Требования к образовательной среде при обучении химии детей с особыми образовательными потребностями.
На основе данных принципов организуется инклюзивная образовательная среда в образовательном учреждении. Для того, чтобы среда соответствовала принципам – необходимо было продумать структуру её организации. Изучив работы Е.А.Климова, В.А. Ясвина, Тарасова С.В., в которых предложены составляющие образовательной среды учреждения, мы выделили структуру инклюзивной образовательной среды как пространства социализации детей с различными возможностями и особенностями, включающую в себя пространственно-предметный, содержательно-методический и коммуникативно-организационный компоненты
Пространственно-предметный компонент это материальные возможности учреждения - доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность современными средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей).
Содержательно-методический компонент включает в себя адаптированный индивидуальный маршрут развития ребенка, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств;
Коммуникативно-организационный компонент – это личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной (интегрированной) группе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов.
Организованная таким образом инклюзивная образовательная среда работает при условиях:
1. Комплексного и многоуровневого сопровождения участников образовательного процесса: педагога (научный руководитель, администрация), обучения детей (дефектолог, психолог, родители) и социализации детей (психолог, родители, волонтеры).
Виды (направления) комплексного сопровождения:
• профилактика;
• диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));
• консультирование (индивидуальное и групповое);
• развивающая работа (индивидуальная и групповая);
• коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
• психологическое просвещение и образование (повышение психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей).
В основе поддержки лежит метод комплексного сопровождения, реализующего четыре функции: диагностика возникающих у ребенка проблем; поиск информации о сути проблемы и способах ее разрешения; консультация на этапе принятия решения и выработке плана решения проблемы; помощь на этапе реализации решения проблемы.
2. Преемственности дошкольного и школьного образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений.
Инклюзивное обучение основывается на специальных дидактических принципах, которые необходимо соблюдать при планировании и организации уроков по химии. Принцип – руководящая идея, основное правило деятельности.
1. Принцип педагогического оптимизма.
Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети. Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка», согласно которой развитие человека застывает как бы на достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться.
2. Принцип ранней педагогической помощи.
Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно- педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей.
3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.
Выбирая методы и формы преподавания химии необходимо опираться на данный принцип, ведь он предполагает опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития. Нам необходимо давать задания, которые ребёнок способен выполнить.
4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования
Позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде.
5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального химического образования.
Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения. Но важно научить при обучении химии развивать эти навыки.
6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.
В химическом образовании распространена коллективная предметно-практическая деятельность под руководством педагога (работа «парами», «подгруппами»), которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении.
Психологи утверждают, что от услышанного учащимся в течение урока в памяти остаётся меньше 10% содержания, от воспринятого через чтение – 30%, при наблюдении предмета (опора на наглядность) в памяти остаётся примерно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти детей до 70% информации, поэтому очень важно при обучении химии дулать упор на практическую часть.
Урок тогда будет эффективен, когда на нём будет учительско – ученическая деятельность. Это достигается практическими самостоятельными методами и приёмами. Если обучение строится только на интересе, то на практике это оказывается профанацией педагогического процесса. Нужно уметь строить учебно – воспитательный процесс исходя из его закономерностей. Ученик должен захотеть усваивать учебный материал. Нужно втянуть его в процесс учёбы, чтобы он не мог не работать. Это и есть профессионализм в организации ученической деятельности, основанной на самостоятельной деятельности учащихся под незаметным руководством учителя.
Пути такой работы:
- формирование интереса только через деятельность самих ребят;
- отказ от излишней словесной педагогики;
- мотивация деятельности является решающим условием в успехе хорошего урока;
- перевод
внешних мотивов во внутренние, появление у детей желания учиться.
7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Дифференцированный
подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях
коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических
особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Индивидуальный подход
является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание
благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные 24 особенности
каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с
данной категорией нарушения развития.
8. Принцип необходимости специального педагогического руководства.
Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка и требует постоянного и терпеливого руководства со стороны педагогов. Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного стандарта.
9. Проявление педагогического такта.
Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Список использованных источников
1. Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 6-11.
2. Https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-deteyinvalidov-i-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdo-3177869.html
3. Организация инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Усачева Валентина Рышардовна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.