Тренинг 5 «Сознавание через движение»

  • Работа с родителями
  • docx
  • 25.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Девиз: «Не сдерживай свои эмоции, проживай их, выражай их» «Танец - это живой язык, которым говорит человек... Танец требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело». Мери Вигман
Иконка файла материала Тренинг Сознавание через движение.docx

Тренинг 5 «Сознавание через движение»

Девиз: «Не сдерживай свои эмоции, проживай их, выражай их»

«Танец - это живой язык, которым говорит человек... Танец требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело». Мери Вигман

 Проблемы осознанности образа «Я» являются одними из основных в психологии и поэтому мы с вами рассмотрим  теориюФельденкрайза, как пример работы с телом через осознание.

Фельденкрайз в своей работе «Сознавание через движение» рассматривает вопросы, связанные с образом «Я» и движением. «Все мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем по-разному, каждый в соответствии с тем образом себя, который он построил за годы своей жизни. Чтобы изменить образ действия, нужно изменить образ себя, который мы несем в себе» (Фельденкрайз, стр.11). Фельденкрайз выделяет 4 компонента образа себя: 1. Движение. 2. Ощущение. 3. Чувствование. 4. Мышление.

Соотношение этих компонентов в различных действиях у разных людей отличаются, но обязательно все 4 компонента должны присутствовать в каждом движении. Фельденкрайз приводит примеры для объяснения этого утверждения: «Чтобы ощущать - видеть, слышать, или ощущать тактильно - человек должен быть заинтересован, испуган или заметить нечто, что его касается. То есть он должен двигаться, чувствовать и думать». Если хотя бы один из элементов действия уменьшается до исчезновения, существование становится под угрозу. Трудно поддержать жизнь без всякого движения. Нет жизни, если существо лишено всех ощущений. Без чувствования нет стимула жить, лишь чувство удушья заставляет дышать.

Автор говорит о том, что для изменения привычного способа действования требуется много сил, так как велика роль привычки. Многие части тела человек просто не осознает, а соответственно, не может включить их в новое действие, так как оно требует осознания.

По Фельденкрайзу, «полный образ себя» - это сознавание всех связок скелетной мускулатуры и всей поверхности тела - спины, боков, головы и. т. д. Это идеальное состояние и оно редко встречается. Человек действует в соответствии со своим субъективным образом. То, как человек держит плечи, голову, живот, его голос, интонация, способ передвигаться, представляться и многое другое основывается на образе себя. Но, как считает автор, этот образ может быть урезан или раздут, в соответствии с той маской, которую человек хочет показать другим людям. Только сам человек может понять, что в его внешности - фиктивно, а что - подлинно, однако не каждый может оценить, таким образом, себя и здесь может  помочь опыт других.

По мнению Фельденкрайза, совершенствование движений - лучший способ совершенствования. Почему? Фельденкрайз выдвигает следующие основания:

1. Нервная система занята преимущественно движением

2. Качество движения легко различимо.

3. Опыт движения наиболее богат

4. Способность к движению существенна для самооценки

5. Всякая мышечная деятельность - это движение

6. Движения отражают состояния нервной системы

7. Движение - основа сознания

8. Дыхание - это движение

9. Основа привычки - движение.

Так как в головном мозге моторная часть коры близко расположена к тем структурам, которые отвечают за мышление и чувствование, и существует процесс диффузии, то значительные изменения в моторной коре дают параллельные изменения в мышлении и чувствовании. Фельденкрайз разработал методику работы с движением через осознавание, основанную на изложенных выше принципах.

Рассмотренные системы, использующие работу с телом (body-work) можно рассматривать как одно из оснований (наряду с упомянутыми выше теоретическими и практическими основаниями) для развития танце-двигательной терапии

БодиВорк-метод работы с телом, который раньше применялся в танце буто или на других танцевальных занятиях близкого профиля, где требовалось привести тело и сознание в особое состояние отпущенного контроля, поэтому эта методика была направлена на расслабление тела и снятие контроля сознанием. 
Танцорам буто это помогало в интуитивном танце и поиске своего способа движения.
Метод пришел из Японии, где где в культурной традиции было созерцание и единение с природой. 

Но  раньше бодиворк  можно было встретить лишь на танцевальных классах, и если вы не танцор, метод оставался недоступным.
У него колоссальный терапевтический потенциал, он способен подарить приятные ощущения и помогать современному человеку в его бешенном ритме жизни в мегаполисе.

Поэтому было принято решение открыть ее для всех людей

Этапы работы: I этап – разогрев

Цель: Помочь каждому участнику подготовить свое тело к работе,освободить  его от мышечного напряжения, приобрести легкость в движении, развивать коммуникативные невербальные навыки.

Упражнение «Передай по кругу»

Инструкция:передаем по кругу шляпу;  обладатель шляпы танцует сидя энергичное движение, создавая шум, все повторяют за водящим.

Упражнение «Принцесса, дракон, охотник»

Инструкция:  Делимся на две команды и становимся друг напротив друга. Играем до  трех победных очков по командам.Запоминаем три фигуры: девочка- приседаем и держимся за воображаемую юбочку со звуком: «Ля-ля-ля…»; Дракон- руки подняты над головой, пальцы растопырены, ноги на ширине плеч со звуком: «А-а-а-а…»; Самурай- боевая стойка: одна нога с выпадом впередвместе с рукой с воображаемым мечом со звуком: «У-у-у».

В течении 30 сек команда договаривается о выборе фигуры. По команде: «3, 2, 1» выставляете одновременно фигуру. Если они совпали- ничья. Если нет, то Самурай убивает Дракона, Дракон съедает Девочку, Девочка очаровывает  Самурая»

Упражнение «Встреча взглядами»

Цель: восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального возбуждения

Инструкция: остаемся в том же положении друг напротив друга, глаза опущены, по моему сигналу поднимаем глаза и ищем встречи с глазами напротив; чьи глаза совпали взглядом выходят из шеренги.

II. Этап – Основная деятельность

Цель: катарсическое высвобождение чувств и эмоций через творческое самовыражение

Упражнение «Заклинатель дождя»

Чтение старинной китайской притчи

 «Давным, давно, на юге Китая, в одной маленькой деревне наступила засуха. Дождя не было очень долго, урожай был под угрозой. Жители этой деревни делали все, что могли, но ничего не помогало.

Они узнали, что в дальней деревне живет знаменитый заклинатель дождя, и отправились за ним.

Через некоторое время заклинатель прибыл и первым делом принюхался к воздуху, а затем попросил оставить его одного в хижине. Каждый день женщина приносила ему еду, и все жители с тревогой ожидали, что будет дальше.

И только через три дня небо заволокли тучи, и пролился долгожданный дождь.

-Что ты делал все это время в своей хижине, заклинатель дождя? спросили жители деревни.

Он ответил спокойно:

- Я знаю только один танец. Когда я eгo танцую в правильном состоянии начинает идти дождь. Когда я прибыл к вам, то увидел, что все здесь выведены из равновесия, и на этот раз мне пришлось три дня восстанавливать равновесие внутри себя, прежде чем я смог станцевать и пошел дождь».

Цель: интеграция физического и  эмоционального баланса.

Инструкция: 

Первый этап: out-of-balance– сейчас под музыку вы бродите с  закрытыми глазами, теряя равновесие, сталкиваясь друг с другом.

Второй этап: собственный танец путешествия (глаза открываем) ищем гармонию и равновесие, находим себя. Исполняем танец гармонии души и тела.

Третий этап: «Идет дождь» меняется музыка. Танец продолжается. Завершающая стадия процесса очень важна, она может вызвать сильные переживания. Будьте готовы принять их. Может произойти катарсическое высвобождение чувств.

- Что чувствовали во время каждого этапа?

Упражнение «Танец у костра»

Цель: установление контакта с другими участниками в танце, сохраняя свой танец; увеличение внутренней свободы.

Инструкция:Представьте вечер, все мы с вами собрались у костра и сейчас мы будем танцевать. Почувствуйте свое тело и настройтесь на танец. Вдохните глубоко и на выдохе сделайте первое движение в вашем танце. Каждый танцует свой танец.

А сейчас тот человек, который стоит слева от меня по кругу, выходит в центр, именно он и будет «танцем костра». Не прекращайте танец в центре, сохраняйте рисунок своего танца. Выберите в этом круге того человека, которому хотите предложить рисунок своего танца. Подойдите к нему в танце. Предложите ему присоединиться к рисунку вашего танца. А вы попробуйте зеркально отразить каждое движение. А сейчас, когда я хлопну в ладоши, тот, кто начинал этот танец, возвращается на место, а его партнер предлагает кому-то в круге свой рисунок танца...

Упражнение «Передать одним словом»

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

Инструкция:Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Добрый день» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

Список эмоций.

Радость.

Удивление.

Сожаление.

Разочарование.

Подозрительность.

Грусть.

Веселье.

Холодное равнодушие.

Спокойствие.

Заинтересованность.

Уверенность.

Усталость.

Волнение.

Уронили мишку на пол.

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

-Кому удалось/ не удалось использовать интонацию?

Упражнение «Всеобщее внимание»

Цель: развитие умения невербального средства общения.

Инструкция: Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу, в танце, не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

- У кого получилось/не получилось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств?

Упражнение «Метафора»

Цель: Создание командного духа, определение сильных и слабых сторон

Инструкция:  сейчас вам нужно в команде стать единым целым, отразив указанный образ в командном духе, а затем придумать метафору. Но для начала вспомним, что же такое метафора.  1 команда: "Она похожа на клетку со львами, где прекрасные могучие звери втиснуты в очень маленькое пространство, и поэтому мешают друг другу. Прутья мешают им двигаться, теснота делает их агрессивными, и, помимо всего этого, их еще недостаточно кормят". 2 команда: "Мерседес без мотора, который пассажиры должны приводить в движение, крутя педали. Внешне он великолепен, но ему не хватает мощного двигателя, позволяющего мчаться вперед".

-Подумайте немного о том, какая метафора подошла бы к вашей команде...

Упражнение «Семь богатырей»

Цель: отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции с помощью танца.

Инструкция: Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные  богатыри. Ваша задача, используя предложенную музыкальную композицию, убедить царевну выйти за вас замуж.

Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.

-Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?

III. Этап – Завершение

Цели: Восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального возбуждения; закрепление, полученных в ходе тренинга, результатов.

Упражнение «Комплимент»(внешний и внутренний круг)

Цель:выражение чувств между участниками группы

Инструкция:Внутренний круг- стоите на месте, а внешний- передвигаетесь  по часовой стрелке и говорите друг другу комплименты.

- Что было интереснее говорить или слушать?

- Какие чувства испытали?

Упражнение «Подарок»

Цель: выражение чувств между участниками группы

Инструкция: В течение 5 минут вам нужно сделать открытку в подарок из подручных средств. Итак, начали!

-Подарите открытку соседу справа, подберите подходящую ему метафору и метафору к вашей открытке. Например: солнечная открытка для радужного человечика…

Завершение «Я сейчас хочу сказать…» (свеча пожеланий)