Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Научно-исследовательская работа
docx
администрации +1
Взрослым
17.07.2018
Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности
. В статье проанализирована научно-методическая литература по теме и разработаны рекомендации по управлению профессиональным саморазвитием педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности. В теоретической части работы представлены работы передовых ученых, которые касались этой темы. В практической части предложены методы по привлечению педагогов к исследовательской деятельности.статья
статья Гражданкина.docx
Гражданкина Ольга Александровна                                                        директор                                                        Муниципальное общеобразовательное          учреждение                                                    «Средняя школа № 18 города Макеевки» УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМОРАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИХ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация.  В   статье   проанализирована   научно­методическая   литература   по теме   и   разработаны   рекомендации   по   управлению   профессиональным саморазвитием   педагогов   посредством   привлечения   их   к   исследовательской деятельности. Ключевые   слова:  научно­ исследовательская деятельность,    управление   профессиональным саморазвитием педагогов. «профессиональная   самореализация»,                                             «Постоянное самообразование – вот тот                                                  определяющий актив жизни современного                                          человека, который поможет не отстать                         от «поезда современности».                                                                                                          М.Поташник                 В современном мобильном мире образование постоянно находится в движении.   На   смену   прежнему   стилю   жизни,   когда   одного   образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование через всю жизнь». Образовательные институты ориентируются на изменения в обществе, что предполагает не только изменения форм организации обучения, но и изменение содержания образования, что зависит от конкретного педагога. Это требует от учителя способности изменять формы и методы, структуру и содержание   программы   учебного   материала,   индивидуализированные образовательные   программы,   разработку   интегративного   курса.   Поэтому современный   педагог   должен   быть   творческим,   саморазвивающимся профессионалом,   у   которого   на   высоком   уровне   находится   стремление   к способность   к   саморазвитию, самоактуализации,   самообразованию, самореализации.   Движущей   силой   и   источником   профессионального саморазвития педагога является его осознанная потребность в этом процессе, вызванная желанием быть  лучше,  успешнее,  иметь признание  окружающих, получать   удовольствие   от   процесса   и   результатов   профессиональной деятельности.                  В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога. Одним из них является   исследовательская   деятельность.   Специалисты   справедливо подчеркивают, что «исследовательский элемент был, есть и, как мы полагаем, еще   в   большей   степени   будет   важнейшим   элементом   практической педагогической   деятельности».   Педагог,   освоивший   исследовательскую функцию,   умеющий   творчески   решать   различные   педагогические   задачи, искать   новые   варианты   решений   педагогических   ситуаций,   сможет организовать   процесс   обучения   на   уровне,   отвечающем   требованиям современного общества.                            Эффективность работы образовательного учреждения напрямую зависит от уровня профессиональной культуры работающих в нем педагогов, от   умения   руководителя   создать   условия,   обеспечивающие   гармоничное развитие   каждого   сотрудника.   Для   этого   с   одной   стороны   необходимо постоянное   повышение   профессионального   самообразования   педагога,   а   с другой   –   постоянное   самосовершенствование   управленческой   культуры руководителя.   Многие,   понимая   смысл   и   назначение   профессионального педагогического самообразования,   не владеют методикой этой деятельности или не испытывают в ней потребности. Это и обусловило актуальность статьи.                               В   последнее   время   появились   научные   труды,   в   которых разрабатываются   проблемы   профессиональной   самоактуализации.   Ученые изучают   устойчивые   интегральные   личностные   особенности,   которые регулируют   деятельность   личности   (В.А.   Сластенин,   А.К.   Маркова), раскрывают   общие   механизмы   воздействия   индивидуальных   особенностей личности на деятельность (В.С. Мерлин, В.А. Ядов).                         В   трудах   А.   Маслоу   и   К.   Роджерса   самоактуализация   рассматривается   как   осознанное   стремление   человека   к   реализации   своих потенциалов и одновременно как механизм и процесс развития личности.                      Такие исследователи, как Э. Фромм и Г. Олпорт, отмечают, что именно стремление к самореализации представляет огромную ценность, так как является показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. В свою очередь, гармоничное развитие человека и реализация его личностного потенциала становятся все более необходимым для нормального функционирования и прогресса общества.                    Несмотря на имеющиеся научные наработки по этой проблеме, самой идее профессионального саморазвития личности посвящены единичные исследования     а   педагогическая   поддержка самоактуализационных основ личности в образовательном пространстве  пока еще не стала предметом специальных исследований.   Андриенко), (Е.В.                                       Термин  «профессиональная  самореализация»  в разных исследованиях   интерпретируется   по­разному,  но   общее   понимание   данного термина   в   психологии   и   педагогике   заключается   в   следующих формулировках:  это реализация себя в профессии;  это   интегральная   динамическая   характеристика   субъекта   труда, отражающая   процесс   и   результат   осуществления   им   в профессиональной деятельности  своей индивидуальности, трансляции своего   содержания   другим   людям   и  культуре   через   созидательные   и коммуникативные процессы (психолог Е.А. Гаврилова);  это   один   из   аспектов   личностной   самореализации,   происходящей   в контексте профессиональной деятельности.                               Научно­исследовательская  деятельность  выступает  сегодня неотъемлемой частью деятельности школ, вузов и других учебных заведений. Исследователи   в   области   педагогики   считают,   что   «учебный   процесс оказывается   эффективным   только   в   случае   обеспечения   его   наиболее способными   и   активными   в   научных   исследованиях   преподавателями»   [2]. Учитель не должен из года в год излагать учащимся один и тот же материал. Любой   предмет,   читаемый   им,   должен   непрерывно   обогащаться   наукой. Поэтому каждый педагог должен постоянно следить за развитием науки в своей   области   преподавания,   обобщать   ее   богатейший   опыт,   учитывать запросы общества.                Современному учителю необходимо уметь сочетать в своей работе педагогическую   и   научно­исследовательскую   деятельность.   Это   сложная задача,  ведь   оба  названных   вида   деятельности   имеют  разную   специфику  и требуют определенных способностей, знаний и умений. Таким образом, одной из важных задач выступает установление рационального соотношения между преподавательской   и   исследовательской   деятельностью.   Единство педагогической   и   научной   работы   преподавателя   рассматривается   в исследованиях   Р.Н.   Абдеева,   А.В.   Барабанщикова,   Г.А.   Белова,   Т.Б. Гребенюк, З.Ф. Есаревой, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, М.И. Ситниковой, Л.Н. Макаровой.                   Общие проблемы логики и методологии научного исследования рассмотрены   в   трудах   И.Г.   Безуглова,   В.Ф.   Беркова,   П.В.   Копнина,   В.В. Лебединского, А.И. Ракитова, В.С. Степина, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина, А.В.   Юревич   и   других.   Методологические   аспекты   педагогической   науки исследовали В.И. Андреев, М.Н. Берулава, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, М.А.   Данилов,   В.И.   Журавлев,   В.И.   Загвязинский,   В.В.   Краевский,   Б.Г. Лихачев,   Н.Д.  Никандров,  А.М.  Новиков,   В.М.  Полонский,  М.Н.  Скаткин, А.В. Усова и другие.                В педагогической литературе обстоятельно рассмотрены требования к   научно­педагогическому   исследованию;   опубликованы   монографии, учебные пособия и методические рекомендации по подготовке докторских и кандидатских диссертаций (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Н.И. Загузов, А.И. Кочетов, В.В. Краевский, Ф.А. Кузин, Н.В. Кузьмина, В.С. Леднев, А.М. Новиков,   В.М.   Полонский,   Я.   Скалкова,   М.Н.   Скаткин),   курсовых   и дипломных   работ   по   педагогике   (С.И.   Брызгалова,   В.И.   Журавлев,   Н.А. Сорокина). Цель   статьи:  разработать   и   теоретически   обосновать  рекомендации   по управлению   профессиональным   саморазвитием   педагогов   посредством привлечения их к исследовательской деятельности. Реализация предложенных методических   рекомендаций   на   практике   позволить   учреждениям образования повысить уровень профессиональной культуры педагогов и тем самым повысить имидж учебного заведения. Самореализация   педагога   отличается   от   самореализации   другого профессионала   специфическими   видами   деятельности,   которую   выполняет педагог: 1.  Образовательная  (проведение   поурочной   и   других   видов   работ   с   целью образования и воспитания  учащихся. 2. Методическая (разработка учебных программ, подготовка методической копилки   (разработка   конспектов   занятий,   сбор   методического   материала), составление   и   оформление   методических   рекомендаций   для   других педагогов, ведение другой методической документации). 3.   Организационная   (организация   классной   и   самостоятельной   учебной деятельности учащихся, организация своего рабочего времени. 4. Рефлексивно­творческая (самооценка, оценивание себя со стороны других, оценка   результатов   своей   педагогической   деятельности,   педагогическое планирование и проектирование, понимание чувств и мыслей других людей, взгляд   на   событие   или   явление   со   стороны   другого   человека;   творческое отношение к педагогической деятельности, креативность). 5.   Коммуникативная   (взаимодействие   с   учащимися,   их   родителями, коллегами по работе, научным сообществом, руководством). 6.   Научно­исследовательская   (осуществление   научно­педагогического исследования, внедрение результатов исследования в педагогическую науку и практику,   управление   научно­исследовательской   деятельностью   учащихся, участие в научных мероприятиях и др.). 7.   Инновационная   (участие   в   инновационных   проектах,   разработка   новых методик   в   области   преподаваемых   дисциплин,   поиск   новых,   более эффективных способов и приемов преподавания и др.).             Данные виды деятельности требуют немалых затрат сил и энергии. Это связано,   прежде   всего,   с   необходимостью   одновременного   использования целого   ряда   соответствующих   знаний   и   умений   в   условиях   сложного   и динамичного образовательного процесса, эффективность которого целиком и полностью зависит от самого педагога.              Рассмотрим более детально научно­исследовательскую деятельность педагога, целями которой являются: ­ формирование единого научного сообщества учителей;  ­ развитие представлений о межпредметных связях;  ­   развитие   интеллектуальной   инициативы   учителей   через   формирование научного образа мышления, творческого подхода к своей деятельности;  ­   обучение   новым   информационным   технологиям   и   средствам телекоммуникации;  ­   создание   условий   для   вовлечения   в   коллективную   научно­ исследовательскую деятельность не только учителей, но и учащихся; ­   разработка   и   реализация   исследовательских   проектов,   имеющих практическое значение.  Мотивы,   побуждающие   учителя   к   научно­исследовательской деятельности: ­   ежедневная   работа   с   информацией.   Готовясь   к   уроку,   выступлению, родительскому   собранию,   классному   часу,   общешкольному   мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации. ­ желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не   сможет   из   года   в   год   работать   по   одному   и   тому   же   пожелтевшему поурочному   плану   или   сценарию,   читать   одни   и   те   же   доклады.   Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. ­ стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. ­   изменения,   происходящие   в   жизни   общества.   Эти   изменения   в   первую очередь   отражаются   на   учениках,   формируют   их   мировоззрение   и соответственно   очень   часто   создают   образ   учителя   как   «несовременного человека». ­ конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся   в   класс   к   конкретному   учителю,   предметнику   или   классному руководителю.   Если   учитель   на   хорошем   счету   у   администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др. ­ общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». ­ материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, надбавки, а может даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя.                  Научно­исследовательская деятельность учителя ­ это деятельность, направленная на решение творческой, исследовательской задачи (проблемы) с заранее   неизвестным   решением   и   предполагающая   соблюдение   основных этапов научного исследования: 1) постановка проблемы; 2) изучение теории по данной проблеме;  3) овладение методикой исследования  4) сбор материала, его анализ;  5) выводы по решению данной проблемы.                       Учитель­практик,   проводя   научно­исследовательскую   работу, отталкивается   от   проблем   конкретного   учебного   заведения.   Он   может осмыслить ситуацию, соотнести ее с научной теорией и на основе имеющихся закономерностей   найти   путь   решения   возникшей   проблемы.   Исследования педагогов   отличаются   от   исследований   научных   коллективов:   прикладным характером,   поскольку   они   решают   какую­либо   актуальную   проблему конкретного   учебного   заведения;   направленностью   на   совершенствование учебно­воспитательного процесса и повышение результатов обучения и т.п.                   Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует   эти   знания   в   профессиональной   деятельности.   Источники информации:  телевидение, газеты, журналы;  литература   (методическая,   научно­популярная,   публицистическая, художественная и др.);  интернет ресурсы;  видео, аудио информация на различных носителях;  платные курсы, вебинары;  семинары и конференции;  мастер­классы, мероприятия по обмену опытом;  курсы повышения квалификации.                           Результатом научно­исследовательской деятельности учителей следует считать:  ­   повышение   качества   преподавания   предмета   (указать   показатели,   по которым будет определяться эффективность и качество). ­   разработанные   или   изданные   методические   пособия,   статьи,   учебники, программы, сценарии, исследования. ­ апробирование новых форм, методов и приемов обучения. ­ доклады, выступления. ­ разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей. ­ разработка и проведение открытых уроков по новаторским технологиям. ­ создание комплектов педагогических разработок. ­   проведение   тренингов,   семинаров,   конференций,   мастер­классов,   по исследуемой теме.               В ходе исследований учителя преобразовывают свои отдельные идеи в инновационный   опыт,   которым   они   делятся   на   школьных,   районных, республиканских научно­практических, научно­методических конференциях, семинарах,   принимают   участие   в   профессиональных   конкурсах.   Это позволяет   им   выявлять   скрытые   потенциальные   возможности   в   развитии профессионального   мастерства   и   внедрять   в   собственную   практику достижения науки и передовой опыт, а затем преобразовывать их в личный инновационный опыт.                Научно­исследовательская деятельность позволяет актуализировать самореализацию   и   творческое   развитие   личности   учителя;   повысить профессиональный   уровень   исследовательских   умений   и   навыков; совершенствовать педагогические технологии развития научного творчества учителей;   обеспечить   профессионально­квалификационный   рост   учителя­ исследователя;   получить   качественно   новое   знание   (инновацию);   повысить статус учебного заведения.                              При этом важным является создание условий, стимулирующих педагогов к творческому поиску, достижению максимальных результатов. К таким условиям следует отнести: ­ информирование педагогических кадров об актуальных проблемах обучения и воспитания;  ­ создание ситуации постоянного творческого общения педагогов как внутри школы   (методическая   работа),   так   и   вне:   организации   встреч,   научных семинаров, конференций, «круглых столов»;  ­   организационную, экспериментальной и инновационной деятельности педагогов;    педагогическую   и   содержательную   поддержку ­   предоставление   педагогам   свободы   выбора   направлений   исследований, степени участия и форм научно­исследовательской деятельности (работа в составе   проблемных   групп,   творческих   лабораторий,   в   парах   или индивидуально);  ­   консолидацию   усилий   педагогического   коллектива   для   разработки   и реализации научно­исследовательской программы;  ­   обеспечение   гласности   и   объективной   оценки   результатов   научно­ исследовательской работы педагогов (творческие отчеты, участие в научно­ практических конференциях и т.п.);  ­ наличие системы материального вознаграждения.                               Среди   трудностей,  с   которыми   сталкивается   учитель   при организации научно­исследовательской деятельности, особо следует выделить слабое   владение   методологией   научного   исследования,   недостаток методической, научной, психолого­педагогической, специальной литературы, а   это   диктует   необходимость   обучения   педагогов   основам   научно­ исследовательской   и   экспериментальной   деятельности   через   организацию научно­методических семинаров, дистанционного консультирования, издания методической литературы.                        Уровень профессиональной компетентности, профессионального развития   педагогов   в   значительной   мере   зависит   с   одной   стороны   от самообразования   самого   педагога,   с   другой   ­   от   эффективной   системы методической   работы   в   школе.   Правильно   организованная   методическая работа   выполняет   роль   стимула   в   профессиональном   развитии   педагога, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет   достичь   большего   удовлетворения   в   педагогическом   труде, является   важнейшим   средством   привлечения   к   исследовательской деятельности. Выводы                              Итак, научно­исследовательская деятельность учителя ­ это деятельность,   направленная   на   решение   творческой,   исследовательской задачи.   Каждый   педагог   должен   постоянно   следить   за   развитием   науки   в своей   области   преподавания,   обобщать   ее   богатейший   опыт,   учитывать запросы общества.                Современному учителю необходимо уметь сочетать в своей работе педагогическую   и   научно­исследовательскую   деятельность.   Это   сложная задача,  ведь   оба  названных   вида   деятельности   имеют  разную   специфику  и требуют определенных способностей, знаний и умений.                              Организация научно­исследовательской деятельности влияет на развитие   личности   учителя,   повышает профессиональный   уровень   педагога,   методологическую   компетентность   и педагогическое мастерство. Поэтому основная задача администрации школы создать   все   необходимые   условия   для   научно­исследовательской деятельности   всего   педагогического   коллектива,   повышая   уровень   знаний учащихся и статус учебного заведения.   его   творческий   рост, Список литературы 1. Быкова В.Г. Курс успешного руководства школой. – М.: Центр «Педа­ гогический поиск», 2013. 2. Гирба Е.Ю. Мониторинг качества процесса педагогической деятельно­ сти. Учебно­методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2010. 3. Лаборатория педагогического мастерства: мастер­классы, проекты, се­ минар­практикум/ авт.­сост. В.Е. Лампмап. – Волгоград: Учитель, 2013. 4. Лазинский В.М. Новый учитель для хорошей школы. – М.: Центр «Пе­ дагогический поиск», 2012. 5. Маскин В.В. и др. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Практическое пособие /Под ред. В.В. Маскина. ­ М.: АРКТИ, 2008. 6. Сергеева В.П., Подымова Л.С. Инновации в образовательном процессе: учебно­методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. 7. Тарасенко Е. В., Осипова О. П. Понятие самообразования учителя как объекта внешнего управления // Вестник ЮУргУ. ­ 2010 № 23. ­ С. 28–31. 8.  Филиппов В.М. Модернизация российского образования. – М., 2003. – С. 62.  Интернет­документы: 1. Синявина   Л.   Ю.   Самообразование   преподавателя   —   как   фактор повышения   качества   образовательного   процесса.   //   Интернет­журнал «Эйдос». —2011. http://www.eidos.ru/journal/2011/0111–01.htm.

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности

Статья на тему Управление профессиональным саморазвитие педагогов посредством привлечения их к исследовательской деятельности
Скачать файл