Тон.
Оценка 5

Тон.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература +1
1 кл
09.03.2018
Тон.
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
konsp_rit_2kl_ur6.doc

Риторика.

Урок 6.

Тема: Тон.

Цель:

-        Учим детей различать оттенки тона.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

3 3 3

– Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

Работа по учебнику.

Задание 41. Задания можно объединить выяснением значения русской народной пословицы «То же слово, да не так бы молвить».

– Какие слова произносил Карлсон, пытаясь успокоить плачущую девочку? Почему малышка никак не успокаивалась? Какое выражение лица (мимика) было у Карлсона? А что и как сказал девочке Малыш? Что бы вы посоветовали Карлсону? Как вы понимаете смысл пословицы «То же слово, да не так бы молвить»? Попытайтесь показать Карлсону, как, каким тоном нужно разговаривать с маленькими детьми.

Задание 42. Анализируя ситуацию с Кроликом и осликом Иа, учитель обращает внимание на то, каким тоном разговаривают герои, – оба недовольны, причём первый выражает пренебрежение (равнодушие) по отношению к некоторым участникам экспедиции, а второго вообще всё раздражает и «действует на нервы». Хотелось

 

бы задать вопрос, а нужны ли они сами в экспедиции, можно ли на них положиться, ведь в таком сложном предприятии все должны действовать дружно, в пути может всякое случиться. Детям предлагается поразмышлять – о чём нам может ещё сказать тон? (Тон может указать и на некоторые черты характера.)

Задание 44. Рассказывая об одном и том же случае сначала от имени зайца, затем от имени лисы, дети должны составить два совершенно разных текста. Сложность задания состоит в том, что в учебнике дано начало рассказа зайца о том, что произошло в лесу. Рисунки помогают представить последовательность разворачивающихся событий глазами того же зайца, а вот рассказ лисы об этих же событиях детям предстоит составить самостоятельно.

Примерный анализ ситуации для подготовки рассказа «Как я попалась в ловушку», «Ну, зайцы, погодите!».

– Как вы понимаете смысл пословицы «И на старуху бывает проруха»?

– Как лисе жилось в лесу? (Начало рассказа.)

– Что однажды она увидела необычного около старого дуба? (Обычно всё зверьё, завидев плутовку, сразу же разбегалось в разные стороны и ей приходилось выслеживать их, быть хитрой и осторожной. А тут стоит заяц у дуба, улыбается и «в ус не дует».)

– Какое решение приняла лисица и к чему это привело? (Она бросилась на зайца, но оказалось, что он не мягкий и пушистый, а какой-то жёсткий, и – о ужас! – лиса вдруг провалилась куда-то и ослепла – вокруг темно, тесно, не повернуться. Что это?)

 

– Чем закончилась эта история? (Поняла лиса, что угодила в ловушку. Сделала она в мешке дырочку, увидела, что это зайцы несут её на суд зверей, и думает: «Ну, зайцы, погодите!»)

Конечно, учитель может предложить свой вариант анализа рассказа.

Необходимо только учитывать психологию лисы, ход её мыслей.

Особо следует обратить внимание на тон произнесения рассказов. Если заяц начинает свой рассказ удручённо, затем тон становится всё более бодрым, радостным, то рассказ лисы вначале бодрый, жизнерадостный, затем недоумённый, напуганный и, наконец, грозящий (угрожающий).

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.

 

 3 2 3 2 2

Беседа.

 – Тон – удивительное средство выразительности устной речи, ведь с его помощью можно передавать своё настроение, выражать чувства, своё состояние. Послушайте отрывки из повести-сказки А. Милна о Винни-Пухе и определите тон, передающий настроение, чувства и состояние героев.

– Сова, – сказал Пух,– я что-то придумал.

– Сообразительный и Изобретательный Медведь! – сказала Сова.

Тон, передающий восхищение умом Пуха.

Пух поплёлся к буфету, влез на стул, пошарил по верхней полке и нашёл там пустоту.

«Это странно, – подумал он, – я же знаю, что у меня там был горшок мёду. Полный горшок, полный мёдом до самых краёв, и на нём было написано «Миот», чтобы я не ошибся. Очень, очень странно».

Тон, показывающий удивление, недоумение Пуха.

 

– Как самочувствие? – по обыкновению уныло спросил Иа.

– А как твоё? – спросил Вини-Пух.

Иа покачал головой.

– Не очень как! – сказал он. – Или даже совсем никак. Мне кажется, я уже очень давно не чувствовал себя как.

Тон, подчёркивающий усталость, разочарование в жизни Иа.

 

Учителю предоставляется возможность самому подобрать отрывки из художественных произведений, иллюстрирующие оттенки тона устной речи.

 

 

ΙΙΙ. Применение знаний.

 

 

 

Работа в учебнике.  2  4  3

 Задание 45. Прежде чем озвучить разговор, необходимо определить состояние медведя и отношение, чувства, которые испытывает лиса к больному, что позволит детям правильно выбрать тон диалога и разыграть его.

Задание 46–48. Дети упражняются в определении тона речи, в правильной передаче его оттенков. Кроме того, необходимо учить их обращать внимание на реакцию слушателей – какие чувства, настроение, состояние вызывает у них то, что и как произносит говорящий.

Рисунки помогут оценить (по мимике, жестам и позам) отношение слушателей к той или иной речи, возможный ответ на неё, уместно выбранный тон.

 

 

Так, анализируя текст Г.Х. Андерсена (упр. 48), в котором нет прямого указания на то, каким тоном говорит принцесса, дети определяют её состояние и подбирают соответствующий тон – капризно-жалобный. Рассмотрев рисунок, они убеждаются, что придворные, конечно, будут удивлены: как это от горошины, лежащей под целым ворохом перин, могут быть синяки? Тон их реплик – удивлённый.

Задание 49. Составляя рассказ, например, о посещении цирка, дети вспоминают, что тон повествования может меняться в зависимости от ситуации общения, от содержания высказывания, от чувств, настроения говорящих, но тем не менее всегда можно сказать, какой получился рассказ – грустный, весёлый и т.д., то есть можно определить его основной тон. Так, в цирке какие-то номера могут очень нравиться, вызывать восторг, другие оставят зрителей равнодушными, третьи – удивят и т.д., но в целом представление, например, вызовет чувство восхищения, таким и будет основной тон

рассказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙV. Итог урока.

– Что нового мы сегодня узнали? 4

– Что повторили?

 

– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?

– Кто доволен своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Кто получил сегодня отметку? За что?

 

 

 

 

ТООУ

 

V. Домашнее задание.

 

Задание 50. Дети должны по рисункам составить диалоги, подобрав нужный тон произнесения реплик.

 

 

 

 

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг

к другу.

 

Деятельность учеников:

– Называть несловесные средства общения.

– Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона.


Риторика. Урок 6. Тема: Тон

Риторика. Урок 6. Тема: Тон

Детям предлагается поразмышлять – о чём нам может ещё сказать тон? (Тон может указать и на некоторые черты характера

Детям предлагается поразмышлять – о чём нам может ещё сказать тон? (Тон может указать и на некоторые черты характера

Чем закончилась эта история? (Поняла лиса, что угодила в ловушку

Чем закончилась эта история? (Поняла лиса, что угодила в ловушку

Как самочувствие? – по обыкновению уныло спросил

Как самочувствие? – по обыкновению уныло спросил

Так, анализируя текст Г.Х. Андерсена ( упр

Так, анализируя текст Г.Х. Андерсена ( упр

V. Домашнее задание.

V. Домашнее задание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018