Традиции стихотворной публицистики в творчестве Барто А.
Оценка 4.7

Традиции стихотворной публицистики в творчестве Барто А.

Оценка 4.7
docx
16.11.2019
Традиции стихотворной публицистики в творчестве Барто А.
Документ Microsoft Office Word (2).docx

Лекция 1

А.Л. Барто. Традиции стихотворной публицистики в творчестве поэтессы.

Общая характеристика деятельности А.Л. Барто в области теории и практики детской литературы. Знакомство с наиболее полными изданиями произведений Барто для детей. Сборник «За цветами в зимний лес». Лирический разговор с ребёнком. «Твой праздник», «Снегирь», «Есть такие мальчики», «Мы с Тамарой», «Братишки», «Я живу в Москве», «Из пестрых страниц», «Вовка – добрая душа», «Звездочки в лесу», «Младший брат», «Звенигород» и др.

Содержание лекции

Агния Львовна Барто родилась 17 февраля 1906 года в Москве.

Ее отец был ветеринарным врачом. Под его руководством в детские годы Барто получила хорошее домашнее воспитание и образование. Затем Агния поступила на учебу в гимназию. Там она начала писать свои первые стихи.

Параллельно с обучением в гимназии Барто также занималась в хореографическом училище. Приехавший как-то туда на выпускные зачеты Анатолий Васильевич Луначарский послушал стихи юной поэтессы и порекомендовал ей продолжать занятие поэзией.

В 1925 году в печать вышли первые произведения Барто, детские книжки стихов "Мишка-воришка" и "Китайчонок Ван Ли". Большую роль в литературном творчестве Агнии Барто сыграла ее встреча с Владимиром Маяковским. Поэт говорил об огромной роли поэзии в воспитании будущего гражданина страны, о важности этой работы для поэта.

В 1928 году выходит сборник стихов Агнии Барто "Братишки", в 1934 году появляется "Мальчик наоборот", еще через два года выходят "Игрушки".

В 1937 году Агния Барто направляется делегатом на Международный конгресс в защиту культуры, проходивший в Испании. Там в это время шли военные действия, работа конгресса велась в осажденном Мадриде. Агния Барто своими глазами увидела, что такое фашизм и какие разрушительные последствия он несет для человечества.

В 1939 году поэтесса издает еще один детский сборник стихов - "Снегирь".

Вскоре началась Великая Отечественная война, Агния Барто продолжала работать, писала военные очерки, статьи, стихи, часто выступала по радио.

В 1942 году Барто работала на Западном фронте корреспондентом газеты "Комсомольская правда". В послевоенные годы публикуются новые сборники Агнии Барто, такие как "Веселые стихи", "Звенигород", "Стихи детям", "Первоклассница". В это же время Барто работает над сценариями детских художественных фильмов "Слон и веревочка", "Подкидыш", "Алеша Птицын вырабатывает характер".

В послевоенные годы Агния Барто много путешествует по миру, она посетила Исландию, Англию, Японию, Болгарию и многие другие страны.

Тематическое и жанровое многообразие поэзии А.Барто.

Сегодня, услышав имя Агнии Львовны Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: “Да-да, конечно, помню с детства:

 

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу,

Всё равно его не брошу,

Потому что он - хороший”.

 

          В самом деле, поколение за поколением малыши легко запоминают чёткие, звучные стихи поэтессы.  Игрушки у Барто – полноправные участники детской жизни, друзья детей. Обращает на себя внимание такая особенность в стихах об игрушках: они обычно написаны от 1-го лица в том случае, когда речь идёт о каких-то хороших поступках детей ( стихотворения “Кораблик”, “Грузовик”, “Самолёт”) и от 3-го лица, когда нет активных поступков ребёнка или плохие поступки. Это помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера (стихотворения “Зайка”, “Мячик”)    Всем своим творчеством А.Барто воспитывает уважение к детям. Юные герои стихов Агнии Львовны завоёвывают наше уважение уже с самых первых своих шагов, как это мы видим в цикле “Машенька растёт”. Стихи эти, лёгкие, весёлые, окрылённые, отвечают уверенности ребёнка в своих внутренних силах, его жажде участвовать во всём, что происходит в окружающем мире. (стихи “Машенька” (отрывок), “Машенька растёт”,“Я выросла” (отрывок).    В конце 1968 г. вышла книга стихов А.Барто “Я расту” - новая грань в её творчестве, новая и весьма важная его ступень. Стихи согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ, не без ошибок в поступках. Но он растёт.

          Проблема взаимоотношений старших и младших – одна из ведущих проблем в творчестве Барто, и её решению посвящено много произведений. Чаще всего внимание заостренено на дружбе между старшим и младшим поколением. (стихи “Две бабушки”, “Его семья”, “У папы экзамен”, “Дед Тимур”, “Разлука”). Поэтесса наблюдает за формированием лучших качеств, начиная с детского возраста, её стихотворения способствуют воспитанию любви к Родине. Эта способность характерна для всего творчества Барто, и особенно для стихотворений, адресованных школьникам. (стихи “Маляр”, “Птенцы”, “Мы не заметили жука”).

         Каждый должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивым, внимательным и добрым к ним. (отрывок из стихотворения “Вовка – добрая душа”).   Большое место в раннем творчестве Барто занимают сатирические и юмористические стихотворения. Для Агнии Львовны требовалась известная смелость, чтобы обратиться к детям с острыми, задорными стихотворениями. ( инсценирование стихотворения “Девочка чумазая”, чтение наизусть стихотворения “Девушка-ревушка”.  Барто обращается к своей аудитории за помощью, за содействием, чтобы сообща – иначе ничего не выйдет! - сокрушить таких хитрых, коварных, лицемерных, цепких и ещё очень живучих противников, как эгоизм, жадность, чванство, грубость, “показуха”, могущих увести человека, стоит ему поддаться им, в сторону от людей, от живого дела, от настоящего творчества. ( стихи “Цветы не знали”, “Три очка за старичка”, “Леночка с букетом”, “Лёшенька, Лёшенька”, “Болтунья Лида”, “Любочка”.)  Зная склонность своих читателей к игре, поэтесса и сама нередко словно бы играет с ними и далеко не сразу рассказывает свой замысел. Вот почему её сюжет порою развёртывается крайне неожиданно, именно так построено стихотворение “В театре”. (Инсценировка стихотворения “В театре”). А в стихотворении “Рыболов” автор сначала отдаёт дань вокальным способностям своего героя – рыболова, который поёт отличную песенку – “и радость в ней и грусть”(стихотворение “Рыболов”).                                  Поэтесса неизменно воспитывала и воспитывает своих юных читателей в духе огромной любви и высокого уважения к трудящимся любых народов и рас – и непримиримой ненависти к их угнетателям и поработителям, готовности к самоотверженной борьбе с ними. Не случайно такая поэма, как “Братишки” (показ книги), посвящённая дружбе детей народов всей земли. подверглась сожжению в гитлеровской Германии наряду с другой литературой и наиболее прогрессивными произведениями русской и советской литературы.

           Поэма “Звенигород” - одно из наиболее примечательных произведений А.Барто, из тех, в которых многогранно раскрывается внутренний мир наших людей. Барто находит убедительные слова, доказывающие заботу страны о каждом человеке:

О ребёнке каждом Думает страна. Тридцать юных граждан Заснули… Тишина.

 

Традиции стихотворной публицистики в творчестве Барто А.

Традиции стихотворной публицистики в творчестве Барто А.

Традиции стихотворной публицистики в творчестве Барто А.

Традиции стихотворной публицистики в творчестве Барто А.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2019