«Требования к разработке учебно-методического комплекса (УМК) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (ДООП)»
Автор: Гавриленко Елена Владимировна, методист МБУ ДО ЦДТ
г. Междуреченска Кемеровской области
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-03 «Об образовании в Российской Федерации», а также соответствующим локальным нормативным актом Учреждения, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Дополнительные общеразвивающие программы – разновидность дополнительных общеобразовательных программ для дополнительного образования детей и взрослых по видам направленностей.
Виды направленностей дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ определены Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», включают: техническую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую, социально-педагогическую направленности.
УМК - это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом.После создания учебно-методический комплекс апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля обучающихся, в него вносятся необходимые коррективы. Таким образом, учебно-методический комплекс постоянносовершенствуется.
Основными элементами УМК являются:
- титульный лист УМК;
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
- календарный учебный график;
- источники учебной информации;
- дидактические материалы;
- методические материалы;
- контрольно-измерительные материалы.
Учебно-методический комплекс
Календарный учебный график имеет титульный лист, на котором кратко обозначаются основные сведения и основной план проведения занятий на учебный год. Основной план занятий оформляется в виде таблицы, включающей следующие разделы: номер учебной недели, дата проведения занятия (число, месяц, год), наименование раздела и темы по программе, краткое содержание, форма занятия, место проведения, форма контроля, количество часов занятия (теория, практика). Требования к составлению календарного учебного графика представлены в п. 2.1. и приложение 2 «Положения об организации деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» по разработке, согласованию и утверждению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
Учебно-методический комплекс
Источники учебной информации могут быть представлены:
- Материалами периодически и непериодических изданий (справочной художественной и научной литературой; энциклопедии, словари, справочники, отдельные произведения, сборники, избранные сочинения, собрания сочинений по областям знаний и др.)
- Аудиовизуальными материалами (аудио-, видео-, фото-источники, интернет-источники)
Учебно-методический комплекс
Дидактический материал - это особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности учащихся (карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, и т.д.), в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых учащимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед группой. Например, сборник упражнений - содержащий методический материал для обучения, упражнения, ситуации, задачи; рабочая тетрадь - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося.
К дидактическим материалам могут относиться:
- Раздаточные материалы (планы некоторых видов познавательной деятельности, инструкционные и технологические карты, сборники задач и упражнений, образцы описания работ, объектов, процессов, явлений и др.).
- Демонстрационный материал (натуральные объекты живой и неживой природы, изображения предметов и явлений действительности в виде макетов, моделей, стендов, слепков, муляжей, таблиц, картин и др.).
Учебно-методический комплекс
Методические материалы (рекомендации, разработки, пособия и др.) представляют собой комплекс материалов, позволяющих оптимальным образом организовать процесс реализации ДООП (Приложение № 4).
Методическое обеспечение ДООП может включать:
обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
материалы (пособия) по проведению практических работ, постановке экспериментов, проектной деятельности и т.д.;
разработки тематических сценариев, конференций, конкурсов, соревнований и т.д.
Учебно-методический комплекс
Контрольно-измерительные материалы могут включать в себя:
- диагностический инструментарий (перечень критериев оценки образовательных результатов, их показателей и способов отслеживания; примеры вопросов, тестов и заданий по отдельным разделам дисциплины (учебным модулям, дидактическим единицам) для проведения текущего и промежуточного контроля знаний учащихся; бланки тестов, анкет, диагностических карт; задания различного уровня сложности; виртуальные контрольные и лабораторные работы и др.)
- образцы форм фиксирования образовательных результатов учащихся (индивидуальные карточки учета результатов обучения; карты личностного развития ребенка; зачетные книжки; дневники достижений; творческие тетради, портфолио учащихся (грамот, работ, отзывов) и др.).
Порядок разработки учебно-методического комплекса
УМК разрабатывается непосредственно педагогом дополнительного образования, обеспечивающим реализацию ДООП в соответствии с ее учебно-тематическим планом.
Программные и учебно-методические материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств образовательного процесса, позволяющих учащимся осваивать изучаемый материал и получать умения и навыки по его использованию на практике.
Педагог дополнительного образования и руководитель структурного подразделение являются ответственными за качественную подготовку УМК, его соответствие требованиям Положения об УМК. При получении положительной рецензии от руководителя структурного подразделения (или методического объединения по профилю) на УМК руководитель подразделения совместно с педагогом представляет УМК на согласование Методическому совету, который дает заключение о возможности его использования.
Разработка УМК реализуется по следующему алгоритму:
1. Разработка и утверждение структурным подразделением плана подготовки УМК по соответствующей ДООП, определение сроков и ответственных, за подготовку УМК.
2. Разработка УМК педагогом дополнительного образования, обеспечивающим реализацию ДООП в соответствии с учебно-тематическим планом программы.
3. Рецензирование, обсуждение, коррекция и утверждение документации УМК на заседании соответствующего методического объединения или структурного подразделения Учреждения.
4. Рассмотрение УМК на заседании Методического совета Учреждения и рекомендации о допуске к работе.
5. Подготовка УМК и обеспечение его составных компонентов включается в индивидуальный план учебно-методической работы педагога и в план структурного подразделения. После утверждения УМК педагог самостоятельно корректирует и добавляет материалы и каждые три года предоставляет на согласование и утверждение УМК полным комплектом.
6. В случаях реализации одной ДООП несколькими педагогами дополнительного образования допускается коллективная разработка УМК при наличии официального распределения функционала среди педагогов по его подготовке, определенного
протоколом поручения руководителя структурного подразделения. При этом наличие собственного экземпляра УМК у каждого педагога обязательно.
7. По решению научно-методического совета УМК подлежат изданию.
Учебно-методический комплекс и его компоненты должны:
- предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной образовательной программы;
- предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
- соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
- обеспечивать межпредметные связи;
- обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся.
УМК представляется в двух формах:
в печатном виде на листах формата А 4 с одной стороны (формат А4, при этом используется стандартный шрифт Times New Roman, размер шрифта 12, межстрочный интервал одинарный);
в форме Методического кейса в цифровом и электронном виде (ЦМК).
Классификация основных видов методической продукции, которые могут быть включены в состав УМК
Информационно-ознакомительная продукция (имеет целью изложить определенные сведения, подлежащие распространению среди учащихся и их родителей с целью ознакомления с образовательной программой):
- буклет;
- аннотация;
- бюллетень;
- газета;
- газетное издание;
- вестник;
- информационно-методический справочник;
- методический комментарий;
- методическое описание;
- описание передового педагогического опыта работы;
- портфолио;
- реферат;
- реферативное издание;
- реферативный журнал;
- реферативный сборник;
- словарь и др.
Классификация основных видов методической продукции, которые могут быть включены в состав УМК
Организационно-методическая продукция (создается для разъяснения цели и порядка (алгоритма) осуществления образовательной деятельности по предлагаемой программе):
- инструкция;
- методическая записка;
- методическая разработка;
- методические рекомендации;
- методическое пособие;
- тематическая папка;
- памятки;
- положения;
- инструктивно-методический плакат и др.
Классификация основных видов методической продукции, которые могут быть включены в состав УМК
Методическая разработка – логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.
Рекомендуемая структура методической разработки:
- Обложка, титульный лист.
- Содержание работы.
- Введение - объяснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст учащихся, на которых рассчитано мероприятие, условия для проведения, осуществление.
- Основная часть - описание хода проведения мероприятия или занятия:
- Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, лозунгов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).
- Методические советы на подготовительный период (распределение поручений).
Классификация основных видов методической продукции, которые могут быть включены в состав УМК
Методические рекомендации – вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе - мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.
Рекомендуемая структура методической рекомендации:
- Обложка, титульный лист.
- Содержание работы.
- Введение - вступительная часть, где обосновывается актуальность и необходимость данной работы, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, указывается адрес, разъясняется, какую помощь призвана оказать работа.
- Основная часть - общие методические рекомендации по изучению курса. Содержание этой части состоит из анализа и показа передовых технологий, которыми пользуется педагог дополнительного образования для достижения поставленных целей. Одновременно указывается, что именно рекомендуется делать для исправления и улучшения существующего положения, дается описание перспективы результатов использования рекомендаций.
- Заключение - краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.
- Список литературы в соответствии с ГОСТ.
- Приложения - памятки, схемы, графики, рисунки, фотографии, планы-конспекты занятий и т.д.
Классификация основных видов методической продукции, которые могут быть включены в состав УМК
Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса либо направления ДОД. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.
Сценарий - это первоначально краткое изложение событий, свершающихся по ходу действия в каком-либо мероприятии, это список исполнительных лиц с точным описанием их действий и указанием времени выхода на сцену. Это целая история, со своей завязкой, кульминацией и развязкой.
Оценочный лист учебно-методического комплекса (УМК) ДООП
Оценивание каждого показателя осуществляется по трех балльной системе:
0 – отсутствие материалов для оценивания;
1 – материалы частично соответствуют предъявляемым требованиям;
2 – материалы в большей степени соответствуют предъявляемым требованиям;
3 – материалы полностью соответствуют предъявляемым требованиям.
Максимальное количество баллов – 15 баллов.
Классификация основных видов методической продукции, которые могут быть включены в состав УМК
Прикладная методическая продукция (вспомогательный дидактический материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий отдельные разделы и темы образовательной программы):
- карточки;
- тестовые задания;
- графики;
- схемы;
- диаграммы;
- чертежи;
- рисунки;
- карты;
- фотографии;
- иллюстрации;
- видеоролики;
- модели;
- сценарий;
- сборник упражнений, игр;
- тематическая подборка материала (текстового и наглядно-иллюстративного)
Классификация основных видов методической продукции, которые могут быть включены в состав УМК
Научно-методическая продукция:
- тезисы;
- статьи и др.
Учебная (образовательная продукция):
- учебник;
- учебное пособие и др.
В настоящее время УМК представляют в виде Методических кейсов к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, размещают материалы кейса в сети интернет для его доступности учащимся и родителям, выставляют на различные конкурсы, например:1. Всероссийский конкурс программно-методических разработок «Панорама методических кейсов дополнительного образования художественной и социально-педагогической направленности», организованный ФГБУК Всероссийским центром развития художественного творчества и гуманитарных технологий, г. Москва,2. Областной конкурс методических кейсов дополнительного образования, организованный ГАУДО ОЦДОД г. Кемерово.
Методический кейс – комплексная программно-методическая разработка педагогических работников образовательной организации (или индивидуального предпринимателя), обеспечивающая методическое, технологическое дидактическое сопровождение и оснащение реализации дополнительных общеразвивающих программ различных направленностей.
Методический кейс
Методический кейс дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ содержит:
инвариантную часть, отражающую содержание образовательной программы, соответствующую всем требованиям к её структуре, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-03 «Об образовании в Российской Федерации»;
-вариативная часть методического кейса, в состав которой может включать разнообразные разработки, обеспечивающие образовательный процесс в части методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы: учебно-методические комплекты по тематическим разделам; дидактические материалы к занятиям; проектные, игровые технологии организации деятельности детей, методические приемы сопровождения образовательных маршрутов для различных категорий обучающихся и др.
Структура методического кейса
Инвариантная часть методического кейса (обязательная)
1. Локальный нормативный акт образовательной организации о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ по направленностям.
2. Методические материалы результатов по учету мнения обучающихся и целевого запроса родителей на выбор программ дополнительного образования детей
3. Утвержденная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной или социально-педагогической направленности, размещенная на официальном сайте организации, включающая: a) - учебный план, б) - календарный учебный график, в) - объем, г) - содержание, д) - планируемые результаты, е) -организационно-педагогические условия, ж) формы, порядок и периодичность текущего контроля, промежуточной аттестации, з) - оценочные и методические материалы.
Структура методического кейса
Инвариантная часть методического кейса (обязательная)
4. Мониторинг оценивания образовательных достижений детей
(или Оценочные средства образовательной программы – один из компонентов образовательной программы, включающий средства измерения и оценивания процесса освоения программы обучающимся в наиболее целесообразных для дополнительного образования формах; позволяющие осуществлять текущий контроль (в течение всего учебного периода) и промежуточную аттестацию (по итогам учебных периодов) процесса и результатов освоения обучающимися образовательной программы)
5. Сведения и (или) материалы, отражающие участие, признание и позитивную оценку родителей или законных представителей 11
Структура методического кейса
Инвариантная часть методического кейса (обязательная)
6. Сведения, подтверждающие общественно-профессиональное признание результатов реализации программы
7. «Цифровые следы» реализации образовательной программы, представленные в пространстве Интернет: опубликованные сведения, опыт, результаты, достижения на официальном сайте образовательной организации, в СМИ, социальных сетях, профильных информационно-методических, научных и др. электронных ресурсах, представленные в виде ссылок на интернет-ресурсы.
Структура методического кейса
Вариативная часть методического кейса
(при наличии имеющихся разработок):
1. Учебно-методические комплекты по тематическим разделам программы (при наличии)
2. Разработки занятий, дидактические материалы к занятиям (при наличии)
3. Проектные и (или) игровые технологии организации внеаудиторной деятельности детей (при наличии)
4. Методические материалы по сопровождению образовательных маршрутов для различных категорий обучающихся (при наличии)
Структура методического кейса
Вариативная часть методического кейса
(при наличии имеющихся разработок):
5. Сценарии, технологические карты (при наличии)
6. Ссылки и (или) материалы, подтверждающие участие в
образовательных мероприятиях различных уровней (муниципального,
регионального, федерального, международного), в которых приняли (или могут принять) участие обучающиеся в процессе освоения программы, предоставляющие возможность максимальной реализации творческого потенциала обучающихся и формирования портфолио достижений обучающихся (при наличии)
7. Публикации программно-методических разработок и материалов (при наличии)
Номинации конкурса «Панорама методических кейсов» г. Москва
Номинации программно-методических разработок художественной направленности:
1. «ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВО»
Методический кейс ознакомительных, краткосрочных дополнительных
общеразвивающих программ художественной направленности
2. «ТВОРЧЕСТВО БЕЗ БАРЬЕРОВ»
Методический кейс инклюзивных, адаптированных дополнительных
общеразвивающих программ художественной направленности для детей с
особыми образовательными потребностями
3. «ОБРАЗЦОВЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ»
Методический кейс дополнительных общеразвивающих программ
художественной направленности углубленного уровня, имеющих
подтвержденный статус официального признания на региональном уровне
Номинации конкурса «Панорама методических кейсов»
Номинации программно-методических разработок художественной направленности:
4. «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО - ДИСТАНЦИОННО»
Методический кейс дополнительных общеразвивающих программ
художественной направленности с применением дистанционных
образовательных технологий
5. «КУЛЬТУРНЫЙ КОД РЕГИОНА»
Методический кейс дополнительных общеразвивающих программ
художественной направленности, включающий изучение и сохранение
культурного наследия, народных этнокультурных традиций региона
6. «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА»
Методический кейс дополнительных общеразвивающих программ
художественной направленности, основанный на интеграции художественного
творчества и цифровых технологий
Номинации конкурса «Панорама методических кейсов»
Номинации программно-методических разработок социально-педагогической направленности:
1. «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ»
Методический кейс дополнительной общеразвивающей программы социально-
педагогической направленности, включающий поисковую, музейно-творческую
деятельность детей по изучению и сохранению исторической правды о Великой
Отечественной войне
2. «Развитие ЛИДЕРСТВА»
Методический кейс дополнительной общеразвивающей программы социально-
педагогической направленности, включающий современные практики и
технологии формирования у детей гибких социальных компетенций
Номинации конкурса «Панорама методических кейсов»
Номинации программно-методических разработок социально-педагогической направленности:
3. «МАРШРУТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ»
Методический кейс дополнительной общеразвивающей программы социально-
педагогической направленности, включающий содержание и технологии
обновления профессионального самоопределения школьников (в том числе с
применением дистанционных технологий)
4. «Поддержка НАСТАВНИЧЕСТВА»
Методический кейс дополнительной общеразвивающей программы социально-
педагогической направленности содержащий технологии и методики поддержки
наставничества в разновозрастных и детско-взрослых сообществах (в том числе
в сетевой форме, краткосрочная, или ознакомительная)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.