Методическая разработка занятия мероприятия по теме:
«Патриотическое воспитание и формирование гражданской позиции
учащихся через внеурочную деятельность
на основе казачьей культуры и традиций»
«Традиционный костюм кубанского казака»
Бабенко Александр Александрович,
педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДМЦ
Краснодар, 2022
Оглавление
1. Пояснительная записка.
2. Введение.
3. Основная часть.
4. Заключение.
5. Оборудование, оформление.
6. План мероприятия.
7. Выводы.
8. Список используемой литературы.
Пояснительная записка
Актуальность. Возрождение движения казачества очень ярко показало значение казачьего костюма как существенного и уникального элемента, сочетающего в себе функциональность, традиционность и обрядовое значение.
Именно из-за того, что во многих случаях эти принципы нарушались, в начале 1990 годов от обывателей можно было слышать мнение о современном казачестве как о каком-то балаганном сообществе. Ведь одежда казаков – это не просто одежда, она всегда сочетала в себе функциональность и символичность.
Преемственность и национальные, и даже семейные, традиции в одежде были обоснованы не только практичностью и утилитарностью, но рассчитаны на помощь и защиту предков. Именно поэтому было так важно носить такую же одежду, какую носили предки. Недаром считается, что одежда, которая отражает представления народа об устройстве мироздания и его месте в нем, является нитью, соединяющей времена и поколения.
Цель: способствовать формированию гражданской позиции и патриотическому воспитанию через приобщение к традиции кубанского костюма.
Задачи: сформировать представление о глубоких исторических корнях казачьего костюма, его практичности, символичности и ценности для нынешнего поколения казаков; способствовать воспитанию у учащихся уважения к традиционной казачьей одежде.
Мероприятие проводится во внеурочное время.
Ход мероприятия конструируется в зависимости от времени и оборудования, которыми располагает организатор и может включать три основных блока: традиционное казачье приветствие, молитва, объявление темы занятия; экскурс в историю костюма казака, показ элементов костюма и рассказ об их практической ценности (в сопровождении казачьих мелодий); краткое повторение содержания занятия.
Целевая аудитория – учащиеся 5-7 классов.
Введение
Казачий мундир сформировался на основе традиционной одежды казаков, постепенно изменяясь в соответствии с требованиями времени, вбирая в себя особенности национальной одежды черкасов, черкесов и других народов, которые жили в соседстве с казачьими поселениями. Созданная на основе архаических форм, путем развития их на основах целесообразности, традиций и местных художественных вкусов одежда – это своего рода историческое свидетельство, по которым можно проследить вехи развития народа и его взаимосвязи с другими этносами и национальными группами.
Не зря традиционная одежда всегда считалась национальным достоянием. Таковым народный костюм является и в наши дни.
Основная часть
Демонстрация элементов традиционного комплекса костюма казака:
1.Рубаха. Происхождение названия «…Рубаха – самая древняя и необходимая часть любого славянского костюма. Происхождение названия. Происхождение славянской рубахи теряется в глубине веков. Само е название происходит от корня «руб» («кусок», «отрез», «обрывок ткани») и родственно слову «рубить», имевшему когда-то еще и значение «резать»…». Суть рубахи, ее покрой, вышивка по рубахе и ее назначение, материал, цвет, обрядовая функция.
2.Шаровары. Происхождение названия «Само название «шаровары» скорее всего произошло от ширины шаровар у запорожских казаков, которые говорили: «Шаровары должны быть широкими, як Чёрно море, шоб у каждую холошу (штанину) по сорок кавунов (арбузов) влезало…». Поэтому шаровары шились «с достатку». Покрой. Материал.
3.Обувь. Ее виды: сапоги, постолы, ичиги. Функции обуви: утилитарная, эстетическая.
4.Бешмет. Происхождение названия. Покрой. Функции бешмета: утилитарная, эстетическая.
5.Черкеска. Происхождение названия «…Изначально ни горцы, ни казаки кавказский кафтан черкеской не называли, это название пришло скорее из Москвы по ассоциации с одеждой черкесов. Сам термин «черкеска» появился задолго до переселения казаков на Кубань: «К моменту поселения черноморцев на Кубани эта одежда уже давно стала своей привычной, родной, казачьей…». Покрой. Материал. Газыри. Функция черкески.
6.Башлык. Происхождение названия. Покрой. Материал. Функция. Форма ношения «…В зависимости от того как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака – завязанный на груди означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещенный на груди – следует по делу, концы, заброшенные за спину, – свободен, отдыхает…». Символизм.
7.Папаха. Происхождение названия. Виды. Материал. Функциональность. Символизм «…Папаха – знак обладания юридическим полноправием. Папахи снимались во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу, шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте, в доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины…».
8.Пояс. Происхождение «…Изначально кавказский пояс служил опояской и стягивал одежду. К нему на поводках подвешивались предметы обихода (кинжал, нож и т.д.), и средства ухода за оружием (кресало, кремень, пороховница, сальница, позже – капсюльница, отвертка, шильце и т.д.)…». Покрой. Материал. Функциональность. Символизм.
9.Бурка. Происхождение. Покрой. Материал. Тип. Функциональность «…Бурка защищала всадника от снега, дождя, ветра. На привале она служила и подстилкой, и одеялом.
Свободно свисающая бурка могла защитить или намного снизить действие пуль и стрел преследователей на всадника.
Накинутая на руку бурка могла использоваться как защита от холодного оружия наподобие щита…».
10.Холодное клинковое оружие. Шашка: «…Главное конструктивное достоинство шашки заключалось в удачных весовых пропорциях. Облегчение эфеса вызвало передвижение центра тяжести, а, следовательно, и центра удара…», ее происхождение виды, части оружия, предназначение. Кинжал: его виды, части оружия, предназначение «…рукопашной же свалке удобней короткое оружие: кинжалы, ятаганы, бейбуты, клевцы, чеканы, кистени, перначи и т.д…».
Заключение
В условиях возрождения казачества история возникновения, формирования и развития традиционного казачьего костюма – это не только дань традициям, но и множество интереснейших исторических подробностей, которые отражают как историю казачества, так и историю принципов защиты нашего Отечества, как главного смысла жизни многих поколений воинов. То, что они оставили нам, достойно уважения, изучения и сохранения, потому что в этом случае Сила Наших Предков – с нами.
Оборудование
1. Полный комплекс костюма кубанских казаков:
1.1. Рубаха;
1.2. Шаровары;
1.3. Обувь;
1.4. Бешмет;
1.5. Черкеска;
1.6. Башлык;
1.7. Папаха;
1.8. Пояс;
1.9. Бурка;
1.10. Холодное оружие;
2. Видеопроектор с экраном;
3. Компьютер с аудиоколонками;
4. Раздаточный материал с рисунками (фото) элементов костюма казака.
План мероприятия
1. Традиционное казачье приветствие;
2. Молитва;
3. Объявление темы занятия;
4. Повествование истории костюма казака, показ реальных современных элементов костюма и рассказ об их практической ценности (в сопровождении казачьих мелодий и с показом слайдов с рисунками и фото прежних образцов костюма);
5. Краткое повторение содержания занятия и выдача раздаточного материала;
6. Советы и пожелания учащимся.
7. Молитва.
Выводы, рекомендации по практическим результатам проведенного мероприятия
Национальный казачий костюм подчеркивает аутентичность нации и выявляет ее характерные особенности, является частью его истории и культуры, имеет глубокие исторические корни, он практичен и представляет непреходящую ценности для подрастающего поколения казаков. Именно благодаря своей «народности» казачья форма сохранила свой авторитет и в дальнейшем во времена Первой и Второй мировых войн. Более того, для кубанского казака сохранение традиционных черкески, бешмета и папахи связывалось с принадлежностью к казачеству, преданностью заветам предков, сохранением духа казачества и отстаиванием своих традиций, прав и вольностей от различных посягательств.
При проведении занятия важно дать понять детям необходимость костюма, пощупать или даже примерить его элементы.
Список используемой литературы
1. Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. История оружия. М., 1995.
2. Бабенко А.А. Костюм кубанских казаков. Мн., 2012
3. Бондарь Н.И. Модель традиционной культуры кубанского казачества // Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М., 1995.
4. Бондарь Н.И. Традиционная культура Кубанского казачества. Краснодар, 1999.
5. Дмитриев А.В. Клинки Златоуста. // Военно-исторический журнал. 1993. № 12.
6. Егоров И.А. Пики, шашки, шаровары, кушаки… Обмундирование степовых и кавказских казачьих войск в начале XX века. // Военно-исторический журнал. 1993. № 3.
7. Зимина З.И. Вышей милому сорочку. Минск, 2007.
8. Карпухин А.П. Казачья верховая борьба. Краснодар, 2006.
9. Кубанские станицы: Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М. 1967.
10. Матвеев О.В. К истории мужского костюма кубанских казаков. // Проблемы и пути развития народного творчества Кубани. Краснодар, 1998.
11. Матвеев О.В. Очерк истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII – начало XX века). // Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М., 1995
12. Матвеев О.В. Форменная одежда казаков линейцев Кубани. Армавир, 1995.
13. Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII в. – 1917 г.). Краснодар, 2000.
14. Очерки традиционной культуры казачества России. Т. 1. М.-Краснодар, 2002.
15. Потто В.А. Два века терского казачества (1577 - 1891). Репринт. воспр. изд. 1912 г. Ставрополь, 1992 – 1994.
16. Румянцева Г.В. Традиционная одежда восточно-славянского населения станицы Преградная. // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 год. (Дикаревские чтения (5). Краснодар, 1999.
17. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII–XX вв. М., 1989.
18. Фролов Б.Е. К вопросу о заимствовании черноморскими казаками элементов адыгейского вооружения. // Материалы научно-практической конференции «Традиционные национальные культуры Кубани: состав, состояние, проблемы». Краснодар, 1991.
19. Фролов Б.Е. К вопросу о функциональности форменной казачьей одежды в условиях позиционных войн XX века. // Фольклорно-этнографические исследования этнических культур Краснодарского края. Краснодар, 1995.
20. Фролов Б.Е. Мундиры офицеров черноморского войска в собрании Краснодарского историко-археологического музея-заповедника. // Новые материалы по этнографии кубанских казаков. Краснодар, 1993.
21. Фролов Б.Е. Об адыгском влиянии на оружие черноморских казаков. // Фольклорно-исторические исследования этнических культур Краснодарского края. Краснодар, 1995.
22. Фролов Б.Е. Одежда черноморских казаков в конце XVIII – начале XIX вв. // Новые материалы по этнографии кубанских казаков. Краснодар, 1993.
23. Фролов Б.Е. Холодное клинковое оружие кубанских казаков. // Из дореволюционного прошлого кубанского казачества. Краснодар, 1993.
24. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Репринт. воспр. изд. 1910–1913 гг. Т. 1– 2. Краснодар, 1992.
25. Яворницкий Д.И. Запорожье в остатках старины и преданиях народа. Киев, 1995.
26. http://slavakubani.ru.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.