План-конспект урока по русскому языку.
Ссылка на учебник: https://alleng.org/d/rusl/rusl829.htm
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цель урока: формирование умения правильно применять правило постановки знака препинания тире между подлежащим и сказуемым.
Задачи: 1) образовательные: познакомить с основными правилами постановки тире меджу подлежащим и сказуемым; формировать умение видеть соответствующую пунктограмму в тексте; повторить прошлую тему: «Составное именное сказуемое».
2) развивающие: развивать словарный запас, зрительное внимание, память, устную связную речь.
3) воспитательные: развивать интерес к изучению языка, формировать ценностное отношение к русскому языку, воспитывать нравственные качества личности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник по русскому языку 8 класса, раздаточный материал, мультимедийная установка.
Ход урока.
I. Организационный момент.
«Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. Проверьте, пожалуйста, у всех ли есть учебники, тетради и ручки. Проверили? Хорошо, сейчас мы отметим отсутствующих и начнём урок.
II. Объявление темы и целей.
«Ребята, тема нашего сегодняшнего урока – это тире между подлежащим и сказуемым, и наша задача сегодня – научиться правильно употреблять такой важный знак препинания между подлежащими и сказуемыми. Начнём».
III. Опрос.
Ребята, у вас возникли какие-нибудь затруднения с выполнением домашнего задания? Хорошо, Давайте его проверим.
1. Проверка домашнего задания. «На дом вам было задано 116 упражнение на странице 87». В случае затруднений поясняется упражнение. Вызывать одного ученика на предложение, он прочитает выполненное задание.
Способ проверки – выборочная проверка.
1. Лишь я, таинстве(нн)ый певец, на берег выброшен грозою.(прич)
2. Месяц казался клочком дыма. (сущ)
3. Первым пришёл дед. (числ)
4. Весь он был набекрень.(нар)
5. Чай стоял нетронутый. (прич)
6. Как некстати было это воспоминание. (нареч)
7. Всё тот же он; сем(ь)я всё та же.(местоим)
8. Дама казалась рассерже(нн)ой, (не)выспавшейся.(прич)
9. Настя работала секретарём в Союз(е) художников. (сущ)
Думаю, вы хорошо справились с домашним заданием.
2. Фронтальный опрос. Молодцы. Теперь давайте повторим то, что изучили на прошлом уроке. Закройте, пожалуйста, учебники и вспомните то, что вы повторяли дома. Итак:
· Какое сказуемое называют составным именным? (Это сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его лексическое значение)
· Приведите примеры составных именных сказуемых. (вода была чистая, одежда была грязная, он стал победителем, небо сделалось тёмным)
· Какие глаголы могут выступать в роли связок? (быть, стать, делаться, становиться, являться, прийти (не придти!), возвратиться, вернуться, приехать и т.д.)
· Что обозначает составное именное сказуемое и на какие вопросы отвечает? (СИС обозначает признак предмета или его свойство и отвечает на вопросы: каков предмет? что такое предмет?)
«Ну что же, молодцы, ребята, вы справились с этим заданием и хорошо усвоили тему прошлого занятия. Продолжим нашу работу.
IV. Объяснение нового материала.
А) Наблюдение над языковым материалом.
Откройте, пожалуйста, упражнение 128 на странице 92. Нам нужно списать предложения, в каждом из них подчеркнуть подлежащее и сказуемое, а сверху надписать, чем они выражены.
Нам нужно запомнить такое правило: если у сказуемого есть глагол-связка, то тире между подлежащим и сказуемым не ставится.
Выполняют все ученики в тетрадях. Время для выполнения – 2 минуты, после чего по три ученика с каждого ряда читают по предложению и разбирают его.
1.Жизнь (сущ. в им.п.) —
бесконечное горенье (сущ. в им.п.) в глубинах скрытого огня.
2. Пятью шесть — тридцать. (числительные в им.п.)
3. Помочь (неопр.форма)ближнему — изведать (неопр.форма)
радость.
4. Поздороваться (неопр.форма) первым — очень важное проявление
(сущ. в им.п.) вежливости.
5. Назвать (неопр.форма) кого-нибудь стариком — значит оказать
(неопр.форма) ему уважение.
6. Русская культура (сущ.в им.п.) — это радость (сущ.в им.п.) Пушкина...
7. Полнота (сущ.в им.п.)человеческого бытия — вот что такое
Пушкин (сущ.в им.п.)
8. Я (личн. местоим) ещё молодой человек (сущ.в им.п.).
9. У лжи ноги (сущ.в им.п.) коротки (кр.прил).
10. Нерешительный человек (сущ. в им. п.) что незакалённый меч
(сущ. в им. п.).
11. Попытка не пытка. (сущ-ые в им.п.)
Ребята, вы,
вероятно, уже слышали раньше о такой пословице: Попытка не пытка? Вы знаете, о
чём она? (Стоит попытаться сделать что-либо, даже если не уверен в успехе).
Интересно, что у пословицы есть продолжение. Вы знаете о нём? (Попытка не
пытка, а спрос не беда). А ведь у многих пословиц есть продолжения, о которых
мы даже не догадываемся. Например: Голод не тетка, пирожка не поднесет. На
чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай. Ни рыба, ни
мясо, ни кафтан, ни ряса.
Убедитесь ещё раз, насколько богат русский язык.
Б) Чтение правила. Мы видели из предыдущего упражнения, что подлежащие и сказуемые выражены разными частями речи, где-то тире ставится, а где-то его нет. Сейчас мы прочитаем правило на странице 92 и 93 и узнаем, в каких же случаях тире ставится, а в каких оно не нужно.
(Читают 4 ученика).
Ответьте, пожалуйста:
· Когда тире между подлежащим и сказуемым ставится? (схематически изображать на доске ответ)
- если подлежащее и сказуемое выражены существительными или количественными числительными в именительном падеже;
- если оба главных члена выражены инфинитивом или один из них — инфинитивом, а другой — существительным в именительном падеже
- если сказуемое выражено фразеологическим или синтаксически несвободным сочетанием
- если в сказуемом есть частицы это, вот, значит
К этим правилам нужно добавить ещё одно: ставится тире между подлежащим и сказуемым в такой конструкции:
подлежащее-существительное + причастный оборот + частица это (или отсутствие её) + сказуемое-существительное.
ИС, I I, - (это) ИС
Все книги, указанные в этом списке, (—) (это) классическая проза.
· Когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится?
- если подлежащее выражено личным местоимением
- если сказуемое выражено прилагательным, местоимением, наречием, предложно-именным сочетанием
- если в сказуемом имеется отрицательная частица не или сравнительные частицы как, словно, как будто и др.
V. Физкультминутка. «Хорошо, дети, давайте на минуту отвлечёмся от учёбы и сделаем физкультминутку. Встаньте и следуйте моим инструкциям:
Одолела вас дремота,
Шевельнуться неохота?
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх побольше потянитесь,
(Руки вверх, потянулись.)
Окончательно проснитесь.
Руки вытянуть пошире.
(Руки в стороны.)
На секундочки четыре.
Наклониться хоть немного
(Наклоны туловища.)
И изобразить дорогу.
(Шаги на месте.)
На носок, на пятку встаньте
И тихонько вместе сядьте.
Молодцы! Продолжаем урок».
VI. Закрепление материала на теоретическом уровне.
А) (Работа у доски) Хорошо, ребята, давайте выполним упражнение 129 на странице 93. Нам нужно списать предложения, подчеркнуть подлежащие и сказуемые и указать, чем они выражены. (Вызвать к доске двух учеников, которые будут разбирать по 3 предложения и одного ученика для морфологического разбора, остальные ученики пишут в тетрадях, даётся две минуты) Ставить оценки можно сразу после работы у доски.
1.Равнодушие — это паралич(-) души, преждевременная смерть (сущ-ые в им.п.)
2. Самая страшная вещ(ь) — безразличие. (сущ-ые в им.п.) Если с ним не борот(ь)ся (неопр. форма), оно (личн.местоим), как трясина, может погубить (глаг.-связка+инфинитив) любого человека.
3. Такт — это разум (сущ-ые в им.п.) сер(д)ца.
4. Сочу(в)ствие чужой радости — это дар гораздо более редкий, нежели сочу(в)ствие чужому страданию (сущ-ые в им.п.)
5. Руки (сущ. в им.п.), дарующие помощ(ь), святее (прилаг) молящихся уст.
6. Будущее — это воздух жизни, движение жизни, это сама жизнь (сущ-ые в им.п.)
7. Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от поры детства (сущ-ые в им.п.).
Повторить тему «Мягкий знак после шипящих» Ставим мягкий знак: Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и винительном падеже. Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.
Не надо писать мягкий знак: В существительных мужского рода единственного числа, именительного падежа. Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.
Б) Работа с карточками. Сейчас я вам раздам небольшие карточки, в которых вы определите, где нужно, а где не нужно ставить тире. (Распределить карточки по три предложения по рядам, выборочная проверка)
1. Чистая совесть – превосходное снотворное.
2. Чистота души есть основа всего.
3. Все гости, пришедшие на праздник, - друзья хозяина.
4. Правдивость – это дыхание жизни, это основа всякого достоинства.
5. Голова без знаний как колодец без воды.
6. Флигель, построенный не так давно, - единственное убежище.
7. Хороший вкус – это прежде всего чувство меры.
8. Эта собака будет его лучшим другом.
9. Длина Августовского канала, соединяющего Неман с Вислою, – 102 километра.
В) Дополнительное задание, исходя из оставшегося времени.
В упражнении 130 нам нужно запомнить афоризмы и пословицы и письменно объяснить постановку тире, подчеркнуть подлежащее и сказуемое. (Вызвать трёх учеников к доске (3, 5 и 6 предложения), остальные работают в тетради)
1. Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик (в сказуемом имеется частица «это»)
2. Много говорить и много сказать не есть одно и то же (глагол-связка «есть» с частицей «не»)
3. Молчаливость и скромность — качества, очень пригодные для разговора (подл. и сказ. выр. сущ-ми в им.п)
4. Правда — воздух, без которого дышать нельзя (подл. и сказ. выр. сущ-ми в им.п)
5. Правда — это значит победа совести в человеке (частица «это»)
6. Корень учения горек, а плоды его сладки. (сказ. выр. крат. прил.)
7. Незаконченное дело что конь о трёх подковах. («что» = «как», сравн. частица)
8. Пеший конному не товарищ. (частица «не» перед сказуемым)
VII. Подведение итогов урока. Ребята, давайте подведём итог того, что же мы сегодня узнали.
Когда тире между подлежащим и сказуемым ставится? (схематически изображать на доске ответ)
- если подлежащее и сказуемое выражены существительными или количественными числительными в именительном падеже;
- если оба главных члена выражены инфинитивом или один из них — инфинитивом, а другой — существительным в именительном падеже
- если сказуемое выражено фразеологическим или синтаксически несвободным сочетанием
- если в сказуемом есть частицы это, вот, значит
- подлежащее-существительное + причастный оборот (-) частица это (или её отсутствие) + сказуемое-существительное.
Когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится?
- если подлежащее выражено личным местоимением
- если сказуемое выражено прилагательным, местоимением, наречием, предложно-именным сочетанием
- если в сказуемом имеется отрицательная частица не или сравнительные частицы как, словно, как будто и др.
VIII. Домашнее задание. Повторить параграф 20, упр. 131 (Ставятся оценки за домашнее задание, активную работу, по критериям объясняются оценки).
Звенит звонок, вы можете быть свободны. До свидания, ребята.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.