Требования к рабочим программам по ФГОС
Оценка 5

Требования к рабочим программам по ФГОС

Оценка 5
Документация +6
docx
администрации +1
Все классы
25.02.2019
Требования к рабочим программам по ФГОС
В статье рассмотрены новые требования к рабочим программам, структура и положение о рабочей программе. Требования к рабочим программам призваны повысить эффективность работы педагогов при достижении запланированных образовательных результатов учащихся с учетом их интересов и возможностей. При составлении программ важно принимать во внимание все изменения в требованиях, которые были внесены для совершенствования образовательного процесса.
РП.docx
Требования к рабочим программам по ФГОС В   статье   рассмотрены   новые требования   к   рабочим   программам, структура   и положение о рабочей программе с изменениями на 2017­2018 г.    Требования   к   рабочим   программам   призваны   повысить   эффективность   работы педагогов   при   достижении   запланированных   образовательных   результатов   учащихся   с учетом  их  интересов  и  возможностей.  При  составлении  программ  важно  принимать  во внимание  все  изменения  в  требованиях,  которые  были  внесены  для  совершенствования образовательного процесса.   ФГОС среднего общего образования был изменен Минобрнауки на основе приказа от   29.06.2017   №   613   «О   внесении   изменений   в   федеральный   государственный образовательный   стандарт   среднего   общего   образования»   (приказ   №   613).   В   ФКГОС вносились изменения на основе приказа от 07.06.2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ № 506).  В   ч.   II   ФКГОС,   разделе   «Общие   положения»   описаны   предметы,   по   которым действуют   требования   ФКГОС.   Для   любого   профиля   школьники   на   базовом   уровне обязательно изучают русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю, физическую культуру, астрономию. Кроме того, ученики изучают интегрированные курсы по   обществознанию,   в   том   числе   право,   экономику,   естествознание.   Скачать   таблицу отличий ФГОС общего образования от ФКГОС в подходах к разработке учебного плана  Структура рабочей программы по ФГОС на 2017­2018 учебный год  Методические   рекомендации   по   составлению   рабочих   программ   2017­2018 предусматривают разделение учебного плана на перспективный (на срок освоения ООП основного общего образования) и годовой (на текущий учебный год).  Согласно   ФГОС,   учебный   план   содержит   основную   часть   и   часть,   которая формируется   учениками,   родителями   и   педагогами.   К   учебному   плану   прилагается пояснительная записка, в которой отражается:  краткая характеристика обеих частей учебного плана;    формы промежуточной аттестации учеников;     которые   используются   для   реализации   индивидуальных подходы, потребностей детей;  аннотации учебников и учебно­методических комплектов;  применяемые   в образовательной   деятельности   педагогические   методы   и технологии.    В основной части описывается краткая характеристика дисциплин, курсов по всем обязательным предметным областям, состав учебных предметов, которые выделяются из предметных областей, а также учебное время, в течение которого планируется их изучение. В   части,   формируемой   участниками   образовательных   отношений,   указывается состав дисциплин и курсов, которые отражают потребностей детей и родителей, а также определяется время на их изучение.  Структура учебного плана по ФКГОС основывается на тех же принципах:    определяется обязательный для освоения федеральный компонент;  предусматривается   вариативность   обучения,   что   реализуется   через региональный компонент и компонент образовательного учреждения.  При   этом   определяется   следующее   соотношение   между   федеральным, региональным (национально­региональным) и компонентом образовательного учреждения:     на федеральный компонент отводится не менее 75% нормативного времени, которое   закладывается   для   освоения   образовательных   программ   общего образования;  на региональный (национально­региональный) – не менее 10%;  на компонент образовательного учреждения – не менее 10%.  В пояснительной записке также указывается характеристика учебных предметов, формы промежуточной аттестации и пр.  Региональный   и компонент   образовательного   учреждения   являются   наиболее специфичными   элементами   учебного   плана   по ФКГОС.   В   базисном   учебном   плане прописываются   конкретные   рекомендации   относительно   содержания   этих   структурных частей   документа.   Так,   в   разрезе   организации   предпрофильной   подготовки   в 9   классе вводится изучение дисциплин краеведческой направленности.  Согласно рекомендациям ФГОС по составлению рабочих программ на 2017­2018 формируемая   участниками   образовательных   отношений   часть   учебного   плана используется:     для   увеличения   количества   учебных   часов,   отведенных   на   изучение отдельных предметов обязательной части;  введение   специальных   курсов,   на   которых   реализовываются   потребности детей и родителей, в том числе по этнокультурным дисциплинам;  для других видов воспитательной, учебной, спортивной и пр. деятельности учеников.  Что   касается   рекомендаций   БУП   по региональному   компоненту   и компоненту образовательного учреждения, то замдиректора может использовать их для:     углубленного   изучения   предметов; образовательных   модулей, спецкурсов;  организации групповых и индивидуальных занятий;  разработки и внедрения индивидуальных образовательных программ;    введения   новых   предметов,   практикумов,   факультативных   занятий,  организации самостоятельной работы учеников в библиотеках, лабораториях, музеях.  Согласно   требованиям   ФГОС,   образовательным   учреждениям   следует   делать рабочие   программы   частью   школьной   документации.   Эти   документы   составляются   на основе   примерной   программы   курса,   стандартов   ФГОС,   а   также   рекомендованного Минобрнауки РФ комплекта учебников. Также следует принимать во внимание учебный план школы и положение ОУ. Допустимо вносить изменения в примерную программу или составлять авторскую.  Документ включает такие составляющие:     титульный лист с наименованием образовательного учреждения, названием предмета,   класса,   должности   и   ФИО   автора,   его   квалификационной категории и срока, на который рассчитана программа;  пояснительная   записка   с   данными   об   авторе,   комплекте   используемых учебников, задачами и целями педагога на учебный год, а также планами по работе с детьми одаренными, с ОВЗ;  сетка   календарно­тематического   планирования   включает   наименование, количество часов, темы разделов, формы занятий по темам.  Согласно   ч.   10   ст.   13   Федерального   закона   № 273­ФЗ   федеральные   госорганы, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления не могут изменять учебный план и график образовательных организаций.  Принципы и рекомендации по составлению рабочих программ на 2017­2018  Требования   к   рабочим   программам   в   2017­2018   году   должны   обязательно учитываться   при   составлении   документа.   Согласно   СанПиНа   2.4.2.2821–10, образовательная недельная нагрузка должна быть равномерно распределена по времени, при   составлении   расписания   предметы   гуманитарного   профиля   следует   чередовать   с естественно­математическими.  Максимальный объем аудиторной нагрузки и общий объем не должны превышать требования,   которые   установлены   в   табл.   № 3 СанПиН   2.4.2.2821–10.   Требования о максимально допустимой недельной нагрузке касаются только аудиторной нагрузки.  В   рабочей   программе   конкретизируется   содержание   учебного   предмета   или внеурочного   курса   в   соответствии   с   целями   ООП,   частью   которого   она   и   является. Программу разрабатывает учитель, а регламент ее разработки и утверждения регулируется локальным нормативным актом под названием Положение о рабочей программе. В этот документ включается:    реализуемые к объему содержания рабочих программ подходы;  структура программы с учетом требований ФГОС общего образования (по уровням), которые уточняются согласно целям ООП, уровня методического обеспечения, инновационной практикой педагогов и пр.;   сроки разработки и порядок согласования программ; подходы к определению периода, на который разрабатываются программы;  порядок внесения изменений в рабочие программы.    Требования   к   рабочим   программам   с   учетом   нового   закона   об   образовании предполагают, что педагоги будут избегать прямого копирования примерных программ, будут   как   можно   больше   учитывать   индивидуальные   особенности   детей,   используемые методы   обучения,   а   также   роль   предмета   в   достижении   общих   образовательных результатов.  Рабочие программы утверждаются приказом руководителя, их перечень включается в   содержательный   раздел   ООП.   Аннотации   к   рабочим   программам   приводятся   в приложении к ООП и на официальном сайте. Это указывается в Требованиях к структуре официального   сайта   образовательного   учреждения,   которые   утверждены   приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. № 785. При внесении изменений в рабочие программы это утверждается приказом о внесении изменений в ООП.  Особенность учебного плана на 2017–2018 годы  Действующие на сегодняшний день требования к рабочим программам по ФГОС 2017­2018   установлены   приказом   Минобрнауки.   Согласно   приказу,   программы   должны быть максимально упрощенными, рабочими документами. С учителя следует снять часть административной нагрузки, которая необходима для подготовки программы. При этом педагог   получил   право   отступать   от   рекомендуемых   программ,   использовать   новые стандарты оценки знаний и обучения.  Ранее   существовало   8   обязательных   пунктов,   которые   должны   отражаться   в программе. Сейчас их осталось три для урочной деятельности:     основное содержание предмета;  запланированные результаты;  разбивка курса по отдельным темам и указание часов, необходимых для их усвоения.  В итоге должен получить менее объемный документ, который не только снимет нагрузку с педагога, но и повысит эффективность образовательного процесса.  Для внеурочной деятельности обязательными элементами будут:  содержание курса;  способы изучения обучающимися;     формы проведения занятий;    планируемые результаты;  тематическое планирование.  Когда программа разработана, администрация школы проверяет ее и включает в учебный   процесс.   Вносятся   изменения   в   перечень   учебников,   если   в   этом   возникает необходимость. Документы должны утверждаться не позднее 31 августа. В течение года в программу   могут   вноситься   корректировки   относительно   особенностей   и   периодов изучения разделов.  Согласно   новым   стандартам,   учителя   не   ограничиваются   классическими   видами занятий.   Рекомендуется   использовать   аудио­   и   видеоматериалы,   фронтальные   методы работы,   наглядные   пособия   и   пр.   При   оценке   учитываются   не   только   предметные,   но метапредметные и личностные знания.  Разработка учебных планов профилей по ФГОС среднего общего образования  Образовательная организация, переходящая на ФГОС среднего общего образования, берет за основу учебные планы из примерной ООП. Они отражают перечень, трудоемкость, распределение по времени и последовательность учебных предметов, внеурочных курсов. Под   профилем   понимают   способ   организации   образовательного   процесса   для старшеклассников, который учитывает их интересы и возможности.  Учебный план профиля включает:      обязательные предметы;  предметы для изучения на базовом уровне из каждой предметной области;  предметы, изучаемые на углубленном уровне;  элективные курсы.  Предусмотрено   пять   профилей:   гуманитарный,   естественно­научный, технологический, социально­экономический, универсальный.  В таблице 1 подробно рассматривается каждый.  Таблица 1. Содержание профилей обучения в соответствии с примерной ООП среднего общего образования  Сферы деятельности по профилю Предметные области Предметы для углубленного изучения Элективные курсы Технологический Производственная, инженерная и информационная Математика и информатика. Естественные науки   и начала Математика: алгебра математического анализа,   геометрия. Информатика. Физика Компьютерная графика.   Биохимия. Индивидуальный проект Естественно­научный Медицина, биотехнологии Математика и информатика. Естественные науки   и начала Математика: алгебра математического анализа,   геометрия. Химия. Биология Теория   познания. Биофизика. Индивидуальный проект Педагогика, Русский   язык Иностранный   язык. Психология. Гуманитарный психология, общественные отношения и литература. Общественные науки.  Иностранные языки История. Право Индивидуальный проект Социальная   сфера, экономика,  обработка информации, управление, предпринимательство, финансы   Сферу   деятельности учащийся не определил   или   его выбор   не вписывается в рамки заданных выше профилей.   Поэтому универсальный профиль   позволяет ограничиться   только базовым   уровнем изучения учебных   предметов, но не исключает углубленное   изучение отдельных предметов Социально­экономический Математика и информатика. Общественные науки   и начала Математика: алгебра математического анализа,   геометрия. География. Экономика Универсальный Математика и информатика. Общественные науки язык Русский   и литература. Иностранные языки язык   Русский и литература. Математика и информатика. Естественные науки   Русский и литература язык   и начала Математика: алгебра математического анализа,   геометрия. История  Иностранный язык язык.   и начала   Русский Литература. Математика: алгебра математического анализа,   геометрия. Биология   Русский Литература язык. Индивидуальный проект Технология. Индивидуальный проект   История края.   Дизайн. родного Индивидуальный проект Индивидуальный проект Индивидуальный проект Планирование элективных курсов представлено в таблице 2.  Таблица 2. Пример подготовки учебного плана естественно­научного профиля с элективными курсами и курсами по выбору  Предметная область Учебный предмет Русский язык и литература Русский язык Литература Математика и информатика Математика: Иностранные языки Естественные науки Уровень изучения Количество часов Б Б У Б Б У У Э 68 204 408 136 136 340 204 68   алгебра и начала   математического анализа, геометрия Информатика Иностранный язык Химия Биология Биофизика Общественные науки культура, и основы     Физическая экология безопасности жизнедеятельности Индивидуальный проект Курсы общеразвивающей направленности   по выбору История (Россия в мире) Теория познания Физическая культура Основы жизнедеятельности   безопасности     психо­ сферы Экология эмоциональной человека Эффективная коммуникация   Навыки работы с медиатекстами Б Э Б Б Э 136 68 204 68 102 68 68 102 ИТОГО:   2380   часов.   Из них:   часть,   формируемая   участниками   образовательных отношений, – 496 часов – 21% Сокращения в таблице:  Б – предмет для изучения на базовом уровне;  У – предмет для изучения на углубленном уровне;  Э – элективный курс. При   расчете   недельной   аудиторной   нагрузки   учитываются   требования   СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно­эпидемиологические   требования   к условиям   и организации обучения   в общеобразовательных   учреждениях»,   утв. постановлением   Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189 (СанПиН 2.4.2.2821–10), требования ФГОС среднего общего образования и рекомендации примерной ООП среднего общего образования.  Согласно СанПиН 2.4.2.2821–10, учебная неделя может включать 5 или 6 дней. От ее продолжительности зависит максимальная нагрузка на учащихся 10­11­х классов:    при 5­дневной учебной неделе составляет 34 часа;  при 6­дневной – 37 часов.  По требованиям ФГОС среднего общего образования, количество учебных занятий на одного обучающегося за два года составляет не менее 2170 и не более 2590.  Авторы   примерной   ООП   среднего   общего   образования   строят   учебные   планы исходя из 35 учебных недель в год.  Таблица   3.   Вариант   расчета   аудиторной   нагрузки   для   естественнонаучного профиля при пятидневной учебной неделе  Предметная область Учебный предмет Русский язык и литература Русский язык Количество часов в неделю 10­й класс 11­й класс 1 1 Литература Математика и информатика Математика: Иностранные языки Естественные науки Общественные науки     Физическая экология безопасности жизнедеятельности Индивидуальный проект Курсы с общеразвивающей направленностью   культура, и основы по выбору   алгебра и начала   математического анализа, геометрия Информатика Иностранный язык Химия Биология Биофизика История (Россия в мире) Теория познания Физическая культура Основы жизнедеятельности безопасности   Эффективная коммуникация Навыки с медиатекстами   работы 3 6 2 2 5 3 1 2 1 3 1 2 1 1 3 6 2 2 5 3 1 2 1 3 1 1 1 2 Итого в неделю Всего за два года обучения 34 34 2312

Требования к рабочим программам по ФГОС

Требования к рабочим программам по ФГОС

Требования к рабочим программам по ФГОС

Требования к рабочим программам по ФГОС

Требования к рабочим программам по ФГОС

Требования к рабочим программам по ФГОС

Требования к рабочим программам по ФГОС

Требования к рабочим программам по ФГОС

Требования к рабочим программам по ФГОС

Требования к рабочим программам по ФГОС

Требования к рабочим программам по ФГОС

Требования к рабочим программам по ФГОС

Требования к рабочим программам по ФГОС

Требования к рабочим программам по ФГОС

Требования к рабочим программам по ФГОС

Требования к рабочим программам по ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019