает свой нос и по запаху может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает).  компьютерных презентаций к урокам; кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад; викторин. Для учащихся, имеющих литературный талант ­ написать стихи, сочинения.  Пример творческой работы учащихся: «Что думает обо мне мое сердце?» б). С незапамятных времён люди заметили, что если опустить лягушку в сосуд с молоком, то оно дольше не киснет. Хозяйки так и делали: в летнюю жару в кринки с молоком опускали лягушек. Объяснение было простое: холодная лягушка охлаждает молоко. Но когда провели эксперимент и измерили температуру молока с лягушкой и без неё, то никаких различий не обнаружили. Почему же тогда молоко с лягушкой остаётся долго свежим и не киснет?  (Оказалось, что выделения лягушачьей кожи обладают уникальными бактерицидными свойствами)  Г). Если курица стоит на одной ноге и весит 2 кг, то, сколько она буде весить, если встанет на две ноги? Д). Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то, сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышь?  задания на прогнозирование ситуаций. Что будет, если вырубить в лесу все деревья? Последствия осушения болот. 2. Задачи на исправление ошибок.  Например: Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила.                     Весь бархат мой с его живым миганьем­ Лишь два крыла.                    …Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу?                     Здесь на цветок я легкий опустилась                     И вот дышу… (ответ:две пары крыльев)                                                                        А. Фет  Часто сама проговариваю заранее продуманные фразы с ошибками, прошу детей найти ошибку и доказать, что я не права.  решение биологических задач на выдвижение гипотез и их защиту: Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по биологии.   В   школе       учащиеся   могут   проявить   себя   в   различных   викторинах, конкурсах:   «Умники   и   умницы»,   «Кто   хочет   стать   миллионером»,  “Своя   игра”, “Найди лишнее”. ,  ролевые игры  “Суд над сигаретой”, «суд над хлорофиллом»  «Интеллектуальный марафон по биологии» ( в 2015­16 году прошел такой марафон среди учащихся 8­9 классов: шел марафон в течении двух недель, дети решали тесты, логические   задачи,   составляли   задания   или   рассказы,   готовили   презентации, результатом   марафона   стала   мини­конференция,   на   которой   дети   выступали   со своими  докладами «Предупреждение  желудочно­кишечных  заболеваний», «Влияние кислотных   дождей   на   организм».   Во   время   марафона   на   доске   висела   таблица результатов, в которой отражались баллы всех участников. До финала дошли не все, но победившие в следующем году и стали участниками школьного и муниципального этапа олимпиад.    Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы  являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных  детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки  учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях,  научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С  талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи. Для  подбора заданий подготовки к олимпиадам использую информационные ресурсы: в ВК группа «КПД БИО», с которой идут ссылки на сайты по подготвке  олимпиадам,  страницу министерства образования, на которой расположена информация о этапах,  сроках олимпиад, ссылки, рекомендованные для использования  при подготовке к  олимпиадам.: «Сурок» : http://www.rosolymp.ru/ , http://vos.olimpiada.ru/,  http://olymp.apkpro.ru,  исходя из заданий проводим подборку материала, изучаем его  углубленно, используем методические рекомендации, расположенные на этих сайтах и сайте отдела образования. Особое место в работе с одаренными детьми, развитии их творческих способностей при   обучении   биологии,   стоит   отвести   организации проектно­исследовательской деятельности. Ребята, под опытным руководством учителя, выбирают интересующий натуральный   объект,   явление,   процесс,   определяют   тему   исследования,   учатся формулировать   цели   и   задачи   предстоящей   исследовательской   деятельности, выдвигать гипотезы, планировать этапы работы, проводить исследования, оформлять результаты   работы   и   как   финал   –   защищать   свой   творческий   исследовательский проект.   Примеры   проектов:  «Аромотерапия­   влияние   на   организм»,   «Влияние химического   состава   воды   на   организм»,   «Кожа­   заркало   здровья»,   «Живые барометры»,   «Акустический   шум   и   его   влияние   на   организм».   Одной   их   форм аттестации   является проекта. школе   в   защита       Работа   с  одаренными   детьми   требует   от   учителя   гибкости   мышления,  творчества, позволяет чувствовать себя свободно в рамках школьной программы, предполагает совместную творческую деятельность. Педагог должен быть сам увлечен настолько, чтобы его эмоциональный настрой сам по себе служил мотивацией к деятельности.  Таким   образом,   чтобы   работать   с   одаренными   детьми   нужно   в   первую   очередь измениться самим. Для того чтобы определить насколько вы готовы к работе с такими детьми,  я   предлагаю   вам   пройти   небольшой   тест.  Выберите   из   предложенных   вам качеств ваших учеников те, которые вам больше нравятся. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Дисциплинированный Неровно успевающий Организованный Выбивающий из общего темпа Эрудированный Странный в поведении, непонятный Умеющий поддержать общее дело, коллективист Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями Стабильно успевающий Занятый своими делами, индивидуалист Быстро, «на лету» схватывающий Конфликтный Легкий в общении Иногда не может понять очевидного Ясно выражающий свои мысли Не всегда подчиняется большинству Если четных положительных  ответов больше, то Вы нестандартный  педагог  и уже готовы к работе с одаренными детьми.     Подводя итог ко всему выше сказанному необходимо отметить, что одаренные дети –  это особый мир детства, и задача педагогов понять этот мир, направить все усилия на  то, чтобы передать детям максимум своего опыта и знаний, используя разные виды  деятельности, но главное помнить, что обычные «мерки» к ним не подходят.  Необходимо знать природу одаренности и стимулировать ее проявление. Целостный  подход к одаренному ребенку как к личности позволит максимально реализовать его  дар. И напоследок, хочу привести высказывание Сократа: «Учитель, подготовь себе  ученика, у которого сам сможешь учиться».

Типы заданий, используемых при подготовке детей к олимпиадам, ГИА

Типы заданий, используемых при подготовке детей к олимпиадам, ГИА

Типы заданий, используемых при подготовке детей к олимпиадам, ГИА

Типы заданий, используемых при подготовке детей к олимпиадам, ГИА

Типы заданий, используемых при подготовке детей к олимпиадам, ГИА

Типы заданий, используемых при подготовке детей к олимпиадам, ГИА

Типы заданий, используемых при подготовке детей к олимпиадам, ГИА

Типы заданий, используемых при подготовке детей к олимпиадам, ГИА

Типы заданий, используемых при подготовке детей к олимпиадам, ГИА

Типы заданий, используемых при подготовке детей к олимпиадам, ГИА

Типы заданий, используемых при подготовке детей к олимпиадам, ГИА

Типы заданий, используемых при подготовке детей к олимпиадам, ГИА

Типы заданий, используемых при подготовке детей к олимпиадам, ГИА

Типы заданий, используемых при подготовке детей к олимпиадам, ГИА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2018