Департамент образования и науки города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского
Технологическая карта урока
в 3Б классе
по русскому языку
студента группы 4ПНКд31ш-20
Комаровой Анастасии Александровны
Дата проведения: 21.03.24
Подпись методиста ____________ / Куркова. Е. О.
Подпись учителя ______________/ Баринова. А. Л.
Оценка______________
Москва, 2024
Тема урока: «Изменение имени прилагательного по падежам. Начальная форма имени прилагательного»
УМК: Школа России
Тип урока: ОНЗ (урок открытия новых знаний)
Цель урока: создание условий для формирования умения определять начальную форму имени прилагательного.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания об имени прилагательном, как части речи;
- научить определять начальную форму имени прилагательного;
- закреплять умение определять падеж имени прилагательного по падежу имени существительного;
- закреплять умение изменять имена прилагательные;
- закреплять умение подбирать проверочные слова для проверки орфограмм.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание;
- расширить словарный запас;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать аккуратность на письме;
- развивать самостоятельность мышления.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к умственной деятельности;
- воспитывать ответственность за выполненные задания.
Планируемые результаты:
Личностные:
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками;
- понимание личной ответственности за будущий результат;
- умение осуществлять рефлексивную самооценку;
- умение осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности.
Метапредметные (УУД):
- Регулятивные:
- умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- умение применять и сохранять учебную задачу;
- умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
- умение осуществлять самопроверку по образцу.
Познавательные:
- умение строить речевое высказывание;
- умение анализировать;
- умение обобщать и делать выводы;
- умение перерабатывать и применять полученную информацию.
- Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные:
обучающиеся должны знать:
- правило определения падежа имени прилагательного;
- как изменяются имена прилагательные;
- определение части речи – имя прилагательное;
- признаки начальной формы имени прилагательного.
обучающиеся должны уметь:
- определять начальную форму имени прилагательного;
- определять падеж имени прилагательного по падежу имени существительного;
- выделять окончания в именах прилагательных;
- объяснять значение фразеологизмов;
- объяснять написание орфограмм;
- склонять имена прилагательные по падежам.
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):
для учителя: компьютер, проектор, доска, учебник, презентация,
для ученика: учебник, тетрадь в линейку, презентация, конверты с карточками.
Информационные источники:
· Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.
· Учебник для общеобразовательных организаций: Русский язык, 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
· В.П.Канакина. Тетрадь учебных достижений для 3 класса. Ч.2
· Зеленина Л.М. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - М. : Просвещение, 2012. — 192 с. (стр.138, упр.63)
· МЭШ: https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8981234?menuReferrer=catalogue
Этап урока |
Методы, приёмы, формы организации учебно-познавательной деятельности |
Содержание педагогического взаимодействия с указанием времени на конкретный этап урока |
УУД |
Средства обучения |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности |
Метод: беседа
Форма работы: Фронтальная
Приём: психологический настрой
|
-Здравствуйте, ребята. Давайте встанем и поприветствуем друг друга.
-Проверьте, что всё подготовлено к уроку. На столе лежит учебник и тетрадь по русскому языку, пенал и на столе лежит памятка, которая позже нам понадобится. Присаживайтесь. СЛАЙД -Прочитайте слова, записанные на доске:
аккуратность, нетерпеливость, старательность, тактичность, отзывчивость, лень, рассудительность, внимательность, трудолюбие.
-Что объединяет все эти слова? Какие качества пригодятся нам сегодня на уроке? |
Приветствуют учителя
Садятся на место.
Учащиеся выбирают ответы, делая акцент на положительные качества: аккуратность, старательность, тактичность, отзывчивость, рассудительность, внимательность, трудолюбие. |
ЛУУД: умение сотрудничать с учителем и сверстниками;
умение осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности.
КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
презентация |
Актуализация и пробное учебное действие |
Методы: Подводящий диалог, Выделение признаков
Форма работы: фронтальная
Приёмы: Проблемный вопрос |
СЛАЙД (чёрный) Оформление тетради -Откройте свои тетради, запишите число. Сегодня «Двадцать первое марта», «Классная работа» Минутка чистописания СЛАЙД -Начнём наш урок с минутки чистописания. -На первой строке пропишите соединение заглавной буквы «М» и строчной буквы «а», на второй строке пропишите соединение строчных букв «р» и «т».
СЛАЙД Март – ранний в_сенний мес_ц -Посмотрите на слайд. Прочитайте предложение. Какие буквы нужно поставить?
-Запишите предложение в тетрадь. Определить часть речи каждого слова. Надпишите сверху. -Какой частью речи являются слова ранний и весенний?
-Как изменяются имена прилагательные?
- С какой частью речи связаны слова ранний и весенний?
-Как мы определяем число, род и падеж у имени прилагательного?
- Определите число, род и падеж прилагательных.
-Что общего вы увидели в этих словах?
-Мы знаем, что если имя существительное стоит в единственном числе именительном падеже, то в какой форме оно стоит? |
Оформляют тетради
- В слове весенний пропущена буква е, проверим словом вЁсны. В слове месяц пропущена буква Я. Слово «месяц» словарное слово.
-именем прилагательным
-Прилагательное – самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы какой, какая, какое и обозначающая признак предмета. -по числам, по родам и по падежам.
-с именами существительными
-Падеж, число и род имени прилагательного совпадает с падежом, числом и родом имени существительного, к которому относиться. Поэтому сначала нужно определить падеж имени существительного к которому относиться имя прилагательное, а затем падеж имени прилагательного.
Март- ед.ч., м.р., И.п. ранний-ед.ч., м.р., И.п. весенний- ед.ч., м.р., И.п. - У всех слов число, род и падеж одинаковый.
-в начальной форме. |
ЛУУД: умение сотрудничать с учителем и сверстниками;
РУУД: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
ПУУД: умение строить речевое высказывание
КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Презентация Тетрадь |
Локализация индивидуальных затруднений (выявление места и причины затруднения) |
Метод: беседа Форма работы: фронтальная Приём: проблемный вопрос |
-А как определить начальную форму имени прилагательного? |
Ответы учащихся |
ЛУУД: умение сотрудничать с учителем и сверстниками; |
|
Целеполагание и построение пути выхода из затруднения |
Метод: беседа Форма работы: фронтальная |
-Какова же тема нашего урока?
СЛАЙД -Верно, тема нашего урока «Начальная форма имени прилагательного». -Какую цель мы поставим перед собой?
СЛАЙД (чёрный) |
-Начальная форма имени прилагательного
-узнаем, что такое начальная форма имени прилагательного и как её определить.
|
ЛУУД: умение сотрудничать с учителем и сверстниками; РУУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; умение применять и сохранять учебную задачу; |
Презентация |
Реализация построенного проекта |
Метод: Упражнение Форма работы: фронтальная |
-Построим предположения, что такое начальная форма имени прилагательного, опираясь на разобранное нами предложение в тетради. Какая форма может называться начальной?
-Откройте учебник на странице 85 и прочитаем что такое начальная форма имени прилагательного. (Миша), прочитай правило на оранжевом фоне.
Правильно ли мы сами сформулировали определение начальной формы имени прилагательного? -Какие окончания у имён прилагательных в начальной форме? -Приведите примеры трёх словосочетаний с именами прилагательными в начальной форме с окончаниями -ой, -ий, -ый,
-Кратко «начальная форма» записывается, как н.ф.
-Достаньте из конверта карточку голубого цвета (см. приложение «Карточка для этапа ОНЗ») -Посмотрите на слова. -К какой части речи относятся все слова? -Прочитаем задание.
-На какой вопрос отвечают имена прилагательные в начальной форме? -Рассмотрите образец.. Счастье, однокоренное слово (какой?) – счастливый. Счастливый – именительный падеж, м.р. ед.ч, значит сделали всё верно, счастливый – начальная форма имени прилагательного. -По образцу образуем следующие имена прилагательные. (Катя), начинай.
СЛАЙД -Посмотрите на доску. Прочитаем предложение. Прячет на зиму кедровка В старый мох орехи ловка. -Кто такая кедровка? (анимация)
-Определим в каком падеже употреблено выделенное имя прилагательное. (Маша), как будешь определять?
-Поставьте слово старый в начальную форму. Что заметили?
|
-Начальная форма имени прилагательного — это форма И.п. м.р. ед.ч.
Один ученик читает правило в учебнике
-правильно.
-ой, ий, ый
-голубой сарафан, хороший друг, теплый день.
-к имени существительному. -Образуйте начальную форму имени прилагательного.
-какой?
Один ученик – одно слово отвага – (какой?) отважный вкус – (какой?) вкусный сад – (какой?) садовый место – (какой?) местный звезда – (какой?) звёздный осень – (какой?) осенний
Один ученик читает предложение со слайда.
-Найду имя существительное с которым связано имя прилагательное (мох). Определю его падеж. Прячет (во что?) в мох (В.п.), Старый (В.п.)
-старый -Начальная форма им.прил. старый совпадает с формой В.п. |
ЛУУД: умение сотрудничать с учителем и сверстниками;
РУУД: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме; |
Учебник Презентация Карточки для этапа ОНЗ |
Первичное закрепление |
Метод: упражнение Форма работы: фронтальная индивидуальная |
СЛАЙД -Прочитаем текст на слайде. Весна долго (не) открывалась. Послденяя неделя ст_яла ясная и м_розная. Потом вдруг (пр_)лился бурный и тёплый дож__. Огромное бело облако (п_)висло (на_) землей.
-Раскроем скобки, вставим пропущенные буквы. (Катя), выходи к доске. Записывай первые два предложения, объясняя почему вставляешь те или иные буквы, остальные работают в тетради.
-Покажи стрелками связь существительных с прилагательными, укажи род, число и падеж каждого прилагательного, выдели окончания.
-Спасибо, садись на место. Вызываю следующего ученика к доске
-Какие имена прилагательные стоят в начальной форме? -Обозначьте в тексте эти слова сокращением «н.ф», надписав над словами.
СЛАЙД -Поработаем по вариантам, просклоняем имена прилагательные, выделяя окончания. 1 вариант – бурный (дождь) , 2 вариант – тёплый (дождь). Вызываю двух ученик к доске за створки
-Посмотрите на доску, поднимите карточку зелёного цвета, если у вас записано так же, как на доске.
СЛАЙД (чёрный)
Работа в учебнике -Откроем учебники на странице 85. Выполним упражнение 149. -Кто хочет прочитать задание?
-Давайте вспомним, что такое фразеологизмы?
При объяснении значения направляю учеников на верное значение фразеологизма -Читаем первый фразеологизм, объясняем его значение.
Если останется время: -Составьте предложение с тремя любыми фразеологизмами, запишите их в тетрадь. Определите падеж каждого имени прилагательного в своих предложениях. |
Один ученик читает текст на слайде
-Весна долго не открывалась. (НЕ с глаголами пишется раздельно) Последняя неделя стояла (проверочное слово «стоя») ясная и морозная (мороз – словарное слово)
Неделя (какая?) последняя – окончание -яя Неделя (какая?) морозная – окончание -ая Неделя (какая?) ясная. – окончание ая -Все имена прилагательные стоят в форме И.п, ж.р, ед.ч.
Потом вдруг пролился (приставка про) бурный и тёплый дождь (проверочное слово дожди). Огромное белое облако повисло (приставка по) над (предлог над) землей.
Дождь (какой?) теплый – И.п, м.р, ед.ч, окончание -ый Дождь (какой?) бурный – И.п. м.р., ед.ч, окончание -ый. Облако (какое?) огромное – И.п, ср.р., ед.ч, окончание -ое Облако (какое?) белое – И.п., ср.р, ед.ч, окончание – ое.
-бурный и тёплый.
1 вариант И.п. (какой?) бурный – окочнание ый Р.п. (какого?) бурного – окончание ого Д.п (какому?) бурному – окончание – ому В.п. (какой?) бурный – окончание – ый Т.п. (каким?) бурным – окончание – ым П.п. (о каком?) о бурном – окончание – ом
2 вариант И.п. (какой?) тёплый – окочнание ый Р.п. (какого?) тёплого – окончание ого Д.п (какому?) тёплому – окончание – ому В.п. (какой?) тёплый – окончание – ый Т.п. (каким?) тёплым – окончание – ым П.п. (о каком?) о тёплом – окончание – ом
Поднимают карточки зелёного/красного цвета
Один ученик читает задание в учебнике
-это устойчивые словосочетания в переносном смысле.
-жить чужим умом ( не быть самостоятельным в своих решениях) -От чистого сердца (искренне). -По горячим следам (сразу после произошедшего) -Сделать на скорую руку (сделать что-то очень быстро) -Черепашьем шагом (медленно) -В ежовых рукавицах (строго) -В добрый час (пожелание удачи)
|
ЛУУД: умение сотрудничать с учителем и сверстниками;
РУУД: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме; умение осуществлять самопроверку по образцу.
|
Презентация Учебник |
Самостоятельная работа |
Методы: упражнение Форма работы: индвидуальная Приём: обобщение |
-Пришло время поработать самостоятельно. Достаньте из конвертов карточки для самостоятельной работы (см. приложение «Карточка для самостоятельной работы»). Самостоятельное прочитайте задание. Всем ли понятно, как его выполнять? -Можете приступать к выполнению.
-Передайте карточки с последних парт на первую. |
Выполняют самостоятельную работу Красивый мальчик (И.п. м.р., ед.ч) , чистый воздух (И.п. м.р., ед.ч), чистое сердце, дорогой друг (И.п. м.р., ед.ч), добрый человек (И.п. м.р., ед.ч), великая страна, зелёный парк (И.п. м.р., ед.ч) , сложная работа.
|
ЛУУД: понимание личной ответственности за будущий результат;
ПУУД: анализ объектов с выделением существенных признаков
РУУД: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме; |
Карточки для самостоятельной работы |
Информация о домашнем задании |
Метод: Оъяснение Форма работы: фронтальная |
-Дома, вам необходимо составить 7 предложений с фразеологизмами из упражнения 149/ составить 4 предложения с оставшимися фразеологизмами (если с 3-мя успеем сделать на уроке), определить падеж каждого имени прилагательного в своих предложениях. |
|
|
|
Включение в систему знаний и повторение |
Метод: Опрос Форма работы: фронтальная |
-Итак, наш урок подходит концу, давайте подведём итоги. -Что такое начальная форма имени прилагательного?
-Приведите примеры словосочетания с именами прилагательными в начальной форме. |
-это форма именительного падежа, мужского рода, единственного числа.
-молодой дуб, белый шкаф. |
|
|
Рефлексия учебной деятельности |
Метод: инструктаж Форма работы: индвидуальная Приём: рефлексия |
-Оценим свою работу на уроке. СЛАЙД -Перед вами лесенка результатов. Возьмите в руки сигнальные карточки. Ступенька «Трудности» Встаём на первую ступеньку, оценим были ли у вас трудности на уроке. Поднимите карточку красного цвета, если на уроке у вас возникали трудности, зелёного цвета, если вы справились со всеми заданиями.
Ступенька «Самостоятельная работа» -Поднимаемся на следующую ступеньку, которая называется «Самостоятельная работа». Поднимите карточку красного цвета, если было сложно, зелёного, если вам было легко выполнять самостоятельную работу.
Ступенька «Оценка своей работы» -И последняя ступенька. Поднимите карточку красного цвета, если вы не довольны своей работы, зелёную, если довольны.
-Спасибо за урок! Готовьтесь к следующему.
|
Оценивают работу на уроке с помощью сигнальный карточек. |
ЛУУД: умение осуществлять рефлексивную самооценку;
|
презентация |
Приложение:
Карточка для этапа ОНЗ:
Задание: образуйте начальную форму имени прилагательного. Образец: счастье – (какой?) счастливый (И.п., м.р., ед.ч.)
отвага – ________________________________________________ вкус – __________________________________________________ сад – ___________________________________________________ место – _________________________________________________ звезда – _________________________________________________ осень – _________________________________________________ |
Карточка для самостоятельной работы:
Имя, фамилия:____________________________________________________ Самостоятельная работа Задание: подчеркните имена прилагательные в н.ф. волнистой линией. Докажите свой выбор, надписав сверху падеж, род и число имён прилагательных.
Красивый мальчик, чистый воздух, чистое сердце, дорогой друг, добрый человек, великая страна, зелёный парк, сложная работа.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.