Интеллектуальный марафон "мудрая сова"
Оценка 4.9

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
администрации +1
Взрослым
19.08.2018
Интеллектуальный марафон "мудрая сова"
в данной работе описана система выявления и поддержки высокомотивированных учащихся в учреждении образования на примере школьного интеллектуального марафона «Мудрая сова».в данной работе предлагается положение об интеллектуальном марафоне, принцип составления заданий, распределение участников марафона, примеры составления заданий по каждому учебному предмету.
Опыт Дятко Л.П. СШ34 Советский район_ 1.docx
Минский городской исполнительный комитет Комитет по образованию Мингорисполкома поддержки Система выявления и высокомотивированных учащихся в учреждении (на примере школьного образования интеллектуального марафона «Мудрая сова») Автор: Дятко  Людмила Петровна, учитель математики, руководитель   методического объединения учителей математики    Государственное   учреждение образования   «Средняя   школа №34            г. Минска» Советский  район 1 2 АННОТАЦИЯ Представленный   опыт   посвящен   системе   работы   государственного учреждения   образования   «Средняя   школа   №34   г.   Минска»   по   выявлению высокомотивированных учащихся в учреждении образования на II и III ступенях общего   среднего   образования,   развитию   интеллектуальных   и   творческих компетенций   учащихся   через   проведение   школьного   интеллектуального марафона «Мудрая сова».  Интеллектуальный   марафон  ­   это   интеллектуальные   соревнования учащихся,   в   процессе   которых   осуществляется   учебная   и   воспитательная работа, направленная на развитие личности каждого участника. Современное   общество   ждет   от   школы   мыслящих,   инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. На смену ориентации   общества   на   развитие   техники,   технологий   и   широкую информатизацию   всех   сфер   жизни   приходит   эра   нового,   личностного образования. Становится очевидным, что процветание общества будет напрямую зависеть   от   развития   духовных,   личностных   ресурсов   человека,   от эффективности   создания   творческого   и   интеллектуального   пространства   для развития всех способностей детей.  Преимуществом   интеллектуальных   мероприятий   является   то,   что   в   их основе   лежат   не   предметные   знания,   формируемые   школьной   программой,   а «компетенции», т.е. то, что определяет способность человека применять свои знания и умения в конкретных ситуациях.  Представленный   опыт     предназначен   для   использования   в   учреждениях общего среднего и дополнительного образования, а также может быть основным компонентом образовательного процесса.  3 . Страшная это опасность – безделье за партой;  безделье шесть часов подряд ежедневно,  безделье месяцы и годы. Это развращает… В.А. Сухомлинский ТЕМА ОПЫТА: система выявления и поддержки высокомотивированных учащихся в учреждении образования (на примере школьного интеллектуального марафона «Мудрая сова»). ЦЕЛЬ: создание организационных и методических условий для выявления и поддержки высокомотивированных учащихся в учреждении образования. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА Интеллектуальный потенциал и творческие способности людей являются основой   социально­экономического   прогресса   любого   общества,   повышают эффективность   общественных   реформ,   выступают   в   качестве   одного   из решающих факторов экономического развития.  Любому   обществу   нужны   одарённые   люди,  и   задача   его   состоит   в   том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению,   далеко   не   каждый   человек   имеет   возможность   реализовать   свои способности.   Задача   школы   заключается   в   том,   чтобы   вовремя   увидеть, разглядеть   способности   учащихся,   развить   их,   поддержать,   сохранить неповторимость личности, подготовить её к пониманию того, чтобы таланты и способности этой личности  были реализованы. Потребность в педагогическом обеспечении и внедрении в практику общего среднего   образования,  интеллектуальной компетентности  учащегося   обусловлена   как  внешними  (социальными, экономическими)   факторами,   так   и  внутренними  (интеллектуальными)   процесса   формирования факторами.  Изменения   в   характере   общего   среднего   образования   все   более ориентируют   его   на   развитие   самостоятельности,   творческой   инициативы, конкурентоспособности и мобильности будущих выпускников. Внедрение новых 4 государственных   образовательных   стандартов   общего   среднего   образования, ориентированных   на   формирование   компетентности   учащихся,   заставляет педагогов   пересматривать   содержание   учебных   предметов,   осваивать современные образовательные технологии, пересматривать систему работы по выявлению высокомотивированных учащихся. По   результатам     республиканского   мониторинга   уровня   обученности учащихся VIII класса по учебному предмету «Математика» в 2016/2017 учебном году,   были   сделаны    выводы   о   том,   что   у   восьмиклассников,   например, наблюдаются   пробелы   знаний   в   области   рассматриваемой   содержательной линии, которые необходимы для продолжения формирования пространственных представлений,   а   также   развития  логического   мышления   учащихся.  Кроме этого, значительные затруднения возникли у учащихся при выполнении заданий практико­ориентированного характера, в которых было необходимо проявить сообразительность   и   ориги    нальность   мышления;   способность   к   пере    носу знаний   из   одной   области   в   другую,   ис    пользуя   внутрипредметные   и межпредмет    ные связи.  В рекомендациях мониторинга написано, что учителю необходимо:  знать   мотивы   познавательной   деятельности   учащихся   и управлять   мотивацией   учащихся;   развивать   положительную   внешнюю   и внутреннюю   мотивацию   учащихся.   При   организации   учебного   процесса, выборе форм и методов обучения математике учитывать реальные мотивы учения: непосредственные (интересное ведение учителем учебного занятия; похвала; интересный учебный материал) и опосредованные (необходимость качественного   изучения   учебного   предмета   для   успешного   овладения   в будущем профессией; желание выделиться в коллективе и т. д.), которые могут дать максимальный образовательный эффект.1 1 Мониторинг уровня обученности учащихся VIII класса по учебному предмету «Матема­ тика» проводился 8 декабря 2016 года в соответствии с приказом Министра образования  Республики Беларусь от 29.08.2016 № 730 «О проведении мониторинга качества общего  среднего образования в 2016/2017 учебном году» 5 Замечу,   что   основной   формой   организации   образовательного   процесса   в школе   остается   урок.  Снижение   уровня  знаний   учащихся  в  большей  степени объясняется   качеством   проводимых   уроков:   шаблоном,   однообразием, формализмом,   скукой.   Многие   учителя   ищут   разные   способы   «оживления» урока,   привлечения   учащихся   к   активной   работе,   разнообразию   форм объяснения   нового   материала.   Формы   и   приемы   в   рамках   отдельного   урока сегодня   должны   отличаться   многообразием   и   направленностью   на дифференциацию и индивидуализацию работы.  Важнейшая задача учителя состоит в создании оптимальных условий для интеллектуального   развития   учащихся   на   уроках   и   во  внеурочной деятельности,   повышения   уровня   мотивации,   а   также   в   формировании   у учащихся   потребности   к   саморазвитию,   к   научно­познавательной,  творческой деятельности,   участие   в   которой   в   полной   мере   отвечает   удовлетворению интеллектуальных   запросов   учащихся,   их   законных   представителей   и соответствует запросам современного общества. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока  как основной формы обучения. Но сегодня   необходимо   образовательный процесс, разнообразие, которым повышают интерес учащихся.   дополнение   к   уроку,   внесение   оживления   в Интеллектуальный марафон является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие интеллектуальных, эмоционально ­ волевых и социальных сфер личности учащихся. Участвуя в марафоне, они проявляют стремление   к   самореализации   (потребностно   –   мотивационная   сфера);   у   них формируются   навыки     планирования     и   самоконтроля   (волевая   сфера);   им приходится   проявлять   системность,   креативность   и   критичность   мышления; получение   результатов   своей   деятельности   с   комментариями   педагогов   и соотнесение их с результатами других участников способствует формированию у   учащихся   адекватной   самооценки   и   уровня   притязаний   (потребностно   – мотивационная   сфера),   а   также   учит   их   брать   на   себя   ответственность   за 6 результаты   собственной   работы   (сфера   социальных   навыков);   у   учащихся формируются стимулы к саморазвитию. НАУЧНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ     Потребность   в   развитии   интеллектуально   личности,   способной   к решению   постоянно   возникающих   задач   и   готовой   к   ответственности   за результаты   принятых   решений,   обусловила   необходимость   качественного обновления деятельности учреждений общего среднего образования. «На смену приходит   понимание   образования   как   достояния   личности,   как   средства   ее самореализации в жизни, как средство построения личностной карьеры. А это изменяет   и  цели   обучения   и   воспитания,  и  его   мотивы,  нормы,  и  формы,  и методы, и роль педагога и т.д.». [1] Сегодня   многие   психологи   рассматривают   интеллект   как   способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде. Проблема дифференциации интеллектуальных   и   творческих   способностей   стала   предметом   ряда специальных исследований специалистов, таких как С. Д. Бирюков,                  А. Н. Воронин, В. Н. Дружинин, А. М. Матюшкин, И. П. Ищенко,                      М. А. Холодная и других.  Согласно   Л.   Полани,   интеллект   относится   к   одному   из   способов приобретения знаний. Но, на взгляд большинства других авторов, приобретение знаний   (ассимиляция,   по   Ж.   Пиаже)   выступает   лишь   побочной   стороной процесса   применения   знаний   при   решении   жизненной   задачи.   Важно,   чтобы задача   была   действительно   новой   или,   по   крайней   мере,   имела   компонент новизны.  С  проблемой   интеллектуального   поведения   тесно   связана   проблема "трансфера"   ­   переноса   "знаний   ­   операций"   из   одной   ситуации   на   другую (новую). [2]. 7 Важно   выделить   интеллектуальную     компетентность   учащихся. Интеллектуальную компетентность, по О.Н. Ярыгиной, следует понимать как способность и готовность  учащегося к выполнению заданий, требующих креативного   подхода   к   их   решению,   исследовательской   и   изобретательской деятельности;   произведению   логических   умозаключений,   оперированию отвлеченными понятиями, совершению операций анализа и синтеза, обладанием общей   эрудицией,   высокой   скоростью   нестандартным   мышлением, мыслительных   процессов,   структурированию   поступающей   информации, пониманию специфики своих мыслительных операций, а также стремлению их оттачивать и совершенствовать. Следовательно, интеллектуальная  компетентность  включает  ценностно­ мотивационный  (понимание   учащимся   значимости   и   ценности интеллектуальной   деятельности;   осознание   учащимся   цели   интеллектуальной деятельности;   интерес   к   выполнению   интеллектуально­ориентированных заданий);  операционный  (способность   анализировать   интеллектуально ориентированные   задания;   способность   творчески   решать   интеллектуально­  оценочный  (способность   контролировать   свою ориентированные   задания); интеллектуальную деятельность; способность осознавать и корректировать свою интеллектуальную   деятельность)   компоненты,   реализация   которых   позволяет достигнуть   учащимися   максимально   возможного   для   них   уровня   ее сформированности. [4] ПРОТИВОРЕЧИЯ Анализ   состояния   исследуемой   проблемы   в   педагогической   теории   и практике помог выявить ряд противоречий: ­   между   потребностью   современных   учащихся   в   реализации   их интеллектуальных   и   творческих   способностей   и   недостаточной разработанностью данного вопроса в программном обеспечении; 8 ­ между недостаточным количеством учебных часов, которые бы в полном объёме   обеспечивали   возрастающие   требования   к   уровню   компетенций учащихся,   их   активной,   деятельной   общественной   позиции   для   успешного профессионального   определения   и   полноценной   социализации   с   учетом   их способностей, склонностей и интересов; а с другой стороны, с каждым годом предъявляются   все   большие   требования   к   уровню   предметной   подготовки выпускников школы; ­ между нереализованностью интеллектуального и творческого потенциала учащихся и стремлением к самореализации и самовыражению; ­ между инертностью и пассивностью отдельных педагогов по выявлению высокомотивированных   и   одарённых   учащихся   и   высокими   предъявляемыми требованиями   к   личности   современного   педагога,   его   мобильности   и профессионализму в данном вопросе; ­   между   отсутствием   системности   в   работе   с   высокомотивированными   психолого­педагогическим учащимися   в   учреждениях   образования, сопровождением   и   необходимостью   повышения   рейтинга   учреждения образования   по   итогам   участия   учащихся   в   олимпиадном   движении   и   иных интеллектуальных и творческих конкурсах. ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Идея   опыта   заключается   в   формировании   опыта   работы   учреждения образования в создании организационных и методических условий для развития интеллектуальных   компетенций   учащихся   через   организацию   проведения   Благодаря школьного   интеллектуального   марафона   «Мудрая   сова». систематическому   проведению   марафона,   педагогами   были   выявлены высокомотивированные и способные учащиеся  по многим учебным предметам, что существенно повысило результативность участия школы в интеллектуальных соревнованиях   (предметные   олимпиады,   конкурс   исследовательских   работ, творческие конкурсы и т.д.), а также позволило учреждению  образования на 9 протяжении   2­х   лет   занимать   лидирующие   позиции   по   выполнению   базовых показателей (2015 год ­ 2 место в районе; 2016 год ­ 2 место в районе). НОВИЗНА ОПЫТА На сегодняшний день в Республике Беларусь не реализуется программа «Одарённые дети». Но, несмотря на это, в городе Минске существует четко выстроенная   и   успешно   функционирующая   система   работы   с высокомотивированными   учащимися,   потому   что   потребность   в   выявлении высокомотивированных   учащихся,   их   поддержке,   развитии   становиться   все актуальнее.   Городская система включает в себя не только школы подготовки учащихся   к   предметным   олимпиадам   (ГУО   «Минский   городской   институт развития   образования»,   Юни­центр­XXI»   ­   учебно­исследовательский   центр Белорусского   государственного   университета   и   другие),   открытые   районные учебные   сборы,   но   и   качественную   подготовку   педагогического   корпуса   по работе   с   такими   учащимися   (повышение   квалификации   в   ГУО   «Минский городской институт развития образования», ГУО «Академия последипломного образования»; работа в межкурсовой период, самообразование по данной теме, трансляция эффективного опыта) и многое другое.  Новизна опыта в том, что в нашем учреждении создана система работы с высокомотивированными учащимися, которая интегрирована в систему работы города. Структурирована система работы не только в работе с учащимися, но и с педагогическим коллективом: от процесса выявления талантливых учащихся до   результативности   работы   с   ними.   Все   компоненты   системы   работают слажено,   четко   и   бесперебойно:  все   начинается   с   интереса   ребёнка…и заканчивается интересом педагога к данному процессу.   ОПИСАНИЕ СУЩНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА    Я работаю учителем математики в средней школе № 34 г. Минска с 2014 года.  10 В первый год своей работы я столкнулась с определёнными трудностями при подготовке учащихся к олимпиаде по математике. Это было обусловлено тем,   что   не   все   учащиеся   9­11   классов   смогли   (или   у   них   отсутствовало желание) принять участие в первом этапе олимпиады, тем самым у меня были ограничены возможности выбора тех учащихся, которые действительно имеют способности к предмету. Такая проблема существовала и у моих коллег.  Мной была  отмечена еще одна  весомая проблема:  в месте дислокации учреждения образования отсутствуют новые застройки жилых домой, тем самым в школе отмечается   низкий   уровень   притока   учащихся.   Значит,   мне,   как   учителю, необходимо было работать с тем контингентом детей, который имелся в школе.  В 2013 году в школе произошла смена административного состава. Одно из   приоритетных   направлений   работы   администрации   стало   выявление высокомотивированных учащихся и целенаправленная подготовка учащихся   к олимпиадам и иным интеллектуальным и творческим состязаниям.   В октябре 2014 педагогом­психологом средней школы №34 г. Минска был проведён опрос учителей и учащихся, в котором приняло участие 106  человек, из них   ­ 86 учащихся 5­11 классов и   26 педагогов.   Анализируя результаты опроса учащихся, можно констатировать высокий уровень мотивации обучения: 46% учащихся указали, что «учатся с интересом, стараются учиться как можно лучше», лишь 13% учащихся заявили, что учиться им совершенно неинтересно. 65,3% педагогов указали на то, что они имеют серьезные затруднения в работе с высокомотивированными   учащимися,   а   также   имеют   сложности   в   выявлении учащихся, способных показать высокий результат в олимпиадном и конкурсном движении.  (Приложение 2) В   октябре   2014   года   заместитель   директора   по   учебной   работе Котова Н.В. на совещании при заместителе   директора по итогам проведения первого   этапа   республиканской   олимпиады   отметила,   что   на  I  этапе наблюдается   формальный   подход   к   проведению   олимпиады,   количество принимающих   участие   в   олимпиаде   учащихся   уменьшается,   а   педагоги 11 целенаправленно готовят ко второму этапу олимпиады не победителей первого этапа,   а   тех   учащихся,     которых   определили   ранее,   то   есть,   тех   учащихся, которые   имеют   некую   стабильную   успеваемость   по   учебным   предметам.     Я предложила внести в проект решения совещания проведение интеллектуального марафона по учебным предметам, который бы помог решить несколько проблем одновременно.  (Приложение 1) А именно:   обеспечение   максимального   количества   учащихся   5­11   классов   в марафоне (не зависимо от степени успеваемости);    популяризация   интеллектуального   творчества   и   интеллектуально­ игрового движения в школе;  использование возможности каждому учащемуся проявить и объективно оценить свои способности, умения;  развитие   психологической   готовности   учащихся   к   интеллектуальным соревнованиям;  повышение престижа знаний;  создание   условий,   способствующих   раскрытию   и   стимулированию творческой и интеллектуальной активности учащихся.  С 2014 года в школе проводится ежегодный интеллектуальный марафон среди учащихся 5­11 классов «Мудрая сова». Проводим традиционно марафон в шестой школьный день в конце первой четверти.    Марафон   готовит   учащихся   к   интеллектуальной   деятельности,   в   том числе,   к   интеллектуальному   соперничеству,   создаёт   для   них   условия,   когда необходимо   сконцентрировать   интеллектуальные   усилия   и   интенсивно,   в течение  достаточно  продолжительного  времени, решать  сложные  и  объемные интеллектуальные задачи. Результаты марафона способствуют формированию у учащегося адекватной самооценки и формированию мотивации высокого уровня 12 ­  признания, уважения, самореализации, уровня притязаний, а также формирует умение брать на себя ответственность за результаты собственной работы. Проведение марафона является неформальным срезом уровня и качества обучения, предоставляет обширный материал администрации, учителю, педагогу   психологу   и   классному   руководителю,   законным   представителям   для ­   дальнейшей работы. В   основе   концепции   проведения   марафона   лежит   культурологический подход к оценке знаний учащихся, учитывающий разный уровень их подготовки склонности   и   способности,   интересы   каждого   учащегося.   По   статистике ежегодно в марафоне принимают участие около 80­ 90% учащихся 5­11 классов. В   школе   перед   проведением   марафона   формируется   предметная комиссия,   состоящая   из   руководителей   методических   объединений,   а   также педагогов   первой   и   высшей   квалификационной   категорий.   комиссия имеет определенные функции, а именно:   Предметная  делит учащихся на группы;  разрабатывает содержание заданий, критерии их оценки;   отвечает за конфиденциальность заданий до проведения марафона;   участвует в проверке работ;   проводит оценку заданий;  оформляет итоговые протоколы;   готовит аналитическую информацию по результатам марафона. На   подготовительном   к   марафону   этапе   все   учителя   проходят   четкий инструктаж.  Участники,   формирование   групп.  Учащиеся   5­11   классов предварительно разделяются произвольным образом на группы, в которых по несколько   учащихся   от   каждой   параллели   (условное   название   ГРУППА   1, ГРУППА   2   и   т.д.).   В   день   проведения   марафона   учащиеся   школы   на информационном   стенде   знакомятся   с   составом   группы,   в   которую   входят. Участие в марафоне индивидуальное. Каждый учащийся решает и отвечает на 13 вопросы сам за себя, независимо от других участников, в свой личный зачёт. (Приложение 3) Группы располагаются в разных учебных кабинетах, которые определены заранее. Участники марафона рассаживаются по одному за каждым столом. Во время проведения марафона у учащихся на рабочем столе только ручка, лист для ответа и карточка с заданиями. На выполнение заданий каждого предмета отводится 20 минут. За каждой группой закреплён один педагог и один учебный кабинет на всё время проведения марафона. Обязанности учителя, который отвечает за организацию  работы группы в кабинете:  Определить места участникам группы таким образом, чтобы исключить списывание, переговоры между участниками одной параллели.  Обеспечить заданиями учащихся.  Собрать готовые ответы и отдать их координатору марафона.  В течение одного урока провести письменный опрос участников группы по двум учебным предметам. Обязанности классного руководителя:  Обеспечить рабочим материалом (бумага, ручки, карандаши).  Объяснить каждому ученику маршрут (в каком кабинете согласно  расписанию, проходит марафон). Составление   заданий.  Часть       заданий   должна   быть   рассчитана   на применение стандартных знаний в нестандартных ситуациях. При выполнении таких   заданий   учащиеся   должны   продемонстрировать   навыки   логического   и абстрактного   мышления;   умение   классифицировать,   обобщать,   проводить аналогии;   умение   проектировать   и   прогнозировать   результат,   используя интуицию, сообразительность, эрудицию. (Приложение 4) Задания марафона формируются по следующим направлениям: 14 5 класс – русский язык, белорусский язык, математика, история, человек и мир, ОБЖ, искусство, иностранный язык (немецкий/английский). 7 класс  – русский  язык, белорусский  язык, математика, история, география,   химия, физика,   иностранный   язык   (немецкий/английский),   биология, информатика. 8   класс  ­  русский  язык,  белорусский  язык,  математика,  история,  география,   биология, физика, информатика.   иностранный   язык   (немецкий/английский),   химия, 9   класс  ­  русский  язык,  белорусский  язык,  математика,  история,  география,   химия, физика,   иностранный   язык   (немецкий/английский),   биология, информатика. 10 класс  ­ русский  язык, белорусский  язык, математика, история, география,   биология, физика, информатика.   иностранный   язык   (немецкий­английский),   химия, 11 класс  ­ русский  язык, белорусский  язык, математика, история, география,   химия, физика,   иностранный   язык   (немецкий/английский),   биология, информатика, обществоведение, астрономия. Большинство   заданий   марафона   составляются   таким   образом,   что   для успешного   их   решения   не   требуется   знаний,   выходящих   за   рамки   школьной программы, но есть и задания повышенного уровня, которые требуют глубоких знаний,   высокую   эрудицию,   сообразительность   в   отдельных   предметных областях.   Все   задания   должны   быть   сформулированы   четко,   лаконично,   с использованием  известных учащимся терминов и быть для них интересными. Важно, чтобы задания отличались и по уровню сложности. Обязательно наличие «утешительных», то есть решаемых всеми учащимися, и тех заданий, с которыми в итоге справляются немногие.  Задания   должны   быть   разнообразными   по   форме:   тестовые;   вопросы, требующие   односложных   ответов   или   кратких   пояснений;   задачи, предполагающие   подробные   обоснования,   выкладки.   рассуждения, 15 Предпочтительны   задания,   имеющие   не   единственный   способ   решения,   и вопросы   с   многовариантными   ответами.   Максимальное   количество   баллов, которое   может   получить   ученик   в   каждом   предмете   ­15   («цена»   каждого задания определена заранее).              Составляя задания, учителям нужно помнить о том, что их выполнение ограничено по времени, следовательно, они не должны требовать от учащихся «громоздких»   решений   или   написания   «сочинений».   Этим   же   фактором определяется   и   количество   заданий   в   каждом   предмете.   Соблюдение   этих требований   позволяет   сравнительно   быстро   и   качественно   осуществлять проверку решений. Её четкость зависит также от наличия решений и ответов, заранее подготовленных составителями, и рекомендаций по проверке. В этих рекомендациях должно быть учтено, что важен не только сам факт выполнения заданий, но и выбранный учащимся способ решения. Кроме того, существенным является умение учащегося максимально точно и выразительно излагать свои мысли. Следует также предусмотреть, чтобы задание можно было выполнить не полностью. В этом случае имеет смысл оценивать каждый результативный шаг ребёнка   или   его   любую   содержательно   –   интересную   идею   определённым количеством баллов. Так, например, приведу некоторые типы заданий, которые используются в марафоне:  Задание   №   1   ­     знания   ­   знакомства.  Ключевые   слова   к   формулировке вопросов   и   заданий   первого   уровня   сложности:   отбери;   выбери;   назови; подчеркни;   найди   среди…;   найдите;   найдите   правильный   ответ;   отметьте; выпишите; укажите.  Максимальное количество баллов за первое задание – 1 балл. Задание   №   2   ­   знания   ­   копии.  Ключевые   слова   к   формулировке вопросов и заданий второго уровня сложности: ответьте на вопрос; вспомните; дайте определения; обозначьте;  продолжите;  воспроизведи; перечисли; назови; 16 перескажи; закончи фразу; запиши по образцу. Максимальное количество баллов за второе задание – 2 балла. Задание   №   3   ­   знания   ­   умения.  Ключевые   слова   к   формулировке вопросов   и   заданий   третьего   уровня   сложности:  выделите;   охарактеризуйте; опишите;   сформулируйте;   составь   схемы;   проанализируй;  Отчего?   Почему? Зачем? В чем отличие? Как? По какой причине? Перечисли… Опиши…  Максимальное количество баллов за третье задание – 3 балла. Задание   №   4   ­   знания   –   навыки.  Ключевые   слова   к   формулировке вопросов и заданий четвёртого уровня сложности: докажите; дайте толкование; мотивируйте   согласие/несогласие;  выполни;   сравни;   объясни;   сделай   вывод; дополни;   обоснуй   правило;   дай   характеристику;   приведи   примеры;   установи причины сходства (различия). …  Максимальное количество баллов за четвёртое   задание – 4 балла. Задание   №   5   –   знания   ­    Ключевые   слова   к формулировке   вопросов   и   заданий   пятого   уровня   сложности:  предложи;   трансформация. сопоставь; приведи свое доказательство; смоделируй; опиши возможные случаи; объясни   причину;   систематизируй;   реши   различными   способами;   найди логическую ошибку; составь тест по теме. Максимальное количество баллов за пятое  задание – 5 баллов. Обработка   результатов   и   подведение   итогов.  Итоги   марафона подводятся   по   командному   и   личному   зачету   в   течение   3­х   дней   после проведения марафона.  Результаты каждого участника фиксируются по каждому учебному   предмету,   позже   выводится   командный   результат   всех   классов. Участник марафона, набравший максимальный средний балл в своей параллели, получает Диплом победителя марафона. В ноябре 2016 года в рамках предметной недели я провела мини­конкурс школьных сочинений на тему «Для меня «Мудрая сова…». Вот наиболее интересные фрагменты сочинений учащихся: 17 Стас,   9   класс:  «Я   думаю,   что   интеллектуальный   марафон   ­   это соревнование знатоков в разных областях знаний, где побеждает умнейший. Для меня интеллектуальный марафон ­ это стремление к чему­то новому, большему.   Во­первых,   он   приучает   к   дисциплине,   т.к.   марафон   ­   это соревнование, а к любому соревнованию нужно готовиться, и готовиться не один или два дня, а постоянно, что приводит к дисциплине и порядку. Во­ вторых,   он   учит   справляться   с   волнением.   Я   всегда   нервничаю,   когда участвую в таких мероприятиях. И, в­третьих, заставляет развивать свои умственные способности не в одном направлении, не по одному предмету, а в комплексе. Я хочу, чтобы интеллектуальные марафоны проводились чаще. Это не только отличный шанс проверить свои знания, но и «ум в порядок привести". Виолетта,   5   класс:  "В   нашей   школе   проходил   интеллектуальный марафон,   в   котором   я   с   удовольствием   участвовала.   Были   очень интересные,   иногда   трудные   вопросы.  Интеллектуальный   марафон  помог мне   преодолеть   себя   и   приобрести   уверенность   в   своих   силах. Интеллектуальный марафон улучшил мои результаты в учебе и знаниях. Я узнала много нового и интересного. Я стала лучше учиться. Возможно, при помощи интеллектуального марафона я стану отличницей. Я считаю, что таких мероприятий должно быть больше, чтобы мы могли проверить свои знания по предметам". Анна, 11 класс, победитель марафона 2016: "Человек отличается от животного умением думать, рассуждать, сопоставлять различные факты, делать   выводы…   Человек   –   существо   разумное.   Интеллектуальный марафон   ­   это   марафон   знаний   и   разума.   Это   игра,   в   которой   ребята показывают свои умения и навыки, знания, полученные на уроках, добытые из книг.   В   интеллектуальном   марафоне   проявляется   умение   логически мыслить,   рассуждать,   фантазировать,   творить.     Марафон   научил   меня применять свои знания на практике, доказывать свою правоту, верить в свои 18 силы, научил сосредотачиваться в нужный момент. Мне нравится решать логические   задачи,   разгадывать   ребусы,   рассуждать   о   литературных произведениях. Мне очень нравится принимать участие в интеллектуальных играх. Со второго класса я принимаю участие в различных конкурсах. В этом году попробовала свои силы в интеллектуальном марафоне. Попробовала и победила!» В заключение хочется сделать вывод: все привыкли оценивать результат работы   учителя   по   качеству   выполнения   учащимися   контрольных   работ: тематических, итоговых и других.  Это стандартная ситуация как для учителя, так и для учащихся. Проведение марафона дает возможность учителю увидеть мотивированных   учащихся,   не   потерять   их   в   общей   массе   учащихся, осуществлять с ними целенаправленную работу.  Сведения   о   результатах   учащихся   в   марафоне   за   все   учебные   года находятся в свободном доступе для педагогов на сервере школы.  Проведенное   мной  анкетирование  среди   педагогов   и   учащихся   5­11 классов в ноябре 2016 года, позволило сделать вывод о том, что проведение марафона в школе даёт свои положительные результаты:     ­  76% учащихся с удовольствием приходят в шестой школьный день на марафон, так как считают, что это важное интеллектуальное событие года;     ­  64%  учащихся   стали   более   уверенными   в   своих   интеллектуальных возможностях;   ­ 56% учащихся по результатам марафона стали участниками и призерами различных творческих и интеллектуальных конкурсов и проектов, фестивалей;   ­ 36 % учащихся впервые стали претендентами на победу во втором этапе республиканской олимпиады по учебным предметам.    Мои коллеги отмечают (86%), что благодаря результатам марафона, они имеют возможность расширить список потенциальных участников олимпиады по своему учебному предмету, оперативно начать работу с ними.   78% педагогов 19 обратили внимание на тот факт, что по многолетним результатам проведения марафона они могут отследить динамику развития предметных умений и знаний учащихся.  УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СОЗДАВАЛСЯ ОПЫТ Необходимость в становлении данного опыта возникла в связи с тем, что в учреждении   образования   на   протяжении   многих   лет   наблюдалось   отсутствие роста побед, призовых мест в олимпиадном и конкурсном движении.   Пройдя в 2014, 2015, 2017 году повышение квалификации  по организации работы с одаренными и высокомотивированными учащимися в ГУО «Минский городской институт развития образования», я сделала вывод, что необходимо создать определённые условия для выявления   таких   учащихся   не только в рамках  проведения первого  тура предметной  олимпиады, а и в возможности проявления   учащимися   школы   своих   способностей.   Тем   самым   педагоги   по каждому   учебному   предмету   после   подведения   итогов   могут   видеть потенциальные резервы учащихся.   РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА: Интеллектуальный   марафон   «Мудрая   сова»   является   уже   визитной карточкой учреждения образования.  Выросший интерес коллег к организации и процессу проведения марафона, говорит   о   том,   что   данная   форма   работы   с   учащимися   в   системе   работы   с высокомотивированными учащимися является сегодня востребованной. Многие учащиеся   стали   проходить   обучение   по   подготовке   учащихся   к   предметным олимпиадам   в   ГУО   «Минский   городской   институт   развития   образования»,   а также   в   учебно­исследовательском   центре   Белорусского   государственного университета «Юни­центр­XXI».  В школе с 2014 года создана редакционная коллегия «Школьный альманах», в состав которой вошли не только педагоги, но и талантливые учащиеся школы.   20 Нельзя   не   отметить   возросшее   количество   участников   и   победителей   в олимпиадном движении: Учебный год Количество участников Количество победителей и призеров (дипломы/похвальные отзывы) 2014/2015 2015/2016 2016/2017 19 29 34 ­/1  5/7  9/5 Увеличение количества участников и призеров в творческих конкурсах: Учебный год Количество участников 2014/2015 2015/2016 2016/2017 13 24 51 Количество победителей и призеров (дипломы/финалисты) 4/9 18/12 31/21 Увеличение публикаций учащихся школы в СМИ: Количество публикаций Учебный год 2014/2015 2015/2016 Повышение РУД по школе:  Учебный год 2014/2015 2015/2016 2016/2017 2 6 12 РУД (среднее) 7,1 7,9 8,3 Увеличение количества участников и призеров в интеллектуальных конкурсах ОО «Белорусская ассоциация «Конкурс»2: Название интеллектуального конкурса Кол­во участников Количество призов Приз 1степени ступень Приз  2 степени ступень Приз 3степени ступень 1 5 6 1 ­ ­ 2 3 1 1 5 2 3 3 ­ 2 2 ­ 1 3 ­ 2 ­ ­ 2 4 3 3 4 1 3 2 4 4 2 4 1 1 2 1 2 1 2 2 3 3 1 3 3 3 3 1 3 4 «Кенгуру» «Буслик» «Инфомышка» «Колосок» «Журавлик» 1 ступень 2  ступень 3 ступень итого 39 ­ 9 ­ ­ 30 17 32 43 21 10 24 2 14 12 79 31 43 57 33 2 На примере участия за 2015/2016 учебный год 21 «Зубренок» «Лингвистенок» «Олимпионок» «Глобусенок» «Синица» «Белка» «Кентаврик» Итого: 4 22 ­ ­ 14 ­ ­ 88 12 35 9 13 20 23 23 278 2 6 ­ 14 15 10 16 123 18 61 9 27 49 33 39 489 1 1 ­ 1 1 ­ ­ 16 4 1 2 2 1 2 4 28 1 2 2 ­ 3 6 1 22 1 13 ­ 2 4 ­ ­ 25 2 7 3 4 1 4 3 38 2 4 3 3 4 1 3 34 3 2 1 4 1 1 2 21 1 3 4 1 3 1 1 24 3 5 3 3 2 1 3 33 Своим   опытом   работы   и   системой   работы   школы   я   делюсь   в   рамках осуществления трансляции опыта:  Мероприятие   Конференция «Формирование системы оценки качеств образования с   использованием   возможностей автоматизированных информационных   систем»   г.Челябинск) (РФ, Дата 1­31   марта 2017 Результат Публикация     статьи   «Марафон «МУДРАЯ СОВА»: организация и принципы проведения в школе»   Тезисы   «Об   организации   и методических   условиях   для развития   интеллектуальных   и творческих компетенций учащихся   через   организацию проведения школьного интеллектуального марафона  (на   примере   учебного   предмета «МАТЕМАТИКА»)     Выступление «Марафон «МУДРАЯ СОВА»: организация и принципы проведения в школе» Выступление   «Интеллектуальный марафон:   от   организации   до подведения итогов» «Марафон Выступление   «МУДРАЯ СОВА»: организация и принципы проведения в школе» ХIII    Международная   научно­ практическая конференция молодых исследователей   «СОДРУЖЕСТВО НАУК» (РБ, г. Барановичи)   мая 18­19 2017 Клуб   руководителей   учреждения образования «ДИАЛОГ» (г. Минск) 21.06.2016 РМО   резерва   кадров   руководящих работников     Советского   района   г. Минска РМО   Советского района г. Минска   математики учителей ТРУДОЕМКОСТЬ ОПЫТА 11.11.2016 23.10.2015 22 Разработка и становление опыта ­ 2,5 года. Безусловно, процесс создания опыта   является   достаточно   трудоемким.   Много   времени   занимает   создание заданий по учебным предметам.  ДОСТУПНОСТЬ ОПЫТА Доступность   опыта   состоит   в   том,   что   он   не   требует   дополнительных материальных и финансовых вложений для его реализации. Опыт может быть использован   в   деятельности   учреждений   общего   среднего   образования руководителями и их заместителями, а также педагогами.  23 ЛИТЕРАТУРА: 1. Иванов, А. В. Методические рекомендации по организации и проведению игр / А. В.  Иванов.  Детский досуг. ­ 2011. ­ № 4. ­ 46­74­с. 2. Камышников,     В.   Н.   Структура   и   содержание   системы   заданий, направленных на развитие интеллекта школьников. Начальная школа / В. Н. Камышников. – 2002. ­ N 6. ­ С. 92­101. 3. Луханин, И. И. Интеллектуальная игра как образовательный инструмент Информатизация образования/ И. И. Луханин. 2008. ­ N 2.  32­36­с. 4. Мандель,   Б.   Р.   От   "просто   игры"   до   игры   интеллектуальной.   На перекрестке научных дисциплин // Б. Р. Мандель Вопросы культурологии. – 2006. ­ N 4. ­54­59 ­ с. 5. Федоровская,   Е.   О.   Дар   игры.   Роль   игры   в   развитии   творческого потенциала ребенка /Е. О. Федоровская Одаренный ребенок. ­ 2012. ­ № 1 (январь­февраль). ­ 20­28­с. 24 25 Приложение 1 УТВЕРЖДАЮ Директор  государственного учреждения  образования  «Средняя школа  №34 г. Минска ________С.М. Сацукевич                                                              «______»__________2014 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ МАРАФОНЕ  «МУДРАЯ СОВА» 1. Общие положения 1.1. Интеллектуальный марафон «Мудрая сова» (в дальнейшем марафон) – это интеллектуальное соревнование учащихся 5­11 классов общеобразовательного учреждения по нескольким предметам одновременно. 1.2. Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи интеллектуального марафона, порядок его проведения. 1.3. Цели  и задачи интеллектуального марафона:  выявление высокомотивированных учащихся,   повышение общего уровня культуры и интеллекта учащихся,  систематизация   и   развитие   деятельности   учреждения   образования   по развитию интеллектуального и творческого мышления учащихся;  популяризация   среди   учащихся   интеллектуальных   конкурсов,   игр, соревнований;  создание базы данных  высокомотивированных учащихся;  повышение мотивации учащихся в познавательной деятельности;  апробация новых и развитие традиционных форм в системе внеклассной, методической и научно­методической работы учреждения образования. 1.4.   Задания   формулируются   четко,   лаконично,   преследуют   цель   проверки умений применить знания учащимися в нестандартной ситуации.  1.5. Интеллектуальный марафон проводится в последний день первой  четверти.  2. Участники Интеллектуального марафона 2.1.   В   Интеллектуальном   марафоне   могут   принимать   участие   учащиеся   5­11 классов (далее по тексту ­ Участники). 2.2. Участие в Интеллектуальном марафоне индивидуальное. 3. Организация проведения Интеллектуального марафона 3.1.   Для   проведения   Интеллектуального   марафона   в   образовательном учреждении формируется Оргкомитет, который: 26 Отвечают   за   конфиденциальность   заданий   до   проведения 3.1.1. Осуществляет непосредственное руководство; 3.1.2.   Формирует   состав   предметной   комиссии   (руководители   МО,   педагоги первой и высшей квалификационной категорий); 3.1.3. Определяет победителей Интеллектуального марафона; 3.1.4. Анализирует и подводит итоги. 3.2. Предметные комиссии: 3.2.1. Разрабатывают содержание заданий, критерии их оценки; 3.2.2. Интеллектуального марафона; 3.2.3. Участвуют в проверке работ; 3.2.4. Каждая комиссия проводит оценку заданий только по своему предмету; 3.2.5. Оформляют итоговые протоколы; 3.2.6. Готовят аналитическую информацию. 4. Составление заданий и проверка ученических работ 4.1.   Для   составления   заданий   и   проверки   ученических   работ   Оргкомитет формирует методические комиссии и жюри, в состав которых входят учителя­ предметники. 4.2.   Задания   для   каждого   класса   предполагает   выполнение   учащимися письменных заданий. 4.3. Задания Интеллектуального марафона в каждом классе формируются по следующим предметам: 5 класс  – русский  язык,  белорусский  язык, математика,  история, человек   и   мир,   ОБЖ,   искусство,   иностранный   язык   (немецкий­английский), обществознание, введение в информатику. 6 класс  – русский  язык,  белорусский  язык, математика,  история, география, физика, биология, иностранный язык (немецкий­английский), ОБЖ, информатика.  7 класс  – русский  язык,  белорусский  язык, математика,  история, география, физика, биология, иностранный язык (немецкий­английский), химия, информатика.    8   класс   ­   русский   язык,   белорусский   язык,   математика,   история, география, физика, биология, иностранный язык (немецкий­английский), химия, информатика. 9   класс   ­   русский   язык,   белорусский   язык,   математика,   история, география, физика, биология, иностранный язык (немецкий­английский), химия, информатика.  10 класс ­ русский язык, белорусский язык, математика, история, география, физика, биология, иностранный язык (немецкий­английский), химия, информатика. 11 класс ­ русский язык, белорусский язык, математика, история, география, физика, биология, иностранный язык (немецкий­английский), химия, информатика.   27 4.4. Выбор заданий соответствует требованиям учебной программы и возрасту учащихся.  5. Порядок проведения марафона 5.1.   Участники   марафона   делятся   на   группы,   расположенные   в   разных кабинетах; рассаживаются по одному за каждым столом. 5.2. На выполнение заданий каждого предмета отводится 20 минут. 5.3.   По   окончании   отведенного   времени   член   комиссии   собирает   работы участников. 5.4. Результаты каждого предмета записываются в сводную таблицу 5.5. По окончании Интеллектуального марафона подсчитывается средний балл каждого участника и заполняется итоговый протокол. 6. Награждение участников Интеллектуального марафона 6.1. Участник Интеллектуального марафона, набравший максимальный средний балл   в   своей   параллели,   получает   Диплом   победителя   Интеллектуального марафона. Протокол Интеллектуального марафона  № ФИ Класс Предмет   Балл 28 Приложение 2 Диагностика мотивационной сферы учащихся 5-11 классов Методика «Анкета для определения школьной мотивации»  (Н.Г. Лусканова) Дата проведения: сентябрь, 2014 70 60 50 40 30 20 10 0 Высокий Средний Низкий 5 6 7 8 Дата проведения: сентябрь, 2017 29 70 60 50 40 30 20 10 0 Высокий Средний Низкий 5 6 7 8 9 10 11 30

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"

Интеллектуальный марафон "мудрая сова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2018