Требования при подготовке устной презентации ребёнка:
1. Текст презентации должен быть органичен для ребёнка данной возрастной группы . Понятно, что помощь в его составлении оказывают взрослые в плане соблюдения логики повествования и регламента объёма, но основные фрагменты составляются, буквально пишутся под диктовку со слов ребёнка о проделанной работе. Элементы реферативности в тексте ребёнка должны быть минимизированы. В целом это рассказ о том, как появилась идея проекта и как она осуществлялась со всеми возникающими трудностями и бытовыми подробностями.
2. Обязательной частью выступления должна быть рефлексия ребёнка на получение знаний и практических умений во время работы над проектом, которая завершает презентацию и выражается в следующей формулировке: «В ходе работы над проектом я узнал.., меня удивило.., а также я научился...».
3. В ходе презентации должен быть осуществлён действенный показ продукта деятельности, которым может быть:
1) Изделие: макет, модель, реальное изделие для практического использования, т.е. то, что имеет материальное воплощение (например, кормушка для птиц, изготовленная из бросового материала; рисунки снежинок по представлению и после практического наблюдения; изготовленная детьми, «Красная книга» некоторых редких или исчезающих видов растений или животных региона; модель инопланетянина и т.д.);
2) Лабораторный опыт, который входил в экспериментальную часть проекта (например, моделирование процесса солнечного затмения; практическое моделирование процесса подъёма рабочими каменных блоков во время построения пирамид в Египте и т.д.);
3) Практическое умение (например, построение правильного шестиугольника; построение эллипса - орбиты планет; определение длины своего шага; вычисление на счётах и т.д.).
Говоря о демонстрации продукта, мы подчёркиваем действенную сторону этого процесса, т.е. показ должен быть осуществлён на глазах у публики. Например, ребёнок не только рассказывает, что получится, если разрезать лист Мёбиуса по линии, проведенной вдоль листа, но сам разрезает его и показывает, что получилось в результате .
Включение действенного показа в презентацию школьника исключает формальный подход к выполнению проекта, сокращает вербальную часть выступления, делает интересным и зрелищным для больших и маленьких зрителей процесс презентации. В том случае, если действенный показ трудно осуществить, можно продемонстрировать с помощью слайдов последовательность процесса работы над проектом, заблаговременно фотографируя этапы .
4. Использование мультимедийных средств в ходе презентации допустимо в случае специфичности темы, предполагающей наглядность, но не является обязательным атрибутом устной презентации школьника. При этом, слайд-шоу не должно быть мелькающим фоном за спиной ребёнка, а выполнять функцию иллюстрации, подтверждающей слова выступающего. Желательно обращение (жестикуляцией, с помощью указки) ребёнка к наглядному материалу, представленному на слайдах .
5. Использование в презентации формы театрализации является очень сложным не только по организационным соображениям, но и в содержательном плане. При работе над темой трудно найти такой материал, который можно было бы представить в этой необычной для демонстрации форме. Возможно, эти трудности в нашей работе объясняются обращением к содержанию предметов естественноматематического цикла, подготовка же проектов гуманитарного направления имеет, по всей видимости, большие возможности для театрализации. Вместе с тем большой объём работы по поиску такого материала, написание сценария, режиссёрское оформление окупаются сторицей .
Театрализация производит яркое впечатление на всех присутствующих. Представление результатов в такой форме отличается от основных обозначенных выше проектных продуктов. Ценность его имеет прежде всего текст, составленный в контексте лексики исторического времени, а также сама постановка с подбором костюмов, реквизита, музыкального сопровождения. Несомненно, театрализация украшает мероприятие по защите проектов и даёт возможность детям с актёрскими данными проявить их на школьной сцене. Особенно это актуально при отсутствии в школе драматического кружка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.