Тема: «Мотивы наших поступков»
Цель: Создание условий для осознания мотивов своих поступков и собственного влияния на других людей.
Задачи:
1.Разобраться с эмоциональным компонентом неуверенности в себе
2. Определить уровень социальных страхов, связанных с проблемами в отношениях.
3.Развитие навыков ассертивного поведения
Упражнение «Осознание мотива» Информационный блок
Наши поступки по отношению к другим людям вызваны разными побудительными силами. Мы делаем что-то для других людей, и потому что симпатизируем им, любим их, и потому что «так положено», так принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае.
Вот, например, страх, боязнь наказания иногда осознается нами в том или ином случае. Вспомните два случая – один, когда вы сделали что-то для другого человека, потому что боялись его или чьего-то гнева, осуждения, наказания, и другой, когда вы делали это от души.
Вспомните поступки, продиктованные стремлением следовать социальной норме, «быть как все», «НЕ ВЫСОВЫВАТЬСЯ».
Быть уверенным в себе – значит:
Ø Уметь определять и выражать свои желания и потребности.
Ø обратиться с просьбой к другому человеку так, чтобы не обидеть его, не унизить себя или тактично ответить отказом на его просьбу.
Ø знать свои права,
Ø быть уверенным, что в борьбе за свои права общество тебя поддержит
Ø право быть одному,
Ø быть независимым,
Ø право на успех,
Ø право быть выслушанным и принятым всерьез,
Ø право получать то, за что платишь,
Ø право иметь права ( например право вести себя в манере уверенного человека),
Ø право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя при этом беспричинно виноватым или эгоистичным,
Ø право просить то, чего хочешь,
Ø право делать ошибки и быть ответственным за них,
Ø право быть напористым
Любая ситуация требует от вас уверенного поведения, в том числе и умеренного выражения чувств. Однако зачастую мы вместо уверенного поведения используем модели неуверенного и агрессивного поведения.
Упражнение «Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение»
Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях, формирование необходимых «ролевых» пристроек.
Предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации:
ü Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
ü Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.
ü Учитель говорит вам, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика
Обсуждение: Определить тип поведения. Разобрать каждую ситуацию.
Упражнение «Я боюсь»
Ваша задача состоит в том, чтобы обнаружить в себе «зоны страха» и найти такие вещи, которых вы боитесь, хотя многие люди этого не бояться.
Написать на листочке « Я боюсь…» написать минимум 3 страха
Обсуждение:
Бывают вещи , которых действительно надо бояться, например оголенные эл. провода
Дикие хищные животные, автомобили на большой скорости. Но бывают страхи и менее рациональные, например, страх критики, страх успеха, страх задать вопрос преподавателю.
Подкрепляем словами «Да, действительно , это бывает страшно, этого стоит опасаться…» и др.
Делаем из листочков со страхами кораблики и пускаем их в воду, при желании можно уничтожить эти корабли, разбомбить,
Упражнение «Я не боюсь»
Задача обнаружить в себе « зоны смелости» и найти такие действия, совершать которые вы не боитесь, хотя многие люди этого бояться
«Я не боюсь….чего-то , хотя многие этого бояться» написать три фразы. ( Я не боюсь критики, хотя многие этого бояться, я не боюсь выступать публично, хотя многие этого бояться)
Обсуждение: А как же ты научился этого не бояться?!
Упражнение «А как же ты научился этого не бояться?!»
Составляем пары один боится … (высоты), а другой -не боится.
Ребята делятся своими страхами и способами их преодоления
Обсуждение: Какие способы формирования смелости мы узнали из наших диалогов?
Упражнение « Цветочная гирлянда»
Жизнь подобна длинной цветочной гирлянде. У нее два конца: один- рождение, другой –смерть, а посредине множество цветов. Твои мысли и мечты, печали и радости, наслаждения и горечи- это все разные цветы в гирлянде твоей жизни. На земле нет некрасивых цветов. Потому, что смысл цветочной души – расцветать и приумножать красоту земного существования . У каждого цветка на земле свое уникальное предназначение, свой неповторимый дух, своя легенда, своя сказка. В этих открытках вы будете общаться с самой сутью цветов, с их душою, с их чистой энергией. Погрузиться в образ цветка- это погрузиться во внутреннее пространство собственной психики. Мир символичен и зеркален. Когда вы выбираете или отвергаете какой-то цветок, то отвергаете или выбираете состояние души. Когда вы отождествляетесь с духом цветка, вы обогащаете себя бесценными свойствами и качествами, присущими царству цветов. Некоторые трудные состояния (боль, страх, печаль, высокомерие и другие ) лучше всего признать и разрешить себе прочувствовать. Тогда они теряют свою актуальность и превращаются в чистый позитив.
Быть уверенным в себе – значит:
Ø уметь определять и выражать свои желания и потребности.
Ø обратиться с просьбой к другому человеку так, чтобы не обидеть его, не унизить себя или тактично ответить отказом на его просьбу.
Ø знать свои права,
Ø быть уверенным, что в борьбе за свои права общество тебя поддержит
Ø право быть одному,
Ø быть независимым,
Ø право на успех,
Ø право быть выслушанным и принятым всерьез,
Ø право получать то, за что платишь,
Ø право иметь права ( например право вести себя в манере уверенного человека),
Ø право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя при этом беспричинно виноватым или эгоистичным,
Ø право просить то, чего хочешь,
Ø право делать ошибки и быть ответственным за них,
Ø право быть напористым
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.