Развитие информационных компетенций педагога
Оценка 5

Развитие информационных компетенций педагога

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
администрации +1
Взрослым
30.07.2018
Развитие информационных компетенций педагога
Создание единого информационно пространства школы – процесс достаточно сложный, разноплановый: это и укрепление материально-технической базы, повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов, и распространение опыта, внедрение в образовательный процесс информационных технологий. В материале подробнее рассматривается вопрос создания в школе Виртуального методического кабинета (ВМК) как одного из структурных звеньев методической службы в школе, вариативной модели методической службы, предоставляющей педагогам возможность выбора форм и методов методической работы.
Выступление ВМК мамыко.docx
Формирование информационных компетенций учащихся через развитие информационных компетенций педагога В   настоящее   время   сложилась   такая   ситуация,  что   ученик   должен   не   а   достигнуть   некоторого   уровня просто   получать   образование, компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе.  В современной образовательной литературе и нормативных документах все   чаще   стали   употребляться   слова   «компетенция»,   «компетентностный подход»,   Что   же   такое   компетенции? Энциклопедический словарь дает нам следующие объяснения: «Компетенция от латинского слова compete – добиваюсь, соответствую, подхожу.   «ключевые   компетенции». В   условиях   стремительного   развития   информационных   технологий,  во многом определяющих становление современного общества, возрастает роль информационной деятельности человека.  Информационная   компетенция   относится   к   группе   ключевых компетенций   школьников,   является   одним   из   приоритетов   общего образования   и   включает   в   себя   навыки   деятельности   по   отношению   к информации   в  учебных   предметах   и   образовательных   областях,  а  также   в окружающем   мире;   владение   современными   средствами   информации   и информационными технологиями; поиск, анализ, синтез, сравнение и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу. При анализе   исследований  PISA  было   установлено,   что   школьники   не   умеют работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее   содержание   с   его   конкретизацией,   целенаправленно   искать недостающую   информацию;   не   владеют   навыками   целостного,   творческого анализа, целеполагания, постановки гипотез, отсюда вывод – информационная компетентность у учащихся сформирована недостаточно хорошо. Таким   образом,   перед   нами,   учителями   встает   следующая   задача   – создание условий для формирования информационной компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.  Современный   педагог,   вне   зависимости   от   его   предметной специализации,   должен   органично   использовать   все   преимущества информационных   технологий   в   обучении   «своей»   дисциплины   и   должен воспитывать у учащихся потребность применять эти технологии на практике. Поэтому   необходимо,   чтобы   педагогог   сам   владел   информационно­ коммуникационными технологиями.  И данному направлению в нашей школе уделяется большое внимание. С   2014   года   наша   школа   является   опорным   учреждением   по   теме «Использование информационных технологий в образовательном процессе». Что же представляет собой информационное пространство школы?  Прежде   всего,   что   создание   единого информационного пространства это дело не одного дня и даже не одного года.   необходимо   сказать, Создание   единого   информационно   пространства   школы   –   процесс достаточно   сложный,   разноплановый:   это   и   укрепление   материально­ технической   базы,   повышение   уровня   ИКТ­компетентности   педагогов,   и распространение   опыта,   внедрение   в   образовательный   процесс информационных технологий. Что же сделано в данном направлении:  создана  локальная   документация  по   информатизации   образования: приказы, положения, графики и т.д.;  материально­техническое   обеспечение   включает   помещения   и информационные   базы,  прежде   всего,   информационно­библиотечного центра и ресурсных центров (РЦ), которых у нас на данный момент уже четыре:   РЦ   начальных   классов,   русского   языка   и   литературы, английского языка. В школе имеется компьютерный центр, включающий кабинет информатики и пункт коллективного пользования.    Всего персональных компьютеров (ПК)­52, из них: 6 ­ используется в управленческой   деятельности,  2   ­   СППС,   4   ­   ИБЦ,   19­   в   учебных кабинетах.  Еще одна составляющая информационного пространства школы – это внутренняя локальная сеть, которая помогает решать задачи доведения до   всех   членов   коллектива   актуальной   информации;   организации оперативной   связи   с   учебными   кабинетами,   ИБЦ,   службой   СППС; обеспечения   доступа   директору,   заместителям   директора,   учителям, библиотекарю, а в ряде случаев – учащимся и родителям, к единому банку   данных,   который   включает   общую   административную информацию и информации учебно­методического характера.  И, конечно, Интернет– с созданием локальной сети все компьютеры в школе получили доступ в интернет. Скоростной и защищенный доступ позволяет не только вести поиск, анализ и накопление материалов и ссылок,   но   и   организовывать   дистанционное   обучение   учащихся   и педагогов.  Созданы   и   используются   в   работе:   электронная   почта,   сайт   школы, виртуальный   методический   кабинет,   сайт   по   информатике,   сайт педагога   русского   языка   «Готовимся   к   ЦТ»,   ведется   работа   по систематизации   и   накоплению   материалов   ресурсного   центра английского   языка   и   созданию   сайта   в   рамках   реализации республиканского   проекта   по   духовно­нравственному   воспитанию младших школьников. Кадры школы представляют 30 педагогических работников, из них 21  сертифицированный пользователь, 2 инженера, 2 лаборанта.  Для повышения ИКТ­компетентности педагогов проводятся:  компетентности педагогов проводился постоянно действующий семинар На протяжении нескольких лет для повышения уровня компьютерной  Методические консультации  по работе с локальной сетью школы и виртуальным методическим кабинетом для молодых и вновь прибывших специалистов  Мастер­классы и индивидуальные консультации по использованию ИТ   (как   результат,   все   педагоги   владеют   на   уровне   уверенного пользователя прикладными программами MicrosoftOffice)  Участие в работе дистанционных семинаров по вопросам ИКТ   Участие   в районных мероприятиях по проблемам использования информационных   технологий,   распространение   опыта   использования ИКТ в образовательном процессе. В своем выступлении я подробнее хочу остановиться на создании в нашей школе   Виртуального   методического   кабинета   (ВМК)   как   одного   из структурных   звеньев   методической   службы   в   школе,   вариативной   модели методической   службы,   предоставляющей   педагогам   возможность   выбора форм и методов методической работы. Внедрение и развитие ВМК способствует: повышению эффективности образовательного процесса;  повышению   эффективности   учебно­методическим   обеспечением образовательного процесса;  автоматизации   организационно   ­   распорядительной   деятельности школы;  изучению  и внедрению  развивающих технологий коллективом школы; знакомству с новой формой методической работы ­ дистанционной;  вооружению   педагогов   новыми   методическими,   дидактическими материалами; расширению возможностей самостоятельной работы;  повышению   уровня   доступности   к   информации   и   соответственно информационной осведомленности;  наполнению информационного пространства школы. Виртуальный   методический   кабинет   представляет   собой   набор систематизированных   ссылок,   охватывающих   различные   направления методической работы: 1. обеспечение  информационного сопровождения образовательного   процесса.   Достаточно   обширно   данный   блок (информационный)   представлен   на   страницах   официальных   сайтов Министерства   образования,   Национального   института   образования, Академии   последипломного   образования,   Сайта   управления специальным образованием, Витебского областного института развития образования (красные плитки).    2. Отдельным   блоком   в   вебмиксе   представлены диагностические   материалы   (зеленые   плитки):   анкеты,   отчеты. Например,   анкета   «Диагностика   затруднений   педагогов»   или   отчет классного руководителя об успеваемости учащихся класса за учебный год.  3. Ключевым   направлением   работы   школьной   методической службы   выступает  повышение   квалификации  и   профессиональной переподготовки педагогических работников. Блок ссылок (голубые) на ресурсы,   на   которых   можно   познакомиться   с   планом   курсовой подготовки и переподготовки на текущий год, с перспективным планом курсовой   подготовки   педагогов   школы,   подготовить   описание передового   педагогического   опыта,   изучить   материалы   по   вопросу сдачи квалификационного экзамена. 4. В   ВМК   есть   материалы   и   для   молодых   специалистов (оранжевые тайлы), которые помогут ему грамотно спланировать свой урок с учетом современных требований, изучить и выбрать для себя методы   и   формы   работы   на   конкретном   уроке,   а   также   научиться анализировать свою деятельность. 5. Для   методического   обеспечения   образование   педагогов   в межкурсовой   период   ­   материалы   семинаров,   практикумов, методических   вестников   –   их   можно   также   проработать   и проанализировать   в   индивидуальном   порядке,   самостоятельно, используя ссылки вебмикса (зеленые плитки).  6. Сейчас   в   Интернете   размещено   достаточно   много различного   материала   для   организации   образовательного   процесса (конспекты, тесты, игры и т.д.), но все это требует не меньше времени, чем сделать их самому. Поэтому большое место на вебмиксе занимают ссылки для учителей­предметников (розовые плитки), а также ссылки на   сервисы,   которые   можно   использовать   для   подготовки дидактического,   наглядного   и   раздаточного   материала   к   урокам (фиолетовые тайлы). 7. Большая   роль   в   развитии   профессиональной компетентности   педагогов   отводится   их   самообразованию.   Поэтому часть тайлов (желтые) посвящены различным образовательным сайтам, порталам,   на   которых   педагоги   могут   узнать   новости,   пообщаться   с коллегами, поделиться своими находками, поучаствовать в различных конкурсах. Таким образом, использование предложенных и добавляемых в процессе использования   виртуального   методического   кабинета   ресурсов   создает условия для: творческого   роста   и   профессионального   развития   педагогического коллектива; активного   и   более   грамотного   (с   правовым,   методическим, психологическим обоснованием) использования в образовательном процессе инновационных технологий; использования   ИКТ   как   современного   инструментария   учителя   и учащегося в обучении, саморазвитии, интеллектуализации личности.  Необходимо   говорить   и   о   широком   внедрении   информационных технологий в управленческую деятельность: использование информационных технологий   при   проведении   педагогических   советов,   методических   и психолого­педагогических     материалов Виртуального   методического   кабинета,   реклама   возможностей   офисных приложений,   ведение   отчетной   документации,   анкетирование   с   помощью Google­форм,   ведение   электронных   журналов   и   дневников   классных руководителей   –   все   это   способствует   повышению   информационно­ коммуникативной компетентности педагогов.   использование семинаров, Проводимая   работа   позволила   повысить   качество   и   эффективность проводимых уроков, факультативных занятий и воспитательных мероприятий. Учителя используют на уроках современные образовательные технологии, в том числе информационные (облачные технологии, интернет ­ сервисы) можно сказать постоянно. Но   самое   главное   –   это   желание   учителя   работать   над   собой,   его способность творить, учиться, экспериментировать. В   своей   педагогической   деятельности   я   придерживаюсь   мнения Г.С.Батищева:   «Человека   нельзя   “сделать”,   “   произвести”,   “вылепить”   как вещь,  как   продукт,  как   пассивный   результат   воздействия   извне,  но   можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность». Приложение 1.Структура ВМК Приложение 2.Скриншот ВМК СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Афанасьева, О. В. Виртуальный кабинет экономии и бережливости /   О. В. Афанасьева // Информатизация образования. – 2014. – №1. –   С. 17–25. 2. Бессолицина, Р. В. Инновационные подходы к организации научно­  методической работы / Р. В. Бессолицина // Методист. – 2006. –  №1 . – С. 25–27. 3. Блохина, Е. В. Методическая работа : понятие, сущность, управление /  Е. В. Блохина. – Курган, 2003. С. 34 4. Гацук,   Т.   В.   Методический   кабинет   школы   –   штаб   педагогического мастерства   /   Гацук   Т.   В.   /   Народная   асвета.   –   2011.   –   №3.   –  С. 56–57. 5. Гринчук, С. Н. Технология оформления : реферат, научная работа,   доклад : учебно­методическое пособие / С. Н. Гринчук, И. А. Дзюба. – Минск : Белорус. Ассоц. «Конкурс», 2013. – 96 с. : ил. 6. Демидович,   А.   К.   Презентационные   технологии   с   использованием PowerPoint : учеб. пособие / А. К. Демидович; ГУО «Акад. последипл. образования. – Минск, 2000. – 63 с. 7. Демидович, А. К. Разработка текстовых документов в среде Word : учеб.   пособие   /   А.   К.   Демидович;   ГУО   «Акад.   последипл. образования». – Минск : АПО, 2013. – 108 с. 8. Дружинин, В. И. Методическая работа в образовательном учреждении / В. И. Дружинин. – Курган, ИРОСТ, 2011. – 138 с. 9. Дружинин,   Методический   кабинет   образовательного учреждения   /   В.   И.   Дружинин,   С.   Н.   Бекишева,   С.   П.   Васенева.   –   В.   И. Курган, 38 с.   2009,   –   10. Ильенко,   Л.   П.   Новые   модели   методической   службы   в общеобразовательных учреждениях / Л. П. Ильенко. – Мн. : АРКТИ, 2000. – 76 с. 11.  Ильенко, Л. И. Теория и практика управления методической работой в образовательных учреждениях / Л. П. Ильенко. – Мн. : АРКТИ, 2003. – 90 с. 12. Компьютер для чайников / Документы Google Docs : регистрация,  создание документов, совместная работа. [Электронный ресурс]. 2012.  – Режим доступа :  http  rabotat    .  html. – Дата доступа: 17.06.2017.  .  ru   /2012/07/27/  dokumenty    ­  google    ://   www   ­  docs    ­  kak   ­  .  lamer    ­  stop    13. Концавенко, Е. Л. Виртуальный кабинет социально­педагогической и психологической службы / Е. Л. Концавенко. // Столичное образование сегодня. – 2010. – №6. – С. 28–31. 14. Концепция   информатизации   системы   образования   Республики Беларусь   на   период   до   2020   года   [Электронный   ресурс].   –   2009.   – Режим   доступа   :  http://www.giac.unibel.by/main.aspx?guid=14591.   – Дата доступа: 07.12.2017.

Развитие информационных компетенций педагога

Развитие информационных компетенций педагога

Развитие информационных компетенций педагога

Развитие информационных компетенций педагога

Развитие информационных компетенций педагога

Развитие информационных компетенций педагога

Развитие информационных компетенций педагога

Развитие информационных компетенций педагога

Развитие информационных компетенций педагога

Развитие информационных компетенций педагога

Развитие информационных компетенций педагога

Развитие информационных компетенций педагога

Развитие информационных компетенций педагога

Развитие информационных компетенций педагога

Развитие информационных компетенций педагога

Развитие информационных компетенций педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2018