Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива
Оценка 4.9

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Оценка 4.9
docx
02.12.2019
Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива
МАСПО Аблова ТРЕНИНГ.docx

 

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Актуальность

Вопрос, связанный с групповой сплоченностью очень важен, потому что от уровня развития  сплоченности  коллектива зависит эффективность работы данной группы, а также ее психологический климат.

Как указывают учебники по возрастной психологии, в районе 10 лет у школьников меняется ведущий вид деятельности. Если в начальной школе это была учеба, то теперь - общение, общение и еще раз общение. А интерес к учебе уходит на задний план. Значит, самое время помочь в развитии коммуникативных способностей, а также в организации самого общения для того, чтобы общение приносило радость.

Отношения в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала.

Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

Краткий обзор проблемы

Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У участников определенного коллектива есть общие цели – обучение в этом классе, получение хорошего образования! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все они нуждаются в поддержке, и ее можно получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!

Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. В отличие от других социальных общностей коллектив характеризуется следующими основными чертами:

1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени;

2) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу;

3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива;

 4) структурированности - определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива;

 5) организованностью, то есть - упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности;

6) открытостью - то есть готовностью к принятию новых членов

Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс. Школьный коллектив - это группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы, отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех ее членов в правах и обязанностях.

Проблеме школьного коллектива посвящены исследования  Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой, В. М. Коротова, И. П. Иванова, А. В. Мудрика и др. Особенно весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес Антон Семенович Макаренко.

Учение А. С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – его смерть.

А. С. Макаренко определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия) и выявил стадии его развития.

На первой стадии формируется актив, основные требования предъявляет воспитатель. Стадия считается завершенной, если в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели и совместной деятельности.

На второй стадии усиливается влияние актива. Актив не только поддерживает требования воспитателя, но и выдвигает собственные к членам коллектива. Основная цель воспитателя на данной стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения задач, ради которых этот коллектив создается.

Третья стадия характеризуется высоким уровнем организованности, предъявлением высоких требований большинством членов коллектива друг к другу.

Между стадиями развития коллектива нет четких границ. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а добавляется к ней. Коллектив не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую стадию его развития. На этой стадии каждый воспитанник сам предъявляет к себе высокие требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Цель тренинга:  сплочение группы и создание условий для дальнейшей совместной деятельности единым, дружным коллективом.

Задачи тренинга:

1. Дать понимание преимущества сотрудничества

2. Развить умение понимать друг друга, доброжелательно общаться в коллективе

3. Научить работать в группе на основе сотрудничества

Программа интенсивного обучения

Значимые характеристики группы:

Возраст: от 14 до 18 лет.

Гетерогенная группа: муж. и жен.

Способ набора группы: единый коллектив.

Условия проведения: просторное помещение.

Режим работы группы: 9 занятий по  50-60  минут в течение  9 дней.

Кол-во участников: до 12 человек

 

Тренинговая матрица

Область психологической   реальности

Проблемы (задачи психологического воздействия)

Развитие коммуникативных навыков (навыков сотрудничества)

формирование благоприятного психологического климата в группе

Сплочение коллектива

Система представлений (когнитивная)

1.Познакомить с различными приемами самопрезентации.

2.Познакомить с понятием «сотрудничество».

3.Дать понимание преимущества сотрудничества.

1. Дать понятие «психологический климат».

2. Показать важность преобладания благоприятного психологического климата в коллективе.

1.Познакомить с различными приемами сплочения коллектива.

2.Познакомить с понятием «сплоченность», дать понимание преимущества работы в сплоченном коллективе.

Система отношений (эмоциональная)

1.Развивать чувство доверия к людям.

2.Дать позитивный

опыт проживания ситуаций сотрудничества.

 

1.Развить умения понимать друг друга, доброжелательно общаться в коллективе.

2. Способствовать  обеспечению каждому участнику комфортной атмосферы в кругу своих партнеров.

1.Повысить уровень сплоченности коллектива.

2. Развить чувство единства коллектива.

Система умений (поведение)

1.Научить работать в группе на основе сотрудничества.

2.Научить успешно взаимодействовать с другими людьми.

1. Научить создавать благоприятную атмосферу в своем коллективе.

 

1.Научить совместно проживать различные ситуации.

 

 

 

 

 

Тренинговый сценарий

 

Блок

Цель

Количество

занятий

Цель

занятия

Задачи

занятия

Психотехники

 

Блок 1

Ориентировочный

Знакомство, сплочение коллектива

 

Занятие 1.

1. Знакомство.

2.Введение правил тренинга.

3.Сплочение коллектива.

Знакомство, раскрепощение, сплочение.

-Приветствие- знакомство «Снежный ком с ассоциацией»; «А вы обо мне не знали…»;
-Разминка «Мои достоинства»
-«Введение правил (беседа)»;
-Игра-раскрепощение «
А вы обо мне не знали…»;
-Рефлексия;
-Прощание «
Я желаю себе…».

 

Занятие 2.

1.Создание доверительной атмосферы.

2.Сплочение коллектива.

3.Раскрепощение участников.

Снятие напряжения, формирование доверительных отношений, сплочение.

-Приветствие-ритуал (введение ритуала);

-Разминка «Линейка»; - Упражнения:

 «Фигуры»;

 «Прикосновения»;

«Психогимнастика»; -Рефлексия;

-Прощание

 

Блок 2

Основной

Выработка навыков сотрудничества, формирование благоприятного психологического климата в группе, работа над сплочением коллектива.

 

Занятие 1.

1.Выработка навыков сотрудничества

2.Повышение уровня сплоченности коллектива

 

Обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе

 

-Ритуал-приветствие

-Разминка;

-Упражнения:

« Собери ПК»; «Интеллектуальный футбол»;

-Рефлексия

 -Прощание «А теперь я хочу сказать, что…»

 

Занятие 2.

1.Выработка навыков сотрудничества

2.формирование благоприятного психологического климата в группе

Развитие умения договариваться; дать возможность увидеть себя со стороны

-Ритуал –приветствие;

-Разминка «Поменяйтесь местами те, кто…»

 -Упражнения

«Вавилонская башня»

 «Общее дело»;

-Рефлексия

-Прощание

 

Занятие 3.

1.Повышение уровня сплоченности коллектива

Развитие навыков сотрудничества; чувства единства

-Ритуал- приветствие;

-Разминка «Коленвал»

 -Упражнения:

«Я собираюсь в путешествие»;

«Выведи из окружения»

-Рефлексия;

-Прощание «Пожелания»

 

Занятие 4.

1.Развитие навыков взаимодействия

2.Снятие психологического напряжения в коллективе

 

Развитие навыков сотрудничества; Развитие чувства единства;

Эмоциональная разгрузка

-Ритуал – приветствие;

-Разминка «Перекличка»

-Упражнения:

«Слепое доверие»

«Сказка о городе»

-Рефлексия;

-Прощание «Напиши пожелания на спине»             

 

Занятие 5.

1.Снижение уровня психологического напряжения.

Снятие психологического напряжения

-Ритуал – приветствие;

-Разминка «Передай привет»

-Упражнения:

«Недотроги»

«Лимон»

-Рефлексия;

-Прощание «Аплодисменты по кругу»

 

 

 

Блок 3

Закрепляющий

Подведение итогов.

Занятие 1.

1.Закрепление знаний, полученных на тренинге, получение опыта применения приобретенных навыков в естественных условиях.

 

Применение полученных знаний.

-Приветствие – ритуал;

 -Разминка «Пальчики»

-Упражнения:

 «Командный слон» «Головоломка»;

-Рефлексия-Прощание

 

Занятие 2.

1.Завершение работы группы.

Завершение работы тренинга

-Ритуал – приветствие;

-Разминка «Мостик»

-Упражнения:

«Круг душевного тепла»

«Бесплатные советы»

«Изменения»

-Рефлексия (подведение итогов тренинга)

 

 

Программа состоит из 9 занятий.

Каждое занятие длится 50-60 минут, состав группы: 10-12 человек.

 

 

Ориентировочный этап

Цель: Знакомство, сплочение коллектива

Занятие 1.

 

Приветствие - знакомство:

«Снежный ком с ассоциацией»

Цель: знакомство, самопрезентация, создание непринужденной атмосферы.

Время выполнения: 5-10 минут.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения: каждый участник должен придумать на начальную букву своего имени ассоциацию либо качество наиболее емко его характеризующую, например: «Маша - морская». Далее, каждый стоящий  в кругу перед тем, как назвать свое имя и характеристику, повторяет все предыдущие , которые были названы перед ним.

Обсуждение: возникали ли у вас какие-либо затруднения?

Разминка

«Мои достоинства»

Цель: рассказать о себе, понять с кем тебя идентифицируют другие члены группы.

Время выполнения: 10 минут

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения: все садятся в круг, и ведущий начинает упражнения на определение сильных сторон каждого. После небольшой паузы каждый член группы в течение 3-4 минут должен рассказать о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности в различных ситуациях. Необязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является или может стать точкой опоры в различные моменты жизни. Необходимо избегать любых высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Затем ведущий предлагает остальным участникам добавить, какие они отметили сильные стороны того, кто рассказывал о себе.

Обсуждение: Что вы чувствовали, когда рассказывали? Какие эмоции вызвали высказывания других членов?

Введение правил тренинга:                                                                                                            

У ведущего на листочке примерный список правил, для обсуждения. Участники слушают, обсуждают и принимают или не принимают предложенные правила, можно коллективно сформулировать дополнительно правила. Принятые правила фиксируются на листе ватмана, затем правила закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Я - высказывание

4. Безоценочность суждений

5. Активность

6. Правило «стоп»

Далее ведущий торжественно обещает следовать всем этим правилам и предлагает детям сделать тоже самое.

 

Игра-раскрепощение                                                                                                                      

«А вы обо мне не знали…»

Цель: еще лучше познакомить участников тренинга, раскрепостить их, снять эмоциональное напряжение.

Время выполнения: 10 минут

Оборудование, материалы: мяч.

Ход упражнения:  Одному из участников дается мяч. Он начнет игру со слов: «А вы обо мне не знали, что…» и рассказывает  какой-нибудь факт о себе. Далее он бросает мяч тому человеку, который ему интересен, обратится к нему по имени и задаст интересующий его вопрос. Игрок, которому задали вопрос, должен ответить на него и сообщить какой-нибудь факт о себе. Затем он должен кинуть мяч другому игроку

Обсуждение: Узнали ли вы что-то интересное для себя о других участниках?

Рефлексия:                                                                                                                             Вспомните весь тренинг, подумайте и скажите, что больше всего понравилось  или не понравилось? Объясните почему? Что сейчас чувствуете, какие эмоции преобладают?             

Прощание:    

«Я желаю себе…»

Цель: Завершение тренинга

Время выполнения: 10 минут

Оборудование, материалы: мяч

Ход упражнения: Участники тренинга встают в круг. Ведущий присоединяется к ним.

Мы закончили тренинг. Надеюсь, что он был полезен для вас, и вы разглядели в себе какие-нибудь точки профессионального роста. Предлагаю вам упражнение, которое поможет вам закрепить эти открытия.

У меня в руках мяч. Мы будем передавать его друг другу. Тот у кого он оказывается, громко произносит свое имя и говорит: «Я желаю себе в профессиональном плане…» и произносит, то, что он желает себе. Это довольно важный момент в тренинге и я прошу поддерживать стремление наших коллег аплодисментами.

 

Занятие 2                                                                                                                            

Приветствие- ритуал                                                                                                                             

Цель: приветствие, формирование чувства единства (участники вводят ритуал приветствия, который будет применятся на каждом занятии)                                                Время выполнения: 10-15 минут                                                                                     

Оборудование и материалы: не требуются                                                                                 

Ход упражнения:  Ведущий - я хотела бы, чтобы вы сейчас придумали смешное приветствие, которое мы будем использовать в ближайшее время. Это рукопожатие должно стать своего рода отличием нашей группы. Сначала выберите себе партнера. Вам предоставляется три минуты, чтобы изобрести, как можно более необычный способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы все легко могли его запомнить, но при этом достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом. Теперь пусть каждая пара покажет придуманное ей приветствие. Нам необходимо выбрать то рукопожатие, которое мы будем с вами использовать на последующих встречах.

 Разминка:

«Линейка»

Цель: Коммуникативная разминка, налаживание невербального общения, разогрев в начале тренинга, снятие напряжения.

Время выполнения: 5-7 минут.

Оборудование, материалы: Не требуются.

Ход упражнения: Команда становится линейно, инструктор вне команды. Участники в полной тишине должны выстроиться в один ряд по росту, по цвету глаз, по теплоте рук, по месяцу рождения и так далее. Проводится три-пять этапов разминки. При нарушении правила тишины все начинается заново.

Обсуждение: Сложно ли было выполнять задание? В чем выражалась сложность?

Упражнение 

«Фигуры»

Цель: Сплочение команды.

Время выполнения: 10-15 минут

Оборудование, материалы: Длинная веревка

Ход упражнения: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и, не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете, что задание выполнено, дайте мне знать. Откройте глаза. Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем газа. Ваша задача построить равносторонний треугольник.

Обсуждение: Вы довольны результатом группы? Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания? На какие из этих факторов вы могли повлиять? Какие выводы вы сделаете из упражнения?

Упражнение                                                                                                         

 «Прикосновения»                                                                                                                   

Цель: Создание дружеской, доверительной атмосферы.                                                                    

Время выполнения: 10 минут                                                                                          

Оборудование и материалы: не требуются                                                                               

Ход упражнения:    Каждый участник по кругу прикасается к своему соседу справа и говорит ему комплимент. 

Упражнение

«Психогимнастика»                                                                                                                         

Цель: Сплочение коллектива.

Время выполнения: 5-20 минут.

Оборудование, материалы: Не требуются.

Ход упражнения: Нам предстоит совместно решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, «выбросить» одинаковое количество пальцев на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом» я буду считать –раз, два, три – и на счет три все одновременно «выбрасывают» пальцы. Какое-то время, достаточное для того чтобы понять, справились ли мы с задачей, не опускаем руки. Если задача не решена, мы делаем очередную попытку.

Обсуждение: Возникали ли у вас затруднения при выполнении данного задания? Что вам было сложно выполнить?

Рефлексия: 

 

 Тренер дает слово каждому участнику, просит поделиться своими чувствами и эмоциями, сказать, что больше понравилось, что не понравилось.

 

Прощание:

Цель: Прощание участников, сплочение

Время выполнения: 10-15 минут

Оборудование и материалы: не требуется

Ход упражнения: Группа становится в круг, все берут друг друга за руки.

Ведущий идет в центр круга по его внутренней стороне, ведя за собой всю группу, пока не образуется плотная свернутая спираль, в центре которой находится ведущий.

Ведущий предлагает сделать вместе несколько глубоких дыханий, которые объединяют «Тело группы» в единое целое.

После этого участники группы отпускают руки и расходятся.

Ведущий может сопровождать этот ритуал какой-то настройкой в зависимости от контекста тренинга и групповых ожиданий, целей.

                                                                                                                      

Основной этап

 

Цель: Выработка навыков сотрудничества, формирование благоприятного психологического климата в группе, работа над сплочением коллектива.

 

Занятие 1

Приветствие- ритуал                                                                                                                             

Цель: приветствие, формирование чувства единства (ритуал, введенный на втором занятии)                                                                                                                                         

Время выполнения: 5-10  минут                                                                                       

Оборудование и материалы: не требуются                                                                                   

Ход упражнения: Участники знакомятся способом, выбранном на занятии 2.

 

Разминка:

 

Цель: Создать атмосферу сотрудничества.

Время выполнения: 15 – 20 минут.

Оборудование, материалы: не требуются (1 вариант), карточки (2вариант).

Ход упражнения:

Вариант 1. Все участники стоят в одном большом кругу и держатся за руки. Тренер говорит, что сейчас он запустит волну, а участники должны будут передать ее по кругу. «Волны» могут быть разными. Ведущий или просто поднимает руку с рукой своего соседа, или пожимает ее, или делает какое-то другое движение, например, сплетает пальцы своей руки и руки соседа в замок. Задача каждого участника— максимально точно и быстро передать полученное движение дальше. Когда у игроков получается выполнять движения без ошибок, тренер запускает еще одну волну в ту же или в противоположную сторону.

Вариант 2. Это упражнение можно организовать и как командное соревнование. Участники делятся на две группы, каждая команда выстраивается в ряд и берется за руки. Все должны быть расположены так, чтобы ведущий мог взять за руку первого участника каждой команды.

Участники, находящиеся в противоположном от ведущего конце, по его команде передают своему соседу определенное движение, тот передает его своему соседу и так дальше. Команда, в которой движение дошло до ведущего быстрее, получает очко за скорость. Также команды получают очки, если их движение во время пути не изменилось и дошло до ведущего таким же, каким было в начале. Перед тем как начать игру, ведущий должен раздать первым игрокам карточки, на которых написано, какие движения нужно передавать. Движения могут быть любыми, например: однократное сильное рукопожатие, двойное слабое пожатие руки и т. п.

Упражнение

«Собери ПК»

Цель: сплочение команды, демонстрирование достоинств открытого общения и командной работы.

Время выполнения: 15-20 минут.

Оборудование и материалы: 4 конверта с «паззлами» из больших фотографий ПК. Фотографии абсолютно одинаковые. При подготовке конвертов нужно так перемешать «паззлы», чтобы в каждом конверте оказалась часть деталей от других «паззлов».

Ход упражнения: Мне хочется предложить вам упражнение, которое даст нам возможность и почву для обсуждения темы командной работы. Для его выполнения нам нужно поделиться на 4 четыре команды. Каждая команда, теперь возьмите конверт. Внутри конверта «паззл». Ваша задача, используя командные ресурсы как можно скорее собрать паззлы».

Обсуждение: Как вы себя чувствуете? Что сейчас происходило? Чем вы можете гордиться? Что не получилось?

  Упражнение

«Интеллектуальный футбол»

Цель: сплочение группы, развитие умения работать в команде.

Время выполнения: 20 минут.

Оборудование и материалы: мяч.

Ход упражнения: Сейчас мы с вами поиграем в футбол. Не расстраивайтесь те, кто не умеет играть в него или у кого не подходящая форма одежды. Мы сыграем в интеллектуальный футбол. Для этого, в начале, делимся на две команды — все как в настоящем футболе. Затем выберите защитников, нападающих и вратаря. Каждая команда должна придумать для другой команды по 5–7 вопросов на разные темы: кино, живопись, спорт, политика и т. д. Играем так: команда задает вопрос и кидает мяч нападающим противника. Если они не справились с вопросом — передают мяч защитникам, а затем вратарю. Если ответ и в этом случае не найден — засчитывается гол                                                                                                                 

Обсуждение: Как вы себя чувствуете? О чем это упражнение? Что вам помогало? Что мешало? Какие выводы можно сделать на будущее?

Рефлексия:                                                                                                                                  

Тренер просит участников поделиться своим мнением о проведенном тренинге.

Прощание:                                                                                                                                         

Цель: Прощание, завершение работы                                                                                         

Время выполнения: 5-10 минут                                                                                       

Оборудование и  материалы: не требуется                                                                                   

Ход упражнения: Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: « А теперь я хочу сказать…». 

 

Занятие 2.                                                                                                                

Приветствие- ритуал                                                                                                                             

Цель: приветствие, формирование чувства единства (ритуал, введенный на втором занятии)                                                                                                                                       

Время выполнения: 5-10  минут                                                                                       

Оборудование и материалы: не требуются                                                                                  

Ход упражнения:  Участники знакомятся способом, выбранном на занятии 2.               

Разминка

 «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

Время выполнения: 5-7 минут.

Оборудование и  материалы: не требуется                                                                                    

Ход упражнения: Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого двое детей»; «Работает всю жизнь в одном учреждении»; «Поменяйтесь местами те, у кого старшие группы»; «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое»; «Работает педагогом уже больше 10 лет»; «Кто родился весной»; «Поменяйтесь местами те, кто в платьях»; «Поменяйтесь местами те, кто хорошо поет»; «Любит свою работу»; «У кого дома есть домашнее животное»; «Мечтал быть педагогом с детства» и т.д.

Упражнение

 «Вавилонская башня»

 Цель: тренировка навыков взаимодействия в команде, умения учитывать интересы всех членов группы, повышение ответственности за результат каждого участника команды

Время выполнения: 10 минут.

Оборудование и материалы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 6 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 6 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Башня должна иметь 7 этажей»; «Над башней развивается синий треугольный флаг», На первом этаже башни 5 окон, На втором этаже башни 6 окон, На третьем этаже башни - 2 круглых окна, Вход в башню осуществляется через четыре двери, и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут). Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

Упражнение

«Общее дело»                                                                                                                                       

Цель: Развитие навыков сотрудничества в ходе выполнения общего дела.                             

Время выполнения: 10-15 минут                                                                                    

Оборудование и материалы: не требуются                                                                                                       

Ход упражнения: Все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.
Результат: для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды.

 

Рефлексия:  Тренер задает три вопроса: Что понравилось в тренинге? Что вызвало большие трудности? Какой момент был наиболее ярким, запомнилось из занятия? Участники в свободном порядке отвечают на вопросы.                                                         

 

Прощание:                                                                                                                                   

Цель: Прощание, завершение тренинга                                                                                       

Время выполнения:  10 минут                                                                                          

Оборудование и материалы: стул                                                                                                  

Ход упражнения: Тренер объявляет об окончании занятий и предлагает участникам сесть в круг. Ведущий. Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый по очереди будет ставить перед собой этот стул. Остальные участники группы по желанию и в любом порядке будут подходить, садиться перед вами на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд, помогает вам в общении, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции.                                                                                                                           

 

Занятие 3

Приветствие- ритуал                                                                                                                             

Цель: приветствие, формирование чувства единства (ритуал, введенный на втором занятии)                                                                                                                                        

Время выполнения: 5-10  минут                                                                                      

Оборудование и материалы: не требуются                                                                                   

Ход упражнения: Участники знакомятся способом, выбранном на занятии 2.      

Разминка:

«Коленвал»

Цель: Упражнение помогает сконцентрировать внимание, полу­чить положительные эмоции, сближает участников тренинга

Время выполнения: 5 минут

Оборудование и материалы: не требуются                                                                                  

Ход упражнения: Тренер участвует в упражнении. Участники садятся в круг. «Каждый участник кладет свою правую руку на левое ко­лено соседа справа, а левую руку — на правое колено соседа слева». Далее тренер произносит: «Волна пошла по часовой стрелке» и хлопает левой ладонью по колену соседа. «Волна», с хлопками каждого участника каждой ладошкой по каждой коленке соседа, должна вернуться к тренеру. Усложнение упражнения: сначала тренер отправ­ляет левой рукой волну по часовой стрелке, и сразу же — еще одну, правой рукой против часовой стрелки.

Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным?

 

Упражнение

«Я собираюсь в путешествие»

Цель: Сплочение группы, позитивный эмоциональный настрой участников.

Время выполнения: 10 – 15 минут

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход работы: Все сидят в кругу. Игра начинается с высказывания: “Я собираюсь в путешествие и беру с собой объятие” и участник обнимает человека справа от себя. Этот человек затем говорит: “Я собираюсь в путешествие и беру с собой объятие и похлопыванье по спине” и затем обнимает человека справа и похлопывает его по спине. И так каждый участник повторяет то, что было сказано и добавляет новое действие к сказанному. Необходимо пройти по кругу, чтобы до всех дошла очередь.

 

Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным?

Упражнение

 “Выведи из окружения”

Цель: создание доверия, тренировка управленческих навыков, умение подчиняться, искусство управление временем, навыки эффективной работы в команде

Время выполнения: 20 минут

Оборудование, материалы: повязки на глаза

Ход работы: Тренер делит группу на 2 команды по 5–6 человек. Все команды участвуют в игре по очереди. Каждая команда выбирает управляющего (лидера). Ведущий объявляет военные действия и предлагает участникам окружить одну из команд. Итак, в игру вступает первая команда. Всем участникам играющей группы (кроме лидера) завязывают глаза и ставят в центр круга. Лидер остаётся за кругом. Остальные команды образуют довольно свободный круг вокруг ничего не видящих участников. Наставник предлагает «окружению» расположиться на разном расстоянии друг от друга и замереть в любой позе (присесть/вытянуть руки/выставить ногу/кому-то взяться за руки). Лидер, с помощью словесных указаний, должен вывести своих «бойцов» из круга (по одному или всех вместе) к одной выбранной точке за пределами круга за определенный период времени, не дав коснуться людей образующих круг. В зависимости от количества игроков можно установить лимит времени (на каждого участника ориентировочно отводится 1,5 — 2 минуты). Для усложнения задачи игроки не задействованные в игре образуют не круг, а какую-то другую фигуру (трапецию/квадрат/эллипс). Когда все люди выведены из круга, следующая команда вступает в игру. После участия каждой команды начинается обсуждение.

Обсуждение:  Кто был лучшим лидером? Почему? Чьи указания было исполнять легко?  Кому было легче добиться от своей команды результата? Почему?  Все ли участники доверяли своему лидеру? Какой лидер не вызвал доверия и почему? Всем ли лидерам удалось вывести участников из круга в заданное время? Если нет, то что помешало?

 

 Рефлексия:

Что вы вынесли из сегодняшнего занятия? Что полезного для себя уяснили?

Прощание:                                                                                                                                           

«Пожелания»

Цель: Попрощаться, завершить занятие

Время выполнения: 5- 10 минут

Оборудование и материалы: чистые карточки

 

Ход упражнения: Раздайте каждому участнику достаточное количество карточек. На одной стороне карточки участник пишет имя адресата (кому относятся комментарии) и имя отправителя (свое). На другой стороне пишется позитивный и честный комментарий.

Каждый член команды пишет карточки для всех остальных участников.

Когда все карточки написаны, они вручаются адресатам.

 

Занятие 4.

 

Приветствие- ритуал                                                                                                                             

Цель: приветствие, формирование чувства единства (ритуал, введенный на втором занятии)                                                                                                                                        

Время выполнения: 5-10  минут                                                                                      

Оборудование и материалы: не требуются                                                                                  

Ход упражнения: Участники знакомятся способом, выбранном на занятии 2      

 

Разминка:

«Перекличка»

Цель:  Поднимает концентрацию внимания. Увеличивает спло­ченность участников тренинга.

Время выполнения: 5-10  минут                                                                                      

Оборудование и материалы: не требуются                                                                                   

 

Ход упражнения: Участники садятся или встают в круг. «Ваша задача назвать по возрастанию числа от одного до... (тренер называет число участников). Условия: Нельзя называть числа в том порядке, в котором стоите. Говорить надо по одному. Называть число может любой из вас. Если число называют одновременно несколько человек, счет начинается сначала». Упражнение можно усложнить: а) дать задание, чтобы участники опустили головы вниз и не смотре­ли друг друга; б) называть по порядку числа, стара­ясь добраться до самого большого без ошибок.

Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным?

Упражнение

«Слепое доверие»

Цель:  улучшение внимательности, тимбилдинг, тайм-менеджмент, совершенствование навыка управления и здорового подчинения, создание доверия.

Время выполнения: 15–20 минут.

Оборудование и материалы: флип чарт (ватман), повязки/маски на глаза, мячи (разного цвета). Количество мячей зависит от числа групп

Ход упражнения: Каждой группе дается мячик. Члены групп с повязками на глазах встают в центр. Остальные играющие располагаются по бокам игрового пространства. По указанию наставника игроки бросают мяч, и начинается отсчет времени (желательное время 10 минут). После броска мяча в центр игровой площадки, члены команды выкрикивают инструкции своим «слепым», сообщая, где найти нужный мяч. Как только игрок с завязанными глазами находит мяч, он должен поднять руку и дополнительно обратить на себя внимание тренера, для того чтобы зафиксировать результат на флипчарте. За каждый найденный мяч группа получает один балл. Затем повязка на глаза переходит к следующему игроку. А бывший «слепой» кидает мяч (тренер следит за чистотой игры и контролирует, чтобы мяч откатился на достаточное расстояние). Игра продолжается до финального свистка тренера. Коллектив, который получает наибольшее число баллов за определенное количество времени, побеждает.

Обсуждение:  Какие навыки помогли победить выигравшей команде? С какими сложностями столкнулись? Легко ли давать точные и понятные инструкции? Влияет ли на игру ограничение по времени (если оно было)? Что Вы чувствуете, если Ваши указания не выполняются или понимаются неверно? Что Вы чувствуете «слепо» подчиняясь дающему указания?Что проще – давать указания или подчиняться?

Упражнение

«Сказка о городе»

Цель:  снятие эмоционального напряжения, образование благоприятного психологиеского климота.

Время выполнения: 10-15 минут.

Оборудование и материалы: мягкая игрушка, лист бумаги, ручка.

Ход упражнения: Мы хотим, чтобы наше душевное спокойствие сохранялось как можно дольше.

Мы сочиним «Сказку о городе», в котором нет конфликтов, где все люди счастливы и любимы. А сказка начинается так: «В одном прекрасном городе собрались все …»

Каждый участник по очереди, передавая мягкую игрушку, называет одно предложение для сочинения сказки.

Нам всем захотелось жить в таком городе. Когда мы счастливы, мы ощущаем себя здоровыми и полноценными!

Обсуждение: Захотелось ли вам остаться в этом городе в реальности? Что бы еще добавили?

Рефлексия:  Давайте подведем итоги нашего занятия. Каждый по цепочке выскажется, что было полезного, что понравилось, что не понравилось.

Прощание

«Напиши пожелание на спине»

Цель:  эмоциональная разгрузка, прощание с коллективом.

Время выполнения: 5-10 минут

Оборудование и материалы: листы бумаги, ручки.

Ход упражнения: Предлагается написать пожелания на спине участника, (прикрепляется лист на спине, и каждый участник анонимно пишет хорошие слова)

Занятие 5

Приветствие- ритуал                                                                                                                             

Цель: приветствие, формирование чувства единства (ритуал, введенный на втором занятии)                                                                                                                                       

Время выполнения: 5-10  минут                                                                                       

Оборудование и материалы: не требуются                                                                                  

Ход упражнения: Участники знакомятся способом, выбранном на занятии 2

Разминка:

«Передай предмет»

Цель: помогает участникам реализовать твор­ческие наклонности, поднимает настроение, повышает груп­повую динамику.

Время выполнения: 5-10  минут                                                                                       

Оборудование и материалы: какой-либо предмет.

Ход упражнения: Упражнение можно выполнять как по кругу, так и построившись в шеренгу. Тренер берет какой-либо предмет (маркер, мячик, скомканный лист бумаги) и отдает его ближайшему участнику. «Ваша задача — передать этот предмет своему соседу справа и так по кругу. Причем способы передачи повторяться не должны. Если предмет упадет, начинаем сначала». Самого оригинального можно наградить аплодис­ментами.

Упражнение

«Недотроги»

Цель: Эмоциональная разрядка и ослабление напряженности, сплочение.

Время выполнения: 15 – 20 минут.

Оборудование, материалы: карточки на клейкой основе, разных цветовых оттенков и размеров с клейкой полоской на обороте. Количество цветов должно соответствовать численности группы.

Ход упражнения: Первый способ игры – с фиксированным временем. За три или пять минут, отводимых на игру, необходимо прилепить возможно большее количество своих карточек на других играющих. Этот способ игры допускает приклеивать несколько карточек на одного человека, на любые доступные части тела. Одновременно нужно стремиться не допустить приклеивания чужих карточек на себя. Победителем является игрок, добившийся наибольшей разницы между количеством карточек, приклеенных им на других, и приклеенными другими на него.

Первый способ игры предполагает возможность использования каждым участником неограниченного количества карточек (сколько успеет расклеить за отведенное время).

Второй способ игры отличается от первого только тем, что фиксируется не время, отводимое на игру, а количество карточек в наборе, предусмотренном на одного играющего.

Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным?

Упражнение

«Лимон». 

Цель: снятие психологического напряжения.

Время выполнения:  10-15 минут.

Оборудование, материалы: не требуются

Ход упражнения: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Обсуждение: Что вы чувствовали при выполнении задания? Стало ли вам легче?

Рефлексия:

Что вы можете сказать о сегодняшнем занятии? Участники высказываются по очереди.

Прощание:

"Аплодисменты по кругу"

Цель: прощание, завершение тренинга

Время выполнения: 5-10 минут

Оборудование и материалы: не требуется

Ход упражнения:  - Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

 

Закрепляющий этап

Цель: Подведение итогов работы группы.

Занятие 1                                                                                                                               

Приветствие- ритуал                                                                                                                          

Цель: приветствие, формирование чувства единства (ритуал, введенный на 2м занятии)                                                                                                                                        

Время выполнения: 5-10  минут                                                                                      

Оборудование и материалы: не требуются                                                                                   

Ход упражнения: Участники знакомятся способом, выбранном на занятии 2. 

 

Разминка

 «Пальчики»

 Цель: сплочение коллектива, умение чувствовать друг друга и понимать.

Время выполнения: 10 минут

Оборудование, материалы: не требуется

Ход упражнения: Участники сидят на стульях. «Теперь я попрошу подняться лишь столько человек, сколь­ко я покажу пальцев». Тренер показывает различные комбинации паль­цев: пять, семь, девять и т. д.

Обсуждение:  Как вы понимали, когда Вам нужно вставать, а когда встанет кто-то другой? Тяжело ли понимать других участников?

 

Упражнение

“Командный слон”

Цель: командообразование, сплочение коллектива, поднятие энергии.

Время выполнения: 15–25 минут

Оборудование, материалы: инструкции по числу участников, ватман+скотч или флипчарт, маркеры/цветные карандаши

Ход упражнения: ведущий предлагает участникам нарисовать слона на флип чарте (или на прикрепленном к стене ватмане). Но не все так просто! У каждого человека будет своя задача в общем деле. Каждый получает инструкцию (тренер может раздать их в произвольном порядке, либо позволить людям вытянуть ее самостоятельно). После команды тренера к началу игры, запрещается разговаривать и писать словами задание. Все вопросы обсуждаются до получения инструкций. В зависимости от численности группы заранее продумайте количество бумажек с инструкциями.

Обсуждение:    Все ли задачи выполнены корректно?  Удалось ли нарисовать все детали в отведенное время? Доволен ли лидер результатом? Довольна ли команда результатом? Что мешало достигнуть нужной цели? Что помогало выполнить задание? Какова роль лидера? Как была организована работа группы? Что можно было сделать чтобы улучшить выполнение задачи?

Упражнение

“Головоломка”

Цель: сплочение, снятие тревоги, завершение тренинги или тренингового блока на эмоциональном подъёме

Время выполнения: 5-10 минут.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения: перед началом игры тренер отмечает необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого члена группы. Каждый участник берёт за руки двух других участников — находящихся не рядом с ним. Задача — не размыкая рук построиться в круг.

Обсуждение: Что было саамы трудным?

Рефлексия - Прощание:

Цель: завершение работы тренинга.

Время выполнения: 10-15  минут

Оборудование и материалы: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.

Ход упражнения:  Все участники делятся на мини-группы, каждая мини-группа получает лист бумаги А3 и свое задание.

Первой группе нужно подготовить выступление, суммирующее основные пункты, рассмотренные на тренинге. Второй группе — комплекс мер, которые могут быть приняты в реальной жизни (на рабочем месте) для того, чтобы максимально использовать полученную информацию. Третьей — какие препятствия могут возникнуть при применении полученной информации в реальной жизни и как эти препятствия преодолеть.

Группам дается 10 минут, чтобы набросать идеи и придумать, как презентовать их группе. Листы А3 можно использовать для того, чтобы сформулировать на них основные пункты, сделать схематические рисунки и т.д.

После этого один представитель от каждой группы презентует всем соображения своей группы.

 

Обсуждение: Может ли группа добавить что-то к сказанному, с какими идеями участники согласны, а с какими — нет?

 

Занятие 2.

Приветствие- ритуал                                                                                                                          

Цель: приветствие, формирование чувства единства (ритуал, введенный на 2м занятии)                                                                                                                                       

Время выполнения: 5-10  минут                                                                                      

Оборудование и материалы: не требуются                                                                                  

Ход упражнения: Участники знакомятся способом, выбранном на занятии 2. 

 

Разминка:

«Мостик»

Цель: умение работать в паре, понимать партнера, эмоциональная разгрузка.

Время выполнения: 5-10  минут

Оборудование и материалы: несколько маркеров.

Ход упражнения: Тренер делит участников на пары и выстраивает в ряд  у стены. Перед каждой парой на пол кладет мар­кер. «Задача каждой пары — взять этот маркер указательны­ми пальцами правых рук за кончики, поднять, пронести до про­тивоположной стены и обратно, снова положить на прежнее место. Сделать это нужно, не роняя маркер». Можно пустить пары наперегонки или по очере­ди. При любом подходе тренер берет на себя роль арбитра

Упражнение

“Круг душевного тепла”

Цель: увеличить доверие, снизить тревогу / завершить тренинг или тренинговый блок на эмоциональном подъёме.

Время выполнения: в зависимости от количества участников

Оборудование и материалы: не требуются.

Ход упражнения: становятся в круг и берут друг друга за руки. Это игровое упражнение заключается в том, чтобы передавать друг другу «душевное тепло». Делается это с помощью несильного рукопожатия. Первый игрок передаёт его игроку справа, тот — следующему, и так, пока цепочка не завершится на том, кто начал. Сначала игра ведётся с открытыми глазами, затем, с началом второго круга, дети закрывают глаза. 

Обсуждение: Почувствовали ли вы тепло другого?

 

Упражнение

«Бесплатные советы»

Целькаждый из участников получает индивидуальные рекомендации по применению полученных знаний.

Время выполнения: 10-30 минут.

Оборудование и материалы: Листы бумаги формата А4, карандаши

Ход упражнения: Участники тренинга сидят в общем кругу. Каждый участник пишет вверху свое имя, например «Иванов Михаил», после чего каждый лист передается участнику, сидящему справа.

Участник, сидящий справа, в течение одной минуты пишет рекомендации ,которые он мог бы дать человеку, листочек с именем которого он получил.

После этого все листы по команде тренера передаются дальше направо. Следующий сосед добавляет свои рекомендации.

Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не получит назад свой собственный лист с написанными на нем рекомендациями от каждого члена группы.

Вариант. Имя написать на обратной стороне и рекомендации заворачивать, что бы их не было видно.

Упражнение

« Изменения»

Цель: подведения итогов тренинга, взаимный контроль участников повышает вероятность того, что полученные знания внедряться ими в реальную деятельность.

Время выполнения: 10 минут

Оборудование и материалы: карточки из плотной бумаги с размером с визитку, карандаши.

 Ход упражнения: Все участники тренинга получают по карточке, после чего выслушивают следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых — облегчить нашу жизнь на рабочем месте. К сожалению, навыки, полученные на тренинге, имеют тенденцию уходить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реальных условиях. Для того чтобы продумать, что и как вы будете применять на практике в ближайшее время, мы и предлагаем написать на своей карточке три изменения, которые каждый предпримет у себя на рабочем месте в ближайшую неделю после тренинга».

Каждый надписывает на карточках свое имя и телефон.

Участники в парах обмениваются карточками и договариваются о том, что через неделю созвонятся для того, чтобы узнать, как дела у другого, выполнены ли поставленные цели.

Рефлексия:

·         Какие психологические качества у вас проявились при участии в тренинге?

·         Какие чувства испытывали?

·         Что нового узнали о себе, о группе?

·         Как будете использовать эти знания?

·         Чему научились?

·         Как это пригодиться в будущем?

·         Что было важным?

·         Над чем вы задумались?

·         Что происходило с вами?

·         Что нужно развивать на будущее?

Орг. конец:

Спасибо вам большое, что прошли тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Предложенная программа является эффективной, так как весь комплекс упражнений направлен на достижение поставленной цели и все упражнения являются эффективными, потому что на каждую задачу и цель я подбирала соответствующие задания и упражнения. Перед каждым упражнением описывается для чего нам нужно и необходимо его выполнять. Можно так же добавить, что данная программа является эффективной потому что, все упражнения реальны и понятны для выполнения.

Трудности реализации данной программы могут заключаться в следующем: во-первых, если участники будут разных возрастов (обязательно участники одного возраста), если частники нарушают правила тренинга и так же, если участники не понимают, зачем пришли и остаются скрытыми на протяжении всего тренинга.

Продолжить работу в данном направлении хотелось бы в реальном применении на практике данной программы, для того, чтобы убедиться, что программа действительно является рабочей.

 

 

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива

Тренинг по развитию сплоченности школьного коллектива
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2019