Тренинг-беседа "Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!"
Цель: повышение уровня информированности по данной проблеме.
Задачи: выявить исходный уровень информированности подростков, актуализировать проблему табак курения;
информировать учеников о вредном влиянии дыма на организм и развитии никотиновой зависимости;
выработка и развитие навыков предотвращения зависимости от псих активных веществ у подростков.
Ход
Воспитатель: Для того чтобы тренинг был тренингом, нужны специальные правила. Правила – это законы группы, по которым она живет во время всего тренинга. Правила принимаются всей группой вместе с тренером в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:
мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;
не боялся стать объектом насмешки и критики;
был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;
получал информацию сам и не мешал получать ее другим.
СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ОБЕСПЕЧИТЬ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ.
Напомнить правила.
НУЖНО
Выражать свое мнение «я считаю, я думаю»
Смотреть на того, к кому ты обращаешься
Внимательно слушать, когда говорят другие
Уважать чужое мнение
Говорить по одному
Не давать оценок
НЕЛЬЗЯ
Начинать свою речь словами «ты, вы, он, она»
Шуметь, когда кто-то говорит
Перебивать
Обзываться, передразнивать
Рассказывать о чувствах другого человека за пределами группы
Ставить другим оценки
Опаздывать
Воспитатель: Нам предстоит трудный разговор о коварном враге человечества – никотине. Вы, наверно, не раз слышали о вреде курения. Сегодня на нашей встрече мы поговорим об этой несерьезной забаве. И тема нашего тренинга-беседы: «Жизнь прекрасна! Не потрать её напрасно!» на занятии мы узнаем об истории табака, как он попал в Европу, какой вред здоровью приносит эта вредная привычка.
«Ассоциации по имени»
– Ребята, посмотрите, на доске я не случайно написала свое имя и к каждой букве своего имени, написала ассоциации, относящиеся к табак курению и никотину.
– Сейчас я предлагаю Вам написать свое имя. Рядом с каждой буквы своего имени написать по слову, начинающемуся с этой буквы, относящемуся к табак курению и никотину.
– Теперь прошу ответить, какие ощущения Вы испытывали, когда выполняли задание… (Ответы).
– Ребята, ваша реакция – это реакция нормального, психологически здорового человека.
– А теперь, как Вы понимаете, мы будем говорить об табак курении и его вреде – проблеме, которая губит людей, уничтожая в человеке человека. Возможно, кто-то скажет, что меня это не касается, и будет совершенно не прав. Это касается каждого из нас, потому что никотин не щадит никого, он поражает человека.
Информация к размышлению
Учеными давно доказана зависимость отсутствия здоровья и маленькая продолжительность жизни от употребления наркотиков, алкоголя и никотина. Сегодня пьянство и курение – это доказательство слабоволия и невежества человека.
Курение – это втягивание в себя тлеющих растительных продуктов. Закурить первую в жизни сигарету многие ребята пробуют в подростковом возрасте. Вызывает особую тревогу то, что слабый пол тоже не прочь покурить. Вот идет по улице стройная, красивая, элегантная девушка, а в руках – сигарета. Для девушки – это, прежде всего, ранняя старость и неприятный запах изо рта и от одежды.
Табак – это самый распространенный легальный наркотик нашего времени. Курение является одним из главнейших факторов риска в развитии рака легких, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Каждые 10 секунд от последствий употребления табака на планете гибнет один человек (без учета так называемых «пассивных курильщиков). Таков результат исследований Всемирной организации здравоохранения. В последние десятилетия опасность курения еще более возросла, поскольку, кроме миллионов мужчин и женщин, она охватила миллионы юношей, девушек и даже детей.
Более того, в семьях, где курят родители, вполне правомерно поставить вопрос: «Сколько сигарет в день выкуривает ваш ребенок!». Аналогичен вопрос и в отношении некурящих, но окуриваемых людей, вынужденных по различным причинам вдыхать табачный дым. По данным доктора медицинских наук Л. В. Орловского, полуторачасового пребывания в накуренном помещении достаточно для того, чтобы уровень никотина в организме некурящего человека увеличился более чем в 7 раз и приблизился к уровню никотина в организме курящего.
Пассивный курильщик, человек некурящий, находящийся в помещении с активными курильщиками, в течение одного часа вдыхает такую дозу некоторых газообразных частей табачного дыма, которая равносильна выкуриванию половины сигареты. Установлено, что 25 % вредных веществ задерживается организмом, 20% сгорает, 5% задерживается в окурке и 50% загрязняет окружающую среду.
У детей, рожденных от курящих родителей, чаще наблюдаются злокачественные опухоли, в том числе в детском возрасте. Не случайно один известный ученый-медик сказал: «Если бы я был ребенком и мог выбрать себе мать, ею стала бы некурящая женщина».
Табачные компании, чтобы найти сбыт своей продукции и получить прибыль, пытаются заманить молодежь в ряды курильщиков.
Послушайте высказывания опрошенных на улице людей о рекламе сигарет. «Мелькнула у меня добра мысль, что курить надо бросить, и … пропала. Посмотрела на один, на второй, на 25-й рекламный плакат и решила, что глотание дыма – это нормально, это спутник удачи!»
Еще бы, на это реклама и рассчитана! Посмотри – ковбой с сигаретой, он такой бравый малый!
«Тихая дискуссия» (Приложение 1)
– Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в дискуссии. Что такое дискуссия? (выражение собственного мнения относительно рассматриваемого вопроса). Но эта дискуссия необычна, т.к. свое мнение надо выражать на листке мнений. Этот листок, прочитав предыдущие утверждения и написав свою мысль, соглашаясь или не соглашаясь с предыдущим заявлением, выражая собственную мысль (одно или несколько предложений), передаем следующему. Тем для дискуссии три.
Сигареты – распространенное явление в жизни нашего общества.
Проблему табак курения решить нельзя, т.к. продажа сигарет приносит огромные средства отдельным людям и в бюджет государству.
Табак курение – это проблема всего человеческого общества, а не отдельных людей.
– Приступаем.
По окончании работы листы мнений зачитываются вслух. Все участвуют в обсуждении.
Термины-ассоциации (МИНЗДРАВ)
Ребята, а что такое здоровье, как его изменить? По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
По данным отечественных ученых, на наше здоровье влияют: образ жизни (50-55%), состояние окружающей среды (10%). Получается, что в большей степени здоровье человека зависит от него самого.
Представление табличек (Таблички: Молодые, Интеллектуальные, Непьющие, Здоровые, Деловые, Раскованные, Активные, Веселые)
Рассмотрение каждой таблички и обсуждение по каждому термину.
Да, здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы говорим о здоровье, когда его теряем.
(Таблички. На них написаны вредные привычки: Алкоголизм, Наркомания, Табак курение, Распущенность, Воровство, Ложь, Тунеядство.)
Рассмотрение каждой таблички и обсуждение по каждому термину.
Разбор ситуаций в группе
Ситуация
Во дворе Наташа и Катя предложили Ирине пойти в подъезд и покурить. Ирина не курит, и поэтому отказалась, на что получила в ответ: «Ну и трусиха же ты! Кого из себя строишь? Посмотри, почти все девочки нашего двора курят». Как поступить Ирине в данной ситуации?
Вывод: соблюдать режим дня, заниматься спортом, уметь управлять собой в любых ситуациях.
Итог: в заключение, я хочу сказать вам вот такие слова:
Да – здоровью, да – мечте. Нет – наркотику, беде.
Быть здоровым – классно! Пить, курить – опасно!
Лучше спортом заниматься, чем в подвале задыхаться!
Лучше уж глотать котлетки, чем смертельные таблетки!
Лучше уж здоровым быть, чем как труп живой ходить!
А вы в ответ скажите мне тему нашего тренинга-беседы. И мы говорим: «Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!»
Рефлексия «Сегодня Я…»
– Сейчас я прошу каждого продолжить одно единственное предложение:
«Сегодня я…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.