Тренинг №2 по профориентации детей с интеллектуальными нарушениями
Оценка 4.7

Тренинг №2 по профориентации детей с интеллектуальными нарушениями

Оценка 4.7
docx
04.03.2020
Тренинг №2 по профориентации детей с интеллектуальными нарушениями
Тренинг 2 по профориентации УО.docx

Александр Владимирович Салов

ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1»

 

Тренинг 1 по профориентации детей с интеллектуальными нарушениями

 

Искусство общения

Цель:  повысить качество навыка коммуникативного взаимодействия у участников тренинга.

Время проведения: 40 минут.

Задачи: 

1. Познакомить подростков с основами достижения взаимопонимания с людьми.

2. Научить эффективным приемам общения. 

Методы: игровое проектирование, групповая дискуссия.

Ход   занятия

Вступление. Друзья! На прошлом занятии мы с вами решили, что каждый человек не может жить без общества, без общения, без взаимодействия с другими людьми. Давайте сегодня попробуем научиться эффективно (бесконфликтно, понимая собеседника) общаться с окружающими.

Упражнение «Мой цвет».

Игра «Просьба». Каждый из нас обращался к кому-либо с просьбой. Чтобы нам не отказали в просьбе, какими словами, каким тоном, с какой мимикой мы ее излагаем?

Задача: продемонстрировать приемы позитивного общения, развить умение аргументировать свою просьбу.

Инструкция: сейчас мы разделимся на пары. В каждой паре один будет просить у другого какой-то  предмет. Затем мы обсудим, кто какие приемы для достижения результата использовал.

Обсуждение: залог успешного общения – дружеское расположение собеседника. Этого можно достичь несколькими простыми способами:

·        улыбка, приветствие;

·        положительное эмоциональное настроение, с которым вы обращаетесь к человеку, доброжелательность;

·         «открытая поза» – руки не скрещены на груди, ноги при сидении тоже не скрещены, наклон тела вперед – к собеседнику, мышечная расслабленность (но не вялость!), раскрытые ладони, направленность взгляда в лицо другого человека;

·        начало просьбы с искреннего комплимента;

·        терпение, умение выслушать собеседника;

·        умение учитывать интересы другого человека;

·        заранее высказанная благодарность и признательность.

Значительно снижают шансы на выполнение просьбы:

·        суровое выражение лица;

·        молчаливость или излишняя разговорчивость;

·        угрозы, злоба;

·        надменность;

·        эмоционально негативное отношение к собеседнику (сдвинутые брови, хмурое лицо, «закрытая» поза, спрятанный взгляд);

·        недоверчивость;

·        лживость;

·        язвительность;

·        бестактность.

Обобщение: для успешного общения нам нужно стараться демонстрировать собеседнику свое хорошее отношение к нему с помощью улыбок, жестов, мягкого тона в разговоре.

Игра «Вокзал» (как вариант). Все мы с вами хоть однажды бывали на вокзале или в каком-то шумном месте. Согласитесь, расслышать другого человека там бывает сложно.

Задача: научиться слушать другого человека.

Инструкция: сейчас мы с вами встанем друг за другом. Первый участник повернется к другим лицом, его задача – расслышать то, что ему будет говорить последний участник. Между ними – остальные ребята будут «создавать шум» – кричать, прыгать, топать, размахивать руками. Потом мы попросим того, кто слушал, рассказать, что ему помогло выполнить задачу.

Обсуждение: чтобы расслышать другого человека нужно:

·        захотеть его услышать – в нашем случае – (Имя) пришлось подпрыгивать, приседать и наклоняться – искренний интерес к собеседнику;

·        настроиться на «одну волну» - сосредоточиться на собеседнике - внимательно его слушать;

·        использовать не только речевое общение – но и уметь читать мимику и жесты;

·        создать условия для лучшего понимания другого человека – (Имя) даже попросил других участников «кричать потише».

Обобщение: главное в общении – хотеть услышать другого человека и находить способы достижения взаимопонимания.

Игра «Додумай» (как вариант). Как часто мы перебиваем, недослушиваем другого человека, считая, что мы и так это знаем и понимаем. 

Задача: продемонстрировать важность умения слушать собеседника.

Инструкция: Каждого из вас я попрошу написать фразу, которая содержит слова «потому что». Например «У меня сегодня хорошее настроение, потому что светит солнышко». Затем я попрошу каждого из вас зачитать первую часть фразы, а остальные ребята попробуют ее продолжить. Мы посмотрим, у кого получится угадать замысел автора.

Обсуждение: практически никому не удалось за другого человека додумать его мысли. Значит, для успешного общения очень важно уметь слушать другого человека, давать ему возможность полностью высказывать свои мысли.

Обобщение: еще одно правило продуктивного взаимодействия – не додумывать за собеседника, а слушать его, возможно, задавать вопросы для уточнения, правильно ли мы поняли его мысли.

Игра «Что такое комплимент». На прошлом занятии мы с вами договорились подумать над тем, что такое комплимент.

Задача: познакомить подростков со значением слова «комплимент» и тем, как правильно делать комплименты.

Инструкция: давайте вместе придумаем похожие слова к слову комплимент – что это такое?

Обсуждение: комплимент – это выражение одобрения, уважения, признания или восхищения, любезные, приятные слова, проявление вежливости.

Комплимент должен:

·        произноситься с доброжелательной интонацией (но никогда – насмешливо);

·        быть искренним (честным);

·        отражать хорошие качества человека.

Чтобы сделать безупречный комплимент нужно:

·        быть дружелюбно настроенным к человеку;

·        быть внимательным к другим людям и подмечать в них хорошие качества;

·        верить в то, о чем вы говорите.

Общение: мы узнали о том, как нужно делать комплименты.

Игра «Добрый мяч» (как вариант). Как вы думаете, сложно говорить комплименты? А наш собеседник всегда рад комплименту? Давайте попробуем говорить друг другу комплименты.

Задача: научить подростков говорить комплименты.

Инструкция: сейчас мы будем по очереди друг другу бросать мяч и говорить комплимент (или называть хорошее качество того, к кому летит мяч). Если этот человек принимает комплимент (соглашается с ним, считает его искренним и приятным), то он ловит мяч и бросает его другому. Если же комплимент ему не нравится, то нужно оставить мяч у себя и сказать, почему не принят комплимент. Водящему дается возможность еще раз сказать что-то приятное этому человеку.

Обсуждение: приятно ли получать комплименты? А трудно их произносить?

Обобщение: комплименты украшают наше общение, способствуют расположению к собеседнику, но мы чувствуем неискренность и рады только «честным похвалам».

Домашнее задание. Я попрошу каждого участника группы написать свой кодекс успешного общения. Он продолжит «Книгу выбора жизненного пути».

Пример кодекса успешного общения.

1.     Улыбка, приветствие, «открытая поза».

2.     Эмоциональная настроенность на собеседника.

3.     Слушать, не перебивая, корректно задавая уточняющие вопросы.

4.     Искренние комплименты.

5.     Проявлять заинтересованность в разговоре.

Подведение итогов.

Упражнение «Мой цвет».

Прощание.


 

Александр Владимирович Салов

Александр Владимирович Салов

Обсуждение: залог успешного общения – дружеское расположение собеседника

Обсуждение: залог успешного общения – дружеское расположение собеседника

Игра «Вокзал» (как вариант)

Игра «Вокзал» (как вариант)

Обсуждение: практически никому не удалось за другого человека додумать его мысли

Обсуждение: практически никому не удалось за другого человека додумать его мысли

Инструкция: сейчас мы будем по очереди друг другу бросать мяч и говорить комплимент (или называть хорошее качество того, к кому летит мяч)

Инструкция: сейчас мы будем по очереди друг другу бросать мяч и говорить комплимент (или называть хорошее качество того, к кому летит мяч)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020