В настоящее время важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения.
Особую роль в современном образовательном процессе играют активные методы обучения (инновационные методы обучения), которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление, поведение, общение.
Активные методы обучения (АМО) – это методы обучения, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом[2].
Особенностями активного обучения являются:
принуждает активизировать мышление, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
активность обучаемых совпадает с активностью преподавателя;
повышенная степень мотивации, эмоциональности, творчества;
постоянное взаимодействие преподавателя и обучаемых посредством прямых и обратных связей.
Лекция с заранее запланированными ошибками (лекция провокация). Преподаватель предлагает студентам, прослушав текст лекции и проанализировав ее содержание, обнаружить запланированные фактические ошибки. Эта форма проведения лекции была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию. Подбираются наиболее распространенные ошибки, которые делают студенты при трактовке тех или иных ключевых вопросов изучаемой темы или раздела.
Данный тип лекции стимулирует студентов к постоянному контролю излагаемой лектором информации (поиск ошибки) с диагностикой этой деятельности и разбором ошибок, формирует критическое мышление. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так легко можно было заметить студентам. Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут.
Метод «Кейс-стади».
Метод кейсов — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес -ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале.
Например: студенты разделяются на группы по 3-4 человека для создания модели какой-либо компании в соответствии с профилем будущей специальности с распределением ролей (руководитель, начальник отдела, офис-менеджер и т.д.). Цель – отработка навыков ведения всех видов деловой переписки, которая обычно осуществляется компаниями.
Студент, назначенный «руководителем» компании, распределяет между другими студентами виды документов и писем, которые они должны подготовить. В целом студенты одной «компании» должны подготовить все виды документов и писем. В обязательные жанры включаются: внутренняя документация (приказ, распоряжение, протокол, заявка, докладная записка, объяснительная записка, отчет, справка, заявление, ходатайство, должностная инструкция) и внешняя переписка (рекомендательное письмо, приглашение, извещение, запрос, просьба, напоминание, сопроводительное письмо, гарантийное письмо, благодарственное письмо, претензия и т.д.) Внешняя переписка должна осуществляться между группами (моделями компаний). По итогам выполнения кейса каждый студент должен создать 5 документов в различных жанрах официально-делового стиля (2 внутренних документа и 3 письма).
Ролевая игра (деловая игра).
Ролевая игра – неформальная постановка, в процессе которой участники без предварительной подготовки разыгрывают сценки или ситуации. Во время ролевой игры участники не действуют от своего имени, а демонстрируют поведение и выражают чувства условного персонажа. Обычно это намного легче, чем действовать от себя лично. Ролевая игра является эффективным методом апробации новых моделей поведения. Она дает возможность «примерять» их на себя в безопасных условиях. Действие «под маской» позволяет формировать собственные представления участников о том, как можно решить подобную ситуацию в реальной жизни. Это также помогает лучше понять чувства воображаемого персонажа и развить навыки эмпатии (сопереживания). Кроме того, благодаря ролевой игре участник имеет возможность лучше понимать и выражать свои чувства без опасения раскрыться и быть высмеянным.
Чтобы организовать ролевую игру преподавателю необходимо:
описать модельную ситуацию, которую надо инсценировать;
предложить сценарий и отобрать желающих;
рассказать участникам, как они должны действовать;
продемонстрировать сценку перед классом;
по окончании сценки обсудите ее.
Во время ролевой игры преподаватель должен следить за тем, чтобы игровая ситуация и поведение участников не травмировали кого-нибудь, а если это произошло, то остановить игру и обсудить, как не допускать подобных ситуаций. После игры участники и наблюдатели должны обменяться впечатлениями, обсудить, какие стратегии поведения были эффективны и почему. В процессе игры студенты разделяются на 3 группы для моделирования определенной ситуации делового общения, распределяют роли.
Например: Найм сотрудников.
Цель – выработать коммуникативные навыки участников (резюме, саморекомендации), навыки монологической и диалогической речи. Участники: директор, начальник отдела кадров (менеджер по персоналу), начальник отдела, в который нанимается сотрудник, а также кандидаты (2-3 чел.). Кандидаты заранее предоставляют резюме, а в ходе игры проводятся беседы с каждым из них. Задача кандидатов – занять вакансию, следовательно, они должны хорошо показать себя на собеседовании. Задача работодателей – выбрать лучшего кандидата. После собеседования руководство проводит обсуждение кандидатов, их резюме, аргументируют свой выбор (в присутствии всей группы). Далее группа обсуждает поведение каждого участника игры.
Метод «515» — Преподаватель предлагает студентам проблему. Необходимо в течение 5 минут письменно выдвинуть 15 идей.
Метод «635» — Студенты по 6 человек предлагают 3 идеи в течение 5 минут. Идеи представляют в письменной форме (могут быть представлены в виде схем и рисунков).
«Мозговой штурм» — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.
Вывод. Таким образом, можно сделать вывод, что перечисленные методы обучения создают возможности не только передавать определенную информацию, но и создавать предпосылки для развития личности, общекультурных навыков и умений. Применение данных методов на учебных занятиях способствует улучшению качества образования, так как они помогают сосредоточиться на занятии обучающимся и направлены на развития знаний, умений и навыков обучающихся.
Список литературы:
Кукушина, В.С. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей [Электронный ресурс]. URL:http//bookucheba.com/tehnologii-obrazovatelnyie sovremennyie / pedagogichesk-tehnologii-uchebnoe-posobie.html
http://www. vanirolap.narod.ru/theme11.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.