Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
Требования к
оформлению учебно-
исследовательских работ
Ульянова Марина Викторовна
Педагог дополнительного
образования
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
Научно-исследовательская деятельность –
это вид деятельности, направленный на
получение новых объективных научных
знаний.
Учебно-исследовательская деятельность – это
деятельность, главной целью которой
является образовательный результат, она
направлена на обучение учащихся, развитие у
них исследовательского типа мышления.
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
Уметь:
• определять цели и задачи
• планировать проведения исследования
• формировать гипотезы и план их проверки
• осуществлять наблюдения и эксперименты
• использовать различные методы обработки
и анализа полученных данных
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
Этапы исследовательской работы
І этап. Подготовка к исследовательской
работе (проекту)
ІІ этап. Планирование исследовательской
работы
ІІІ этап. Исследование (процесс исследования,
эксперимента)
ІV этап. Выводы
V этап. Отчет и защита работы
VІ этап. Оценка процесса и результатов
работы
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
План исследовательской работы
1. Титульный лист исследовательской работы
2. Содержание исследовательской работы
3. Введение исследовательской работы
Структура Введения исследовательской работы:
•Актуальность исследовательского проекта
•Теоретическая значимость работы
•Практическая значимость работы
•Объект и предмет исследования
•Цель исследовательской работы
•Задачи исследовательской работы
• Гипотеза
•Методы исследовательской работы
4. Историческая справка по проблеме исследовательской работы (теоретическая часть)
5. Основная часть исследовательской работы
Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.
Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
Выбор материала, методов для проведения исследования.
Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).
Описание этапов проведения исследования.
Техника безопасности при выполнении работ (если это опыт).
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
6. Заключение
•краткие выводы по результатам исследовательской работы;
•оценка полноты решения поставленных задач;
•последовательно излагаются полученные результаты;
•определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами,
сформулированными во введении;
•дается самооценка о проделанной работе.
(В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы,
а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.)
7. Используемая литература
После заключения принято помещать список литературы,
использованной при выполнении исследовательской работы.
Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в
пояснительной записке. Не следует включать в данный список
работы, которые фактически не были использованы.
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
8. Приложения
(диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты).
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые
загромождают основную часть работы, помещают в приложениях.
Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы)
с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь
тематический заголовок. При наличии в работе более одного
приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д.
нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть
сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его
с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются
со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые
скобки.
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
Тема – это сфера производимой исследовательской деятельности.
Указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание
в теме указывает на его объект.
В теме отражается проблема в ее характерных чертах.
Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет
проблему, очерчивает рамки исследования.
Темы учебно-исследовательских
работ
+; -
1. Экономия минеральных удобрений за счет фиксации
азота воздуха бобовыми культурами.
2. Экология человека
3. Пищевые добавки
4. Индикация загрязнения окружающей среды по
качеству пыльцы плодовых деревьев и томатов.
5. Изучение влияния электрических и магнитных полей
на рост и развитие цветковых растений.
6. Изучение свойств природного минерала шунгита для
улучшения качеств питьевой воды в домашних
условиях.
7. Аквариум - замкнутая экосистема.
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
Содержания исследовательской работы (пример)
Содержание
Введение................................................................3
(Во введении обычно описывают: обоснование выбора темы работы, объект и предмет исследования,
цель и задачи исследования, гипотезу, методы исследования, новизну исследовательской работы(при
наличии), теоретическую и практическую(при наличии) значимость работы)
1. Подготовка к исследованию(например)............5
1.1 Исторические сведения............................5
1.2 Сбор информации ...................................7
1.3 Проведение анкетирования....................8
1.4 Техника безопасности..............................9
(Правила техники безопасности описываются при необходимости)
2. Проведение исследования(например).............10
2.1 Первый этап исследования....................10
2.2 Второй этап исследования.....................11
2.3 Заключительный этап исследования.....12
Заключение...........................................................13
(Итоги исследовательской работы)
Список литературы...............................................14
Приложения..........................................................15
Содержание исследовательского проекта оформляется очень аккуратно, со
всеми выравниваниями.
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
Актуальность исследования – это степень его важности на
данный момент и в данной ситуации для решения
определенной проблемы, задачи или вопроса.
Обоснование актуальности исследования - это
объяснение необходимости изучения данной темы и
проведения исследования в процессе общего познания.
Актуальность темы исследования обусловлена
следующими факторами:
•восполнение каких-либо пробелов в науке;
•дальнейшеё развитие проблемы в современных условиях;
•своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого
мнения;
•обобщение накопленного опыта;
•суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
•постановка новых проблем с целью привлечения внимания
общественности.
Актуальность исследовательской работы может состоять
в необходимости получения новых данных, проверки совсем
новых методов и т.п.
Часто в исследовательском проекте вместе со словом
"актуальность" используют слово "новизна" исследования.
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
Теоретическая значимость работы
Описание теоретической и практической значимости
(ценности) результатов исследования должно присутствовать
во введении исследовательской работы в случае, если
результаты Вашего исследования могут иметь дальнейшее
полезное теоретическое и практическое применение.
Теоретическая значимость работы – это раскрытие
теоретического значения (применения) исследовательской
работы, описание того, как могут применяться полученные
результаты.
Обычно описание теоретической и практической значимости
исследования можно начать так: "Теоретическая
(Практическая)значимость моей исследовательской работы
заключается в том, что результаты исследования могут быть
использованы в ... для...".
Проблема – это некая противоречивая
ситуация, возникшая в результате
работы, определившая тему
исследования и требующая
своевременного разрешения в итоге
исследовательской работы.
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
Объект исследования - это то, что будет взято
учащимся для изучения и исследования. Это не
обязательно может быть какой-либо неживой предмет
или живое существо. Объектом исследования может
быть процесс или явление действительности.
Обычно название объекта исследования содержится в
ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема,
отдельные стороны объекта, его свойства и особенности,
которые, не выходя за рамки исследуемого объекта,
будут исследованы в работе.
Обычно название предмета исследования содержится в
ответе на вопрос: что изучается?
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
Примеры объекта и предмета исследования:
Объект исследования
магнит
гора Чатырдаг
тригонометрические уравнения и
их системы
учащиеся и преподаватели школы зависимость от СМС
английские предложения
семейно-родовые обычаи
Предмет исследования
свойства магнитов
легенды и мифы о горе Чатырдаг
способы отбора корней в
тригонометрических уравнениях и
системах
социальные сироты, находящиеся в
реабилитационном центре
глаз
микроклимат учебных помещений
магнитное поле
способы и причины расположения
слов в английских предложениях
родинный ритуал
процесс социальной поддержки и
защиты детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения
родителей
свойства и структура глаза как
оптического инструмента
условия микроклимата в учебных
помещениях
магнитное поле в школьных
учебных кабинетах
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
Описание объекта и предмета исследования:
Рассмотрим несколько примеров формулировки объекта и предмета
исследования.
Объект исследования: стерилизованные и
профильтрованные яблочные соки в асептической упаковке.
Предмет исследования: содержание железа и меди в
стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.
Иногда вместо словосочетания "Объекты исследований" лучше
подходит "Объекты наблюдений", например:
Объекты наблюдений: два тюлененка, привезенные в
зоопарк с побережья Балтийского моря.
Предмет исследования: адаптация тюленей к условиям
зоопарка.
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
Цель исследовательской работы - это желаемый конечный
результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей
работы.
Цель описывается учащимся простыми словами и одним-двумя
предложениями!
Простая схема составления цели исследовательской работы
(проекта):
1. Выберите одно из слов типа:
изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить,
проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к
проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
Примеры формулировок цели
2. Добавьте название объекта исследования
исследовательской работы:
• Исследовать названия улиц нашего села и
продемонстрировать уличные достопримечательности.
•Изучить процесс выращивания кристаллов из соли и
медного купороса
•Выявить условия, необходимые для произрастания спор
плесневого гриба мукора.
•Определить причины нарушения осанки у детей-
подростков.
•Узнать, почему хамелеон считается необычным животным.
•Выяснить, какими свойствами обладают магниты и как их
используют люди.
•Проанализировать основные способы и механизмы
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
Задачи
соответствуют конкретным этапам выполнения работы и отвечают на
вопрос: «Что надо сделать на этом этапе?». В зависимости от широты
цели, задач несколько, но не больше пяти.
Задачи – это путь к цели от начала до конца, представленный в виде
последовательных крупных шагов. В качестве задач могут выступать:
изучение теоретических источников;
сбор и анализ материала;
определение, выявление, установление, раскрытие (образования,
формирования, содержания, типов, условий, способов, форм, отношений,
взаимодействий, значения т.д. чеголибо…);
проведение сравнения, сопоставления, анализа, оценки (объектов,
действий, явлений);
проверка на основании эксперимента;
разработка и определение условий, построение модели.
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
Введение
Гипотеза – это утверждение, которое описывает, как
намериваются разрешить проблему (конструкции: «если…,
то..»; « при условии, что…»; «так…, как…»
Основные свойства гипотезы:
• Неопределенность истинного значения.
•
• Выдвижение предположения о результатах разрешения
Направленность на раскрытие данного явления.
проблемы
• Возможность выдвинуть «проект» решения проблем
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
Метод – это способ достижения цели исследования
Теоретические методы:
•изучение и обобщение
•абстрагирование; идеализация
•формализация; анализ и синтез
•индукция и дедукция
•аксиоматика
Эмпирические методы:
наблюдение; интервью
анкетирование; опрос
собеседование; тестирование
фотографирование;
счет; измерение; сравнение
Методы экспериментально-теоретического уровня:
эксперимент; лабораторный опыт
анализ; моделирование
исторический; логический
синтез; индукция; дедукция
гипотетический
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
цифрами
без
Список литературы
арабскими
располагается в алфавитном порядке и нумеруется.
По правилам Список использованной литературы
принято помещать после Заключения.
В список включают все источники, на которые имеются
ссылки в тексте и которые использовались для работы над
исследовательской работой.
Источники в списке нумеруются в порядке их упоминания в
тексте
точки.
Сведения об источниках должны включать: фамилию,
инициалы автора, название источника, место издания,
издательство, год издания, количество страниц.
Фамилию автора указывают в именительном падеже.
Наименование места издания необходимо приводить
полностью в именительном падеже.
Для статей указываются инициалы автора, название статьи,
название журнала, год издания, номер страницы.
Удобным является расположение литературы по алфавиту.
Официальные документы ставятся в начале списка
литературы в определенном порядке: Конституции; Кодексы;
Законы; Указы Президента; Постановление Правительства;
другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.).
Литература на иностранных языках ставится в конце
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
Приложения исследовательской работы.
В приложениях выносятся иллюстративные, поясняющие
материалы, вопросы анкет, тесты, графики, таблицы,
диаграммы, рисунки, фотографии и т.п.
Приложения исследовательского проекта помещаются
на отдельных листах после Списка литературы.
В правом верхнем углу страницы пишется – «Приложение
1» и его название.
При наличии приложений обязательны ссылки на них в
тексте исследовательской работы, например: (см.
Приложение 1). Номер приложения должен
соответствовать порядку ссылки на него в тексте. Объем
работы – 10-15 страниц текста без учета приложений.
В приложениях исследовательской работы
размещают:
вопросы анкетирования; вопросы и варианты ответов
теста;
составленные рекомендации, памятки; собственные
стихотворения;
таблицы; графики и диаграммы; дополнительные расчеты;
рисунки и фотографии; иллюстрации этапов опыта;
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
Основные требования к оформлению тезисов ( по
содержанию)
• обоснование актуальности темы;
• главный тезис;
• аргументация, доказательства и факты, подтверждающие
выдвинутый тезис;
• основные выводы.
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
Оформление работы
• формат MS Word; шрифт 14-й; Times New Roman;
• 28-30 строк по 60 знаков; 1800 знаков на странице;
• скреплена или прошита вместе с предложениями
Выставляются поля:
левое поле - 20 мм
правое - 10 мм
верхнее - 15 мм
нижнее - 15 мм
Требования к оформлению учебно-исследовательских работ
Оглавление
1.Введение (2-3 страницы) (актуальность темы, цель
работы, формируется объект и предмет, гипотеза
исследования, перечисляются основные этапы работы и
методы)
2.Основная часть (главы, параграфы) ( 2-3 главы –
анализ литературы, обоснование исследования,
описание практической работы с выводами по каждой
главе).
3.Исследовательская часть
4.Заключение (выводы) (1-3 страницы) (формулируются
выводы по результатам исследования и степень
достижения цели работы, обозначает перспективы)
5.Список литературы
6.Приложения
(Страницы номеруются в правом нижнем углу, начиная с
титульного листа и заканчивая предложениями
Иллюстрации размещаются для придания ясности и
конкретности материалы и нумеруются в пределах
главы. Таблицы размещаются с заголовками после
первого упоминания о них. Цитаты заключаются в
кавычки с указанием источника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.