Леонтьева Ирина
Традиции в воспитании и обучении детей в мусульманской семье
План:
Введение
1 Принципы воспитания в мусульманской семье
2 Педагогические основы воспитания и обучения
3 Особенности воспитания у разных народов
Заключение
Глоссарий
Список литературы
Введение
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, обращением народов. исповедующих ислам, к традициям семейного воспитания, к религиозным нравственным ценностям, а с другой ― принятию принципа толерантности во взаимоотношениях разных народов.
Ислам обращает большое внимание на воспитание детей, стремясь к тому, чтобы они принесли обществу счастье и возвысили его. Многие благородные аяты призывают к проявлению заботы о ребенке, намечают для него вехи пути и ведут его к тому, чтобы он улучшал жизнь. Тысячелетняя история мусульманских народов создала свою мораль, основные принципы которой соответствуют общечеловеческим ценностям.
1 Принципы воспитания в мусульманской семье
Полная зависимость жены и детей от мужа является важнейшей характерной особенностью семейного быта всех без исключения мусульманских народов. Все члены семьи ― жена, дети, внуки должны соблюдать строгую субординацию в отношении главы семьи. В Коране и в других источниках ислама до мельчайших деталей регламентированы взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми, между детьми от разных матерей, а также положение детей от браков с невольницами и т.д. [1, с. 32]
Судя по аятам Корана, позицию родителей по отношению к детям нельзя называть чадолюбивой. Во всяком случае, дети для них ― далеко не счастье. В Коране говорится: «Знайте, что ваши богатства и ваши дети ― испытание и что у Аллаха ― награда великая». Прежде всего, верующий целиком должен посвятить себя Аллаху, проявлять абсолютную покорность ему. Вопросы веры должны стоять превыше остального: богатства, жен, детей. Однако, естественная любовь родителей, как правило, оказывается гораздо сильнее, чем предписания ислама, и потому чадолюбие, свойственное всему человеческому, все же не чуждо и последователям ислама [1, с. 34].
Воспитание детей в мусульманских семьях проходило, как это предписывалось исламской моралью, прежде всего с соблюдением принципа строгого разграничения полов. Мусульмане исключительно заботились о воспитании сына. С детства последнему внушалась мысль, что он будущий хозяин дома, продолжатель рода, наследник, что по положению он выше своих сестер и т.д. Подобное воспитание с малых лет формировало у мальчиков сознание их превосходства над сестрами, над женщинами вообще, а у девочек, наоборот, вырабатывало чувство рабской покорности и подчинения брату (их готовили к поведению в доме будущего мужа, воспитывали в духе покорности и угождения мужчине).
Такое содержание воспитания детей в семье мусульман считалось высоконравственным и достойным. Так, «Кабус-намэ» рекомендует «дать сыну хорошее имя, образование, научить его хорошо верховой езде, владению оружием», но: «Если дитя твое будет дочерью... писать ее не учи. А когда она вырастет, старайся как можно скорее выдать ее замуж, ибо дочери лучше не иметь, а если она есть, лучше ей быть замужем или в могиле» [1, с. 35].
В мире ислама сам факт рождения в семье дочери рассматривался как нежелательное явление, тогда как рождение сына было равносильно большому празднику и отмечалось исключительно торжественно. Сын — это наследник, продолжатель рода, защитник авторитета семьи и т. д. Часто в мусульманских семьях причиной полигамного брака или развода с женой служило отсутствие среди ее детей сына. Особенно страшной трагедией оборачивалось отсутствие наследника у халифов, султанов, ханов и других представителей феодальной знати, потому что тогда некому было передать власть и имущество [1, с. 35].
Отрицательное отношение к дочерям не было случайным. В основе этого явления лежали причины, имеющие социальный смысл. В патриархальной семье сын играл более важную роль в увеличении собственности семьи, в защите ее интересов перед другими семьями, он принимал участие в войнах и т.д., в тоже время дочь играла самую незначительную роль в хозяйственно-экономической жизни семьи, и к рождению ее в условиях возникновения патриархальной семьи арабы относились отрицательно. Все эти объективные моменты и получают свое отражение в доктринах ислама [1, с. 36].
Исламской мудростью родителям предписывается воспитывать детей до 21 года. Причем, для более успешного воспитания, это время рекомендовано поделить на три равных периода по семь лет. Арабская пословица гласит, что ребенок перед своими родителями - что пустая тарелка - что в нее положишь, то в ней и будет [6].
2 Педагогические основы воспитания
Во многих сурах и аятах Корана подробно говорится об обязанностях детей по отношению к родителям. Коран требует, чтобы дети считались с интересами родителей: «И преклоняй перед ними обоими [родителями] крыло смирения из милосердия и говори: «Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким». Духопочитанием родителей пронизаны и другие источники ислама, особенно сунна [3, с. 178].
В мусульманской семье, которая включала в себя представителей сразу нескольких поколений и в рамках отдельных родов и фамилий (и сельских общин), весьма заметную социальную роль играли и играют представители старшего поколения. Уважение к старшим ― важнейший педагогический постулат мусульманства. Его социальные функции весьма разнообразны: сохранение и ретрансляция последующим поколениям, накопленных социально значимых материальных, нравственных и духовных ценностей, трудовых навыков, национальной памяти. Такая многоплановость социальных функций старшего поколения обеспечивала чрезвычайно почтительное отношение к нему детей, подростков и молодежи [3, с. 178].
В народной педагогике к задачам нравственного воспитания отнесено развитие у подрастающего поколения способности понимать самое большое человеческое горе ― смерть. В процессе повседневного общения родители внушали молодежи мысль о том, что умирает человек, но человечество бессмертно. Однако смерть каждого отдельного человека ― неотвратимое горе. Она порождает у родных и близких чувство безмерного отчаяния и боли. Но смерть близких не должна сеять в сердцах чувство безысходности.
Воспитывая у молодежи такое отношение к смерти, старшие члены семьи формировали у детей духовную и нравственную готовность к переживанию величайшего горя. Они направляли их волю и эмоции на сопереживание, на развитие умения дорожить жизнью, на укрепление веры во всепобеждающую силу жизни. Родители разъясняли детям, сколь важно в этом случае проявлять выдержку, не избегать людей, разделять горе вместе со всеми, всенародно, чтобы еще раз напомнить всем известную истину: никто не вечен в этом мире, никто ничего не заберет с собой в другой мир [3, с. 179].
3 Особенности воспитания у разных народов
У различных народов, исповедующих Ислам, сложились некоторые отличающиеся особенности в воспитании ребенка.
У кумыков воспитанием ребенка занималась женщина, хотя при посторонних она не должна была его ласкать и проявлять свои чувства. Воспитание мальчиков и девочек различалось: мальчику внушалось, что он призван в будущем защищать близких, занимать независимое положение в семье и обществе, стать хорошим работником в поле или в скотоводстве; в девочке, наоборот, воспитывался покладистый характер, она приучалась к работе по дому, к уходу за детьми [3, с. 184].
Народы Карачая особое место в воспитании ребенка отводили развитию умственных и физических способностей. Основой нравственного развития ребенка были нравы того круга, в котором он воспитывался. Поэтому пример родителей карачаевцы, как и адыги, абазины, ногайцы считали одним из основных методов нравственного воспитания с первых лет жизни малыша. Жизненный опыт старших передавался младшему поколению, а образцы предков были своеобразным эталоном [3, с. 187].
Спецификой карачаевской народной педагогики являлись гуманные методы педагогического воздействия, а именно: пробуждение в ребенке любви и совести добротой и лаской, развитие человечности, добродетели убеждением и личным примером. Система средств и методов воспитания исключала подавление, окрики и наказания, унижавшие достоинство личности ребенка.
У балкарцев девочек воспитывала мать, мальчиков с 5–6 лет ― отец. Большую часть года мальчик жил с отцом на кошах. В прошлом был принят обычай аталычества: отдавались дети знатных в семьи только их слуг. Балкарцы воспитывали также по обычаю аталычества детей кабардинских и сванских князей [3, с. 189].
В народной педагогике чеченцев большое место занимало трудовое воспитание, которое в качестве составных элементов включало и физическую закалку [3, с. 195].
Адыги большое внимание уделяли воспитанию скромности, терпимости и снисходительности. Разговоры мужчин о собственных достоинствах и вообще о своей персоне они считали недопустимым позором [3, с. 198].
Черкесы всегда отличались умеренностью в пище. Умеренность в еде воспитывалась с детских лет [3, с. 198].
Заключение
Дети, воспитанные в мусульманской семье, соблюдающей все традиции, нравственно устойчивы.
Родители своим примером прививают ребенку хорошие манеры и помогают тем самым найти свое место в обществе.
В семье их учат соблюдать и оберегать традиции и обычаи, которые передаются то отца к сыну, от матери к дочери.
Дети высоко чтят своих родителей, старших, сестер, братьев.
Глоссарий
Воспитание – передача накопленного опыта от одного поколения к другому, обеспечивая тем самым их преемственность [5, с. 319] .
Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени [2, с. 154] .
Принципы воспитания – основные положения о способах достижения воспитательных целей и задач, формулируемых с учетом законов и закономерностей педагогического процесса, выполняющих роль требований к деятельности воспитателя и воспитуемых [4, с. 413] .
Список литературы
1. Бенсгиер, Н. Воспитание ребенка в мусульманской семье / Н. Бенсгиер [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://eka-mama.ru/unknown/detail.php?ID=2831 (дата обращения: 10.06.2016).
2. Вагабов, М.В. Ислам и семья / М.В. Вагабов. ― М.: Наука, 1980. ― 174 с.
3. Григорьева, Е.И. Народная художественная культура: основные понятия и концептуальные аспекты: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1 / Е.И. Григорьева, С.Ю. Мартынова. ― 2-е изд., перераб. и допол. ― Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. ― 163 с.
4. Кукушин, В.С. Этнопедагогика. Учебное пособие / В.С. Кукушин. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 304 с.
5. Педагогика: Учебное пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк, и др.; под ред. проф. В.Г. Рындак. ― М.: Высшая школв, 2006. ― 495 с.
6. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие / П.И. Пидкасистый. ― 3-е изд., испр. и доп. ― М.: Юрайт, 2012. ― 511 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.