Требования к текстам для аудирования. Упражнения для обучения аудирования

  • Научно-исследовательская работа
  • Научные работы
  • Образовательные программы
  • Повышение квалификации
  • Подготовка к тестированию
  • docx
  • 18.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В отечественной методике выделяют четыре основных механизма аудирования: речевой слух, память, вероятностное прогнозирование, механизм артикулирования (Соловова Е.Н.). В качестве основных умений аудирования Н.В.Елухина выделяет следующие шесть умений: • отделять главное от второстепенного; • определять тему сообщения; • членить текст на смысловые куски; • устанавливать логические связи; • выделять главную мысль; • воспринимать сообщения в определенном темпе, определенной длительности, до конца без пропусков.
Иконка файла материала Требования к текстам для аудирования.docx
Требования к текстам для аудирования. Упражнения для обучения аудирования В отечественной методике выделяют четыре основных механизма аудирования: речевой  слух, память, вероятностное прогнозирование, механизм артикулирования (Соловова  Е.Н.). В качестве основных умений аудирования Н.В.Елухина выделяет следующие шесть  умений:  отделять главное от второстепенного;  определять тему сообщения;  членить текст на смысловые куски;  устанавливать логические связи;  выделять главную мысль;  воспринимать сообщения в определенном темпе, определенной длительности, до  конца без пропусков. 1. Трудности понимания иноязычной речи на слух и пути их преодоления Существует целый ряд объективных трудностей, препятствующих пониманию речи с  первого раза:  трудности, обусловленные условиями аудирования (внешние шумы, помехи,  плохая акустика).  Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи  (особенности дикции, тембра, паузации, нарушения артикуляции (картавость,  шепелявость, заикание, возрастные особенности, различные акценты и диалекты).  Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого  материала (использование большого количества незнакомой лексики,  идиоматических выражений, разговорных формул, специальных терминов,  аббревиатур). Пути преодоления трудностей первой группы:  использовать при предъявлении текста мимику, жесты, движения губ, контакт  глаз, а также сохранение среднего темпа естественной иноязычной речи, но приусловии, что для облегчения понимания на начальном этапе будут паузы между  фразами, грамотное использование аудиокассет на уроке. Пути преодоления трудностей второй группы:  очень важно, чтобы обучаемые имели возможность слушать как мужские, так и  женские голоса на иностранном языке, аудировать людей разного возраста. Пути преодоления трудностей третьей группы:  знание речевых моделей, обслуживающих конкретные ситуации общения, наиболее частотных фразеологизмов и клише может значительно облегчить понимание речи  на слух;  количество незнакомых слов может составлять 3% от всех слов текста;  незнакомые слова не должны быть ключевыми словами;  формирование умения догадываться о значении новых слов, а также умения  понимать смысл фразы и текста в целом, несмотря на наличие в нем незнакомых  элементов. Все рассмотренные трудности аудирования могут быть преодолены с помощью  правильного подбора текстов и методически целесообразной организации деятельности  учащихся на их основе. 2. Система упражнений по формированию навыков аудирования Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий,  расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом  последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой  деятельности. При построении системы упражнений для аудирования следует учитывать следующее: 1) взаимодействие аудирования и говорения как двух форм устного общения; 2) взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и  последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся и их  речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух; 3) постепенное увеличение трудностей, что позволит гарантировать посильность  выполнения упражнений на разных этапах обучения. Подготовительные упражнения.Цель подготовительных упражнений заключается в том, чтобы предварительно (до  слушания текста) снять трудности лингвистического или психологического характера,  что позволит аудитору сосредоточить свое внимание на восприятии содержания. Учитывая факторы, влияющие на восприятие речевых сообщений, в подготовительных  упражнениях можно выделить две группы: 1) упражнения, направленные на снятие трудностей лингвистического характера 2) упражнения, направленные на преодоление трудностей психологического характера. В результате выполнения упражнений 1­й группы формируются следующие умения: 1) вычленение из речевых сообщений незнакомых явлений, их дифференциация и  понимание; 2) соотнесение звуковых образцов с семантикой; 3) определение значения слов (с помощью словообразовательной догадки); 4) определение контекстного значения различных лексических единиц и грамматических  конструкций; 5) распознавание и осмысление синонимических и антонимических явлений и др. Вторая группа подготовительных упражнений способствует развитию: 1) прогностических умений; 2) объема кратковременной и словесно­логической памяти; 3) механизма эквивалентных замен; 4) речевого слуха; 5) умений свертывать (редуцировать) внутреннюю речь и др. Речевые упражнения способствуют выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях,  приближающихся к естественному речевому общению. Они обучают: а) определять наиболее информативные части сообщения; б) устранять пробелы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста; в) соотносить текст с ситуацией общения; г) членить аудиотекст на смысловые куски и определять основную мысль в каждом из  них; д) письменно фиксировать основную часть информации.