Недоброжелательность, озлобленность и агрессивное поведение стали распространёнными характеристиками в детской среде. Нетерпимость по отношению к другой культуре, к другим людям проникают в образовательное учреждение через семью. Именно в семье ребёнок должен знакомиться с толерантными установками, но на сегодняшний день эта задача перекладывается на школу. Воспитание толерантности актуально и востребовано в наши дни.
Толерантность — это готовность к принятию другой нации, культуры, религии и социальной среды, а также позитивное взаимодействие с такими людьми. Толерантность — это возможность каждого человека социально развиваться без каких-либо дискриминаций.
Данная проблема является воспитательной и определяется гуманистической направленностью. В социокультурной ситуации образовательная организация должна стать именно тем местом, которое создаёт благоприятные условия для культурного общения. Воспитательно-образовательный процесс создаёт ситуацию межличностного, неформального общения, где нет места нетерпимости к национальности, религии, а также к социально-этнической принадлежности каждого ребёнка.
Формирование толерантности — это очень длительный процесс. Как же обеспечить формирование толерантных качеств у школьников?
Ребёнок выделяет взрослого человека как образец для подражания, именно поэтому на него возложена большая ответственность. Взрослые должны показывать личный пример толерантного отношения и проявить его в своём поведении. Взрослый (родитель или педагог) должен помогать ребёнку сформировать положительную самооценку и научить рефлексии своих собственных действий.
Необходимо, чтобы знания ребёнка закрепились и приобрели побудительную силу, после чего ребёнок сам начнёт обращать внимание на своё поведение, анализировать и оценивать его.
Воспитание толерантных взаимоотношений — это формирование социальной коммуникативности. Уважительное отношение, гармонизация взаимоотношений в классном коллективе и воспитание толерантности развивает сотрудничество.
Важно отметить, что именно со школьного коллектива и начинает складываться взаимодействие с детьми из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом. В школе необходимо научить ребёнка принимать другого ребёнка и критически относиться к своим собственным взглядам.
Воспитательный процесс в классе строится на умении конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях, завершая его справедливо. Необходимо создать в классе дружелюбную атмосферу, которая основана на взаимопонимании и поддержке.
Каждый из нас имеет специфические национальные, духовно-нравственные устои — ценностные ориентиры, которые задают нормы поведения по отношению к другому человеку, другой народности, нации, другой культуре. С первых дней жизни они начинают формироваться в семье, через соблюдение традиций, обычаев, обрядов и сохраняется на протяжении всей его жизни.
Воспитание толерантной личности — сложный процесс, осуществляемый социальной средой, которая окружает ребёнка, под влиянием взаимоотношений в семье, а также под влиянием общения со сверстниками.
Каждый день ребёнок находится в школе, именно там возможно формирование качеств личности. Существует три области в учреждении образования, где могут сформироваться социальные и толерантные качества:
1. Образовательный процесс, в целом — подбор и конструирование заданий, чтобы акцент строился не на соперничестве, а не взаимопомощи;
2. Взаимоотношения классного коллектива — формирование толерантных отношений в классе осуществляется через классные мероприятия, распределение обязанностей в классе;
3. Внеурочная деятельность учащихся — активные групповые формы взаимодействия учеников, которые требуют сотрудничества, и предоставляют возможность ребёнку раскрыть свои возможности (эмоциональные, художественные).
Важно научиться терпимости по отношению друг к другу, в современном коллективе где существуют национальные, возрастные, личностные особенности. Необходимо помочь ребёнку осознать неповторимость своей личности, личности своего сверстника, а также успешно адаптироваться к окружающему его миру.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.