В отечественной методике выделяют четыре основных механизма аудирования: речевой слух, память, вероятностное прогнозирование, механизм артикулирования (Соловова Е.Н.).
В качестве основных умений аудирования Н.В.Елухина выделяет следующие шесть умений:
• отделять главное от второстепенного;
• определять тему сообщения;
• членить текст на смысловые куски;
• устанавливать логические связи;
• выделять главную мысль;
• воспринимать сообщения в определенном темпе, определенной длительности, до конца без пропусков.
Требования к текстам для аудирования. Упражнения для обучения аудирования
В отечественной методике выделяют четыре основных механизма аудирования: речевой
слух, память, вероятностное прогнозирование, механизм артикулирования (Соловова
Е.Н.).
В качестве основных умений аудирования Н.В.Елухина выделяет следующие шесть
умений:
отделять главное от второстепенного;
определять тему сообщения;
членить текст на смысловые куски;
устанавливать логические связи;
выделять главную мысль;
воспринимать сообщения в определенном темпе, определенной длительности, до
конца без пропусков.
1. Трудности понимания иноязычной речи на слух и пути их преодоления
Существует целый ряд объективных трудностей, препятствующих пониманию речи с
первого раза:
трудности, обусловленные условиями аудирования (внешние шумы, помехи,
плохая акустика).
Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи
(особенности дикции, тембра, паузации, нарушения артикуляции (картавость,
шепелявость, заикание, возрастные особенности, различные акценты и диалекты).
Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого
материала (использование большого количества незнакомой лексики,
идиоматических выражений, разговорных формул, специальных терминов,
аббревиатур).
Пути преодоления трудностей первой группы:
использовать при предъявлении текста мимику, жесты, движения губ, контакт
глаз, а также сохранение среднего темпа естественной иноязычной речи, но приусловии, что для облегчения понимания на начальном этапе будут паузы между
фразами, грамотное использование аудиокассет на уроке.
Пути преодоления трудностей второй группы:
очень важно, чтобы обучаемые имели возможность слушать как мужские, так и
женские голоса на иностранном языке, аудировать людей разного возраста.
Пути преодоления трудностей третьей группы:
знание речевых моделей, обслуживающих конкретные ситуации общения, наиболее
частотных фразеологизмов и клише может значительно облегчить понимание речи
на слух;
количество незнакомых слов может составлять 3% от всех слов текста;
незнакомые слова не должны быть ключевыми словами;
формирование умения догадываться о значении новых слов, а также умения
понимать смысл фразы и текста в целом, несмотря на наличие в нем незнакомых
элементов.
Все рассмотренные трудности аудирования могут быть преодолены с помощью
правильного подбора текстов и методически целесообразной организации деятельности
учащихся на их основе.
2. Система упражнений по формированию навыков аудирования
Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий,
расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом
последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой
деятельности.
При построении системы упражнений для аудирования следует учитывать следующее:
1) взаимодействие аудирования и говорения как двух форм устного общения;
2) взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и
последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся и их
речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух;
3) постепенное увеличение трудностей, что позволит гарантировать посильность
выполнения упражнений на разных этапах обучения.
Подготовительные упражнения.Цель подготовительных упражнений заключается в том, чтобы предварительно (до
слушания текста) снять трудности лингвистического или психологического характера,
что позволит аудитору сосредоточить свое внимание на восприятии содержания.
Учитывая факторы, влияющие на восприятие речевых сообщений, в подготовительных
упражнениях можно выделить две группы:
1) упражнения, направленные на снятие трудностей лингвистического характера
2) упражнения, направленные на преодоление трудностей психологического характера.
В результате выполнения упражнений 1й группы формируются следующие умения:
1) вычленение из речевых сообщений незнакомых явлений, их дифференциация и
понимание;
2) соотнесение звуковых образцов с семантикой;
3) определение значения слов (с помощью словообразовательной догадки);
4) определение контекстного значения различных лексических единиц и грамматических
конструкций;
5) распознавание и осмысление синонимических и антонимических явлений и др.
Вторая группа подготовительных упражнений способствует развитию:
1) прогностических умений;
2) объема кратковременной и словеснологической памяти;
3) механизма эквивалентных замен;
4) речевого слуха;
5) умений свертывать (редуцировать) внутреннюю речь и др.
Речевые упражнения
способствуют выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях,
приближающихся к естественному речевому общению. Они обучают:
а) определять наиболее информативные части сообщения;
б) устранять пробелы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста;
в) соотносить текст с ситуацией общения;
г) членить аудиотекст на смысловые куски и определять основную мысль в каждом из
них;
д) письменно фиксировать основную часть информации.