«ТРАДИЦИИ ЭВЕНКОВ АЛДАНА, ДОШЕДШИЕ ДО 21 ВЕКА»
Оценка 4.7

«ТРАДИЦИИ ЭВЕНКОВ АЛДАНА, ДОШЕДШИЕ ДО 21 ВЕКА»

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
pptx
воспитательная работа +1
8 кл
29.10.2022
«ТРАДИЦИИ ЭВЕНКОВ АЛДАНА, ДОШЕДШИЕ ДО 21 ВЕКА»
Введение Актуальность данного исследования определяется прежде всего тем, что в наше время в ритме современной жизни в обществе постепенно утрачиваются многие национальные традиции, знание культуры своего народа, фольклора воспитывает истинного патриота своей Родины. Кардинальные изменения произошли с присоединением Забайкалья к России, общения эвенков с русским и якутским народом, образование многих русско-эвенкийских семей, утратили свой фольклор. По примеру поселенцев они стали заниматься новым видом хозяйства. Юное поколение зачастую не знает и не осознает многогранности культуры своего народа и народов, проживающих рядом. Интерес к проблеме изучения родного края, продиктован потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества. «Самостоянье» человека, по мнению А.С.Пушкина, может быть основано на знании собственных корней, истории своего рода, своего края. Целью моей работы является изучение традиций и обычаев эвенков на практическом примере эвенков Алданского района, п. Хатыстыр; раскрыть роль обычаев и обрядов в сохранении традиционного образа жизни эвенкийского этноса; пространственное представление, образы; провести анализ литературных материалов по эвенкийским обычаям и традициям. Объект: эвенки Алдана Предмет: традиции и обычаи эвенков Алдана Глава 1 Общие сведения об эвенках Якутия интересна и неожиданна тем, что крупнейшая по площади (3млн. 083тыс. 523 км²) административная единица в мире. Национальный состав республики Якутия (Саха) очень многообразен. Всего здесь живут представители более 120 национальностей. На территории нашей многонациональной Республики насчитывается несколько коренных народов. Среди них – эвенки, издавна населяющие Якутию. Пожалуй, из всех коренных малочисленных народов мира только эвенков можно одновременно отнести к народам Севера. Коренные народы являются носителями уникальной культуры и традиций, унаследованных от предков. Алданский улус РС (Я), располагающийся в горно – таежной зоне, является исторически сложившейся территорией расселения эвенков южной Якутии. Район относится к территориям проживания малочисленных народов Севера: села Хатыстыр и Угоян сельского поселения Беллетский эвенкийский национальный наслег, село Кутана сельского поселения Наслег Анамы. Алданский район издавна был местом проживания эвенков. В Алданском районе проживают более 2500 человек, представителей коренных малочисленных народов Севера. Эвенки — один из малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока. Они расселены небольшими островками на огромной территории от правобережья средней Оби на западе до Охотского моря на востоке, от лесотундры между Енисеем и Леной на севере до Ангары и Амура на юге. Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры. Наиболее значительным из всех жанров эвенкийского фольклора у эвенков Якутии является героическое сказание Нимнгакан. Термином нимнгакан называют как героические сказания, так и все виды сказок и мифов. В социальной жизни эвенков на фольклорный процесс влияли многие факторы, охватывающие как материальную, так и духовную культуру. До прихода золотоискателей на просторах междуречья Лены и Алдана, в предгорьях Яблонового, Станового хребтов и Джугджура многие века кочевали тунгусские роды. С установлением советской власти коренным образом изменилась жизнь эвенков. Кочевые группы перешли к оседлости. Наряду с традиционными отраслями начали развиваться земледелие, животноводство, звероводство. Социально – экономическое развитие последних лет привело к тому, что нарушились традиционная система расселения, веками складывающийся уклад жизни, в большей мере утрачены язык и культура. Все, что было связано с кочевым населением, рассматривалось с учетом его традиционного природопользования и обычаев. Глава 2 Обряды и обычаи эвенков Эвенки были непревзойденными охотниками, выработавшими богатый арсенал способов охоты в тайге, относятся эвенки к языческим народам. Видное место в системе духовной культуры эвенков занимали верования и обряды, связанные с промысловой деятельностью, цель которых обеспечить успех в охоте и рыболовстве. Особый интерес сегодня среди ученых вызывает религия коренных народов. Изучаются как их традиционные верования, так и взаимоотношение между религией и обществом. Исследованием религиозного мировоззрения эвенков занимались А. Ф. Анисимов, В. А. Василевич, В. А. Тоголуков, Г. Ф. Миллер, Н. А. Баскаков. Ученые посвящают свои работы широкому кругу вопросов. Рассматриваются эвенкийские представления о душе, тотемистические верования, разложение древних родовых культов, происхождение шаманства и др. Мироощущение эвенков, по утверждению учёных, связано с «учением о доме или жилище», согласно которому вся природа (реки, озёра, тайга и небо) для них – родное жилище. Это жилище населено не только людьми, но и деревьями и травами, зверьми и птицами, и самое главное, всевозможными духами, защищающими людей от жизненных и душевных невзгод. За многие годы своего существования в гармонии с природой, эвенки выработали целую систему поверий, которые регламентируют их отношения с природой. Обряды эвенков сформировались на основе существования тесной взаимосвязи с природной средой за счет охотничьего промысла, а позднее оленеводческого хозяйства. В эвенкийских верованиях особое место занимает культ животных. Существует множество животных и птиц, которым эвенки поклоняются. Волк – священное животное, на него не охотились. Ворон передает богам земные вести. Поскольку вороны умели разговаривать, их считают душами людей, облаченными в птичье обличье. Наблюдая сходство в строении конечностей медведя и человека, древние эвенки пришли к выводу, что медведь раньше был человеком. Некоторые эвенки считают, что люди отличаются от медведей косым узким разрезом глаз, поэтому и назывались «эвенки есачи», то есть «поперечноглазые». Медведь считался отцом эвенков, женившимся в древние времена на женщине, давшей жизнь народу. Животное называли «амака» — «дедушка». При охоте на медведя, вину за убийство на себя не брали, на деревьях схематически вырезали лица, показывая на них, говорили: «Это не я убил, это он». Убийство медведя сопровождалось родовым сбором, призывом шамана, общим праздником. Если охотника долгое время преследовали неудачи в промысле и уговоры и «кормление» идола сэвэкичан и амулета синкен не помогали, то проводился обряд бэюнкан. Его совершали перед началом охотничьего сезона. Охотник связывал из прутьев изображение оленя или лося, приготавливал маленький лук, стрелу и уходил в тайгу. Там он ставил изображение животного и стрелял в него с небольшого расстояния. Если стрела попадала, то охота предстояла удачной, тогда охотник имитировал разделку туши, часть ее он обязательно прятал, а часть уносил с собой, чтобы из стойбища отправиться на охоту. Быт, обычаи, уклад жизни эвенков имеет своеобразный характер и отличается от культуры других народов. Свои жилища «чум», одежду они делали из выделанной кожи и меха добытого зверя. Одежда эвенков украшается мехом, вышивкой, бисером. Каждый узор имеет свое значение. Например, из узоров можно узнать: откуда родом человек, его материальное, семейное положение и т.д. Глава 3 Традиции эвенков Алдана, дошедшие до 21 века Так как с. Хатыстыр является одним из большинства проживания эвенков с бытованием традиционной культуры, то здесь проводятся национальные праздники такие, как «День оленевода», «Бакалдын» (Встреча весны). Особенным зрелищем для меня стал праздник «День оленевода» - один из основных и любимых, самый древний из местных национальных праздников. Самый красочный праздник куда приезжают все жители района, чтоб прикоснуться к культуре народов, оленей живьем посмотреть, национальные блюда попробовать. Праздник проводится в начале или середине календарной весны. Праздник проводится на берегу реки Алдан. Мероприятие начинается с обряда «сикалаун» - поклонение хозяину, духу тайги, вешают шкуру медведя, надевают серьги и каждый проходит, гладит, чтобы дух тайги поделился с ним силой, ловкостью и храбростью. На территории, отведенной для празднования, устанавливают гостевые чумы, размещают площадки под ярмарку. Начинается торжество с парада участников оленьих гонок и приветствия гостей. Тут же размещается выставка-ярмарка мастеров народных промыслов. Также проводятся конкурсы национальной одежды, оленьих упряжек. Гостей приглашают в чум, где хозяйки угощают блюдами национальной кухни. Искусство народов севера невозможно представить без танцев, которые отражают важную сторону жизни человеческого общества, сохраняют самобытную культуру, обогащают духовный мир человека. В танцах они показывают будничный труд, передают повадки птиц, животных и охоту на них. Фольклорный танец — воззрение народа и служит источником духовной культуры. Эвенки-кочевники демонстрируют мастерство в гонках на оленьих упряжках и верховой езде. Этот день оленеводы ждут целый год, готовят своих оленей, месяцами готовятся к этому зрелищному, прекрасному единственному дню. Дух соперничества витает в воздухе, желание победить сквозит в каждом движении, в каждом взгляде. В этот день чествуются люди, которые остались верны своим предкам и продолжают жить в тайге, круглый год переезжая с одного пастбища на другое вместе с семьями и оленьими стадами. Ведь оленеводство — это не только одна из отраслей сельского хозяйства – это смысл их жизни. В этот день я почувствовал себя желанным гостем, ощутил дух эвенкийского гостеприимства, тепло души каждого и всех. Мною была отражена лишь небольшая часть традиций и обычаев народа Севера. Проявлять интерес к истории народов моего края мне помогла мой учитель по КНРСЯ Неустроева Татьяна Васильевна. Интересно и нестандартно рассказывала нам о жизни и укладе коренных жителей нашей Республики, на примере и опыте своей жизни. Она тоже является представительницей малочисленных народов Севера, 27.12.1961г. рождения, родом из кочевой родовой семьи эвенков Беллетского наслега с. Хатыстыр. Долгое время работала специалистом по оленеводству в совхозе «Алданский», Верховья реки Гыным, приток Учура. Татьяна Васильевна унаследовала от своих родителей любовь ко всему, что относится к жизни в тайге. Как достойная дочь своего рода свято хранит и придерживается традиций и обычаев своего народа. Вместе с оленеводами разделяла все трудности таежной жизни. Человек, у которого действительно основным в жизни является эвенкийское самосознание, чувствуется ее принадлежность к традиционной культуре, к своему наслегу, что это является важной частью ее жизни. Ее жизненный опыт закреплен в различных обрядах, традициях - это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим. Выводы: Таким образом, я узнал, что эвенки Алдана придерживаются обычаев, ведут традиционный образ жизни с характерной для него охотничье – оленеводческой культурой. Эвенки преимущественно состоят в родовых общинах и примером тому является наш информант Неустроева Т.В, которая до сих пор придерживается этих обычаев и передает их подрастающему поколению. Фольклор эвенков, обладающий большим разнообразием жанров, продолжает существовать там, где сохраняется эвенкийская языковая среда. Пожилые эвенки говорят между собой на родном языке, вместе с тем они владеют и якутским языком. Среди этой группы эвенков встречаются отдельные семьи, где дети говорят по-эвенкийски. Но, несмотря на это, знание эвенкийского языка утрачен среди молодежи. Эвенкийский язык знают единицы из численности населения Алданского улуса. Изучая литературу о традиционной культуре народов Республики Саха (Якутия) я понял для себя, что мы, молодое поколение, не должны забывать о самобытной культуре народов, живущих на нашей Малой Родине, сохранять и уважать их традиции, содействовать распространению идеи сохранения традиции и быта коренных народов Севера. Несмотря на эти новые тенденции, у эвенков Алданского района сохранилось немало этнокультурных особенностей, уникальное культурное наследие не потеряло своего значения до сегодняшнего дня. Несмотря на малочисленность, эвенкийское население продолжает сохранять исконные виды хозяйственной деятельности — оленеводство, рыболовецкий промысел и охоту, соблюдая при этом все обычаи и обряды. Поддержание и развитие традиционных видов хозяйства и культуры позволяют надеяться, что этнокультурный опыт еще сможет остаться одной из составляющих основ жизнеобеспечения в наше время. Я считаю, что нужно привлекать к этой работе больше молодежи и, конечно же, детей. Нужно стараться всеми силами сохранить эту уникальную и неповторимую культуру. И я надеюсь, что мы с общими усилиями сохраним эти традиции. Литература 1. «Проблема традиции как забота о будущем» Кашин В.В., Никишова М. Вестник ОГУ №5 (86)/май 2008г. 2. «Традиционная культура эвенков» Учебное пособие Мыреева А. Н., Марфусалова В. П., Захарова Ж. В.Минист-во образования Респ. Саха (Якутия).- Якутск: Офсет, 2005г. – 92с. 3. Этнокультурная ситуация эвенков Беллетского наслега Алданского района РС (Я) в современных социальных, межнациональных и экономических условиях. УДК 397.4., А. Н. Куликова, 2015г. №1, 51с. 4. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. «Эвенкийские героические сказания» «Наука» Сибирское отделение 1990, 392с. 5. Интернет - ресурсы
проектно исследовательская работа Шахранова Никиты.pptx

ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ТРАДИЦИИ

ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ТРАДИЦИИ

ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«ТРАДИЦИИ ЭВЕНКОВ АЛДАНА, ДОШЕДШИЕ ДО 21 ВЕКА»
 
 

Автор: Шахранов Никита Сергеевич,
воспитанник МКУ «Центр семейного устройства», ученик 8 класса МБОУ СОШ №2
Руководитель: Дормидонтова Елена Геннадьевна

Самостоянье человека, залог величия его» (А

Самостоянье человека, залог величия его» (А

«Самостоянье человека, залог величия его» (А.С. Пушкин) 

Актуальность данного исследования определяется прежде всего тем, что в наше время в ритме современной жизни в обществе постепенно утрачиваются многие национальные традиции.
Кардинальные изменения произошли с присоединением Забайкалья к России, общения эвенков с русским и якутским народом, образование многих русско-эвенкийских семей. Юное поколение зачастую не знает и не осознает многогранности культуры своего народа и народов, проживающих рядом. Интерес к проблеме изучения родного края, продиктован потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.

Целью моей работы является изучение традиций и обычаев эвенков на практическом примере эвенков

Целью моей работы является изучение традиций и обычаев эвенков на практическом примере эвенков

Целью моей работы является изучение традиций и обычаев эвенков на практическом примере эвенков Алданского района, п. Хатыстыр; раскрыть роль обычаев и обрядов в сохранении традиционного образа жизни эвенкийского этноса; пространственное представление, образы; провести анализ литературных материалов по эвенкийским обычаям и традициям.

Алданский район издавна был местом проживания эвенков

Алданский район издавна был местом проживания эвенков

Алданский район издавна был местом проживания эвенков. В Алданском районе проживают более 2500 человек, представителей коренных малочисленных народов Севера.

Быт, обычаи, уклад жизни эвенков имеет своеобразный характер и отличается от культуры других народов

Быт, обычаи, уклад жизни эвенков имеет своеобразный характер и отличается от культуры других народов

Быт, обычаи, уклад жизни эвенков имеет своеобразный характер и отличается от культуры других народов. Свои жилища «чум», одежду они делали из выделанной кожи и меха добытого зверя. Одежда эвенков украшается мехом, вышивкой, бисером. Каждый узор имеет свое значение. Например, из узоров можно узнать: откуда родом человек, его материальное, семейное положение и т.д.

Эвенки были непревзойденными охотниками, выработавшими богатый арсенал способов охоты в тайге, относятся эвенки к языческим народам

Эвенки были непревзойденными охотниками, выработавшими богатый арсенал способов охоты в тайге, относятся эвенки к языческим народам

Эвенки были непревзойденными охотниками, выработавшими богатый арсенал способов охоты в тайге, относятся эвенки к языческим народам. Видное место в системе духовной культуры эвенков занимали верования и обряды, связанные с промысловой деятельностью, цель которых обеспечить успех в охоте и рыболовстве.

Социально – экономическое развитие последних лет привело к тому, что нарушились традиционная система расселения, веками складывающийся уклад жизни, в большей мере утрачены язык и культура

Социально – экономическое развитие последних лет привело к тому, что нарушились традиционная система расселения, веками складывающийся уклад жизни, в большей мере утрачены язык и культура

Социально – экономическое развитие последних лет привело к тому, что нарушились традиционная система расселения, веками складывающийся уклад жизни, в большей мере утрачены язык и культура. Все, что было связано с кочевым населением, рассматривалось с учетом его традиционного природопользования и обычаев. По примеру поселенцев они стали заниматься новым видом хозяйства.

Так как с. Хатыстыр является одним из большинства проживания эвенков с бытованием традиционной культуры, то здесь проводятся национальные праздники такие, как «День оленевода», «Бакалдын» (Встреча…

Так как с. Хатыстыр является одним из большинства проживания эвенков с бытованием традиционной культуры, то здесь проводятся национальные праздники такие, как «День оленевода», «Бакалдын» (Встреча…

Так как с. Хатыстыр является одним из большинства проживания эвенков с бытованием традиционной культуры, то здесь проводятся национальные праздники такие, как «День оленевода», «Бакалдын» (Встреча весны).

Проявлять интерес к истории народов моего края мне помогла мой учитель по

Проявлять интерес к истории народов моего края мне помогла мой учитель по

Проявлять интерес к истории народов моего края мне помогла мой учитель по КНРСЯ Неустроева Татьяна Васильевна. Интересно и нестандартно рассказывала нам о жизни и укладе коренных жителей нашей Республики, на примере и опыте своей жизни.

Как достойная дочь своего рода свято хранит и придерживается традиций и обычаев своего народа

Как достойная дочь своего рода свято хранит и придерживается традиций и обычаев своего народа

Как достойная дочь своего рода свято хранит и придерживается традиций и обычаев своего народа. Вместе с оленеводами разделяла все трудности таежной жизни.

Человек, у которого действительно основным в жизни является эвенкийское самосознание, чувствуется ее принадлежность к традиционной культуре, к своему наслегу, что это является важной частью ее…

Человек, у которого действительно основным в жизни является эвенкийское самосознание, чувствуется ее принадлежность к традиционной культуре, к своему наслегу, что это является важной частью ее…

Человек, у которого действительно основным в жизни является эвенкийское самосознание, чувствуется ее принадлежность к традиционной культуре, к своему наслегу, что это является важной частью ее жизни. Ее жизненный опыт закреплен в различных обрядах, традициях - это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.

Таким образом, я узнал, что эвенки

Таким образом, я узнал, что эвенки

Таким образом, я узнал, что эвенки Алдана придерживаются обычаев, ведут традиционный образ жизни с характерной для него охотничье – оленеводческой культурой. Эвенки преимущественно состоят в родовых общинах и примером тому является наш информант Неустроева Т.В, которая до сих пор придерживается этих обычаев и передает их подрастающему поколению.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2022