"Требования нового профстандарта к педагогическим работника. Учитель нового поколения"
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
04.12.2018
Статья посвящена требованиям нового профстандарта для педагогических работников. В ней раскрываются требования к образованию учителей, условия допуска к работе; перечислены основные трудовые функции, необходимые умения и знания, которыми должен владеть учитель нового поколения осуществляя свою педагогическую деятельность в образовательной организации.
Требования нового профстандарта к педагогомту.docx
В 2013 году Министерство труда начало разработку профессионального
стандарта педагога – свода правил, норм и требований, которые
предназначались работникам всех без исключения учебных заведений.
Изначально в документе планировалось сформулировать положения,
касающиеся уровня профессиональной подготовки учителя, личных качеств
педагога и наиболее оптимальных методик работы. 18 октября 2013 года
Министерство издало Приказ №544н «Об утверждении профессионального
стандарта педагога (воспитателя, учителя)», в котором устанавливалась
следующая задача: до 1 января 2015 года окончательно доработать и внедрить
профессиональный стандарт, который бы соответствовал самым передовым
требованиям и учитывал современные реалии.
В процессе разработки документа рабочая группа столкнулась с большими
сложностями, заставившими перенести издание профессионального стандарта
педагога на 2 года. Однако это время специалисты решили использовать с
максимальной пользой: новые стандарты начали тестировать на нескольких
десятках опытных площадок (учебных заведений), охватив тем самым 43
субъекта страны. Первые полученные результаты показали улучшение
основных показателей образовательной деятельности: возросший уровень
подготовки учащихся и, как следствие, более высокие баллы на ЕГЭ,
улучшение условий труда педагогов, отличные отзывы родителей – всё это
только утвердило специалистов в решении ввести профессиональный стандарт
с 1 января 2017 года.
Возможные наименования должностей
Учитель, Воспитатель
Требования к образованию и обучению:
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в
области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей
профессиональной переподготовкой по профилю педагогической
деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности в образовательной организации
Требования к опыту практической работы: Требования к опыту практической
работы не предъявляются.
Особые условия допуска к работе:
К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права
заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за
преступления, состав и виды которых установлены законодательством
Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном
федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные
установленным перечнем.
Общепедагогическая функция. Обучение
Трудовая функция
Трудовые действия Разработка и реализация программ учебных дисциплин в
рамках основной общеобразовательной программы Осуществление
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования Участие в
разработке и реализации программы развития образовательной организации в
целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
Планирование и проведение учебных занятий Систематический анализ
эффективности учебных занятий и подходов к обучению Организация,
осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых
результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
Формирование универсальных учебных действий Формирование навыков,
связанных с информационнокоммуникационными технологиями (далее
ИКТ) Формирование мотивации к обучению Объективная оценка знаний
обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в
соответствии с реальными учебными возможностями детей
Необходимые умения
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки
учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты,
полевая практика и т.п. Объективно оценивать знания обучающихся на основе
тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными
учебными возможностями детей Разрабатывать (осваивать) и применять
современные психологопедагогические технологии, основанные на знании
законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях
включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с
особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших
выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Владеть ИКТкомпетентностями: общепользовательская ИКТ
компетентность; общепедагогическая ИКТкомпетентность; предметно
педагогическая ИКТкомпетентность (отражающая профессиональную ИКТ
компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно
исследовательскую, художественнопродуктивную, культурнодосуговую с
учетом возможностей образовательной организации, места жительства и
историкокультурного своеобразия региона
Необходимые знания
Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных
государственных образовательных стандартов и основной
общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и
науке История, теория, закономерности и принципы построения и
функционирования образовательных систем, роль и место образования в
жизни личности и общества Основные закономерности возрастного развития,
стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы
индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а
также основы их психодиагностики Основы психодидактики,
поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных
сетях Пути достижения образовательных результатов и способы оценки
результатов обучения Основы методики преподавания, основные принципы
деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических
технологий Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих
образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных
документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи,
федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
законодательства о правах ребенка, трудового законодательства Нормативные
документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи Конвенция
о правах ребенка Трудовое законодательство.
Другие характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики.
Трудовая функция. Воспитательная деятельность.
Трудовые действия
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной
образовательной среды Реализация современных, в том числе интерактивных,
форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во
внеурочной деятельности Постановка воспитательных целей, способствующих
развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в
соответствии с уставом образовательной организации и правилами
внутреннего распорядка образовательной организации Проектирование и
реализация воспитательных программ Реализация воспитательных
возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой,
трудовой, спортивной, художественной и т.д.) Проектирование ситуаций и
событий, развивающих эмоциональноценностную сферу ребенка (культуру
переживаний и ценностные ориентации ребенка) Помощь и поддержка в
организации деятельности ученических органов самоуправленияСоздание,
поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной
организации Развитие у обучающихся познавательной активности,
самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование
гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного
мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа
жизни Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся
поликультурной среде Использование конструктивных воспитательных
усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в
решении вопросов воспитания ребенка Необходимые умения
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей,
половозрастных и индивидуальных особенностей Общаться с детьми,
признавать их достоинство, понимая и принимая их Создавать в учебных
группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детсковзрослые
общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и
педагогических работников Управлять учебными группами с целью
вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их
учебнопознавательную деятельность Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную
атмосферу Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его
понимание и переживание обучающимися Владеть методами организации
экскурсий, походов и экспедиций и т.п. Сотрудничать с другими
педагогическими работниками и другими специалистами в решении
воспитательных задач
Необходимые знания
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и
федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования История, теория, закономерности и принципы построения и
функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место
образования в жизни личности и общества Основы психодидактики,
поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных
сетях Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы
развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные
особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их
диагностики.Научное представление о результатах образования, путях их
достижения и способах оценки Основы методики воспитательной работы,
основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных
педагогических технологий Нормативные правовые, руководящие и
инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение
мероприятий за пределами территории образовательной организации
(экскурсий, походов и экспедиций).
Другие характеристики :Соблюдение правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной этики.
Трудовая функция. Развивающая деятельность.
Трудовые действия.
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем
обучающихся, связанных с особенностями их развития Оценка параметров и
проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной
среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка Освоение и применение психолого
педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для
адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети,
социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации,
детимигранты, детисироты, дети с особыми образовательными
потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и
гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья,
дети с девиациями поведения, дети с зависимостью Оказание адресной
помощи обучающимся Взаимодействие с другими специалистами в рамках
психологомедикопедагогического консилиума Разработка (совместно с
другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными
представителями) программ индивидуального развития ребенка Освоение и
адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих
проводить коррекционноразвивающую работу Развитие у обучающихся
познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих
способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и
жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасного образа жизни Формирование и реализация
программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей
социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и
социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов
поликультурного общения Формирование системы регуляции поведения и
деятельности обучающихся.
Необходимые умения.
Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку
вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в
поведении, состояния психического и физического здоровья Использовать в
практике своей работы психологические подходы: культурноисторический,
деятельностный и развивающий Осуществлять (совместно с психологом и
другими специалистами) психологопедагогическое сопровождение основных
общеобразовательных программ Понимать документацию специалистов
(психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) Составить (совместно с
психологом и другими специалистами) психологопедагогическую
характеристику (портрет) личности обучающегося Разрабатывать и
реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные
программы развития и индивидуальноориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных
характеристик и возрастных особенностей обучающихся Оценивать
образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете
предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять
(совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик
Формировать детсковзрослые сообщества
Необходимые знания.
Педагогические закономерности организации образовательного процесса
Законы развития личности и проявления личностных свойств,
психологические законы периодизации и кризисов развитияТеория и
технологии учета возрастных особенностей обучающихся Закономерности
формирования детсковзрослых сообществ, их социальнопсихологических
особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно
работать с родительской общественностью Основы психодиагностики и
основные признаки отклонения в развитии детей Социальнопсихологические
особенности и закономерности развития детсковзрослых сообществ.
Другие характеристики: Соблюдение правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной этики.
Обобщённая Трудовая функция. Наименование Педагогическая деятельность
по реализации программ начального общего образования.
Трудовые действия
Проектирование образовательного процесса на основе федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи
с переходом ведущей деятельности от игровой к учебнойФормирование у
детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в
начальной школе Формирование метапредметных компетенций, умения
учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для
освоения образовательных программ основного общего образования
Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом
неравномерности индивидуального психического развития детей младшего
школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек Организация учебного процесса с учетом
своеобразия социальной ситуации развития первоклассника Корректировка
учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных
результатов с учетом неравномерности индивидуального психического
развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в
возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия
динамики развития мальчиков и девочек Проведение в четвертом классе
начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по
профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно
воспитательному процессу в основной школе
Необходимые умения
Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и
распознавать за ними серьезные личные проблемы Ставить различные виды
учебных задач (учебнопознавательных, учебнопрактических, учебно
игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой
форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития
детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и
метапредметной составляющей их содержания Во взаимодействии с
родителями (законными представителями), другими педагогическими
работниками и психологами проектировать и корректировать
индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с
задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных,
метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального
общего образования Необходимые знания Основные и актуальные для
современной системы образования теории обучения, воспитания и развития
детей младшего школьного возрастов Федеральные государственные
образовательные стандарты и содержание примерных основных
образовательных программ Дидактические основы, используемые в учебно
воспитательном процессе образовательных технологий Существо заложенных
в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных
способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке,
технологиях Особенности региональных условий, в которых реализуется
используемая основная образовательная программа начального общего
образования.
Другие характеристики. Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики.
Ответственная организацияразработчик профстандарта:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования города Москвы "Московский городской
психологопедагогический университет"
"Требования нового профстандарта к педагогическим работника. Учитель нового поколения"
"Требования нового профстандарта к педагогическим работника. Учитель нового поколения"
"Требования нового профстандарта к педагогическим работника. Учитель нового поколения"
"Требования нового профстандарта к педагогическим работника. Учитель нового поколения"
"Требования нового профстандарта к педагогическим работника. Учитель нового поколения"
"Требования нового профстандарта к педагогическим работника. Учитель нового поколения"
"Требования нового профстандарта к педагогическим работника. Учитель нового поколения"
"Требования нового профстандарта к педагогическим работника. Учитель нового поколения"
"Требования нового профстандарта к педагогическим работника. Учитель нового поколения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.