Требования к современному уроку литературы в условиях реализации ФГОС ООО.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. В ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.
Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатамосвоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах — стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты.
В требованиях к структуре основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются ее структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в Стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, тем, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и, наконец, тем, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.
Основной акцент в системе школьного образования ХХI в. делается на интеллектуальном и нравственном развитии личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умения ориентироваться в современном информационном пространстве и «выращивания в человеке «собственно человеческого» средствами самого образования».
Одна из основных целей урока литературы – активизация познавательного интереса ученика к художественному произведению и личности автора. Современный урок литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
· хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
· учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
· урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
· учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
· вывод делают сами учащиеся;
· минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
· времясбережение и здоровьесбережение;
· в центре внимания урока — дети;
· учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
· умение демонстрировать методическое искусство учителя;
· планирование обратной связи;
· урок должен быть добрым.
Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Современный урок литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, — это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
1-й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.
2–й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
3-й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.
4-й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
5-й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
6-й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
Предмет изменений |
Традиционная деятельность учителя |
Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку |
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока |
Учитель пользуется сценарным видом урока, предоставляющим ему своободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами |
|
Основные этапы урока |
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя |
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Цель учителя на уроке |
Успеть выполнить все, что запланировано |
Организовать деятельность детей: · по поиску и обработке информации; · обобщению способов действия; · постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) |
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. |
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока |
Преимущественно фронтальная |
Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков |
нет (вот тут с автором можно поспорить. — прим. Yataal) |
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся |
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс |
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда |
Создается учителем. Выставки работ обучающихся |
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения |
Предметные результаты |
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося |
Создание портфолио |
|
Основная оценка – оценка учителя |
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки |
|
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ |
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Метапредметный урок. Что должен учитывать учитель? В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:
что я делаю? (предмет деятельности);
для чего я это делаю? (какова цель);
как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);
какой это дает результат?
за счет чего этот результат достигнут?
Конечно, прежде всего учитель работает на результат.
Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) (вот этот блок используется в тестах на знание ФГОС. — прим. yataal) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия — действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование;
нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные универсальные учебные действия — действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность:
· целеполагание;
· планирование;
· прогнозирование;
· контроль;
· коррекция;
· оценка;
· саморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия — действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания:
· общеучебные универсальные действия(самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.);
· логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.);
· постановка и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия — действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
· постановка вопросов;
· разрешение конфликтов;
· управление поведением партнера;
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Метапредметы (по А.В. Хуторскому) :«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления».«Наличие фундаментального образовательного объекта». Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».
Метапредметы (по Ю.В. Громыко) – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.
Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и на то, как она может выстраиваться в соответствии с двумя позициями.
Первая. Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов – «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»).
Вторая. Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.
Основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации.
Основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями.
Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события.
Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.
Особенности метапредметного занятия:
Это интегрированное занятие.
Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Примеры метапредметных категорий:
Определение и понятие.
Рисунок и схема.
Знание и информация.
Цель и задача.
Роль и позиция.
Модель и способ.
Содержание и форма.
Знание и незнание.
Порядок и хаос.
Изменение и развитие.
Простое и сложное.
Структурные элементы урока
· Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
· Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
· Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений.Коммуникация.
· Взаимопроверка и взаимоконтроль.
· Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Требования к заданиям на уроке
· Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
· Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
Требование к учителю
· Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
· Добиваться от учеников аргументированных ответов.
· Не произносить слов «неправильно», «неверно» — пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
· Чётко и точно формулировать задание.
· Способность к импровизации.
· Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
· Учитель не актёр, а режиссёр!
Как подготовить современный урок
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения. Новое время требует новых форм работы от современного учителя литературы. Дети неохотно читают, с трудом выражают свои мысли. Естественно, необходимы новые формы, которые заставили бы учащихся иначе взглянуть на художественное произведение, глубже понять его смысл, постичь всю значимость и красоту русского языка. На мой взгляд, изменить положение поможет лингвокультурологический подход. Достоинством этого метода является то, что отсутствует необходимость предварительного ознакомления учеников с предполагаемой методикой. Для них работа с текстом выглядит как простое обсуждение его, размышление над словами, из которых он состоит. От учащихся на этапе восприятия текста не требуется ни знание литературоведческой и стилистической терминологии, ни особых навыков филологического анализа художественного текста.Опираясь на результаты научных исследований и учитывая возрастные особенности ребят, представляется возможность стимулировать процесс самоисследования и творчества.
Собственная интерпретация, выделение значимых слов и фраз дает каждому возможность осознать и выразить свое видение проблемы. Идет формирование нового знания. Рассказывая и рассуждая, ученик формирует идеи, мысли, ценности, оформляя через интерпретацию рассказа своё знание и переживание. Такое знание становится личностно значимым, «своим», присвоенным, «сочным» в противоположность усвоенному «всухомятку» чужому знанию при традиционном способе обучения.
Такие результаты работы с художественным текстом при использовании лингвокультурологического анализа действительно значимы и реально достижимы.
Задача каждого урока — проверка глубины восприятия художественного текста. Почти всегда работа строится в 4 этапа : чтение и восприятие, стадия анализа, подведение итогов и домашнее задание.
В нашей работе мы ставим следующие задачи:
формирование навыков интерпретации художественного текста;
расширение творческого потенциала личности;
развитие воображения; эстетического вкуса;
навыки работы со словарями;
формирование опыта углублённого прочтения текста;
развитие навыков мыслительных операций;
умение сравнивать, анализировать, обобщать;
опираясь на текст, делать выводы.
Работу строим по следующему плану: значимость художественного произведения и повышение интереса к литературе.
Чтобы воплотить этот опыт работы можно использовать самые различные формы: групповую, индивидуальную, классную. На мой взгляд, тонус любому уроку по лингвокультуроло-гическому анализу текста задаёт предварительное задание перед уроком. Оно может быть самым разным:
прочитать текст несколько раз;
выделить ключевые слова и фразы;
объяснить афоризм;
описать героев;
придумать другое название;
составить лингвокультурологический словарик к слову.
Работая по новой технологии, учитель может по-разному строить свой урок. Отправной точкой может быть:
эпиграф к уроку, к тексту;
проблема, поставленная учителем или определённая и заданная самими учениками;
образ главного героя;
ключевое слово и его смысл в понимании всего произведения.
Чтобы найти ключевое слово, ученики должны многократно прочитать текст, внимательно всматриваясь в слова, вдумываясь в контекст. А отыскав, обнаружить их связь с другими словами. Таким образом, выстраивается смысловая структура текста. Одновременно учащиеся объясняют чувства, поступки героев, делают вывод об отношении к ним автора, размышляют об их внутреннем мире. Это позволяет адекватно понять текст и одновременно задействует творческую (интеллектуальную и эмоциональную) активность учеников. Подобный подход несколько удлиняет этап восприятия текста, но зато позволяет активизировать речемыслительную деятельность учащихся, помогает им овладеть стратегиями понимания художественного текста. Результат такой работы всегда продуктивен.
Список литературы
Каганович С. Л. Технология обучения анализу поэтического текста. Великий Новгород, 2012.
Каганович С. Л. Обучение анализу поэтического текста. М., изд-во «Русское слово», 2006.
Педагогические мастерские по литературе. Кн. 1 и 2. СПб., 2010
Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб, 2012.
Тамберг Ю. Г. Развитие интеллекта ребенка. СПб, 2012.
Шрагина Л. И. Логика воображения. М.,2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.