Требования к организации самоподготовки в школе-интернате
Оценка 4.8

Требования к организации самоподготовки в школе-интернате

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
воспитательная работа
2 кл
28.01.2018
Требования к организации самоподготовки в школе-интернате
В данной работе дается описание проведения самоподготовки в школе-интернате. Показаны и описаны условия успешного проведения самоподготовки. Дан подробный план самоподготовки, приведены примеры использования методов и приемов. Также говорится о требованиях к организации самоподготовки, гигиенические требования к проведению самоподготовки, воспитательные требования. Все это поможет педагогам провести самоподготовку на более высоком уровне.материал для проведения самоподготовки
выступ. самоподгот. педсовет.doc
Требования к организации самоподготовки Самоподготовка (т.е. время, отведенное на выполнение домашних заданий) – важный этап процесса   обучения,   призванный   формировать   у   учащихся   навыки   самостоятельности, активности,   развивать   познавательные   способности,   прививать   культуру   умственного труда. Она  является  прямым  продолжением   учебной  деятельности  учащихся  на уроке. Следовательно, и педагогическое руководство воспитателя работой учащихся должно быть логическим продолжением работы учителя на уроках, но исключающим дублирование его методов и приемов. Выполнение данного требования обязывает воспитателя четко представлять учебную задачу каждого вида самостоятельной работы, ее содержание, характер и в соответствии с возрастными и  индивидуальными особенностями детей рационально использовать методы и приемы руководства ею. Самоподготовку ни в коем случае нельзя превращать в урок. Каждый воспитатель должен творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки, т.к. ничто так детей не утомляет, как однообразие.  В   начальных   классах   школы­интерната   возможно   принять   за   правило   выполнять домашнее   задание   «на   свежую   память»,   т.е.   в   день   их   получения   от   учителя.   Это способствует экономии времени на самоподготовке, создает логическую основу для более прочного закрепления знаний, умений и навыков, полученных на уроке. Учителю нужно помнить,   что   педагогическое   руководство   самостоятельным   выполнением   задания начинается на уроке. Следовательно, его задача состоит в том, чтобы не перекладывая на воспитателя своих обязанностей, всем ходом учебной работы на уроке подготовить детей к осознанному выполнению всех видов работ домашнего задания. Кроме того, в конце урока учитель обязан дать детям необходимый инструктаж о цели и методах выполнения работы с   учетом   индивидуального   задания.   В   случае   необходимости   следует   показать   образец выполнения данного задания. Самое главное, чтобы ученику были понятны и цель, и способ выполнения задания. Применение   наглядных   средств,   облегчающих   самостоятельную   работу   детей, целесообразно   при     условии,   если   пользуются   ими   сами   учащиеся,   а   воспитатель   не выходит за рамки инструктирования и консультаций.   Воспитатель   обязан   систематически   планировать   проведение   самоподготовки, определяя в каждом конкретном случае характер инструктирования детей по предметам, последовательность выполнения различных видов самостоятельной работы, исключающую однообразие учебного труда и механическое выполнение заданий. Четкое планирование самоподготовки позволяет воспитателю экономно использовать учебное время, а главное, обеспечить   сознательность   выполнения   самостоятельной   работы   каждым     учеником. Всемерно   содействуя   самостоятельному   преодолению   трудностей   в   процессе   работы каждым   учеником,   воспитатель     вместе   с   тем   должен   индивидуально   помогать школьникам, которым  эта помощь необходима. Формы   помощи   могут   быть   различными:   показ   приемов   выполнения   задания, индивидуальные   консультации,   побуждение   ученика   самостоятельно   исправить   ошибку, решить ту или иную задачу применительно к новой ситуации и т.п. Помощь   воспитателя   должна   разумно   сочетаться   с   высокой   требовательностью   в отношении полноты и добросовестности выполнения всех заданий в установленное на это время. Он следит за соблюдением и внешних условий для нормальной работы, добивается культуры  учебного  труда:  следит   за  правильной   посадкой  детей   при  письме  и   чтении, правильным держанием ручки, поддерживает дисциплину.   Тех, кто выполнил домашнее задание раньше других и притом доброкачественно, целесообразно занять интересным и полезным делом, разумным отдыхом. Наблюдения и контроль воспитателя за учебной деятельностью учащихся во время самоподготовки   должны   сочетаться   с   обязательной   проверкой,   анализом   качества выполненной   детьми   работ   и   по   возможности   сопровождаться   устной   оценкой. Воспитатель   организовывает   также   само­,   взаимопроверку,   взаимопомощь   и   контроль учащихся. Помощь воспитателя не должна сводиться только к подсказкам правильного решения, а нужно добиваться осмысления изученного. Не сбрасывается со счетов и такой прием   работы   на   самоподготовке,   как   взаимопомощь.   Но   она   должна   быть   до определенных пределов. Нельзя допускать просто списывания. Итак,   выполнение всех названных требований предполагает умелое сочетание пяти взаимосвязанных между собой функций воспитателя:  Инструктирование  Наблюдение  Индивидуальная помощь  Контроль  Проверка и учет качества выполненных работ. В нашем интернате оправдали себя следующие условия  проведения самоподготовки: 1. Проведение самоподготовки в одно и то же время.  3. Подготовка задания учащимися в определенной последовательности. Обычно начинается выполнение заданий с более сложных предметов, и вначале письменные задания, а затем устные. 4. Для достижения целей самоподготовки воспитатель должен хорошо ориентироваться в учебных   программах,   знать   требования,   предъявляемые   к   ученику   учителями­ предметниками, знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. С этой целью целесообразно взаимопосещение  уроков и самоподготовок учителями и воспитателями. 5.   Главная   цель   самоподготовки   –   повторение   и   закрепление   изученного   на   уроке материала.   Воспитатель   координирует   объем   домашнего   задания   по   предметам, согласовывает его с учителем, т.к. на самоподготовке время, отведенное на подготовку каждого предмета, дозировано. 6. Перед воспитателями, которые ведут самоподготовку, стоят те же задачи, что и перед учителями   ­   предметниками:   обеспечить   знание   программного   материала,   развивать познавательные способности, формировать положительную мотивацию к учению, обучать приемам   самостоятельной   работы   по   овладению   теми   или   иными   знаниями,   умению адекватно   оценивать   свои   возможности,   работать   с   книгой,   справочной   и   другой литературой, формировать культуру учебного труда. Но методы, при помощи которых эти задачи   решаются,   разные.   Это   могут   быть   контроль,   самоконтроль,   взаимопроверка, доверие, похвала, помощь воспитателя, моделирование ситуаций успеха. 7. В отличие от урока воспитатель должен стремиться создать во время этого режимного момента творческую, близкую к домашней, психологическую обстановку. Проведение самоподготовки Необходимо, прежде всего, наличие плана самоподготовки, который включает следующие моменты: I.   Организационный   этап,   или  вводная   (установочная)   часть   Его   задача   –   обеспечить необходимые   условия   и   гигиенические   требования   самоподготовки,   психологические настроить ученика на работу.  II. Выполнение домашнего задании по предметам, или собственно самостоятельна работа учащихся III.   Контроль   за   качеством   подготовленных   уроков,   выявление   пробелов   в   знаниях учеников,   несформированности   умений   и   навыков,   их   коррекция.   Этап   рефлексии:   (от позднелат.  reflexio —   обращение   назад —   обращение  субъекта  на   себя   самого,   свою личность  (ценности,   интересы,   мотивы,  эмоции,   поступки),  на  свое  знание  или   на  свое собственное состояние). IV. Итог самоподготовки. Перед началом самоподготовки каждый воспитатель в течение 2­3 минут с привлечением дежурного делает анализ прошедшего учебного дня: что удалось, что нет, какие получены оценки,   почему,   какие   получены   замечания   от   учителей,   какие   случились   нарушения дисциплины. Анализ необходимо проводить без нотаций и нравоучений. Дети нуждаются в похвале   даже   по   малейшему   поводу.   Детям   нужно   дать   возможность   почувствовать уверенность, веру в свои силы.  Следующий этап – сообщение целей и задач, стоящих перед сегодняшней самоподготовкой.   Время   на   подготовку   каждого   предмета   дозировано   и   для   наглядности   воспитатель записывает его на доске. Ребята следят за течением времени по часам в классной комнате. В процессе проведения самоподготовки воспитатель по­разному контролирует подготовку каждого ученика, Более слабых учеников, которые еще не умеют работать самостоятельно, воспитатель   контролирует   сам.   Для   этого   предлагает   пересказать   нужный   материал, обучает   приемам   передачи   содержания   текста,   проверяет   заучивание   правил,   теорем, формул,   обучает   приемам   работы   с   книгой.   Художественные   произведения   из­за недостаточного   времени,   отводимого   на   самоподготовку,   приходится   читать   после самоподготовки. Дети читают поочередно. Решается задача совершенствования  техники чтения, развития внимания, развивается слуховая память. Проверка овладения знаниями учащихся на самоподготовке не должна быть фронтальной. Подсказка   ученику   готовых   решений   ведет   умственной   лени,   неспособности самостоятельно   добывать   знания,   боязни   сделать   что­то   неправильно,   порождает иждивенчество,   пассивность   в   овладении   знаниями.   Недостаточная   организация самостоятельной активной работы мышления в процессе обучения обнаруживается, когда полученные знания нужно применять на практике на уроке. Поэтому перед воспитателем стоит задача формирования в зависимости от восприятия понятий. Важным   приемом   в   работе   воспитателя   на   самоподготовке   является   применение элементов проблемности, когда учащийся, выполняя домашнее задание, сам проверяет на практике орфографическую или математическую закономерность. Проблемная ситуация – первый   шаг   обучения   приемам   самостоятельной   работы,   который   вынуждает   ученика обратиться к анализу, синтезу, сопоставлению, обобщению, но воспитатель “ведет” ученика по этой тернистой тропе, подсказывая ему последовательность добывания необходимых знаний. Действенным методом помощи на самоподготовке, обучение умению работать в парах, привитию   навыков   самостоятельной   работы   является   помощь  консультантов.  В   число консультантов   выбираются   ребята,   которые   любят   предмет,   имеют   хорошие   знания   и оценки по предмету, расширяют свой кругозор. Все вопросы, которые непонятны учащимся по тому или иному предмету они могут адресовать консультанту, однако, воспитатель, так или иначе контролирует правильность их ответа на интересующий учащихся вопрос. Высокая умственная работоспособность – залог успешного усвоения учебной программы. Однако снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма кислородом, замедлению процессов восстановления, снижением работоспособности. Это чревато   нарушениями   развития,   снижением   интеллектуальной   продуктивности, ухудшением памяти и т. п. Вот почему так необходим специальный двигательный режим. Нужно включать в работу специальные физкультминутки, которые проводятся в течение 2–3   минут.   Благоприятное   воздействие   на   работоспособность   учащихся   оказывают музыкальные паузы. Для   успешной   связи   учителей­предметников   с   воспитателем   и   более   плодотворного проведения самоподготовки в нашем интернате   функционирует “Тетрадь связи”. В этой тетради   каждый   учитель­предметник   записывает   задания,   иногда   советы   по   их выполнению, цели и задачи, поставленные перед учащимися. К организации самоподготовки учащихся предъявляются следующие требования:  создание необходимых условий для занятий самоподготовкой (классные комнаты должны  быть  убраны,  проветрены;  подготовлены  учебные  пособия,  справочники, словари и т. д.);  строгое соблюдение санитарно­гигиенических требований;  глубокое  знание индивидуальных способностей учащихся;  обучение рациональным приемам учебного труда;      формирование навыков самостоятельного учебного труда учащихся;   формирование   навыков   рационального   использования   времени,   отведенного   для  работы;  оказание своевременной индивидуальной помощи отдельным учащимся (без лишней опеки); индивидуальная коррекционная работа;  краткие перерывы, физпаузы.     Само­, взаимоконтроль. Гигиенические требования к самоподготовке учащихся:           равномерная и достаточная освещенность всего помещения;  чистота оконных стекол;  поддержание нормального температурного режима;  регулярное проветривание классных комнат;  использование   школьной   мебели   в   соответствии   с   возрастными   данными школьников;  поддержание чистоты и порядка в классе;  соблюдение школьниками личной гигиены;  сохранение у детей правильной позы во время работы;  проведение физкультминуток;  устранение шумовых раздражителей;  Воспитательные требования к самоподготовке учащихся:       отказ от применения каких­либо мер наказания;  использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;  недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, которые отвлекают их от работы;  терпимое отношение к промахам учащихся во время работы;  поощрение   настойчивости   и   упорства   школьников   при   работе   над   домашним заданием;  привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.  Какой бы разумный порядок не был заведен в процессе проведения самоподготовки, если   воспитатель   не   будет   совершенствоваться   сам,   применять   современные педагогические технологии, он не достигнет желаемого результата.

Требования к организации самоподготовки в школе-интернате

Требования к организации самоподготовки в школе-интернате

Требования к организации самоподготовки в школе-интернате

Требования к организации самоподготовки в школе-интернате

Требования к организации самоподготовки в школе-интернате

Требования к организации самоподготовки в школе-интернате

Требования к организации самоподготовки в школе-интернате

Требования к организации самоподготовки в школе-интернате

Требования к организации самоподготовки в школе-интернате

Требования к организации самоподготовки в школе-интернате
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2018