"Трансформаторы"
Оценка 4.7

"Трансформаторы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
Взрослым
29.03.2017
"Трансформаторы"
Открытый урок по физике на тему "Трансформаторы" . на уроке применяются различные формы организации работы учащихся: самостоятельное изучение темы в группах, индивидуальная работа при закреплении материала и самооценкой работы в конце урока. Разработка может быть применена преподавателями школ и профтехколледжей.разработка открытого урока по физике "Трансформаторы"с применением ИКТ
Тема урока.docx
Тема урока: Трансформаторы. Цели:  1. Создать условия для  изучения  назначения, устройства и принципа работы  трансформатора; 2. Развивать умение выбирать  и излагать главное; делать выводы; способствовать развитию логического мышления; 3. Формировать материалистическое мировоззрение и умение  работать в  команде. Тип урока: комбинированный Форма организации: групповая Оборудование: 1. Модели разборных трансформаторов 2. Действующий трансформатор,  2 лампочки,2 вольтметра, соединительные  провода 3. Приложения 1, 2, 3  ТСО: мультимедийная  доска, проектор, презентация Время: 80 мин Ход урока: Технологическая карта урока Этапы урока I. Актуализация  знаний (10 мин) II. Изучение  нового материала   (30 мин) Деятельность  педагога Сообщение  преподавателя  +  демонстрация  слайдов  1­5 Историческая  справка (слайд 6­12) Деятельность учащихся Группа делится на 5 микрогрупп Самостоятельная работа  учащихся , заполнение таблицы  (Приложение1) Демонстрация опыта  Два режима работы  трансформатора (отличия ) III. Закрепление  знаний, умений,  навыков (25 мин) IV. Контроль  полученных знаний  (5 мин) V. Рефлексия (2  мин) VI. Оценивание.  Домашнее задание  (2 мин) Поднимите смайлик  соответствующий  вашему настроению Решение задач (Приложение 2) Выполнение тестовых работ с  последующей самооценкой  (Приложение  3)       Отличное                 Хорошее  Удовлетворительное   Сообщение – биография одного  из ученых работавших над  созданием трансформатора Конспект урока Актуализация знаний (7­10 мин) Потребители   электроэнергии   имеются   повсюду.   Производится   же   она   в сравнительно   немногих   местах,   близких   к   источникам   топливных   и   водных ресурсов.   Поэтому   возникает   необходимость   передачи   электроэнергии   на расстояния, достигающие иногда сотен километров. Но передача электроэнергии на большие расстояния связана с заметными потерями. Дело в том, что, протекая по линиям электропередачи, ток вызывает их нагревание  (Слайд 1) Как бы вы предложили решить данную проблему? 1) При помощи увеличения размеров поперечного сечения проводника  увеличить передаваемое напряжение, при этом уменьшая его сопротивление ( ).  R l  S Данное решение проблемы является невыгодным, так как  требуются  огромные затраты для изготовления нового кабеля и опор.  2)     Необходимо   уменьшить   силу   передаваемого   тока   при   условии постоянного значения мощности.   (Слайд 2)  Осуществить это можно при помощи прибора, который называется трансформатор.  (Слайд 3) Тема урока – «Трансформаторы».   (Слайд 4) Целью урока является рассмотрение устройства,  принципа действия прибора и практического использования трансформатора. На   уроке   мы   изучим   новую   тему   с   использованием   материалов электронного   издания,   решим   задачи   и   в   конце   урока   выполним   задание   в тестовой форме на компьютере. Работать     в   течение   урока   будете   на   листах.   Ваша   задача   заключается   в заполнении   2   столбца   таблицы   (Приложение   1).   Для   того   изучения   нового материала необходимо ответить на вопросы: 1) В чём заключается явление электромагнитной индукции? 2) Дайте понятие магнитного потока и запишите формулу для его расчёта. 3) Сформулируйте закон электромагнитной индукции. 4) Какой ток называется переменным? Изучение нового материала  (30 мин) Немного истории…  Много лет назад это неприметное устройство позволило осуществить на практике распределение электроэнергии.  В   1831   году  английским   физиком  Майклом   Фарадеем  было   открыто явление  электромагнитной   индукции,   которое   легло   в   основу   работы трансформатора. В этом же году появилось его схематическое изображение . В   1848   году  французским   механиком   Г.Румкорфом была   изобретена индукционная катушка – прообраз трансформатора.   (Слайд 6)  (Слайд 7) Яблочков Павел Николаевич в 1878 году использовал трансформатор для питания «электрических свечей» ­ нового в то время источника уличного света.  Яблочков   использовал   индукционную   катушку   с   двумя   обмотками   в качестве трансформатора для питания изобретенных им электрических свечей. Трансформатор Яблочкова имел незамкнутый сердечник. (Слайд 8) Идея Яблочкова была развита сотрудником Московского университета Усагиным Иваном Филлиповичем.  Летом  1882  года  на   Всероссийской  промышленно­художественной   выставке   в Москве И. Ф. Усагин продемонстрировал своё изобретение — трансформатор промышленного типа, который значительно отличался от трансформатора П. Н. Яблочкова.   Это   была   индукционная   катушка   оригинальной   конструкции, позволяющая   включать   в   цепь   несколько   источников   света.  При   помощи трансформатора  Усагина   был   освещён   павильон   электричества   промышленно­ художественной   выставки.   Своё   изобретение   Усагин   называл   «вторичным генератором».  В 1884 году  в Англии братьями Джоном и Эдуардом Гопкинсонами был создан первый трансформатор с замкнутым сердечником. В   конце   1880­х  инженером   Д.   Свинберном   было   изобретено   масляное охлаждение   трансформатора  –  это   повысило   надежность   и  долговечность   его обмоток. В 1889 году русский электротехник М. О. Доливо­Добровольский вместе с предложенной   им   трехфазной   системой   переменного   тока   создал   первый трехфазный трансформатор.   (Слайд 9)  (Слайд 10) Трансформатор – это прибор, предназначенный для преобразования переменного тока, при котором напряжение уменьшается или увеличивается в несколько раз практически без потерь мощности  (Слайд 11) А теперь познакомимся с устройством трансформатора. На столах лежат   макеты   трансформаторов,   внимательно     рассмотрите   их,   укажите основные элементы трансформатора. Ответы обучающихся:  Замкнутый стальной сердечник, состоящий из отдельных пластин.  Вопрос: Для чего сердечник изготавливают из пластин?        Сердечник нагревается в результате перемагничивания и возникновения в нём   индукционных   токов.   Изготовление   его   из   тонких   стальных   листов, изолированных   друг   от   друга,   приводит   к   значительному   увеличению электрического сопротивления и уменьшению потерь на нагревание. 1) Катушки с проволочными обмотками  ­ две, иногда более;  1– первичная – подключается к источнику переменного напряжения, 2­  вторичная ­  к потребителю (Слайд 12    ) Обозначение трансформатора в цепи: Закрепление материала: (Слайды 14­18) 1)  Проверка   заполнения   учащимися   таблицы   при повторении (10 минут). Действие   трансформатора   основано   на   явлении электромагнитной   индукции.  При   прохождении   тока   по   первичной   обмотке   в сердечнике появляется переменный магнитный поток, который возбуждает ЭДС индукции в каждой обмотке. Сердечник из стали концентрирует магнитное поле так, что магнитный поток существует только внутри сердечника и одинаков во всех его сечениях. Трансформатор   на   холостом   ходу  –  работа   при   разомкнутой   цепи вторичной обмотке:  Мгновенное   значение   э.д.с.   индукции  е  в  любом   витке   первичной   или вторичной   обмотки   согласно   закону   Фарадея   определяется   формулой:  i    Ф  t Если Ф = Ф0 соs tω , то      е´ =  ­ амплитуда э.д.с. в одном витке.  Фω 0 sin t, или      е = E ω 0 sin t ,ω где E0=   Фω 0 В первичной обмотке, имеющей п1 витков, полная ЭДС индукции e1 равна п1е., во вторичной обмотке полная ЭДС е2  равна п2е, где п2 ­ число витков этой обмотки. Отсюда следует, что    1  2 N N 1 2       Сумма напряжения  u1,  приложенного к первичной обмотке, и ЭДС  e1 должна равняться падению напряжения в первичной обмотке: u1 + e1 = i1 R1, где   R1  ­ активное сопротивление обмотки, а  i1  ­сила тока в ней. Данное уравнение   непосредственно   вытекает   из   общего   уравнения.   Обычно   активное сопротивление обмотки мало и произведением i1  R1 можно пренебречь. Поэтому u1     ­ ≈ e1. (2) При разомкнутой вторичной обмотке трансформатора ток в ней не течет, и имеет место соотношение     u2   ­ e≈ 2         (3)                       Так   как   мгновенные   значения   электродвижущих   сил  e1  и  e2  изменяются синфазно, то их отношение в формуле можно заменить отношением действующих значений  E1  и   E2  этих   ЭДС   или,   учитывая   равенства   (2)   и   (3),   отношением действующих значений напряжений  U: е 1 е 2  N N 1 2  U U 1 2  k k – коэффициент трансформации.   Если  k  <   1   –   трансформатор   повышающий;  k  >   1   –   трансформатор понижающий.  Демонстрация опыта:  Показываю   опыт   с   2   лампами   накаливания   и   трансформатором. Предлагаю обучающимся объяснить его.     понижающим     Нагруженный трансформатор  (Слайд 19)   При   замыкании   цепи   вторичной   обмотки   в   ней   течет   ток.   Тогда  ­ e≈ 2 уже не выполняется точно, и соответственно связь между соотношение u2   U1 и U2 становится более  сложной. Согласно закону сохранения энергии мощность в первичной цепи должна равняться мощности во вторичной цепи  ,  Р  1 Р 2  IUIU 2 1 1 ;  2 1 U  U 2 I I 2 1 где  I1  и  I2—   действующие   значения   силы       в   первичной   и   вторичной обмотках. поэтому,   повышая   с   помощью   трансформатора   напряжение   в несколько раз, мы во столько же раз уменьшаем силу тока (и наоборот).  (Слайды   20   ­22)  Трансформаторы   широко   применяются   при   передаче электрической   энергии   на   большие   расстояния,   при   распределении   её   между приемниками, а также на выпрямительных, усилительных, сигнализационных и других устройствах. Существует два типа трансформаторов: бытовые и силовые Бытовые  используют  в  источниках  питания различных  электроприборов, технологических   и   медицинских   рентгеновских   установках,   электропечах, плазменных и лазерных установках, устройствах радиолокации и электроники. В бытовой технике  используют понижающие трансформаторы. Силовые трансформаторы используют в линиях электропередач.   Мощные   трансформаторы   помещают  в  бак,  заполненный   охлаждающим маслом.  Трансформаторы бывают: 1)   Разделительные   ­   используются   для   обеспечения   электрической безопасности приборами бытового и промышленного назначения. Рекомендуется подключать   оборудование     через   разделительный   трансформатор   в   случае отстутствия   надёжного   заземления,   при   работе   на   открытом   воздухе,   в помещениях с повышенной влажностью, при контакте электроприбора с водой и металлами.В   данных   условиях   возможна   опасность   поражения   электрическим током   при   повреждении   изоляции   электроприбора.   Данные   трансформаторы обеспечивают безопасность работы  с электрооборудованием. 2)   Измерительные   ­   используют   для   измерения   очень   больших,   очень маленьких переменных напряжений и токов в цепях. Закрепление ЗУНов (25 мин) Решение задач (Приложение 2) Контроль знаний (5 минут):  Выполнение задания в тестовой форме. После  выполнения задания,  каждый обучающийся  оценивает свою работу.  (Приложение 3) Рефлексия (2 минуты) Выберите смайлик который соответсвует вашему  настроению.  Подведение итогов урока.  Краткие итоги урока, оглашение результатов  работы. Домашнее задание. Подготовьте сообщение о учёном, принявшем  участие в изобретении трансформатора. Приложение 1 Таблица для  заполнения обучающимися Определение Понятия Трансформатор – это… 1) 2) 1) 2) 3) Кем был изобретён  трансформатор Устройство трансформатора Обозначение трансформатора в  цепи На каком явлении основан принцип  действия? Трансформатор на холостом ходу а)Чем характеризуется  трансформатор? Б) Какие трансформаторы  бывают (в зависимости от коэффициента) Работа нагруженного  Трансформатора Где применяют трансформаторы Приложение 2. Решите любые  2  задачи: Задачи по теме «Трансформаторы» Задача   1.  Трансформатор,   содержащий   в   первичной   обмотке   840   витков, повышает   напряжение   с   220   до   660   В.   Каков   коэффициент   трансформации? Сколько витков содержится во вторичной обмотке?  Задача 2.  Сколько витков должна иметь вторичная обмотка трансформатора,  чтобы повысить напряжение с 220 до 11000В, если в первичной обмотке 20  витков? Каков коэффициент трансформации? Задача 3.  Под каким напряжением находится первичная обмотка  трансформатора, имеющая 1000 витков, если во вторичной обмотке 3500 витков  и напряжение 105В? Задача   4.  Трансформатор,   содержащий   в   первичной   обмотке   700   витков, повышает  напряжение с 220 В до 1,1 кВ. Каков коэффициент трансформации? Сколько витков содержится во вторичной обмотке? Приложение 3 Задание в тестовой форме по теме "Трансформаторы" 1 вариант 1.Трансформатор ­ это прибор, преобразующий переменный ток, при котором  напряжение? 1)только увеличивается без потерь мощности; 2)уменьшается в несколько раз без потерь мощности; 3)увеличивается или уменьшается в несколько раз практически без потерь  мощности; 4)не изменяется; 2.На каком физическом явлении основан принцип действия трансформатора? 1)электролиза; 2)электромагнитной индукции; 3) самоиндукции; 4) генерирования; 3.Как осуществляется передача электрической энергии из первичной обмотки  трансформатора во вторичную?  1)с помощью электромагнитных волн; 2)по воздуху; 3)с помощью силы Лоренца; 4) помощью переменного магнитного поля, пронизывающего обе катушки; 4.В первичной обмотке трансформатора 100 витков, во вторичной – 20. Укажите  правильное утверждение? 1)коэффициент трансформации равен 5, трансформатор повышающий; 2)коэффициент трансформации равен 1000, трансформатор повышающий; 3)коэффициент трансформации равен 0,2, трансформатор понижающий; 4)коэффициент трансформации равен 5, трансформатор понижающий; 5.Первичная обмотка трансформатора включена в сеть напряжением 20 В. На  зажимах вторичной обмотки напряжение равно 200 В.Число витков во вторичной  обмотке равно 1000.Чему равен коэффициент трансформации и число витков  в  первичной обмотке? 1) коэффициент трансформации равен 10, число витков в первичной обмотке 10; 2) коэффициент трансформации равен 0,1,число витков в первичной обмотке  100; 3) коэффициент трансформации равен 10, число витков в первичной обмотке  100; 4) коэффициент трансформации равен 0,1,число витков в первичной обмотке 10; 2 вариант 1.Трансформатор   –   это   прибор,   преобразующий   …,   в   котором   напряжение увеличивается   или   уменьшается   в   несколько   раз   практически   без   потерь мощности? 1)постоянный ток; 2)изменяющееся электрическое поле; 3)переменный ток; 4)среди ответов нет правильного; 2.На каком физическом явлении основан принцип действия трансформатора? 1)электролиза; 2)электромагнитной индукции; 3)генерирования; 4)самоиндукции; 3.В каком случае трансформатор является повышающим?  1) k =1; 2) k = 0; 3) k > 1; 4) k < 1; 4.В первичная обмотка трансформатора содержит 800 витков, вторичная – 3200. Укажите правильное утверждение? 1) Коэффициент трансформации равен 8,трансформатор повышающий; 2)коэффициент трансформации равен 0,25,трансформатор понижающий; 3) коэффициент трансформации равен 4,трансформатор понижающий; 4) коэффициент трансформации равен 0,25, трансформатор повышающий; 5.Трансформатор изменяет напряжение от 200 В до 1000 В.В первичной обмотке 20   витков.   Определите   коэффициент   трансформации   и   число   витков   во вторичной обмотке? 1) коэффициент трансформации равен 10, число витков во вторичной обмотке 4; 2) коэффициент трансформации равен 0,2, число витков во вторичной обмотке 100; 3) коэффициент трансформации равен 10, число витков во вторичной обмотке 100; 4) коэффициент трансформации равен 0,2, число витков во вторичной обмотке 400; Эталон правильных ответов Вариант Ответы к вопросам 1 2 1 3 3 2 2 2 3 4 4 4 4 4 5 2 2

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"

"Трансформаторы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2017