ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по теме: «Память
жанра»
ФИО: Гаврилова
Элеонора Иосифовна
Место работы; КГБОУ «Канский морской кадетский корпус»
Должность: учитель, педагог дополнительного образования.
Предмет: музыка, хор, вокал.
Класс: 7
Тема и номер урока в теме: №13
Базовый учебник: Искусство. Музыка. 7 класс, Т. И. Науменко, В. В. Алеев
Цель урока: пробудить интерес к танцевальной музыке, сформировать представление обучающихся о понятии «память жанра»
Планируемые результаты:
− личностные: научатся уважать чувства человека;
− метапредметные: выражают свои мысли, отстаивают и аргументируют своё мнение, отвечают на вопросы, делают выводы, составляют план, выделяют и формулируют цель;
− предметные: Научатся определять взаимосвязь жанровых и интонационных основ музыки; понимать взаимосвязь между жанром музыкального произведения и его содержательным воплощением.
Формируемые УУД:
− личностные: уважать чувства человека, иметь мотивацию к учебной ДЕ;
− регулятивные: ставить и формулировать учебные задачи, составлять план для их решения
− познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации в учебнике, справочной литературе, знать музыкальные термины.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная
Техническое оборудование и наглядные средства обучения: презентация, учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия, гексы, компьютер, проектор, инт доска.
Структура и ход занятия
Этап урока |
Деятельность учителя |
Осуществляемые действия обучающихся |
Формируемые умения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организацион- ный |
Приветствие. Готовность к уроку. Создание атмосферы комфорта. |
Осуществляют самопроверку готовности к уроку, настраи-ваются на учеб-ную ДЕ |
Настраиваются на успешность ра-боты, проявляют эмоциональную отзывчивость |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний и умений |
Вспомним, какие виды музыкальных образов могут звучать в музыке? Какие произведения мы слушали? (по желанию обучающиеся создают 2 группы из трёх человек и работают с гексами. Набор гексов для первой группы: -1 шестиугольник (Музыкальный образ) -3 шестиугольника пустых Набор гексов для второй группы: -3 шестиугольника («Лесной царь» Ф. Шуберт, «Прелюдия» С. Рахманинов, «Океан-море синее» Н. Римский-Корсаков) - 3 шестиугольника (лирический, эпический, драматический)
Первая группа. Обучающиеся записывают в пустые гексы (лирический, эпический, драматический).
Вторая группа. К трём шестиугольникам (лирический, эпический, драматический), обучающиеся прикладывают шестиугольники («Лесной царь» Ф. Шуберт, «Прелюдия» С. Рахманинов, «Океан-море синее» Н. Римский-Корсаков).
Остальные (по желанию) зачитывают стихотворения или демонстрируют рисунки, в которых воплощён эпический, драматический или лирический образ. Оцениваю работы. |
Работают с гексами в груп-пах.
Индивидуальная. (по желанию) зачитывают стихотворения или демонстри-руют рисунки. |
Проявляют инте-рес у учебному материалу, прояв-ляют уважение друг к другу, адекватно воспринимают оценку своей работы учителем |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка цели и задач урока |
Мотивирую обучающихся к определению темы. Запись на доске: вокальные …… (ария, песня, романс, канта-та, опера, мюзикл), инструментальные ……… (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония) Ребята, вам нужно вставить пропущенное слово (жанр) Обсудим высказывания: «Единственной мерой времени является память» (В. Гжегорчик) «Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего» (Т. Котарбиньский) - Скажите, по-вашему, музыка несёт в себе память прошлого? Какое ключевое слово вы выделите из высказываний и моего вопроса? (память), а теперь определите тему урока («Память жанра») Организовываю совместное с обучающимися формулирова-ние цели и задач. |
Высказывают своё мнение, размышляют. Определяют тему урока, формулируют цель и задачи |
Принимать и сохранять учебную задачу |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с понятием |
Есть такое понятие «память жанра», оно говорит о том, что в жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, который вызывает у слушателей определённые образы и представле-ния. -Что такое музыкальный жанр? (Вид музыкального произведения) - Что нам представляется, когда мы слушаем вальс или польку, марш и колыбельную. В нашем воображении возникают кружащиеся пары (вальс), быстрый, радостный танец (полька), военные (марш), материнский голос, родной дом (колыбельные). |
Слушают учителя, отвечают на вопросы. |
Проявлять уважение к чувствам другого человека. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с учебником |
Рассмотрите репродукции картин С. Боттичели «Весна» и Ф. Малявина «Вихрь»
- С какими музыкальными жанрами у вас ассоциируются изображения? (ответы детей) Многие поэты писали о способности музыки вызывать в памяти образы и представления. Прочитайте в учебнике четверостишие А. Блока: Под звуки прошлое встаёт И близким кажется и ясным: То для меня мечта поёт, То веет таинством прекрасным. |
Рассматривают репродукции картин, находят ответы на вопросы в иллюстрациях, читают фрагмент стихотворения А. Блока |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Беседа о творчестве Ф. Шопена |
Обращение к определённым жанрам и у самих композиторов вызывало яркие и живые образы. Угадайте жанр: На балах в огромном зале Этот танец исполняли А теперь почти исчез Парадный, гордый………(полонез) -Вспомним, что такое полонез? (Полонез-старинный жанр, сложившийся ещё 17 столетии в блестящей и торжественной придворной обстановке как музыка, сопровождающая парадное шествие польской знати) Проговорите в парах определение полонеза. -Определите по стихотворным строчкам, в творчестве какого композитора звучат полонезы? Мечтатель пылкий, благородный, Властитель фортепьянных сцен, Поэт мелодии народной- Всё это…….(Фредерик Шопен) Существует легенда о том, что Ф. Шопен, сочиняя «Полонез ля-бемоль мажор», увидел вокруг себя торжественное шест-вие кавалеров и дам былых времён. |
Отгадывают жанр.
Дают определение музыкальному жанру. Проговаривают в парах.
Слушают учителя.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слушание музыки. Анализ музыкального произведения |
Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53.№6 - Что вы представили, слушая музыку полонеза? - Как звучал полонез? (маршево, мощно, торжественно, величественно) - Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? - В учебнике найдите текст по которому можно сделать вы-вод из сегодняшнего урока. (Каждый музыкальный жанр несёт в себе историческую память. Благодаря такой особен-ности жанров, заключающих в себе огромные пласты воспо-минаний, представлений и образов, многие из них исполь-зуются композиторами намеренно – для заострения того или иного жизненного содержания). |
Слушают музыку, анализируют, размышляют, отвечают на вопросы, работают с текстом в учебнике (поиск информации) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление знаний и способов действий.
|
Организовываю работу в группах. 1 группа – составляет синквейн «Полонез» 2 группа – работает с гексами «Память жанра» Учебный материал (словосочетания из текста учебника) вписан в шестиугольники, Обучающиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники.
|
Записывают синк-вейн, составляют текст из учебника, вписанный в шес-тиугольники, за-щищают свои работы, допол-няют, уточняют высказывания.
|
Анализируют информацию, выражают свои мысли.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия.
|
Закончите предложение: -Огромный мир музыкального содержания зашифрован прежде всего в ……………..(жанрах). - Как вы понимаете выражение «память жанра»? - С каким жанром мы сегодня встретились? - Что такое полонез? - Какие образы у вас возникают, когда вы слушаете музыку полонеза?
Выберите одну фразу-оценку сегодняшней работы соседа по парте: - ты молодец; - я доволен твоей работой; - ты мог бы поработать лучше. |
Подводят итоги своей работы на уроке
Проводят анализ и взаимооценивание успешности достижения цели |
Адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем, одноклассниками. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Учебник, стр. 56-59, прочитать, выполнить задание по выбору (рисунок, предложения с пропущенными словами, план параграфа, перевёрнутые слова, составить вопросы по тексту, синквейн). |
Слушают объяснения учителя, записывают домашнее задание) |
Выделять главное в информации. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.